ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65, лит. А
http://13aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Санкт-Петербург
26 февраля 2024 года
Дело №А56-78731/2023
Резолютивная часть постановления объявлена 14 февраля 2024 года
Постановление изготовлено в полном объеме 26 февраля 2024 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Фуркало О.В.
судей Мильгевской Н.А., Семеновой А.Б.
при ведении протокола судебного заседания: ФИО1,
при участии:
от заявителя: ФИО2, по доверенности от 11.01.2024;
от заинтересованного лица: ФИО3, по доверенности от 27.12.2023;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-43422/2023) общества с ограниченной ответственностью "Жилкомсервис №3 Фрунзенского района" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 24.11.2023 по делу № А56-78731/2023, принятое
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Жилкомсервис №3 Фрунзенского района"
к Государственной жилищной Инспекции Санкт-Петербурга
об оспаривании предписания,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Жилкомсервис №3 Фрунзенского района" (далее – Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением об оспаривании предписания Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга (далее – Инспекция, ГЖИ) от 13.06.2023 №12/125/23-К-р.
Решением суда первой инстанции от 24.11.2023 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с вынесенным решением суда первой инстанции, Общество направило апелляционную жалобу, в которой просит отменить обжалуемое решение
и принять по делу новый судебный акт. В обоснование апелляционной жалобы ее податель указывает на то, что плата за коммунальные услуги по горячему и холодному водоснабжению в расчетном периоде февраль 2023 года по квартире 220 правомерно начислена Обществом в соответствии с пунктом 81(11) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), с применением повышающего коэффициента.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы жалобы, просил решение суда отменить.
Представитель Инспекции просил в удовлетворении жалобы отказать, по мотивам, изложенным в представленном отзыве.
Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, Инспекцией в соответствии с решением №12/125/23-К-р от 23.05.2023 проведена документарная проверка по обращению №ОБ-4054-4/23-0-0 от 10.03.2023 за соблюдением лицензионных требований Обществом с ограниченной ответственностью «Жилкомсервис № 3 Фрунзенского района», связанных с некорректными начислениями платы по горячему водоснабжению в многоквартирном доме, расположенном по адресу: <...>(далее - МКД).
По результатам документарной проверки установлено, что квартира 220 в указанном МКД оборудована индивидуальными приборами учета холодного и горячего водоснабжения: ХВС №175248 с июля 2014 года, дата поверки – 29.07.2025; ГВС №449025916 с января 2017 года, дата поверки – 19.12.2022.
21.12.2022 по результатам планового обхода Обществом составлен акт о несанкционированном вмешательстве в работу индивидуального прибора учета горячего водоснабжения (далее – ИПУ ГВС) и индивидуального прибора учета холодного водоснабжения (далее – ИПУ ХВС), в котором зафиксирован срыв пломб на данных приборах учета.
Указанное послужило основанием для доначисления Обществом платы за коммунальную услугу «ГВС (инд. потребл.)» собственнику квартиры 220 в МКД в счет-квитанции за февраль 2023 года с применением повышающего коэффициента 10.
Установив, что у Общества отсутствуют основания для начисления повышающего коэффициента 10 за вмешательство в работу ИПУ ГВС за коммунальную услугу «ГВС (инд. потребл.)» собственнику квартиры 220 в МКД в счет-квитанции за февраль 2023 года, Инспекция 13.06.2023 выдала предписание №12/125/23-К-р с указанием выполнения следующих мероприятий: обеспечить соблюдение пункта 81 (11) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 №354 (далее – Правила №354), при начислении платы за горячее водоснабжение в счет-квитанции за февраль 2023 года по лицевому счету собственника квартиры 220 в МКД, исключить начисление повышающего коэффициента в размере 26 450,79 руб.
Не согласившись с указанным предписанием, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
Согласно пункту 3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного Постановление Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 N 1110 лицензионными требованиями к лицензиату, устанавливаемыми в соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности", являются:
а) соблюдение требований, предусмотренных частью 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации;
б) исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации;
в) соблюдение требований, предусмотренных частью 1 статьи 193 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно части 2 статьи 161 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность
В соответствии с частью 4 статьи 154 ЖК РФ плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.
Согласно части 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Правила N 354 регулируют отношения регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении, порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, определяют основания и порядок приостановления или ограничения предоставления коммунальных услуг, а также регламентируют вопросы, связанные с наступлением ответственности исполнителей и потребителей коммунальных услуг.
В силу пункта 42 Правил N 354 за коммунальную услугу, предоставленную в жилом помещении, оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета (за исключением платы за коммунальную услугу по отоплению), размер платы определяется исходя из показаний такого прибора за расчетный период, а при отсутствии прибора учета, а также технической возможности установки такого прибора - исходя из нормативов потребления коммунальной услуги.
Согласно пункту 80 Правил N 354 учет объема (количества) коммунальных услуг, предоставленных потребителю в жилом или в нежилом помещении, осуществляется с пользованием индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета.
Пунктом 81 Правил N 354 предусмотрено, что оснащение жилого или нежилого помещения приборами учета, ввод установленных приборов учета в эксплуатацию, их надлежащая техническая эксплуатация, сохранность и своевременная замена должны быть обеспечены собственником жилого или нежилого помещения, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 80(1) настоящих Правил.
Ввод установленного прибора учета в эксплуатацию, то есть документальное оформление прибора учета в качестве прибора учета, по показаниям которого осуществляется расчет размера платы за коммунальные услуги, осуществляется исполнителем в том числе на основании заявки собственника жилого или нежилого помещения, поданной исполнителю, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 80(1) настоящих Правил.
При проведении исполнителем, а в случаях, предусмотренных пунктом 81(1) названных Правил, гарантирующим поставщиком, сетевой организацией проверки состояния прибора учета проверке подлежат: целостность прибора учета, отсутствие механических повреждений, отсутствие не предусмотренных изготовителем отверстий или трещин, плотное прилегание стекла индикатора; наличие и сохранность контрольных пломб и индикаторов антимагнитных пломб, а также пломб и устройств, позволяющих фиксировать факт несанкционированного вмешательства в работу прибора учета, а также наличие информации о несанкционированном вскрытии клеммной крышки прибора учета электрической энергии и факта события воздействия магнитных полей на элементы прибора учета электрической энергии в соответствии с предельными значениями, определенными Правилами предоставления доступа к минимальному набору функций интеллектуальных систем учета электрической энергии (мощности); отсутствие свободного доступа к элементам коммутации (узлам, зажимам) прибора учета, позволяющим осуществлять вмешательство в работу прибора учета.
Данный перечень является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.
Нарушение показателей, указанных в абзацах третьем - пятом названного пункта, признается несанкционированным вмешательством в работу прибора учета. При обнаружении в ходе проверки указанных нарушений исполнитель составляет акт о несанкционированном вмешательстве в работу прибора учета. При этом, если прибор учета установлен в жилом помещении и иных помещениях, доступ к которым не может быть осуществлен без присутствия потребителя, исполнитель производит перерасчет платы за коммунальную услугу и направляет потребителю требование о внесении доначисленной платы за коммунальные услуги. Такой перерасчет производится за период, начиная с даты установления указанных пломб или устройств, но не ранее чем с даты проведения исполнителем предыдущей проверки и не более чем за 3 месяца, предшествующие дате проверки прибора учета, при которой выявлено несанкционированное вмешательство в работу прибора учета, и до даты устранения такого вмешательства, исходя из объема, рассчитанного на основании нормативов потребления соответствующих коммунальных услуг с применением повышающего коэффициента 10 (пункт 81(11) Правил №354).
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, жилое помещение по адресу: Санкт-Петербург, ул.Димитрова, д.24, к.1, кв.220, оборудовано индивидуальными приборами учета холодного водоснабжения (далее-ХВС) и горячего водоснабжения (далее-ГВС): ХВС №175248 с июля 2014 г., дата следующей поверки 29.07.25 г., ГВС №449025916 с января 2017 г., дата поверки 19.12.22 г.
На основании акта приемки ГВС №449025916 от 13.12.2016г. после замены, ИПУ ГВС №524754/14 принят и опломбирован, введена следующая дата поверки 19.12.2022, в котором указано, что Абонент сдает, а жилищно-эксплуатационная организация пломбирует узлы учета и принимает на коммерческий учет.
На основании акта приемки прибора учета ХВС №175248 от 02.08.2019, после поверки, введена следующая дата поверки 29.07.2025, в котором зафиксировано наличие контрольных пломб управляющей компании ООО «Жилкомсервис №3 Фрунзенского района».
Кроме того, 12.08.2019 составлен акт сверки контрольных показаний ХВС №175248 и ГВС №449025916, в котором зафиксировано наличие контрольных пломб управляющей компании.
21.12.2022 по результатам планового обхода, Обществом составлен акт проверки показаний ИПУ (акт о несанкционированном вмешательстве в работу ИПУ), в жилом помещении квартиры №220 в МКД, в котором зафиксирован срыв пломб на приборах учета холодного и горячего водоснабжения.
До указанной даты заявок/уведомлений в аварийно-диспетчерскую службу ООО «Жилкомсервис №3 Фрунзенского района» об отсутствии пломбы на ИПУ ХВС и ГВС не поступало.
Общество пришло к выводу о том, что потребителем нарушены п.п.35 (г2), п.81 (11,13) Правил №354, поскольку акта сверки контрольных показаний ХВС №175248 и ГВС №449025916 при выходе из строя прибора учета в связи с нарушением контрольных пломб не представлено.
В соответствии с вышеизложенным, в расчетном периоде января 2023 года, Обществом произведено доначисление платы за коммунальные услуги ХВС и ГВС, расчет произведен на основании п.81(11) Правил №354.
Доначисление отразилось в счет - квитанции февраль 2023 года, в строке «повышающий коэффициент» на общую сумму 37193,55 руб.
24.01.2023 по результатам выполнения заявки от 18.01.2023, составлен акт приемки и опломбировки вновь установленного ИПУ ГВС №1909027 и опломбировки ИПУ ХВС №175248, приборы учета введены в эксплуатацию и приняты на коммерческий учет в январе 2023 года.
Согласно пункту 81(12) Правил №354 прибор учета считается вышедшим из строя в случаях: неотображения приборами учета результатов измерений; нарушения контрольных пломб и (или) знаков поверки; механического повреждения прибора учета; превышения допустимой погрешности показаний прибора учета; истечения межповерочного интервала поверки приборов учета с учетом особенностей, предусмотренных пунктом 80(1) названных Правил.
Инспекцией установлено, что акт о несанкционированном вмешательстве в работу ИПУ ГВС от 21.12.2022 составлен после истечения срока поверки ИПУ ГВС.
Сведений о том, что вмешательство в работу ИПУ ГВС произошло в пределах срока поверки, материалы дела не содержат.
Также отсутствуют сведения о дате срыва контрольной пломбы ИПУ ГВС. Обществом данные сведения также не предоставлены.
Согласно предоставленным расчетам Общества сумма доначислений за нарушение наличия и сохранности контрольных пломб ИПУ ГВС составила 26 450,79 рублей.
Учитывая, что Обществом подтверждается фиксация отсутствия пломб на ИПУ ГВС, после истечения срока поверки, применение повышающего коэффициента 10 за вмешательство в работу ИПУ ГВС за коммунальную услугу «ГВС (инд. потребл.)» собственнику кв.220 в МКД, в счет-квитанции за февраль 2023 не правомерно.
Общество ссылается на положения п.34, п.35, п.81(13) Правил №354.
В соответствии с п.34 Правил №354 потребитель обязан сохранить установленные исполнителем при вводе прибора учета в эксплуатацию или при последующих плановых (внеплановых) проверках прибора учета на индивидуальные, общие (квартирные) и комнатные приборы учета электрической энергии, холодной воды и горячей воды, тепловой энергии контрольные пломбы и индикаторы антимагнитных пломб, а также пломбы и устройства, позволяющие фиксировать факт несанкционированного вмешательства в работу прибора учета.
В соответствии с п.35 Правил №354. Потребитель не вправе самовольно нарушать пломбы на приборах учета и в местах их подключения (крепления), демонтировать приборы учета и осуществлять несанкционированное вмешательство в работу приборов учета.
В соответствии с п.81(13) Правил №354 потребитель в случае выхода прибора учета из строя (неисправности) обязан незамедлительно известить об этом исполнителя, сообщить показания прибора учета на момент его выхода из строя (возникновения неисправности) и обеспечить устранение выявленной неисправности (осуществление ремонта, замены) в течении 30 дней со дня выхода прибора учета из строя (возникновения неисправности).
Вместе с тем, согласно подпункту к(1)) пункта 33 Правил N 354 потребитель имеет право при наличии индивидуального, общего (квартирного) или комнатного прибора учета ежемесячно снимать его показания и передавать полученные показания исполнителю или уполномоченному им лицу не позднее даты, установленной договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.
Согласно подпункту "а" пункта 82 Правил N 354 исполнитель обязан проводить проверки состояния установленных и введенных в эксплуатацию индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета и распределителей, факта их наличия или отсутствия.
В силу пункта 83 Правил N 354 проверки, указанные в пункте 82 настоящих Правил, должны проводиться исполнителем не реже 1 раза в год, а если проверяемые приборы учета расположены в жилом помещении потребителя, то не чаще 1 раза в 3 месяца.
Из положений пунктов Правил N 354 следует, что исполнитель обязан регулярно проверять состояние индивидуальных приборов учета, самостоятельно снимать показания приборов учета, сверять данные показания с показаниями представленными потребителем и в случае необходимости производить перерасчет, составлять акт о несанкционированном вмешательстве в работу прибора учета.
В случае обнаружения факта несанкционированного вмешательства в работу прибора учета исполнитель обязан составить об этом акт по установленной форме и произвести перерасчет. Предельный период перерасчета составляет период, составляющий 3 месяца до момента выявления несанкционированного вмешательства, и до даты устранения такого вмешательства.
Как следует из документов представленных Обществом, за период с момента последней проверки 02.08.2019, до даты прекращения использования показаний приборов учета для расчета платы состояние приборов учета Обществом не проверялось, фактов несанкционированного вмешательства в работу приборов учета не устанавливалось.
Кроме того, как указывалось выше, срок поверки прибора учета ГВС истек 19.12.2022, следовательно, с момента истечения срока поверки прибора учета ГВС данный прибор учета считается вышедшим из строя, неисправным (подпункт «д») пункта 81 (12) Правил № 354 и расчет платы за ГВС должен был проводиться Обществом в соответствии с положениями пунктов 59, 60 Правил № 354 вне зависимости от состояния пломб на приборе: а именно: первые три месяца исходя из среднемесячного объема потребления коммунального ресурса, в дальнейшем – исходя из нормативов потребления коммунальных услуг.
Между тем, Общество дополнительно произвело доначисление платы за горячее водоснабжение с применением повышающего коэффициента 10, чем Обществом нарушены положения п.81(11) Правил №354.
При таких обстоятельствах Инспекция пришла к обоснованному выводу о нарушении Обществом требований пункта 81(11) Правил N 354, выразившимся в неправомерном начислении платы с применением повышающего коэффициента 10 по статьям холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, в связи с чем правомерно выдала Обществу предписание от 13.06.2023 №12/125/23-К-р об устранении выявленных нарушений.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявленных Обществом требований.
Нарушения норм материального и процессуального права судом первой инстанции не допущено, в связи, с чем оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 24.11.2023 по делу № А56-78731/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий
О.В. Фуркало
Судьи
Н.А. Мильгевская
А.Б. Семенова