ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А56-83598/2021 от 01.09.2022 Тринадцатого арбитражного апелляционного суда

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65, лит. А

http://13aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург

12 сентября 2022 года

Дело №А56-83598/2021

Резолютивная часть постановления объявлена 01 сентября 2022 года.

Постановление изготовлено в полном объеме 12 сентября 2022 года.

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего С.В. Изотовой,

судей С.М. Кротова, М.А. Ракчеевой,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Б.И. Ворона,

рассмотрев в судебном заседании при участии:

от Товарищества представителя ФИО1 (ордер № 210795105),

от Комитета представителя ФИО2 (доверенность от 15.07.2022),

от КГА представителя ФИО3 (доверенность от 20.12.2021),

апелляционные жалобы Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга и Комитета по градостроительству и архитектуре на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 31.05.2022 по делу № А56-83598/2021 (судья Д.С. Геворкян) по заявлению:

товарищества собственников жилья «Шостаковича» (194358, Санкт-Петербург, ул. Шостаковича, д. 3 ,к. 1; ОГРН <***>, ИНН <***>)

к Комитету имущественных отношений Санкт-Петербурга (191144, Санкт-Петербург, ул.Новгородская, д.20, лит.А, пом.2-Н; ОГРН<***>, ИНН<***>),

Комитету по градостроительству и архитектуре (191023, Санкт-Петербург, пл. Ломоносова, д. 2; ОГРН <***>, ИНН <***>)

о признании незаконным решения об отказе,

установил:

товарищество собственников жилья «Шостаковича» (далее – Товарищество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области (далее – суд первой инстанции) с заявлением к Комитету имущественных отношений Санкт-Петербурга (далее – Комитет) и Комитету по градостроительству и архитектуре (далее – КГА) о признании незаконными решений об отказе, выраженных в письмах Комитета от 10.06.2021 № 05-18-46148/21-1-1 и КГА от 08.06.2021 № ОБ-18620-1744/21-0-1, и обязании Комитета и КГА устранить допущенные нарушения прав, свобод и законных интересов заявителя, совершив действия, предусмотренные частью 4 – 4.2 статьи 16 Федерального закона от 29.12.2004 № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» (далее – Закон № 189-ФЗ) в отношении земельного участка под многоквартирным домом по адресу: Санкт-Петербург, ул. Шостаковича, д. 3, корп. 1, лит. А.

Решением от 31.05.2022 признано незаконным решение Комитета от 10.06.2021 № 05-18-46148/21-1-1 об отказе в формировании земельного участка, признано незаконным бездействие КГА, выразившееся в несовершении действий, предусмотренных частью 4 – 4.2 статьи 16 Закона № 189-ФЗ, в отношении спорного земельного участка, Комитет и КГА обязаны устранить допущенные нарушения прав заявителя, совершив действия, предусмотренные частью 4 – 4.2 Закона № 189-ФЗ; в остальной части в удовлетворении заявленных требований отказано.

Не согласившись с указанным решением, КГА обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать.

В обоснование апелляционной жалобы ее податель указывает, что согласно пункту 4 части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) земельный участок, на котором расположен многоквартирный жилой дом, принадлежит на праве общей долевой собственности собственникам помещений в этом доме и относится к их общему имуществу, в силу статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется, или в отношении которых градостроительные регламенты не устанавливаются, определяются в соответствии с ЗК РФ, другими федеральными законами, утверждение схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки, землеустроительной документации и т.п., порядок подготовки документации по планировке территории в Санкт-Петербурге утвержден Законом Санкт-Петербурга от 22.01.2015 № 4-5 «О порядке подготовки документации по планировке территории в Санкт-Петербурге и внесении изменений в некоторые законы Санкт-Петербурга», в случае поступления в КГА обращений решение о подготовке документации по планировке принимается КГА при наличии средств на обеспечение подготовки документации по планировке территории, предусмотренных инициатору подготовки документации по планировке территории на эти цели законом Санкт-Петербурга о бюджете, образование границ земельного участка под многоквартирным жилым домом в настоящий момент возможно только в составе проекта планировки территории, на территории Санкт-Петербурга порядок образования земельных участков под многоквартирным жилым домом осуществляется в соответствии с распоряжением Правительства Санкт-Петербурга от 20.03.2005 № 25-рп «О порядке взаимодействия исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга и организаций при формировании земельного участка, на котором расположен жилой дом» (далее – распоряжение № 25-рп), согласно распоряжению Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга от 11.08.2006 № 1555-рк порядок формирования земельного участка состоит из следующих этапов: прием заявления о формировании земельного участка для многоквартирного дома, формирование дела по земельному участку, включающее проведение полевого обследования, изготовление схемы границ земельного участка, подготовку запросов в КГА, а при необходимости в КГИОП и в иные исполнительные органы государственной власти Санкт-Петербурга, заключение договора на проведение работ по межеванию, проверку и приемку работ по межеванию, утверждение границ земельного участка и подготовку материалов для государственного кадастрового учета; в настоящее время обязанность образовать земельный участок под многоквартирным домом лежит на Комитете, единственным основанием для проведения кадастрового учета земельного участка является распоряжение Комитета, однако полномочиями по обеспечению подготовки проекта межевания в целях образования земельных участков Комитет и КГА не наделены, график выполнения мероприятий по образованию земельных участков не утвержден, собственники помещений многоквартирного дома вправе подготовить проект межевания за счет собственных средств.

Комитет также обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать.

В обоснование апелляционной жалобы Комитет указывает, что Товариществом пропущен установленный частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) срок, на основании обращения заявителя от 16.12.2015 о формировании земельного участка Комитетом утверждена схема расположения земельного участка, однако Управлением Росреестра в проведении кадастрового учета отказано, правомерность отказа подтверждена решением суда; поскольку право общей долевой собственности возникает у собственников помещений в силу закона без дополнительного оформления прав, отсутствует нарушение прав заявителя решением Комитета, испрашиваемый земельный участок расположен на территории, в отношении которой проект межевания не разработан, постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 30.09.2020 по делу № А56-46060/2019 заявителю отказано в требованиях к Комитету и КГА об обязании совершить действия, предусмотренные частью 4 статьи 16 Закона № 189-ФЗ: разработку проекта межевания территории и образование земельного участка под многоквартирным домом; с 01.09.2022 вступает в силу Федеральный закон от 30.12.2021 № 437 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», предусматривающий возможность образования земельного участка под многоквартирным жилым домом на основании схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории.

В возражениях на апелляционные жалобы Товарищество просит решение оставить без изменения, указывает, что в соответствии с уставом Товарищество вправе заниматься оформлением прав на объекты недвижимости для правообладателей и собственников помещений многоквартирного дома, для реализации своих полномочий Товарищество неоднократно обращалось с заявлениями о формировании данного земельного участка, но получало отказы ввиду отсутствия проекта межевания территории, в соответствии с Федеральным законом от 02.08.2019 № 267-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» обязанность по образованию земельного участка и постановка его на кадастровый учет является обязанностью органов государственной власти или органов местного самоуправления в пределах их компетенции, согласно статье 11.3 ЗК РФ для образования земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности в целях его предоставления собственникам расположенных на нем зданий, сооружений обязательное наличие проекта межевания не требуется.

В судебном заседании представители Комитета и КГА поддержали апелляционные жалобы, представитель Товарищества против удовлетворения апелляционных жалоб возражал по мотивам, изложенным в отзыве.

Как следует из материалов дела, Товарищество 16.12.2015 обратилось в Комитет с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, находящийся по адресу: Санкт-Петербург, улица Шостаковича, д. 3, корпус 1, литера А.

Распоряжением Комитета от 12.04.2018 № 501-РЗК «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории» утверждена схема расположения земельного участка, на котором находится многоквартирный дом, на кадастровом плане территории площадью 7 540 кв. м по адресу: Санкт-Петербург, муниципальный округ Шувалово - Озерки, улица Шостаковича, участок 13 (местоположение: улица Шостаковича, дом 3, корпус 1, литера А).

Уведомлением Управления Росреестра от 13.06.2018 № 78-0-1-65/3042/2018-52 государственный кадастровый учет указанного земельного участка приостановлен в связи с отсутствием утвержденного проекта межевания территории, а впоследствии уведомлением от 13.09.2018 № 78-0-165/3042/2018-52 Управлением Росреестра в осуществлении государственного кадастрового учета указанного земельного участка отказано.

Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 01.02.2019 по делу № А56-135464/2018 в удовлетворении заявленных Товариществом требований о признании незаконным отказа Управления Росреестра отказано.

Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 20.09.2020 по делу № А56-46060/2019 отказано в удовлетворении требований Товарищества о признании незаконным распоряжения Комитета от 12.04.2018 № 501-РЗК «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории» как вынесенного с нарушением пункта 2, подпункта 4 пункта 3 статьи 11.3 ЗК РФ без утверждения проекта межевания территории по адресу: Санкт-Петербург, муниципальный округ Шувалово - Озерки, улица Шостаковича, участок 13 (местоположение: улица Шостаковича, дом 3, корпус 1, литера А), обязании Комитета в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Товарищества в форме проведения мероприятий, направленных на определение границ земельного участка под многоквартирным домом, расположенным по адресу: <...>, литера А, и формирование земельного участка для постановки на кадастровый учет и передачу в собственность гражданам - собственникам жилья по адресу: <...>, литера А, в соответствии с требованиями Земельного кодекса Российской Федерации и Градостроительного кодекса Российской Федерации, обязании поставить сформированный земельный участок по адресу: Санкт-Петербург, муниципальный округ Шувалово - Озерки, улица Шостаковича, участок 13 (местоположение: ул. Шостаковича, дом 3, корпус 1, литера А), на государственный кадастровый учет.

В связи с внесением Федеральным законом от 02.08.2019 № 267-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» изменений в Закон № 189-ФЗ Товарищество обратилось в Комитет и КГА с заявлениями от 06.05.2021 о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.

Письмом от 10.06.2021 Комитет отказал в удовлетворении указанных требований, ссылаясь на отсутствие утвержденного проекта межевания.

Письмом от 08.06.2021 КГА указал, что образование испрашиваемого земельного участка за счет средств бюджета Санкт-Петербурга станет возможным только после выполнения мероприятий по наделению Комитета полномочиями по подготовке проектов межевания территории.

Считая указанные отказы не соответствующими закону и нарушающими права и законные интересы Товарищества, Товарищество обратилось в суд с настоящим заявлением.

Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции указал, что формирование земельных участков, на которых расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, относится к области публичных правоотношений, органы государственной власти не вправе произвольно отказаться от ее выполнения.

Проверив в пределах, установленных статьей 268 АПК РФ, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права и соблюдения норм процессуального права, суд апелляционной инстанции установил следующее.

По смыслу статей 198 и 201 АПК РФ условиями признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений, действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц являются несоответствие оспариваемого акта, решения, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и одновременно с этим нарушение названным актом, решением, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с частью 4 статьи 198 АПК РФ заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом.

Ссылаясь на пропуск Товариществом срока на обращение в суд с заявлением о признании незаконными отказов, Комитет между тем не представил доказательства того, когда отказ был получен Товариществом, а соответственно, когда Товарищество должно было узнать о нарушении его прав.

Особенности приобретения прав на земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав общего имущества многоквартирного дома объекты недвижимого имущества, устанавливаются федеральными законами (часть 13 статьи 39.20 ЗК РФ).

В соответствии с правовой позицией, изложенной в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 28.05.2010 № 12-П, в отличие от порядка приобретения гражданами и юридическими лицами прав на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, который установлен ЗК РФ, - для бесплатного перехода земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, в общую долевую собственность собственников помещений в таком доме необходимо и достаточно осуществления органами государственной власти или органами местного самоуправления формирования данного земельного участка в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности и проведения его государственного кадастрового учета, при том, что ни специального решения органов публичной власти о предоставлении земельного участка, ни государственной регистрации права общей долевой собственности на данный земельный участок в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним не требуется.

Осуществляя свои дискреционные полномочия в области правовой регламентации отношений, объектом которых являются земельные участки, на которых расположены многоквартирные дома, федеральный законодатель в целях обеспечения прав собственников жилых и нежилых помещений в таких домах - исходя из правовой природы общего имущества многоквартирных домов как имущества, не имеющего самостоятельной потребительской ценности и предназначенного в первую очередь для обеспечения возможности пользования указанными помещениями, - установил в Жилищном кодексе Российской Федерации (далее - ЖК РФ) общее правило о принадлежности земельного участка собственникам помещений в расположенном на нем многоквартирном доме (части 1 и 2 статьи 36), а в Законе № 189-ФЗ - специальные порядок и условия перехода такого земельного участка в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме, который на нем расположен (статья 16).

Реализовав в ЖК РФ и Законе № 189-ФЗ предписания статьи 36 Конституции Российской Федерации с учетом правовой природы общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, федеральный законодатель включил правовое регулирование отношений по поводу перехода в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме земельного участка под этим домом как элемента такого общего имущества в сферу жилищного законодательства.

Согласно части 1 статьи 16 Закона № 189-ФЗ в существующей застройке поселений земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, является общей долевой собственностью собственников помещений в многоквартирном доме.

Поскольку формирование земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, относится к области публичных правоотношений, органы государственной власти или органы местного самоуправления, на которые возложена эта обязанность, не вправе произвольно отказаться от ее выполнения, если для формирования земельного участка имеются все предусмотренные законом основания. Обращение любого собственника помещений в многоквартирном доме в органы государственной власти или в органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен данный многоквартирный дом, должно рассматриваться как основание для формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета, что не отменяет необходимость формирования и проведения кадастрового учета земельных участков в разумный срок самими органами публичной власти, на которые возложена соответствующая функция.

Из изложенного следует, что право общей долевой собственности собственников помещений в многоквартирном доме на земельный участок, на котором расположен данный дом, возникает в силу положений ЖК РФ и Закона № 189-ФЗ, следовательно, собственники помещений в многоквартирном жилом доме вправе требовать формирования границ земельного участка в целях надлежащей эксплуатации такого дома.

В соответствии со статьей 11.3 ЗК РФ в редакции, действовавшей на дату обращения Товарищества с соответствующим заявлением, образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с одним из следующих документов: проект межевания территории, утвержденный в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации (далее - ГрК РФ); проектная документация лесных участков; утвержденная схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 Кодекса (часть 1). Образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, допускается в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при отсутствии утвержденного проекта межевания территории с учетом положений, предусмотренных пунктом 3 статьи 11.3 ЗК РФ (часть 2).

Исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории осуществляется образование земельных участков, в том числе в границах элемента планировочной структуры, застроенного многоквартирными домами, за исключением образования земельного участка для целей, предусмотренных статьей 13 Федерального закона от 30.12.2004 № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации», образования земельного участка для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения, не являющихся линейными объектами, а также образования земельного участка в целях его предоставления собственникам расположенных на нем зданий, сооружений (пункт 4 части 3 статьи 11.3 ЗК РФ).

Довод Товарищества об отсутствии необходимости при формировании испрашиваемого земельного участка в проведении межевания территории и о достаточности для формирования данного земельного участка только схемы его расположения на кадастровом плане не соответствует подпункту 4 пункта 3 статьи 11.3 ЗК РФ в ранее действовавшей редакции, был предметом рассмотрения в деле № А56-46060/2019.

Федеральным законом от 30.12.2021 № 478-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в подпункт 4 пункта 3 статьи 11.3 ЗК РФ внесены изменения, согласно которым исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории осуществляется образование земельных участков в границах элемента планировочной структуры, застроенного многоквартирными домами, за исключением образования земельного участка для целей, предусмотренных статьей 13 Федерального закона от 30.12.2004 № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации», образования земельного участка для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения, не являющихся линейными объектами, образования земельного участка, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, а также образования земельного участка в целях его предоставления собственникам расположенных на нем зданий, сооружений, а также внесены изменения в часть 4 статьи 16 Закона № 189-ФЗ.

Проект межевания относится к документации по планировке территории, решение о подготовке которой, по общим правилам, принимается уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления (пункт 2 части 4 статьи 41, часть 1 статьи 45 ГрК РФ).

Согласно пункту 8 статьи 45 ГрК РФ подготовка документации по планировке территории осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления самостоятельно либо привлекаемыми ими на основании государственного или муниципального контракта, заключенного в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, иными лицами, за исключением случая, указанного в части 8.1 настоящей статьи.

Согласно сложившейся судебной практике (определения Верховного Суда Российской Федерации от 25.06.2020 № 18-КАД20-1-К4, 06.02.2019 № 5-КГ18-301, 01.11.2018 № 71-КГ18-8, 14.11.2018 № 5-КГ18-208) заявление заявителя, направленное в Комитет, является основанием для выполнения государственным органом, органом местного самоуправления обязанности по формированию земельного участка под многоквартирный жилой дом в соответствии с земельным и градостроительным законодательством.

Изложенное свидетельствует о том, что отказ уполномоченного органа в формировании земельного участка под многоквартирным домом в связи с отсутствием проекта межевания не основан на законе, Комитет при наличии заявлений собственников помещений в многоквартирном жилом доме обязан был инициировать подготовку документации по планировке территории, после чего сформировать земельный участок, являющийся общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме.

Согласно Положению о Комитете, утвержденному постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 16.02.2015 № 98, именно Комитет принимает решения о проведении работ по территориальному землеустройству на землях, находящихся в государственной собственности Санкт-Петербурга и(или) государственная собственность на которые не разграничена (пункт 3.38); утверждает границы земельных участков в соответствии с действующим законодательством (пункт 3.39), осуществляет в порядке, установленном Правительством Санкт-Петербурга, подготовку заключения на проект межевания территории (пункт 3.39-1).

При таких обстоятельствах именно Комитет обязан был инициировать подготовку документации по планировке территории.

Согласно объяснениям представителя КГА в судебном заседании суда апелляционной инстанции к полномочиям КГА относится организация работ по разработке проектов планировки и проектов межевания по заявке Комитета или заказчика разработки проектов планировки и проектов межевания территории, вместе тем представитель указывает, что такая заявка не поступала.

Несмотря на поступление заявления Товарищества, КГА самостоятельно квалифицировал это заявление в качестве обращения в порядке Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», а не в качестве заявки на разработку проекта планировки и проекта межевания территории, в связи с чем суд первой инстанции обоснованно признал незаконным бездействие КГА.

Доводы апелляционных жалоб не опровергают выводы суда первой инстанции, а по существу свидетельствуют о несогласии с ними, в связи с чем не могут служить основанием для отмены вынесенного судебного акта. Учитывая изложенное, апелляционные жалобы удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга иЛенинградской области от31.05.2022 по делу №А56-83598/2021 оставить без изменения, апелляционные жалобы – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.

Председательствующий

С.В. Изотова

Судьи

С.М. Кротов

М.А. Ракчеева