ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65, лит. А
http://13aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Санкт-Петербург
19 сентября 2022 года
Дело №А56-82275/2021
Резолютивная часть постановления объявлена 13 сентября 2022 года
Постановление изготовлено в полном объеме 19 сентября 2022 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Слоневской А.Ю.,
судей Богдановской Г.Н., Савиной Е.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Емельяновой Н.О.,
при участии:
от истца: ФИО1 по доверенности от10.01.2022;
от ответчика: ФИО2 по доверенности от 01.05.2020;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-24461/2022) общества с ограниченной ответственностью «Ирий» на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 24.05.2022 по делу № А56-82275/2021, принятое
по иску акционерного общества «Управляющая компания по обращению с отходами в Ленинградской области»
к обществу с ограниченной ответственностью «Ирий»
о взыскании,
третьи лица: муниципальное бюджетное учреждение «Служба ритуальных услуг Ломоносовского муниципального района», Администрация муниципального образования Ломоносовский муниципальный район Ленинградской области,
установил:
акционерное общество «Управляющая компания по обращению с отходами в Ленинградской области» (ОГРН <***>, ИНН <***>, <...>; далее – Компания) обратилась в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью «Ирий» (ОГРН <***>, ИНН <***>; Санкт-Петербург, Непокорённых пр., д.49, лит.А, пом.24Н, оф.207/Е; далее – Общество) о взыскании 621 426 руб. 76 коп. задолженности за услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, неустойки.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены муниципальное бюджетное учреждение «Служба ритуальных услуг Ломоносовского муниципального района» (ОГРН <***>, ИНН <***>; <...>, промзона Лангерево; далее – Учреждение), Администрация муниципального образования Ломоносовский муниципальный район Ленинградской области (ОГРН <***>, ИНН <***>; <...>; далее – Администрация).
Решением суда от 24.05.2022 исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда от 24.05.2022, Общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение, принять новый судебный акт, отказать в удовлетворении исковых требований, ссылаясь на то, что Общество не является собственником твердых коммунальных отходов, образующихся на территории переданных кладбищ на основании муниципального контракта на оказание услуг по содержанию и обслуживанию кладбищ. Податель жалобы указывает на отсутствие доказательств фактического оказания услуг.
В отзыве Компания просит оставить обжалуемый судебный акт без изменения.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, о времени и месте судебного заседания размещена в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
В судебном заседании представитель ответчика поддержал доводы жалобы, представитель истца отклонил их.
Третьи лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, что в силу статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения дела в отсутствие представителей.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, Компания является региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее – ТКО) на территории Ленинградской области и осуществляет деятельность по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО) на территории Ленинградской области на основании соглашения от 24.04.2018 об организации деятельности регионального оператора по обращению с ТКО, заключенного с субъектом Российской Федерации - Ленинградской областью в лице Управления Ленинградской области по организации и контролю деятельности по обращению с отходами.
Соглашением установлены сроки, в которые региональный оператор обязан приступить к деятельности по обращению с ТКО на всей территории Ленинградской области: МО Приозерский муниципальный район Ленинградской области – не позднее 01.04.2019; МО Выборгский муниципальный район Ленинградской области – не позднее 01.06.2019; МО Лужский муниципальный район Ленинградской области – не позднее 01.07.2019; МО Всеволожский муниципальный район Ленинградской области – не позднее 01.10.2019; МО остальных муниципальных районов Ленинградской области - не позднее 01.11.2019.
В силу части 1 статьи 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Закон N 89-ФЗ) региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора.
Правила обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156
(далее – Правила N 1156), устанавливают порядок осуществления сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов.
Пунктом 8(4) N 1156 предусмотрено, что основанием для заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является заявка потребителя или его законного представителя в письменной форме на заключение такого договора, подписанная потребителем или лицом, действующим от имени потребителя на основании доверенности, либо предложение регионального оператора о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Заявка потребителя может направляться региональному оператору начиная со дня утверждения в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора на 1-й год действия соглашения об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенного органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации и региональным оператором (пункт 8(5) Правил N 1156).
В соответствии с абзацем четвертым пункта 8(17) Правил N 1156 в случае если потребитель не направил региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5) - 8(7) настоящих Правил в указанный срок, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Заявка на заключение договора в адрес регионального оператора не направлялась, однако ответчику услуги оказывались в силу закона, а датой начала оказания услуг регионального оператора является дата начала деятельности оператора в соответствующем муниципальном районе Ленинградской области.
Обязанность заключения договоров с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами предусмотрена пунктом 4 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ и пунктами 4, 8(11), 8(12) Правил N 1156.
По договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональный оператор обязуется принимать ТКО в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а собственник твердых коммунальных отходов обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора (пункт 2 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ).
Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями.
Заключение договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором происходит по заявке (инициативе) собственника твердых коммунальных отходов (пункты 8(4) – 8(16) Правил N 1156), и если таковая не направлена, то договор считается заключенным на условиях Типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (пункт 8(17) Правил N 1156).
Поскольку Общество в адрес Компании заявку на заключение договора не направило, то договор между Обществом и Компанией считается заключенным на условиях типового договора.
Общество (исполнитель) согласно муниципальному контракту от 09.06.2020
№ 0345600003820000001 (далее – муниципальный контракт), заключенному с Учреждением (заказчик) оказывает услуги по содержанию и обслуживанию кладбищ, уходу за могилами и местами захоронения, на кладбищах, расположенных по следующим адресам: Ломоносовский район, Оржицкое сельское поселение, д.Оржицы, кадастровый номер 47:14:0000000:39295; Ломоносовский район, Лопухинское сельское поселение, д.Верхние Рудицы, участок 4, кадастровый номер 47:14:0000000:39143; Ломоносовский район, Копорское сельское поселение, д.Маклаково, участок 13, кадастровый номер 47:14:0702005:1; Ломоносовский район, Копорское сельское поселение, д.Игорищи, участок 70, кадастровый номер 47:14:0708006:3; Ломоносовский район, Копорское сельское поселение, д.Ивановское, участок 1, кадастровый номер 47:14:0715009:1; Ломоносовский район, Копорское сельское поселение, д.Воронкино, участок 13/1, кадастровый номер 47:14:0711005:19; Ломоносовский район, Копорское сельское поселение, д.Подмошье, участок 1, кадастровый номер 47:14:0000000:38889; Ломоносовский район, Копорское сельское поселение, <...> участок 1, кадастровый номер 47:14:0702003:91; Ломоносовский район, Копорское сельское поселение, д.Климотино, участок 13/1, кадастровый номер 47:14:0713011:4; Ломоносовский район, Гостилицкое сельское поселение, <...> участок 8 «в», кадастровый номер 47:14:0000000:38840; Ломоносовский район, Гостилицкое сельское поселение, д.Дятлицы, участок 31 «а» кадастровый номер 47:14:0000000:38339; Ломоносовский район, Лебяженское городское поселение, п.Лебяжье, кадастровый номер 47:14:0000000:38837; Ломоносовский район, Лебяженское городское поселение, п.Лебяжье, кадастровый номер 47:14:0000000:38755; Ломоносовский район, Лебяженское городское поселение, д.Коваши, кадастровый номер 47:14:0106010:52; Ломоносовский район. Лебяженское городское поселение, д.Коваши, кадастровый номер 47:14:0106012:84; Ломоносовский район, Лебяженское городское поселение, д. Шепелево, кадастровый номер 47:14:0103001:635; Ломоносовский район, Лебяженское городское поселение, д.Черная Лахта, кадастровый номер 47:14:0108003:88; Ломоносовский район, Лебяженское городское поселение, п.Лебяжье, кадастровый номер 47:14:0000000:38838.
Согласно пункту 4.2.2 муниципального контракта исполнитель (Общество) на момент начала оказания услуг обязан иметь действующий договор с организацией (организациями), осуществляющей (осуществляющими) транспортирование и размещение отходов и имеющей (имеющими) действующую лицензию на осуществление данных видов работ. Исполнитель должен предоставить Заказчику копию действующей лицензии на право осуществления деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV класса опасности, либо копию договора с организацией, имеющей лицензию на право осуществления деятельности по сбору, транспортированию, размещению отходов I-IV класса опасности.
Согласно пункту 2.1 технического задания, являющемуся приложением № 1 к муниципальному контракту, перечень услуг Общества включает в себя в том числе: уход за зелеными насаждениями на территории кладбищ; систематическая уборка всей территории кладбищ; своевременный вывоз мусора, засохших цветков и венков.
По смыслу пункту 2 Правила обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 № 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 № 641» (далее – Правила № 1156) потребителем является собственник твердых коммунальных отходов или уполномоченное им лицо, заключившее или обязанное заключить с региональным оператором договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Поскольку, муниципальным контрактом Учреждение (собственник кладбищ) прямо уполномочил непосредственно Общество самостоятельно заключить договор на вывоз мусора (пункт 4.2.2 муниципального контракта), а отходы образующиеся в процессе осуществления ответчиком своих обязательств по муниципальному контракту на кладбищах (техническое задание в приложении к муниципальному контракту) являются в том числе и твердые коммунальные отходы (отходы от уборки территорий кладбищ, колумбариев, то Общество является потребителем услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами предоставляемой региональным оператором на всей территории Ленинградской области, а следовательно, и лицом, обязанным оплачивать оказанные региональным оператором услуги по утвержденным тарифам и нормативам накопления.
Доказательства того, что Компания в спорный период не осуществляла деятельность по вывозу твердых коммунальных отходов с площадок, используемых потребителем, в нарушение статьи 65 АПК РФ не представлено.
Согласно пункту 1 статьи 779 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
В соответствии с пунктом 1 статьи 781 ГК РФ заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг. В силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как то: передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности (статья 307 ГК РФ).
Согласно пункту 1 статьи 24.10 Закона N 89-ФЗ определение объема и (или) массы твердых коммунальных отходов осуществляется в целях расчетов по договорам в области обращения с твердыми коммунальными отходами в соответствии с Правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 N 505 (далее – Правила N 505).
В силу пункта 5 Правил коммерческий учет твердых коммунальных отходов осуществляется: а) расчетным путем исходя из: нормативов накопления твердых коммунальных отходов, выраженных в количественных показателях объема; количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, установленных в местах накопления; б) исходя из массы твердых коммунальных отходов, определенной с использованием средств измерения.
Размер платы за услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами является регулируемым, установлен единый тариф на услуги регионального оператора и норматив накопления твердых коммунальных отходов.
Факт оказания услуг подтверждается актами № 109488 от 30.06.2020 на сумму 75 162 руб. 94 коп., № 109489 от 31.07.2020 на сумму 102 494 руб. 93 коп., № 109490 от 31.08. 2020 на сумму 102 494 руб. 93 коп., № 109491 от 30.09. 2020 на сумму 102 494 руб. 93 коп., № 109492 от 31.10.2020 на сумму 102 494 руб. 93 коп.,
№ 109493 от 30.11.2020 на сумму 102 494.93 руб., № 109494 от 31.12. 2020 на сумму 102 494 руб. 93 коп.
За спорный период ответчиком произведена оплата за услуги за июнь 2020 года (по счету № 109224 к акту № 109488 от 30.06.2020) в размере 75 162 руб. 94 коп., что подтверждается платежным поручением № 773 от 02.07.2020.
Согласно акту сверки взаимных расчетов от 30.08.2021 задолженность ответчика с учетом оплаты по договору за период с 01.07.2020 по 31.12.2020 составляет 614 969 руб. 58 коп.
Таким образом, поскольку факт оказания услуг истцом в спорный период доказан представленными в материалы дела документами, ответчиком не опровергнут, оснований для отмены судебного акта и отказа в иске суд апелляционной инстанции не усматривает.
В соответствии с пунктом 1 статьи 13.4 Закона N 89-ФЗ накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.
При отсутствии своей контейнерной площадки ответчик может пользоваться иными контейнерными площадками отвечающими требованиям по охране окружающей среды и санитарно-эпидемиологическим нормам, вне зависимости от их местонахождения и отследить данный факт не представляется возможным.
В нарушение статьи 65 АПК РФ доказательств того, что у ответчика имелись основания отказаться от заключения договора с региональным оператором по пункту 6 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ, ответчиком не представлены.
В свою очередь, образование твердых коммунальных отходов является закономерным и неотъемлемым результатом процесса жизнедеятельности человека (определение Верховного Суда Российской Федерации от 26.02.2016 N 309-ЭС15-13978), следовательно, по общему правилу функционирование любого субъекта гражданского оборота неизбежно вызывает формирование отходов.
Услуги регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами относятся к регулируемым видам деятельности (пункт 1, 4 статьи 24.8 Закона N 89-ФЗ), а характер правоотношений носит абонентский характер, исходя из положений статьи 429.4 ГК РФ и норм Правил N 1156, подлежащих оказанию услуг на основании типового договора.
Данное обстоятельство предполагает наличие у потребителя обязанности оплатить услуги вне зависимости от затребованного в рассматриваемый период исполнения.
В исковой период ответчик не подавал региональному оператору заявку на заключение договора на оказание услуг по обращению с ТКО, соответствующая обязанность по согласованию конкретных условий оказания услуги ответчиком не исполнена.
Отсутствие договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором в письменной форме не освобождает потребителя от исполнения обязанности по оплате за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, поскольку договор является публичным в силу статьи 24.7 Закона об отходах, считается заключенным по правилам пункта 8(15) Правил N 1156.
Соответствующая заявка направлена Обществом 05.03.2021 с условием заключения договора с даты его подписания. Региональный оператор направил ответчику проект договора с даты начала деятельности ответчика по муниципальному контракту в Ломоносовском районе с 01.06.2020, но ответчик отказался от заключения договора с указанным условием.
Доказательств того, что предъявленные к оплате услуги истцом фактически не оказаны либо оказаны иным лицом, Обществом не представлено. Отсутствуют доказательства направления в адрес Компании каких-либо возражений по качеству, объему и стоимости услуг. Сведения о том, что в исковой период спорные услуги по вывозу твердых коммунальных отходов оказывались иными лицами, не Компанией, перед судом не раскрыты, в материалах дела отсутствуют.
Услуга по обращению с ТКО за спорный период оказывалась потребителю, использующему общедоступные места накопления ТКО без заявок. Объемы ТКО, указанные в первичных документах, выставленных ответчику, определены по установленным нормативам с использованием потребителем для накопления ТКО любых близлежащих мест (площадок) накопления, организованных в соответствующем населенном пункте органами местного самоуправления.
Акты о нарушении региональным оператором обязательств по договору не составлялись в исковой период. О нарушениях в работе регионального оператора ответчиком в установленном порядке в спорный период не заявлено.
За исковой период ответчиком не предъявлены возражения относительно места вывоза твердых коммунальных отходов, графика вывоза мусора и его объема, Общество свой контррасчет, подтвержденный документами, не представило.
Согласно пункту 1 статьи 330 ГК РФ неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства.
Согласно пункту 22 договора в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения потребителем обязательств по оплате настоящего договора региональный оператор вправе потребовать от потребителя уплаты неустойки в размере одной стотридцатой ключевой ставки Центрального Банка Российской Федерации, установленной на день предъявления соответствующего требования, от суммы задолженности за каждый день просрочки.
В связи с допущенной просрочкой в оплате в спорный период истец заявил о взыскании пени за период с 11.08.2021 по 31.08.2021 в размере 6 457 руб. 18 коп.
Расчет истца проверен судом и признан арифметически верным, расчет ответчиком не оспорен, контррасчет не представлен.
Полномочия представителя истца проведены судом, представитель допущен судом к участию в судебном заседании суда первой инстанции.
Решение суда является законным и обоснованным.
Апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по приведенным в ней доводам.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 24.05.2022 по делу № А56-82275/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий
А.Ю. Слоневская
Судьи
Г.Н. Богдановская
Е.В. Савина