ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А56-79656/17 от 04.09.2018 АС Северо-Западного округа

851/2018-43647(1)

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ул. Якубовича, д.4, Санкт-Петербург, 190000
http://fasszo.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ

Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе  председательствующего Подвального И.О., судей Алешкевича О.А., Кудина А.Г., 

при участии от федерального бюджетного учреждения «Санкт- Петербургский научно-исследовательский институт лесного хозяйства» 

Павлова А.С. (доверенность от 05.09.2017 № Ю/700),

рассмотрев 03.09.2018 в открытом судебном заседании кассационную  жалобу общества с ограниченной ответственность «Юридическая компания  «Лептон» на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и  Ленинградской области от 20.02.2018 (судья Селезнева О.А.) и постановление  Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.05.2018 (судьи 

Лопато И.Б., Семенова А.Б., Толкунов В.М. ) по делу № А56-79656/2017,
 у с т а н о в и л:

Общество с ограниченной ответственность «Юридическая компания  «Лептон» (место нахождения: 199106, Санкт-Петербург, 20-я линия В.О., 5/7,  оф. 44, ОГРН 1127847304485, ИНН 7814538552; далее - общество, ООО «ЮК  «Лептон») обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и  Ленинградской области с заявлением об оспаривании решения Управления  Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу (место  нахождения: 199004, Санкт-Петербург, 4-я линия В.О., 13, лит. А, 

ОГРН 1027809242933, ИНН 7825413361; далее - управление, УФАС) от  01.08.2017 по делу № 44-3109/17 о нарушении законодательства о закупках. 

Суд привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего  самостоятельных требований относительно предмета спора, федеральное  бюджетное учреждение «Санкт-Петербургский научно-исследовательский  институт лесного хозяйства» (место нахождения: 194021, Санкт-Петербург,  Институтский пр., 21, ОГРН 1027801532252, ИНН 7802030877; далее -  учреждение, ФБУ). 

Решением суда от 20.02.2018, оставленным без изменения  постановлением апелляционной инстанции от 04.05.2018, обществу отказано в  удовлетворении заявления. 

В кассационной жалобе ее податель просит отменить судебные акты и  принять по делу новое решение. Общество ссылается на неправильное  истолкование судами положений Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ  «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения  государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон № 44-ФЗ, Закон о  контрактной системе, Закон), Правил оценки заявок, окончательных  предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения  государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением  Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 № 1085 (далее - Правила,  Правила № 1085), а равно на несоответствие выводов судов фактическим  обстоятельствам дела, их полную аналогию с выводами антимонопольного  органа. Общество настаивает на том, что в рассматриваемом случае в  конкурсной документации (техническом задании) неправомерно указано на 


необходимость наличия у участника закупки опыта оказания услуг  государственным и муниципальным учреждениям в сфере лесного хозяйства.  Такое указание, по мнению заявителя, не отвечает показателям нестоимостного  критерия «квалификация участников закупки» применительно к предмету  закупки - деятельность в области права (код ОКДП 69.10). 

В отзыве на жалобу учреждение просит оставить обжалуемые судебные  акты без изменения как законные и обоснованные. 

Представители общества и УФАС, надлежащим образом извещенных о  времени и месте судебного заседания, в суд не явились. Жалоба рассмотрена в  их отсутствие (часть 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса  Российской Федерации; далее - АПК РФ). 

В судебном заседании представитель ФБУ отклонил доводы жалобы.

Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном  порядке. 

Как видно из материалов дела и установлено судами, 19.07.2017  заказчиком (ФБУ) на официальном сайте www.zakupki.gov.ru размещено  извещение № 0372100003217000030 о проведении открытого конкурса на право  заключения контракта на абонентское юридическое обслуживание для нужд  учреждения; начальная максимальная цена контракта - 720 493 руб. 33 коп. 

ООО «ЮК «Лептон» 25.07.2017 обратилось с жалобой в УФАС (вх.

 № 18077/17), ссылаясь на ненадлежащее установление заказчиком порядка  оценки конкурсных заявок по критерию «квалификация участников закупки».  Общество не согласилось с указанием в документации на наличие опыта  оказания участником конкурса юридического абонентского обслуживания  государственных и муниципальных учреждений в сфере лесного хозяйства за  период с 01.01.2012 по настоящее время (с единицей измерения показателя -  количество контрактов/договоров и актов к ним). 

По результатам внеплановой проверки (в порядке пункта 1 части 15 

статьи 99 Закона № 44-ФЗ) комиссией УФАС принято решение от 01.08.2017 по  делу № 44-3109/17, согласно которому жалоба общества признана  необоснованной. 

Не согласившись с решением антимонопольного органа, общество  обратилось в арбитражный суд. 

Суды двух инстанций исследовали и оценили доказательства,  представленные участниками спора, их доводы, установили обстоятельства  дела и указали на наличие у управления в данном случае правовых и  фактических оснований для принятия оспариваемого решения. 

Изучив материалы дела и доводы жалобы, суд кассационной инстанции не  находит оснований для ее удовлетворения. 

Выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам дела и  имеющимся в деле доказательствам, основаны на правильном применении  норм материального и процессуального права, положений Закона № 44-ФЗ и  Правил № 1085, отвечают правилам доказывания и оценки доказательств 

(часть 1 статьи 65, часть 5 статьи 200, части 1 - 5 статьи 71 АПК РФ),  требованиям административного судопроизводства (статьи 198, 200, 201 

АПК РФ).

При рассмотрении спора по существу суды правомерно учли предмет, цели  и принципы правового регулирования соответствующих закупок (статьи 1, 6, 8  Закона о контрактной системе), приоритет конкурентных способов определения  поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (статья 24 Закона), понятие  открытого конкурса (часть 1 статьи 48 Закона), а равно специфику его  организации и проведения. 

Правовое значение критериев оценки заявок на участие в открытом 


конкурсе, величин значимости этих критериев, порядка рассмотрения и оценки  заявок на участие в открытом конкурсе констатировано судами в соответствии с  частями 1 и 8 статьи 32, пунктом 9 части 1 статьи 50, частью 7 статьи 53 Закона,  пунктами 3, 4, 10, 27 и 28 Правил № 1085. 

Суды правильно оценили конкурсную документацию и правомерно  исходили из баланса интересов всех участников закупки с учетом объективной  потребности заказчика (учреждения) в получении юридической услуги,  отвечающей профилю его деятельности. 

В связи с этим (применительно к обстоятельствам данного дела) суды  сочли правомерным установление заказчиком требования о наличии у  участника квалификации - опыта оказания юридического абонентского  обслуживания государственных и муниципальных учреждений в сфере лесного  хозяйства за период с 01.01.2012 по настоящее время. 

Проверив конкурсную документацию на предмет соответствия требованиям  Закона № 44-ФЗ и Правил, суды согласились с отраженными в оспариваемом  решении выводами управления и обоснованно признали, что заказчик не  нарушил Закон, установив значимый показатель критерия «квалификация  участников закупки» согласно императивным нормам и своим объективным  потребностям лишь в определенных юридических услугах. Таковые способен  оказать субъект, располагающий не просто опытом оказания юридических услуг,  а опытом, отвечающим специфике профессиональной деятельности заказчика. 

Установление ФБУ рассматриваемого критерия в соответствии со  спецификой деятельности учреждения, которая включает в себя борьбу с  лесными пожарами, химический уход за лесом, лесное планирование и  проектирование и т.д., нельзя признать противоречащим требованиям и  принципам Закона о контрактной системе. 

При этом суды учли, что согласно конкурсной документации представление  документов в рамках рассматриваемого критерия не является обязательным  условием участия в конкурсе; отсутствие подтверждающих опыт документов не  является основанием для отклонения заявки участника, а служит лишь одним из  критериев оценки участника конкурса, поскольку к участию в закупке и оценке  заявок может быть допущено любое лицо независимо от того, имеет оно данный  опыт или нет. Отсутствие опыта работы в силу положений Закона № 44-ФЗ не  является основанием для отстранения участника закупки от участия в  определении поставщика (подрядчика, исполнителя), но может повлиять на  оценку заявки участника в случае установления такого критерия. Обществом не  представлено документальных подтверждений невозможности подготовки  заявки на участие в конкурсе, а также ограничения количества участников  закупки. 

По итогам внеплановой проверки управление сделало правильный вывод  об отсутствии в действиях заказчика нарушений. 

Оспариваемое решение УФАС соответствует закону и не нарушает права и  законные интересы общества в экономической сфере. 

Выводы судов являются законными и обоснованными.

Основания для изменения либо отмены обжалуемых судебных актов  отсутствуют (статья 288 АПК РФ). 

При обращении в суд кассационной инстанции общество уплатило

Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 104, 286, 287 (пункт 1  части 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,  Арбитражный суд Северо-Западного округа 


п о с т а н о в и л:

решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской  области от 20.02.2018 и постановление Тринадцатого арбитражного  апелляционного суда от 04.05.2018 по делу № А56-79656/2017 оставить без  изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью  «Юридическая компания «Лептон» - без удовлетворения. 

 Возвратить обществу с ограниченной ответственностью «Юридическая  компания «Лептон» (место нахождения: 199106, Санкт-Петербург, 20-я линия  В.О., 5/7, оф. 44, ОГРН <***>, ИНН <***>) из федерального  бюджета 1500 руб. государственной пошлины, излишне уплаченной за  рассмотрение дела № А56-79656/2017 в суде кассационной инстанции по  платежному поручению от 27.06.2018 № 51. 

Председательствующий И.О. Подвальный

Судьи О.А. Алешкевич

ФИО1