ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65
http://13aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Санкт-Петербург
25 октября 2017 года | Дело № А56-79278/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена октября 2017 года
Постановление изготовлено в полном объеме октября 2017 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Толкунова В.М.
судей Лопато И.Б., Семеновой А.Б.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Пермяковой Е.П.,
при участии:
от заявителя: ФИО1 по доверенности от 11.11.2016; ФИО2 по доверенности от 11.11.2016
от заинтересованного лица: не явился, извещен
от 3-го лица: не явился, извещен
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер АП-18358/2017 ) ФГБОУ ВО "Санкт-Петербургский государственный университет" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 23.05.2017 по делу № А56-79278/2016 (судья Ресовская Т.М.), принятое
по заявлению ФГБОУ ВО "Санкт-Петербургский государственный университет"
к УФАС по Санкт-Петербургу
3-е лицо: ООО "Сириус"
об оспаривании решения и предписания
установил:
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Санкт-Петербургский государственный университет» (далее - ФГБОУ ВО «СПбГУ», Учреждение, Университет, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительными решения и предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу (далее - УФАС, Управление, антимонопольный орган) от 25.07.2016 по делу № 44-2849/16.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью «Сириус» (далее- ООО «Сириус», третье лицо, Общество).
Решением суда от 23.05.2017 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым решением суда, ФГБОУ ВО «СПбГУ» направило апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить и принять новый судебный акт - об удовлетворении заявления.
Университет не согласен с выводом суда об императивном указании законодательства на обязательность установления дополнительных требований, поскольку заказчик, утверждая техническую документацию на производство строительных и ремонтных работ, самостоятельно устанавливает наличие необходимых материально-технических ресурсов в случае необходимости таковых. Иное, по мнению заявителя, приведет к ограничению конкуренции и отмене аукциона. Кроме того, заявитель считает вывод УФАС и суда о необходимости использования кода 43 ОК 029-2014 (КДЕС ред.2) ошибочным .
В судебном заседании представители заявителя поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
УФАС и третье лицо, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, своих представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем жалоба рассмотрена в соответствии с частью 3 статьи 156 и частью 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в их отсутствие.
Законность и обоснованность принятого по делу судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, Университетом проводился конкурс с ограниченным участием на выполнение работ по реставрации и приспособлению для современного использования, капитальному ремонту и техническому переоснащению объекта/ансамбля культурного наследия федерального значения «Усадьба ФИО3 (Первый кадетский корпус)» и «Здания студенческой столовой Санкт-Петербургского университета». Корпус 6 «Центральный угол связи» (номер извещения 0372100003416000358, информация о проведении закупки размещена 05.07.2016). Начальная (максимальная) цена контракта 179 668 740 руб.
В УФАС поступила жалоба ООО «Сириус» (вх. № 17012/16 от 18.07.2016) на неправомерные действия заказчика, нарушающие требования законодательства о контрактной системе.
Решением от 25.07.2016 по делу № 44-2849/16 жалоба Общества признана обоснованной; в действиях заказчика признаны нарушения части 2 статьи 32, пункта 9 части 1 статьи 50, части 4 статьи 56 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе, Закон № 44-ФЗ).
На основании решения выдано предписание от 25.07.2016 по делу № 44-2849/16 об устранении нарушений выявленные нарушения, а именно:
- в 7-дневный срок со дня размещения настоящего предписания на официальном сайте отменить все протоколы, составленные в ходе проведения закупки с номером извещения № 0372100003416000358 (при их наличии);
- в 7-дневный срок со дня размещения настоящего предписания на официальном сайте вернуть заявки участникам закупки с номером извещения № 0372100003416000358 (при их наличии);
- внести изменения в документацию о закупке, приведя ее в соответствие с требованиями законодательства о контрактной системе, руководствуясь мотивировочной частью решения, указанного в преамбуле настоящего предписания;
- продлить срок окончания подачи заявок на участие в закупке с номером извещения № 0372100003416000358 в соответствии с законодательством о контрактной системе;
- провести процедуры закупки с номером извещения № 0372100003416000358 в соответствии с законодательством о контрактной системе.
Об исполнении предписания необходимо было сообщить в УФАС в срок до 26.08.2016.
Не согласившись с решением и предписанием УФАС, Университет обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, обоснованно руководствовался следующим.
В соответствии с ч. 3 ст. 56 Закона о контрактной системе при проведении конкурса с ограниченным участием применяются положения Закона о контрактной системе о проведении открытого конкурса с учетом особенностей, определенных ст. 56 Закона о контрактной системе.
В соответствии с ч. 4 ст. 56 Закона о контрактной системе в отношении участников конкурса с ограниченным участием наряду с требованиями, установленными ч. 1, ч. 1.1 (при наличии такого требования) ст. 31 Закона о контрактной системе, предъявляются дополнительные требования в соответствии с ч. 2 ст. 31 Закона о контрактной системе.
При этом дополнительные требования применяются для осуществления предквалификационного отбора и не могут использоваться в качестве критерия оценки заявок на участие в конкурсе с ограниченным участием.
В соответствии с ч. 6 ст. 56 Закона о контрактной системе заявка на участие в конкурсе с ограниченным участием наряду с информацией, предусмотренной ч. 2 ст. 51 Закона о контрактной системе, должна содержать документы, подтверждающие соответствие участников закупки дополнительным требованиям, или заверенные участником закупки копии таких документов.
В соответствии с ч. 2 ст. 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию:
1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;
2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
В соответствии с ч. 3 ст. 31 Закона о контрактной системе перечень документов, которые подтверждают соответствие участников закупок дополнительным требованиям, указанным в ч.ч. 2 и 2.1 ст. 31 Закона о контрактной системе, устанавливается Правительством Российской Федерации.
В соответствии с ч. 4 ст. 31 Закона о контрактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с ч.ч. 2 и 2.1 ст. 31 Закона о контрактной системе дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
В соответствии с п. 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 № 99 «Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям» (далее - Постановление) соответствие участников закупки указанным требованиям подтверждается документами, предусмотренными приложением № 1 к Постановлению.
В соответствии с п. 1 Приложения № 1 к Постановлению при выполнении работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, реставрации музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав Музейного фонда Российской Федерации, документов Архивного фонда Российской Федерации, особо ценных и редких документов, входящих в состав библиотечных фондов, выполнение работ, оказание услуг, связанных с необходимостью допуска подрядчиков, исполнителей к учетным базам данных музеев, архивов, библиотек, к хранилищам (депозитариям) музея, к системам обеспечения безопасности музейных предметов и музейных коллекций, архивных документов, библиотечного фонда к участникам закупки устанавливаются следующие дополнительные требования:
1) наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта на выполнение соответствующих предмету закупки работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, реставрации музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав Музейного фонда Российской Федерации, документов Архивного фонда Российской Федерации, особо ценных и редких документов, входящих в состав библиотечных фондов, выполнения работ, оказания услуг, связанных с необходимостью допуска подрядчиков, исполнителей к учетным базам данных музеев, архивов, библиотек, к хранилищам (депозитариям) музея, к системам обеспечения безопасности музейных предметов и музейных коллекций, архивных документов, библиотечного фонда за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в соответствующем конкурсе или аукционе. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка;
2) наличие на праве собственности и (или) ином законном основании на срок исполнения контракта (договора) недвижимого имущества, оборудования, технических средств в объеме, установленном документацией о закупке, необходимом для надлежащего и своевременного исполнения контракта, договора.
В соответствии с п. 1 Приложения № 1 к Постановлению документами, подтверждающими соответствие участника закупки дополнительному требованию о наличии на праве собственности и (или) ином законном основании на срок исполнения контракта (договора) недвижимого имущества, оборудования, технических средств являются:
1) выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подтверждающая право собственности на объект недвижимости, используемый в производственных целях, выданная не ранее чем за 90 дней до окончания подачи заявок на участие в конкурсе, аукционе, или копия договора аренды недвижимого имущества, заключенного на срок не менее 2 лет, зарегистрированного в установленном порядке, с приложением копии акта передачи арендованного недвижимого имущества от арендодателя участнику закупки (арендатору) или выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подтверждающая право аренды на объект недвижимого имущества, используемый в производственных целях, выданная не ранее чем за 90 дней до окончания подачи заявок на участие в конкурсе, аукционе, или иные документы, подтверждающие нахождение у участника закупки недвижимого имущества на ином законном основании;
2) перечень находящегося в собственности, аренде (лизинге) или на ином законном основании технологического и иного оборудования, необходимого для производства товаров, выполнения работ, оказания услуг, с указанием его производственных мощностей в сутки, сформированный в зависимости от вида работ;
3) копии инвентарных карточек учета объектов основных средств унифицированной формы ОС-6, в том числе на технологическое оборудование, необходимое для производства закупаемых товаров, выполняемых работ, оказываемых услуг, являющихся предметом конкурса, аукциона (при наличии указанных объектов в собственности), или копии договоров аренды (лизинга), копии договоров безвозмездного пользования, копии договоров субаренды с приложением актов, подтверждающих факт передачи такого оборудования участнику закупки, а также копии иных документов, подтверждающих факт наличия оборудования у участника закупки на ином законном основании.
Таким образом, в соответствии с ч. 4 ст. 31 Закона о контрактной системе, п. 1 Постановления установлено императивное указание на обязательность установления дополнительных требований в соответствии с Постановлением.
Довод Университета об отсутствии необходимости наличия оборудования при выполнении работ, являющихся предметом контракта, и самостоятельном определении заказчиком наличия необходимых материально-технических ресурсов противоречит вышеизложенным нормам действующего законодательства.
В пункте 9 части III документации заказчиком предъявлены дополнительные требования к участнику закупки, между тем не установлены требования на основании Постановления о наличии на праве собственности или ином законном основании на срок исполнения контракта недвижимого имущества, оборудования, технических средств в объеме, установленном документацией о закупке, необходимом для надлежащего и своевременного исполнения контракта.
Пунктом 3.1 части V документации заказчик установил: «При выполнении работ подрядчик обязан использовать оборудование с показателями, соответствующими значениям, установленным в проектной документации и в сметах заказчика».
Пункт 6 Технического задания гласит: «При выполнении работ подрядчик обязан использовать оборудование с показателями, соответствующими значениям, установленным в проектной документации и в сметах заказчика».
Таким образом, указанные пункты Технического задания подтверждают факт отсутствия в документации требований к оборудованию и содержат ссылку на проектную документацию. Сама же документация вопреки Постановлению не содержит требований к недвижимому имуществу, оборудованию, техническим средствам, необходимым для надлежащего и своевременного исполнения контракта.
Заявитель не опровергает, что для выполнения рассматриваемых работ требуются соответствующее имущество, оборудование и инструменты, при этом заказчиком не установлены дополнительные требования, обязательные для указания.
На основании изложенного комиссией УФАС правомерно в действиях заказчика выявлено нарушение ч. 4 ст. 56 Закона о контрактной системе.
Кроме того, в жалобе Общество указало на установление порядка оценки конкурсных заявок не в соответствии с требованиями законодательства о контрактной системе.
В соответствии с п. 9 ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с Законом о контрактной системе.
В соответствии с ч. 8 ст. 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок, окончательных предложений участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в п.п. 1, 2 ч. 1 ст. 32 Закона о контрактной системе.
В соответствии с п. 27 Постановления Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 № 1085 «Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Правила) показателями нестоимостного критерия оценки «Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации» могут быть:
а) квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг;
б) опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема;
в) обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг;
г) обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами;
д) деловая репутация участника закупки.
В соответствии с п. 3 Правил «оценка» - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
Согласно пп. 2 п. 26 Части II документации о закупке заказчиком установлен, в том числе, следующий порядок оценки по показателю «Деловая репутация»: «Индекс деловой репутации участника закупки подтверждается предоставлением копии сертификата со всеми приложениями, выданными по форме, представленной в приложении Д ГОСТ Р 66.1.03-2016 «Оценка опыта и деловой репутации субъектов предпринимательской деятельности. Национальная система стандартов. Оценка опыта и деловой репутации строительных организаций». Сертификат должен быть выдан в результате оценки деловой репутации строительной организации по следующему виду экономической деятельности в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности ОК 029-2014 (КДЕС ред.2): - 41.2 Строительство жилых и нежилых зданий.».
Между тем согласно Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности ОК 029-2014 (КДЕС ред.2), утвержденному приказом Росстандарта от 31.01.2014 № 14- ст), в группу «41.2» включены следующие работы: «Строительство жилых и нежилых зданий. Эта группировка включает: строительство завершенных жилых или нежилых зданий за счет собственных средств для продажи, за доплату или на договорной основе. Если выполняются только специализированные строительные работы, деятельность классифицируется в группировке 43».
Согласно Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности ОК 029-2014 (КДЕС ред.2) группировка «43: Работы строительные специализированные» включает в себя следующие виды работ: «Специальную строительную деятельность (специальные отрасли), то есть строительство частей зданий и работ гражданского строительства или подготовки. Эта деятельность обычно специализируется в одном аспекте, общем для различных структур, требующем специальных навыков или оборудования, например, забивка свай, работы по закладке фундамента, каркасные работы, бетонные работы, работы по кладке кирпича, кладка камня, подмотка, установка крыш и т.д. Монтаж стальных структур может быть включен сюда при условии, что части не произведены тем же самым подразделением.
Специальная строительная деятельность главным образом выполняется согласно субконтракту, особенно при ремонте, если он выполняется непосредственно для владельца имущества. Также сюда включена конечная обработка зданий по завершении строительства. Сюда включена установка приспособлений для работоспособности здания. Действия для обеспечения работоспособности обычно выполняются на участке строительства, хотя части работ могут быть выполнены в специальной мастерской. Сюда относятся также слесарные работы, а также работы по установке отопительных и кондиционерных систем, антенн, систем сигнализации и прочие электротехнические работы, работы по установке систем пожарной сигнализации, лифтов, эскалаторов и т.д. Сюда относятся также работы по водо -, тепло- и звукоизоляции, обшивке листовым металлом, установке торговых холодильных установок, установке освещения и сигнальных систем для автомобильных и железных дорог, аэропортов, портов и т.д. А также сюда относятся ремонтные работы ко всем типам вышеперечисленных работ. Работы по полной отделке зданий включают работы, имеющие отношение к отделке, такие как полировка, штукатурные, малярные работы, плиточное покрытие полов и стен или покрытие такими отделочными материалами как паркет, ковролин, обои и т.д., а также циклевание полов, отделочные плотничные работы, звукоизолирующие работы, очистка внешней территории и т.д. Также сюда относятся ремонтные работы ко всем типам вышеперечисленных работ. Аренда оборудования с оператором классифицируется наряду с соответствующими строительными работами.».
Согласно извещению о проведении конкурса заказчиком установлен код по Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности (далее - ОКПД2), утвержденному приказом Росстандарта от 31.01.2014 № 14-ст, 43.99.90.190 «Работы строительные специализированные прочие, не включенные в другие группировки».
Заказчиком установлен в извещении код по ОКПД2 как 43.99.90.190 «Работы строительные специализированные прочие, не включенные в другие группировки», но установлен показатель «Деловая репутация», в рамках которого нужно подтверждать репутацию по коду ОКВЭД 41.2, который не относится к предмету закупки. Предмету закупки соответствует код по ОКВЭД такой же, как и по ОКПД2-43.9.
Таким образом, заказчиком в извещении о проведении конкурса установлен код по ОКПД2, относящийся к группировке «43» (работы строительные специализированные), при этом согласно порядку оценки конкурсных заявок по показателю «Деловая репутация» заказчиком установлено требование о наличии сертификата соответствия ГОСТ Р 66.1.03-2016, не соответствующего предмету закупки.
Кроме того, заказчиком установлен, в том числе, следующий порядок оценки по показателю «Деловая репутация»: «В случае отсутствия в составе заявки участника закупки Сертификата соответствия ГОСТ Р 66.1.03-2016, выданного по форме, представленной в приложении Д ГОСТ Р 66.1.03-2016 «Оценка опыта и деловой репутации субъектов предпринимательской деятельности. Национальная система стандартов. Оценка опыта и деловой репутации строительных организаций», либо отсутствия в составе заявки участника закупки хотя бы одного приложения к Сертификату соответствия ГОСТ Р 66.1.03-2016, выданного по форме, представленной в приложении Д ГОСТ Р 66.1.03-2016 «Оценка опыта и деловой репутации субъектов предпринимательской деятельности. Национальная система стандартов. Оценка опыта и деловой репутации строительных организаций», либо несовпадения кодов ОКВЭД, указанных в сертификате соответствия с требуемым кодом ОКВЭД, заявке участника закупки по показателю «Деловая репутация» присваивается 0 баллов.».
Таким образом, заявитель не спорит, что в случае предоставления в составе конкурсной заявки сертификата соответствия ГОСТ Р 66.1.03-2016 по коду ОКВЭД «43», соответствующего предмету закупки, такой заявке по показателю «Деловая репутация» будет присвоено 0 баллов.
На основании вышеизложенного Комиссия УФАС правомерно выявила в действиях заказчика нарушение Закона о контрактной системе в части установления порядка оценки, не соответствующего предмету закупки.
Самостоятельных оснований оспаривания предписания (в силу неправомочности, неисполнимости и т.д.), направленного на устранение нарушений, заявителем не приводится.
Статус рассматриваемого здания как объекта культурного наследия и правомочность проведения рассматриваемой закупки в форме конкурса с ограниченным участием подтверждены судами в рамках дела № А56-59626/2016, что настоящему оспоренному решению УФАС не противоречит.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции полагает, что антимонопольный орган доказал наличие правовых и фактических оснований для принятия оспариваемых решения и предписания.
Принимая во внимание, что судом правильно установлены обстоятельства дела, в соответствии со статьей 71 АПК РФ исследованы и оценены имеющиеся в деле доказательства, применены нормы материального права, подлежащие применению в данном споре, и нормы процессуального права при рассмотрении дела не нарушены, обжалуемое решение суда является правильным и отмене не подлежит.
Руководствуясь статьями 176, 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 23.05.2017 по делу № А56-79278/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий | В.М. Толкунов | |
Судьи | И.Б. Лопато А.Б. Семенова |