ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А56-80393/2022 от 13.02.2024 Тринадцатого арбитражного апелляционного суда

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65, лит. А

http://13aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург

20 февраля 2024 года

Дело №А56-80393/2022

Резолютивная часть постановления объявлена 13 февраля 2024 года

Постановление изготовлено в полном объеме 20 февраля 2024 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Смирновой Я.Г.

судей Богдановской Г.Н., Бугорской Н.А.

при ведении протокола судебного заседания секретарем Шалагиновой Д.С.,

при участии согласно протокола судебного заседания от13.02.2024,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-37491/2023) акционерного общества «Невский экологический оператор» на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 26.09.2023 по делу №А56-80393/2022, принятое

по иску жилищно-строительного кооператива №1228

к акционерному обществу «Невский экологический оператор»

3-е лицо: Комитет по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности

об урегулировании разногласий по договору,

установил:

Жилищно-строительный кооператив №1228 (истец, Кооператив) обратился в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к акционерному обществу «Невский экологический оператор» (ответчик, ООО «НЭО»), об урегулировании разногласий по договору от 30.12.2021№1255946-2022/ТКО и изложении пункта 4.1 в редакции истца, и 6 000,00 рублей возмещения расходов по госпошлине.

Определением суда от 18.10.2022 судом к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Комитет по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности.

Определением суда от 13.12.2022 приняты к рассмотрению уточненные требования истца, согласно которым последний просил урегулировать разногласия, возникшие при заключении договора № 1255946-2022/ТКО от 30.12.2021 и изложить:

Пункт 1.3 договора в следующей редакции: «Способ складирования твердых коммунальных отходов в контейнеры, расположенные в мусороприемных камерах и на контейнерных площадках, в том числе крупногабаритных отходов: в бункеры, в контейнеры, предоставленные Региональным оператором по предварительной заявке Потребителя, поданные к многоквартирному дому Потребителя ко времени, указанном в заявке»;

Пункт 3.3.8 договора в следующей редакции: «Исключить пункт 3.3.8 Договора»;

Пункт 3.3.9 договора в следующей редакции: «Исключить пункт 3.3.9. Договора»;

Пункт 4.1 договора в следующей редакции: «Учет объема и (или) массы твердых коммунальных отходов производить в соответствии с Правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 03 июня 2016 г. №505 "Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов" следующим способом: расчетным путем исходя из количества и объема контейнеров для складирования ГКО. установленных в местах накопления ТКО"»;

Пункт 6.2. Договора в следующей редакции: «В случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения потребителем обязательств по оплате настоящего договора региональный оператор вправе потребовать от потребителя уплаты неустойки в размере 1/300 ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации, установленной на день предъявления соответствующего требования, от суммы задолженности за каждый день просрочки, начиная с тридцать первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение девяноста календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения девяноста календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в девяностодневный срок оплата не произведена. Начиная с девяносто первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты неустойка составляет 1/130 ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации, установленной на день предъявления соответствующего требования, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки».

Приложение № 1 к Договору дополнить: «Сведения о периодичности и времени вывоза твердых бытовых отходов в следующей редакции: «Сведения о периодичности и времени вывоза твердых бытовых отходов» - 1 (Один) раз в 2 (Два) дня в холодное время года (при среднесуточной температуре + 5 °С и ниже) и 1 (Один) раз в сутки (ежедневный вывоз) в тёплое время года (при среднесуточной температуре свыше + 5 °С), с 06 часов 00 минут до 08 часов 00 минут».

Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 26.09.2023 исковые требования удовлетворены, урегулированы разногласия, возникшие между жилищно-строительным кооперативом №1228 и акционерным обществом «Невский экологический оператор» при заключении договора №1255946-2022/ТКО от 30.12.2021 на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами путем изложения пунктов в следующей редакции:

- Пункт 1.3 договора в следующей редакции: «Способ складирования твердых коммунальных отходов в контейнеры, расположенные в мусороприемных камерах и на контейнерных площадках, в том числе крупногабаритных отходов: в бункеры, в контейнеры, предоставленные Региональным оператором по предварительной заявке Потребителя, поданные к многоквартирному дому Потребителя ко времени, указанном в заявке»;

- Пункт 3.3.8. договора в следующей редакции: «Исключить п.3.3.8. Договора»;

- Пункт 3.3.9. договора в следующей редакции: «Исключить п.3.3.9. Договора»;

- Пункт 4.1 договора в следующей редакции: «Учет объема и (или) массы твердых коммунальных отходов производить в соответствии с Правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 03 июня 2016 г. №505 "Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов" следующим способом: расчетным путем исходя из количества и объема контейнеров для складирования ТКО, установленных в местах накопления ТКО"»;

- Приложение №1 к Договору дополнить: «Сведения о периодичности и времени вывоза твердых бытовых отходов в следующей редакции: «Сведения о периодичности и времени вывоза твердых бытовых отходов» - 1 (Один) раз в 2 (Два) дня в холодное время года (при среднесуточной температуре + 5 °С и ниже) и 1 (Один) раз в сутки (ежедневный вывоз) в тёплое время года (при среднесуточной температуре свыше + 5 °С), с 06 часов 00 минут до 08 часов 00 минут».

В апелляционной жалобе ответчик просит решение отменить, урегулировать разногласия, приняв во внимание редакцию Общества. Договор является типовым, основания для урегулирования разногласий отсутствуют. Кроме того, Ответчик ссылается на санитарные нормы и правила, как основание для отсутствия необходимости урегулирования времени и периодичности вывоза ТКО.

Уточнения к апелляционной жалобе не приняты, поскольку поступили за пределами срока на апелляционное обжалование, кроме того, нарушают баланс интересов сторон, в обязанность которым вменено своевременное заявление позиций, доводов для возможности ознакомления с ними и представления доказательств в их опровержение.

Кооператив представил письменные пояснения, а также акт осмотра от 19.01.2024, согласно которому подтверждается факт раздельного накопления ТКО.

Законность и обоснованность решения проверены в апелляционном поря

Истец является организацией, осуществляющей управление многоквартирным домом по адресу: 193231, г. Санкт-Петербург, ул. Чудновского д. 9, лит. А.

Ответчик является организацией, оказывающей услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории г. Санкт-Петербурга.

Истец направил в адрес Ответчик заявку с приложением документов для заключения Договора на условиях оплаты коммунальных услуг по количеству фактического потребления.

25.02.2022 Истцом от Ответчика получено письмо № Коп/2022-621 от 28.01.2022 года о заключении Договора по обращению с ТКО с приложением проекта Договора № 1255946-2022/ТКО на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами от 30.12.2021.

По Проекту договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее – ТКО) Ответчик обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в месте, которые определены в приложении № 1 к настоящему договору, и обеспечивать их сбор, транспортировку, обработку, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а Истец обязуется оплачивать услуги регионального оператора, по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.

Ознакомившись с Проектом договора, Истец не согласился с пунктами 1.3., 2.4., 3.3.8., 3.3.9., 4.1., 6.2., 9.3., Приложением № 1 к Проекту Договора, т.к. по мнению Истца:

- указанные пункты не основаны на требованиях закона и не соответствуют условиям поданной заявки;

- отсутствует согласование существенных условий договора, установленных законом, о сроках и периодичности вывоза ТКО;

- порядок расчета платы по договору определен в одностороннем порядке по нормативу, без учета заявки, что существенно завышает размер платы для собственников жилых помещений (норма, предписывающая односторонний порядок определения порядка начисления, в законе отсутствует).

Указанные обстоятельства существенно нарушают права Истца, а также права всех собственников МКД.

В связи с этим, Истец направил в адрес Ответчика Протокол разногласий, составленный при рассмотрении проекта договора № 1255946-2022/ТКО от 30.12.2021 года на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с Мотивированным отказом от подписания исх. № 04/03-2022 от 09.03.2022 года .

17.06.2022 от Ответчика в адрес Истца поступило письмо № Коп/2022-11496 с приложением Протокола урегулирования разногласий к протоколу разногласий от 09.03.2022 года к Договору № 1255946-2022/ТКО от 30.12.2021.

Согласно Протоколу урегулирования разногласий, ни одно разногласие Ответчиком не урегулировано. Основным доводом Ответчика является ссылка на типовой Договор.

Так как действия Ответчика нарушают права Истца и потребителей коммунальных услуг, Истец обратился в суд с соответствующим исковым заявлением.

Суд первой инстанции требования удовлетворил.

Суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены судебного акта по доводам ответчика.

Правоотношения в сфере обращения с отходами регулируются Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ).

Согласно пункту 4 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ собственники ТКО обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются ТКО и находятся в местах их накопления.

Договор на оказание услуг по обращению с ТКО заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации (пункт 5 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 утверждены Правила обращения с твердыми коммунальными отходами, которыми установлен порядок заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО (пункты 8(1) - 8(20) названных Правил) и утвержден типовой договор.

В свою очередь в соответствии с абзацем вторым пункта 1 Правил N 1156 к отношениям, возникающим между собственниками и (или) пользователями жилых помещений в многоквартирных домах и управляющими организациями, товариществами собственников жилья, жилищно-строительными кооперативами, иными специализированными потребительскими кооперативами, между собственниками помещений, пользователями жилых помещений в многоквартирных домах, собственниками жилых домов и региональными операторами, между собственниками жилых домов и организациями (в том числе некоммерческими объединениями), которые от своего имени и в интересах собственника жилого дома заключают договоры на оказание услуг по обращению с ТКО с соответствующими региональными операторами, связанным с обеспечением предоставления указанным собственникам и пользователями коммунальной услуги по обращению с ТКО, положения названных Правил применяются в части, не урегулированной жилищным законодательством Российской Федерации.

Судом первой инстанции пункт 1.3 Договора утвержден в редакции Кооператива.

Пунктом 10 Правил N 1156 предусмотрено, что в соответствии с договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов складирование твердых коммунальных отходов осуществляется потребителями следующими способами:

а) в контейнеры, расположенные в мусороприемных камерах (при наличии соответствующей внутридомовой инженерной системы);

б) в контейнеры, бункеры, расположенные на контейнерных площадках;

в) в пакеты или другие емкости, предоставленные региональным оператором.

По смыслу приведенных положений стороны договора по обращению с ТКО вправе выбрать любой из указанных способов складирования ТКО. Аналогичным образом изложен пункт 3 в типовой форме договора, предусматривающий различные варианты складирования ТКО.

Судом установлено, что МКД имеет в составе внутридомовой инженерной системы мусороприемные камеры, Истец в течение многих лет, в том числе в период с 01.01.2022 по настоящее время, складирует ТКО данным способом, а ответчик принимает ТКО из контейнеров, выкатываемых работниками кооператива в день приемки ТКО на площадку перед данными мусороприемными камерами.

Предложенная Кооперативом редакция пункта 1.3 Договора соответствует обстоятельствам дела, не противоречит положениям Правил N 1156 и условиям типового договора, не нарушает прав регионального оператора, поэтому обоснованно урегулирована в редакции потребителя.

Доводы в апелляционной жалобе по указанному пункту не нашли своего подтверждения.

Согласно части 5 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) собственник жилого дома или части жилого дома обязан обеспечивать обращение с ТКО путем заключения договора с региональным оператором по обращению с ТКО. Под обращением с ТКО для целей указанного кодекса и иных актов жилищного законодательства понимаются транспортирование, обезвреживание, захоронение ТКО.

В силу части 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления ТКО), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Такой порядок установлен Правительством Российской Федерации в Правилах N 354.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.02.2017 N 232 внесены изменения в Правила N 354, согласно которым указанные Правила дополнены разделом XV(1) "Предоставление коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами" (пункты 148(1) - 148(49) Правил), в котором установлены особенности осуществления данного вида коммунальной услуги, заключения соответствующего договора, определения объема предоставленной услуги и размер платы за нее.

Согласно подпункту "а" пункта 8(1) Правил N 1156 в отношении ТКО, образующихся в жилых помещениях в многоквартирных домах (кроме случаев, предусмотренных частями 1 и 9 статьи 157.2 ЖК РФ), договор заключается с лицом, осуществляющим управление многоквартирным домом, в порядке, установленном в разделе I(1) названных Правил (пункты 8(1) - 8(20) Правил).

В силу подпункта "е" пункта 25 Правил N 1156 и абзаца первого пункта 148(13) Правил N 354 способ коммерческого учета количества ТКО (порядок определения объема услуги по обращению с ТКО) является существенным условием договора на оказание услуг по транспортированию ТКО.

По общему правилу, расчет размера платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО, предоставленную потребителю в жилом помещении и нежилом помещении в многоквартирном доме, определяется на основании нормативов накопления ТКО (пункт 148(30) Правил N 354).

В соответствии с пунктом 148(30) Правил N 354 размер платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется в соответствии с формулами 9(1) и 9(2) приложения N 2 к этим Правилам, расчет по которым основан на нормативе накопления ТКО.

Абзацем третьим пункта 148(30) Правил N 354 установлено, что при раздельном накоплении сортированных отходов размер платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется в соответствии с формулами 9(3) и 9(4) приложения N 2 к данным Правилам соответственно. В основу расчета платы по указанным формулам включен такой показатель, как объем контейнеров, вывезенных с места (площадки) накопления ТКО, за расчетный период.

Таким образом, из приведенных нормативных положений в их совокупной взаимосвязи следует, что способ учета ТКО исходя из объема контейнеров, вывезенных с места накопления ТКО, возможен только при раздельном накоплении сортированных ТКО.

Согласно пояснениям истца, в многоквартирном доме, находящемся в управлении Кооператива, раздельное накопление ТКО было реализовано до 2022 года, что также усматривается из заявки от 23.12.2021 на заключение Договора, приложенной к материалам дела.

Раздельным сбором и накоплением ТКО собственники многоквартирного дома № 9 по ул. Чудновского (дом находится в управлении Кооператива, Невский район) занимаются с 2019 года. В 2020 году, в целях соблюдения санитарно-эпидемиологических требований, Кооператив отказался от самостоятельной сортировки вторсырья и обратился за помощью в компанию ООО «ЭкоЛэнд». Компания ООО «Эколэнд» поставила контейнеры для сбора вторсырья со стороны подвалов. Данное сотрудничество продолжалось до февраля 2022 года, т.е. до момента начала работы АО «НЭО». После начала оказания услуг по вывозу и утилизации ТКО АО «НЭО», компания «ЭкоЛэнд» вывезла свои контейнеры для раздельного сбора ТКО с придомовой территории Кооператива.

Между тем, в дальнейшем компания ООО «ЭкоЛэнд» стала партнером АО «НЭО» в части проводимого эксперимента по внедрению раздельного сбора мусора в некоторых районах города.

В связи с этим, после начала оказания услуг АО «НЭО», возле подвалов со стороны черных лестниц на придомовой территории, принадлежащей ЖСК, были установлены контейнеры для раздельного сбора мусора: пластика, алюминиевых банок, упаковок Tetra Рак (желтый контейнер) и для сбора стекла (черный контейнер). На указанных контейнерах была размещена информация о принадлежности контейнеров АО «НЭО».

В настоящее время данные контейнеры находятся на придомовой территории. Компания, которая осуществляет вывоз отсортированного мусора подтвердила, что контейнеры могли быть установлены и обслуживаться только с непосредственного разрешения Невского экологического оператора.

На момент подачи заявки на заключение спорного договора, т.е. на 2021 год, правила заключения Договоров были урегулированы Жилищным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (в редакции от 02.07.2021 года), Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156 (ред. от 18.03.2021) "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. N 641", «Правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2016 г. N 505.

В соответствии с частью 1 статьи 157 ЖК РФ для организаций, осуществляющих управления многоквартирными домами, предусмотрены обязательные при заключении Договора с региональным оператором по обращению твердыми коммунальными отходами Правила, установленные Правительством Российской Федерации.

Согласно п.п. 1 и 2 статьи 24.10. Федерального закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (в редакции от 02.07.2021 года) (Далее -Федеральный закон № 89 в редакции от 02.07.2021 года) Определение объема и (или) массы твердых коммунальных отходов осуществляется в целях расчетов по договорам в области обращения с твердыми коммунальными отходами в соответствии с правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными Правительством Российской Федерации.

В случаях, определенных Правительством Российской Федерации, объем и (или) масса твердых коммунальных отходов определяются исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов. Нормативы накопления твердых коммунальных отходов утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации либо органом местного самоуправления поселения или городского округа (в случае наделения его соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации).

Таким образом, на момент заключения спорного договора порядок его заключения и проведения по нему расчетов, определялись Правительством Российской Федерации.

Согласно пункту 15 Типового договора, установленного Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156 (ред. от 18.03.2021) "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. N 641" (Далее - Правила № 1156), Истец и Ответчик при заключении договора должны руководствоваться правилами коммерческого учета и вправе выбирать один из предложенных способов учета.

В соответствии с пунктом 6 «Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2016 г. N 505 (Далее - Правила N 505) в целях осуществления расчетов с собственниками ТКО коммерческий учет ТКО осуществляется в соответствии с подпунктом "а" пункта 5 Правил N 505.

Правительством Российской Федерации, при заключении Договора с управляющей организацией, установлена возможность выбора способа коммерческого учета в целях расчетов.

Кроме того, пунктом 8 Правил N 505 определен специальный порядок учета объема ТКО при раздельном накоплении твердых коммунальных отходов в целях осуществления расчетов, которой устанавливает коммерческий учет ТКО расчетным путем только исходя из количества и объема контейнеров.

При этом, с момента начала оказания Кооперативу услуг по вывозу и утилизации ТКО, Ответчик своими действиями признал факт раздельного накопления ТКО в МКД и установил на общедомовой территории Кооператива свои контейнеры для раздельного пофракционного сбора ТКО, что подтверждается Актом осмотра территории № 14/09-2023 от 18.09.2023 и кадастровым паспортом на земельный участок, приобщенным судом апелляционной инстанции в порядке статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к материалам дела.

Поставку контейнеров для раздельного накопления и их вывоз обеспечивает Ответчик, что подтверждается Актом осмотра от 19.01.2024.

При указанных обстоятельства, отказ ответчика от расчетов с истцом исходя из количества и объема контейнеров неправомерен.

Ссылка Ответчика на Распоряжение Комитета по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности Правительства Санкт-Петербурга № 371-р от 01.07.2022 года «Об утверждении Порядка накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельное накопление) на территории Санкт-Петербурга» (Далее - Распоряжение № 371-р) необоснована.

Комитет по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности Правительства Санкт-Петербурга не вправе был подменять своим Распоряжением правила, установленные Правительством Российской Федерации, имеющим большую юридическую силу. Также Комитет не вправе был устанавливать иные правила, отличные от установленных Правительством Российской Федерации.

Кроме того, решением Санкт-Петербургского городского суда от 10.04.2023 по делу № За-28/2023, оставленным без изменения Апелляционным определением Второго апелляционного суда общей юрисдикции от 31.08.2023 года № 66а-823/2023, пункт 5.1. Распоряжения № 371-р (в т.ч. его подпункты 5.1.1, 5.1.2, 5.1.3, 5.1.4, 5.1.5, действующие во взаимосвязи с пунктом 5.1) признан не действующим со дня вступления решения в законную силу (Копии судебных актов прилагаются).

Таким образом, требования Ответчика, основанные на Распоряжении № 371-р, в части принятия общим собранием собственников решения о раздельном сборе и его передаче оператору, а также заключении на основании этого дополнительного соглашения, являющимися основанием для отказа в заключении договора на раздельный сбор мусора по факту, являются незаконными, что также признано судебной властью.

Однако в связи с тем, что Комитетом по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности Правительства Санкт-Петербурга было вынесено незаконное Распоряжение № 371-р, Истец провел общее собрание собственников многоквартирного дома по адресу: г. Санкт-Петербург, ул. Чудновского, д. 9, корп. 1, лит. А, оформленное Протоколом № 1 от 31.03.2023. Согласно пункту 6 Протокола собственниками было принято решение о раздельном накоплении ТКО в контейнеры, расположенные на общедомовой территории.

Протокол общего собрания собственников № 1 от 31.03.2023 был передан Ответчику вместе с уведомлением об осуществлении раздельного накопления ТКО.

Таким образом, Ответчиком был также соблюден порядок осуществления раздельного накопления ТКО, установленный незаконным Распоряжением № 371-р.

Согласно правовым позициям, изложенным в пунктах 11 и 12 Обзора судебной практики по делам, связанным с обращением с твердыми коммунальными отходами, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 13.12.2023, расчеты по количеству и объему контейнеров с ТКО по договорам могут осуществляться как при раздельном накоплении, так и при не раздельном накоплении ТКО.

При этом, при раздельном накоплении ТКО, расчет по факту может осуществляться при соблюдении установленных правил.

Таким образом, утверждение разногласий по пункту 4.1 договора в редакции истца правомерно.

Относительно пунктов 3.3.8 и 3.3.9 судом первой инстанции обоснованно установлено следующее.

Согласно Типовому Договору, утвержденному Правилами №1156, указанные пункты в изначально типовой редакцией договора не предусмотрены. Эти пункты внесены в Проект договора по инициативе Ответчика.

Из пунктов 3.3.8 и 3.3.9 Проекта Договора следует, что Ответчик предлагает Истцу возложить на себя обязанности по обеспечению беспрепятственного доступа транспорта регионального оператора к месту (площадке) накопления твердых коммунальных отходов, а также выполнять обязанность по контролю за складируемым жильцами в контейнеры мусором.

Однако объем прав и обязанностей Истца, предусмотренный законом, исключает возможность контроля доступа на земельный участок, в отношении которого органом исполнительной власти установлен режим беспрепятственного прохода, проезда. Обеспечение беспрепятственного проезда транспорта на земельный участок, в отношении которого Истец не может вводить какие-либо ограничения и правила пользования, является неисполнимой обязанностью.

Объем прав и обязанностей Истца, предусмотренный законом, также исключает возможность контроля за складируемым жильцами мусором. Указанный пункт Договора неисполним.

Ссылка Ответчика на пункт 3.1.8 Распоряжения Комитета по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности Санкт-Петербурга от 01.07.2022 № 371-р "Об утверждении Порядка накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) на территории Санкт-Петербурга" является необоснованной, т.к. согласно указанному пункту установлены общие запреты физическим и юридическим лицам на совершение определенных действий.

Сам по себе запрет не порождает право и обязанность у Истца обеспечить исполнение этих запретов от третьих лиц.

Более того, согласно переданному в адрес Истца Протоколу урегулирования разногласий к протоколу разногласий от 09.03.2022 года к Договору №1255946-2022/ТКО от 30.12.2021 года, Ответчик согласовал исключение из Проекта Договора пунктов 3.3.8 и 3.3.9.

В связи с этим, требование Истца об исключении из пунктов 3.3.8. и 3.3.9. Проекта Договора суд счел подлежащими удовлетворению.

Требования Истца об урегулировании условий Договора в части графика и периодичности вывоза ТКО правомерно удовлетворены.

Согласно пункту 1.2. Проекта Договора периодичность вывоза ТКО должна определятся Приложением № 1.

Указанная правовая позиция закреплена в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 23.08.2022 по делу № 301-ЭС22-6261 (дело № А43-14632/2020), согласно которой определение в Договоре способа коммерческого учета и периодичности прямо зависит от конечной стоимости услуги.

Суд апелляционной инстанции, отклоняя доводы жалобы, с учетом представленных стороной истца писем ответчика от 06.02.2024 в адрес истца, а также переписки между ответчиком и МПБО-2 РНО о заборе контейнеров (13.02.2024) установленных у объекта истца, документально не опровергнуто ответчиком, отмечает наличие признаков злоупотребления правом со стороны АО «НЭО», что в силу статей 1, 10 Гражданского кодекса Российской Федерации не допустимо. Так, истцом представлены суду надлежащие и достаточные доказательства того, что он предпринимал все необходимы и достаточные меры для раздельного накопления ТКО, ответчик осуществлял до настоящего времени вывоз с территории истца установленные, по сути, им контейнеры, предназначенных для складирования отходов раздельным образом.

При указанных обстоятельствах, выводы суда первой инстанции соответствуют нормам материального права, оснований для отмены решения не усматривается.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 26.09.2023 по делу №А56-80393/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.

Председательствующий

Я.Г. Смирнова

Судьи

Г.Н. Богдановская

Н.А. Бугорская