ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65, лит. А
http://13aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Санкт-Петербург
26 сентября 2022 года
Дело №А56-79743/2021
Резолютивная часть постановления объявлена 20 сентября 2022 года
Постановление изготовлено в полном объеме 26 сентября 2022 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Смирновой Я.Г.
судей Жуковой Т.В., Поповой Н.М.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем с/з Шалагиновой Д.С.,
при участии:
от истца: ФИО1 по доверенности от 28.01.2022,
от ответчика: ФИО2 по доверенности от 14.03.2022,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-23940/2022) ПАО «Территориальная генерирующая компания-1» на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 23.06.2022 по делу № А56-79743/2021, принятое
по иску ПАО «Территориальная генерирующая компания-1»
к 1.ООО «Жилкомсервис №1 Адмиралтейского района»
2.Товариществу собственников жилья «Канал ФИО3 160»
о взыскании,
установил:
Публичное акционерное общество «Территориальная генерирующая компания №1» (далее – истец, ПАО «ТГК №1») обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью «Жилкомсервис №1 Адмиралтейского района» (далее – ответчик 1, Общество) и товариществу собственников жилья «Канал ФИО3 160» (далее – ответчик 2, Товарищество) о взыскании 620 876,77 рублей задолженности по оплате тепловой энергии за период с января 2021 по февраль 2021 года.
Решением Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 23.06.2022 с Общества с пользу ПАО «ТГК №1» взыскано 389 918,47 рублей задолженности. В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
В апелляционной жалобе истец, ссылаясь на нарушение судом первой инстанции норм материального права, просит решение в части отказа в иске отменить, удовлетворить заявленное требование в полном объеме.
В обоснование заявленной позиции указано на то, что теплоснабжение многоквартирного дома, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, наб. Канала ФИО3 д. 158 и д. 156 (далее - объект) осуществляется с помощью теплового пункта многоквартирного дома, расположенного по адресу: Канала ФИО3 д. 160 (т.н. «сцепка»).
При определении объема тепловой энергии, потребленной Ответчиком для подогрева воды на нужды горячего водоснабжения многоквартирного дома, расположенного по адресам: наб. Канала ФИО3 д. 158 и д. 156, Истец руководствовался положениями, изложенными в письме Жилищного комитета Правительства Санкт-Петербурга от 21.06.2013 № 2-1906/13, согласно которым для определения объема тепловой энергии, потребленной на нужды горячего водоснабжения многоквартирных домов на «сцепке» допускается использование показаний общедомового прибора учета с разделением объема тепловой энергии с учетом тепловых нагрузок каждого многоквартирного дома в случае, если количество потребителей одного из многоквартирных домов определить невозможно.
В судебном заседании представитель истца поддержал доводы жалобы, представитель ответчика – возражал, указав, что расчет по МКД №156 и №158 правомерно выполнен исходя из нормативов потребления тепловой энергии, поскольку ни один МКД не оборудован приборами учета.
Законность и обоснованность решения проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, Истец (ресурсоснабжающая организация) осуществляет поставку тепловой энергии на нужды теплоснабжения многоквартирных домов, находящихся в управлении ответчика.
Договор между истцом (ресурсоснабжающей организацией) и ответчиком (потребителем) не заключен.
В период с января 2021 по февраль 2021 ответчик, являющийся потребителем коммунальных услуг по теплоснабжению, получил данные услуги, стоимость которых по расчету истца составила 620 876,77 рублей.
Суд первой инстанции, руководствуясь статьями 539, 541, 544 Гражданского кодекса Российской Федерации, пунктом 10 статьи 22 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении», пришел к выводу о том, что при определении объема тепловой энергии, потребленной многоквартирными домами ответчика, истец использовал данные прибора учета многоквартирного дома по адресу: г.Санкт-Петербург, наб.кан.ФИО3, д.160, через который осуществляется теплоснабжение многоквартирных домов истца (дома, находящиеся «на сцепке»), что неправомерно в данном случае, в связи с чем, иск признал подлежащим удовлетворению в части.
Суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены судебного акта в оспариваемой части в связи со следующим.
В соответствии с частью 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.
Согласно части 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В силу пункта 2 статьи 19 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ «О теплоснабжении» коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя осуществляется путем их измерения приборами учета, которые устанавливаются в точке учета, расположенной на границе балансовой принадлежности, если договором теплоснабжения или договором оказания услуг по передаче тепловой энергии не определена иная точка учета.
Аналогичные положения содержатся в пункте 5 Правил коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.11.2013 N 1034.
В силу частей 1 и 2 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов. Расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться на основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, произведенных, переданных, потребленных, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов.
При этом согласно части 1 статьи 13 вышеназванного закона, если иные требования к местам установки приборов учета используемых энергетических ресурсов не установлены данным Законом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, исполнение требований в части организации учета используемых энергетических ресурсов применительно к объектам, подключенным к системам централизованного снабжения соответствующим энергетическим ресурсом, должно обеспечивать учет используемых энергетических ресурсов в местах подключения указанных объектов к таким системам, либо применительно к объектам, используемым для передачи энергетических ресурсов, в местах подключения смежных объектов, используемых для передачи энергетических ресурсов и принадлежащих на праве собственности или ином предусмотренном законодательством Российской Федерации основании разным лицам.
В соответствии с пунктом 31 Правил коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18.11.2013 N 1034, коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя расчетным путем допускается в случаях отсутствия в точках учета приборов учета; неисправности прибора учета; нарушения установленных договором сроков представления показаний приборов учета, являющихся собственностью потребителя.
Правилами N 354 не определен порядок распределения потребленной тепловой энергии, отпущенной нескольким многоквартирным домам, учет которой в силу технологических особенностей сетей инженерно-технического обеспечения осуществляется одним прибором учета (дома «на сцепке»), в связи с чем Жилищный комитет Правительства Санкт-Петербурга в письме от 21.06.2013 N 2-1906/13 разъяснил, что объем потребленного энергоресурса в многоквартирных домах, находящихся «на сцепке», возможно определять исходя из общих принципов, изложенных в Правилах N 354, с учетом показаний прибора учета с разделением объемов тепловой энергии: по отоплению - пропорционально площади многоквартирных домов; по горячему водоснабжению - пропорционально количеству потребителей.
В соответствии с абзацем вторым пункта 42(1) Правил N 354 (в редакции, действовавший в спорный период) в многоквартирном доме, который не оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, и жилом доме, который не оборудован индивидуальным прибором учета тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется по формулам 2, 2(1), 2(3) и 2(4) приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из норматива потребления коммунальной услуги по отоплению.
Согласно пункту 8 Правил N 491 внешней границей сетей теплоснабжения, входящих в состав общего имущества, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, является внешняя граница стены многоквартирного дома, а границей эксплуатационной ответственности при наличии коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего коммунального ресурса, если иное не установлено соглашением собственников помещений с исполнителем коммунальных услуг или ресурсоснабжающей организацией, является место соединения коллективного (общедомового) прибора учета с соответствующей инженерной сетью, входящей в многоквартирный дом.
Согласно пункту 2 Правил N 354 под коллективным (общедомовым) прибором учета следует понимать средство измерения (совокупность средств измерения и дополнительного оборудования), устанавливаемое в многоквартирном доме при наличии технической возможности и используемое для определения объемов (количества) коммунального ресурса, поданного в многоквартирный дом.
Прибор учета тепловой энергии, установленный в одном из домов, соединенных далее последовательно транзитными сетями отопления, учитывает потребление коммунального ресурса нескольких отдельных многоквартирных домов.
Таким образом, прибор учета, фиксирующий расход тепловой энергии в нескольких многоквартирных домах, не является коллективным (общедомовым) прибором учета в силу определения, приведенного в пункте 2 Правил N 354.
В состав общего имущества в многоквартирном доме входят внутридомовые системы отопления и горячего водоснабжения, отвечающие критериям, предусмотренным Правилами N 491. Транзитные сети, обеспечивающие не только внутридомовую систему, но и систему за ее пределами, не могут включаться в состав общего имущества граждан, проживающих в многоквартирном доме. Общедомовые приборы учета должны устанавливаться таким образом, чтобы учитывать объем коммунального ресурса, потребленного только данным многоквартирным домом.
Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации в своем письме от 01.04.2016 N 14694-0Г/04 также дало разъяснения, согласно которым прибор учета, предназначенный для измерения объема (количества) коммунального ресурса, поступающего в несколько многоквартирных домов, не может являться коллективным (общедомовым).
Действующее законодательство, в том числе Правила N 491, не исключают возможности нахождения в общей долевой собственности собственников помещений многоквартирного дома инженерных сетей и объектов, предназначенных для эксплуатации данного дома и находящихся за внешней границей его стен. Такое имущество относится к иным объектам, предназначенным для обслуживания многоквартирного дома (пп. «ж» п. 2 Правил N 491).
Также из положений раздела 1(1) Правил N 491 следует, что в перечень имущества, которое предназначено для совместного использования собственниками помещений в нескольких многоквартирных домах, может входить, в т.ч. общее имущество, обеспечение работоспособности которого в одном многоквартирном доме из числа таких домов достигается при условии подключения (технологического присоединения) к общему имуществу в другом многоквартирном доме из числа указанных домов - для инженерных систем, оборудования, устройств.
О возможности наличия у нескольких многоквартирных домов общего имущества свидетельствуют также и положения пп. «а» п. 18 Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утв. Постановлением Правительства РФ от 14.02.2012 N 124.
В состав общего имущества в многоквартирном доме входят внутридомовые системы отопления и горячего водоснабжения, отвечающие критериям, предусмотренным Правилами N 491. Транзитные сети, обеспечивающие не только внутридомовую систему, но и систему за ее пределами, не могут включаться в состав общего имущества граждан, проживающих в многоквартирном доме. Общедомовые приборы учета должны устанавливаться таким образом, чтобы учитывать объем коммунального ресурса, потребленного только данным многоквартирным домом.
Согласно разъяснениям, в письме Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 01.04.2016 N 14694-0Г/04 указано, что прибор учета, предназначенный для измерения объема (количества) коммунального ресурса, поступающего в несколько многоквартирных домов, не может являться коллективным (общедомовым).
Суд апелляционной инстанции, учитывая фактические обстоятельства дела, считает, что суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что вне зависимости от строения инженерной системы многоквартирных домов прибор учета тепловой энергии, учитывающий теплопотребление спорных домов общества установлен в индивидуальном тепловом пункте в МКД по адресу наб. канала ФИО3 д.160 под управлением ТСЖ «ФИО3 160», не является общедомовым прибором учета для многоквартирного дома 156 и 158.
Принимая во внимание изложенное, Общество не имело право учитывать показания прибора учета, установленного в многоквартирном доме по адресу наб. канала ФИО3 д.160, для расчета размера платы за отопление в многоквартирных домах по адресу наб. канала ФИО3 156 и 158. и при расчете размера платы за коммунальную услугу по отоплению в многоквартирном доме по указанному адресу Обществу следовало руководствоваться абзацем вторым пункта 42(1) Правил N 354.
В многоквартирном доме, который не оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, и жилом доме, который не оборудован индивидуальным прибором учета тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется по формулам 2, 2(1), 2(3) и 2(4) приложения № 2 к Правилам № 354 исходя из норматива потребления коммунальной услуги по отоплению (абзац второй пункта 42(1) Правил № 354).
Поскольку в данном случае прибор узла учета тепловой энергии установлен в одном из многоквартирных домов учета, не является общедомовым прибором учета, поскольку учитывает потребление коммунального ресурса трех зданий, объединенных общими сетями и фактически учитывает потребление коммунального ресурса нескольких отдельно стоящих домов, объем теплопотребления следует определять каждым из домов «на сцепке» исходя из установленных нормативов потребления, исключая начисленные суммы из стоимости тепловой энергии, определенной по показаниям имеющегося прибора учета.
При ином порядке расчета, как обоснованно указал суд первой инстанции, на конечных пользователей тепловой энергии возлагается бремя оплаты расходов на тепловую энергию, использованную на тепловые потери в сетях, не относящихся к общему имуществу многоквартирного дома: объем коммунального ресурса, подлежащего оплате исполнителем коммунальных услуг, должен определяться в том же порядке, что и объем коммунальной услуги, оплачиваемой конечными потребителями
Поскольку расчет суммы задолженности, выполненный ответчиком, был мотивирован должным образом, суд первой инстанции принял его во внимание правомерно.
С учетом изложенного, доводы подателя жалобы не опровергают правомерности выводов суда, а лишь выражают несогласие с ними, в связи с чем не могут служить основанием для отмены состоявшегося судебного акта.
Суд первой инстанции установил все фактические обстоятельства и исследовал доказательства, представленные сторонами по делу, правильно применил нормы материального права. Обстоятельства, установленные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в качестве оснований для отмены либо изменения судебного акта, апелляционным судом не установлены.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 23.06.2022 по делу №А56-79743/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий
Я.Г. Смирнова
Судьи
Т.В. Жукова
Н.М. Попова