ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65, лит. А
http://13aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Санкт-Петербург
24 февраля 2022 года
Дело №А56-79542/2021
Резолютивная часть постановления объявлена 16 февраля 2022 года
Постановление изготовлено в полном объеме 24 февраля 2022 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Полубехиной Н.С.
судей Нестерова С.А., Черемошкиной В.В.
при ведении протокола судебного заседания: ФИО1
при участии: согласно протоколу судебного заседания от 16.02.2022,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-44505/2021) Капитана морского порта «Большой порт СанктПетербург» на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 03.12.2021 по делу № А56-79542/2021 (судья Балакир М.В.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Фрахтмортранс» к Капитану морского порта «Большой порт Санкт-Петербург» о признании незаконными действий, выразившихся в принятии решения об исключении судна, обязании устранить допущенные нарушения прав
установил:
Общество с ограниченной ответственностью «Фрахтмортранс» обратилось в арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением (с учетом уточнения и исправления опечатки в порядке статьи 49 АПК РФ) к Капитану Морского порта «Большой порт Санкт-Петербург» о признании незаконными действий Капитана морского порта «Большой порт Санкт-Петербург», выразившихся в непринятии решения о продлении регистрации судна «ЛЕДИ МАРИА» (ИМО 9777656) в Российском международном реестре судов, в исключении указанного судна из Международного реестра судов, о признании недействительной записи об исключении судна «ЛЕДИ МАРИА» из Российского международного реестра судов, признании недействительным свидетельства об исключении судна «ЛЕДИ МАРИА» из Российского международного реестра судов № 20160500 от 09.06.2021, обязании Капитана морского порта Санкт-Петербург продлить государственную регистрацию судна «ЛЕДИ МАРИА» в Международном реестре судов с 08.06.2021, обязании Капитана Большого порта Санкт-Петербург внести запись в Российский международный реестр судов, из которой следует, что запись о регистрации судна «ЛЕДИ МАРИА» внесена в реестр 08.06.2021.
Решением от 03.12.2021 заявление удовлетворено.
Не согласившись с решением, Капитан морского порта "Большой порт Санкт-Петербург" обратился с апелляционной жалобой об его отмене.
Законность и обоснованность решения проверены в апелляционном порядке.
Как установлено судом в решении и подтверждается материалами дела, в соответствии с договором аренды судна без экипажа (бербоут-чартер) № 27.3 от 22.06.2020, заключенным с компанией Синержи 1 Шиппинг ЛТД. (Мальта), ООО «Фрахтмортранс» является фрахтователем судна «ЛЕДИ МАРИА», номер ИМО 9777656. Договор заключен сроком на пять лет.
На момент заключения договора судно несло флаг Мальты.
На основании заявления ООО «Фрахтмортранс» судно было зарегистрировано в Российском международном реестре судов.
Указанные обстоятельства подтверждаются Свидетельством о праве плавания под флагом Российской Федерации № 201190864 от 29.07.2020, выданным Капитаном Большого порта Санкт-Петербург.
Срок действия свидетельства истекал 08.06.2021.
09.03.2021 года, ООО «Фрахтмортранс» оплатило государственную пошлину за ежегодное подтверждение регистрации суда в Российском международном реестре судов, что подтверждается платежным поручением № 202.
25.05.2021 года заявителем была также оплачена государственная пошлина за выдачу свидетельства о праве плавания под флагом Российской Федерации, что подтверждается платежным поручением № 345470.
Из заявления следует, что 01.06.2021 ООО «Фрахтмортранс» направило почтовое отправление, содержавшее заявление о продлении срока регистрации судна, с прилагаемыми документами, включавшими указанные платежные документы, подтверждающие оплату государственной пошлины.
Направление письма подтверждается описью вложения в заказное письмо за регистрационным номером 2277062101291, принятым к доставке курьерской службой «ВИП ПОСТ».
В связи с тем, что по состоянию на 08.06.2021 заявление о продлении срока регистрации судна «ЛЕДИ МАРИА» Капитану морского порта «Большой порт Санкт-Петербург» от заявителя не поступило, 09.06.2021 заинтересованное лицо направило в адрес ООО «Фрахтмортранс» уведомление об исключении судна из Российского международного реестра судов № 02/КП-907 от 09.06.2021, а также свидетельство об исключении судна из Российского международного реестра судов № 20160500 от 09.06.2021.
29.06.2021 в адрес органа регистрации поступило заявление о первоначальной государственной регистрации судна «Леди Мария» в РМРС с приложением документов, предусмотренных правилами регистрации. Судно было зарегистрировано вновь в Российском международном реестре судов на основании бербоут-чартера для цели предоставления права плавания РФ 06.07.2021, в подтверждение чего были выданы соответствующие документы.
Вместе с тем, считая снятие судна с регистрации незаконным, влекущим для заявителя негативные последствия в виде необходимости уплаты таможенных пошлин, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим требованием.
Исследовав материалы дела и обсудив доводы жалобы, апелляционный суд признал жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 198, ч. 4 ст. 200, ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов государственных органов необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
В силу статей 15, 16, 33 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации по заявлению фрахтователя право плавания под Государственным флагом Российской Федерации может быть временно предоставлено судну, зарегистрированному в реестре судов иностранного государства и предоставленному в пользование и во владение российскому фрахтователю по договору фрахтования судна без экипажа (бербоут-чартеру), при соблюдении ряда условий, предусмотренных пунктом 2 статьи 15 Кодекса, с даты государственной регистрации в бербоут-чартерном реестре или РМРС.
Согласно пункту 3 статьи 37 Кодекса судно может быть зарегистрировано в РМРС на определенный срок с правом последующего продления этого срока или без установления срока регистрации судна.
В соответствии с пунктом 1 статьи 38 Кодекса государственная регистрация в бербоут-чартерном реестре или РМРС судна, зарегистрированного в реестре судов иностранного государства, осуществляется на основании заявления фрахтователя судна по бербоут-чартеру с приложением перечисленных в данном пункте документов. При государственной регистрации судна в бербоут-чартерном реестре или РМРС выдается свидетельство о праве плавания под Государственным флагом Российской Федерации на срок, не превышающий срока действия бербоут-чартера.
Согласно пункту 2 статьи 47 Кодекса судно, зарегистрированное в РМРС, подлежит обязательному исключению из этого реестра, в частности, в связи с истечением установленного пунктом 3 статьи 37 Кодекса срока государственной регистрации судна.
Во исполнение статьи 33 Кодекса приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 19.05.2017 N 191 утверждены Правила государственной регистрации судов, прав на них и сделок с ними в морских портах и централизованного учета зарегистрированных судов (далее - Правила).
В силу пункта 2 статьи 47 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации, пункта 80 Правил истечение установленного пунктом 3 статьи 37 Кодекса срока государственной регистрации судна является основанием для обязательного исключения судна, зарегистрированного в РМРС, из этого реестра.
Согласно пункту 91 Правил орган государственной регистрации в первый рабочий день после дня истечения срока государственной регистрации судна исключает из РМРС судно, в отношении которого истек срок государственной регистрации, и оформляет свидетельство об исключении судна из соответствующего реестра судов.
Между тем в материалы дела заявителем представлена опись документов во вложение № 2277062101291, заверенное курьерской службой «ВИП ПОСТ». Указанное письменное доказательство подтверждает, что обязанность ООО «Фрахтмортранс» по направлению в регистрирующий орган заявления о продлении срока регистрации судна «ЛЕДИ МАРИА» с приложенным платежным поручением об уплате ежегодного сбора за продление регистрации судна в Российском международном реестре судов, была исполнена в сроки, установленные законодательством и Правилами. Заявление и копии документов для продления в РМРС регистрации судна было направлены в адрес заинтересованного лица 01.06.2021.
Как правильно указал суд в решении, отсутствие заявления и платежного поручения в службе Капитана морского порта «Большой порт Санкт-Петербург» по состоянию на 08 июня 2021 года, вызвано нарушением оператором почтовой связи «ВИП ПОСТ» сроков доставки принятых от заявителя документов.
Вопреки доводам жалобы Правила не устанавливают способ представления заявителем заявления о продлении срока регистрации, а также платежного поручения, подтверждающего уплату государственной пошлины.
Из материалов дела следует, что судно «Леди Мария» было зарегистрировано Капитаном морского порта «Большой порт Санкт-Петербурга» в Российском международном реестре судов 27.07.2020 по заявлению фрахтователя- ООО «Фрахмортранс» для цели предоставления права плавания под флагом Российской Федерации на срок до 08.06.2021 года. На основании пункта 5.1 статьи 333.18 Налогового кодекса Российской Федерации государственная пошлина при обращении за ежегодным подтверждением регистрации судна в Российском международном реестре судов уплачивается не позднее 31 марта года, следующего за годом регистрации судна в указанном реестре или за последним годом, в котором было осуществлено такое подтверждение. При рассмотрении дела судом установлено, что государственная пошлина была оплачена заявителем в установленные Налоговым кодексом Российской Федерации сроки.
Указанные обстоятельства заинтересованным лицом не опровергнуты, обязанность, возложенную на заинтересованное лицо ч. 5 ст. 200 АПК РФ Капитан морского порта «Большой порт Санкт-Петербург» не исполнил.
В апелляционной жалобе не приведены доводы, опровергающие выводы суда первой инстанции. Судом полно и всесторонне исследованы материалы и установлены обстоятельства, имеющие значение для дела. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену или изменение судебного акта, судом при разрешении спора не допущено.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 03.12.2021 по делу № А56-79542/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий
Н.С. Полубехина
Судьи
С.А. Нестеров
В.В. Черемошкина