ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65, лит. А
http://13aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Санкт-Петербург
11 декабря 2021 года
Дело №А56-83614/2020
Резолютивная часть постановления объявлена 25 октября 2021 года
Постановление изготовлено в полном объеме 11 декабря 2021 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Денисюк М.И.
судей Зотеевой Л.В., Семеновой А.Б.
при ведении протокола судебного заседания: ФИО1
при участии:
от заявителя: предст. ФИО2 – доверенность от 07.10.2019
от заинтересованного лица: не явился (извещен)
рассмотрев апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-22258/2021) Северо-Западного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 11.05.2021 по делу № А56-83614/2020 (судья Селезнева О.А.), принятое
по заявлению акционерного общества «Почта России»
к Северо-Западному межрегиональному управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования
об оспаривании акта проведения контроля за исчислением платы за негативное воздействие на окружающую среду
установил:
Акционерное общество «Почта России» (далее – Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением об оспаривании акта Северо-Западного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее – Управление,) от 21.07.2020 № 04-20/11737 проведения контроля за исчислением платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2018 год.
Решением суда от 11.05.2021 заявленные Обществом требования удовлетворены, акт от 21.07.2020 № 04-20/11737 признан недействительным.
Не согласившись с вынесенным решением суда первой инстанции, Управление направило апелляционную жалобу, в которой просит отменить обжалуемое решение суда 11.05.2021, принять по делу новый судебный акт. В обоснование апелляционной жалобы ее податель указывает, что декларация о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2018 в электронном виде представлена Обществом 17.06.2020 с нарушением срока, установленного пунктом 35 Правил исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2017 № 255 (далее – Правила № 255). Таким образом, Управление рассмотрело указанную декларацию в установленные Правилами № 255 сроки.
На основании определения заместителя председателя Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.10.2021 в порядке статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) произведена замена состава суда, рассматривающего дело № А56-83614/2020, судья Фуркало О.В. в связи с нахождением в очередном отпуске заменена на судью Семенову А.Б.
В судебном заседании представитель Общества возражал против удовлетворения апелляционной жалобы Управления по основаниям, приведенным в письменном отзыве.
Управление извещено надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы с учетом положений части 1 статьи 121 АПК РФ и пункта 16 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.12.2017 №57 «О некоторых вопросах применения законодательства, регулирующего использование документов в электронном виде в деятельности судов общей юрисдикции и арбитражных судов», в судебное заседание своих представителей не направило, что в силу стаей 156, 266 АПК РФ не препятствует рассмотрению апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверена в апелляционном порядке.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Управлением по результатам проверки представленной ФГУП «Почта России» (правопреемником является АО «Почта России») декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду (далее – Декларация НВОС) за 2018 год был составлен акт от 21.07.2020 № 04-20/11737 проведения контроля за исчислением платы за негативное воздействие на окружающую среду, в котором Управлением отражены следующие нарушения:
- ошибочно не исчислена плата за выбросы загрязняющих веществ;
- в отсутствие действующих разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, содержащих нормативны допустимого воздействия окружающую среду, оформленных и выдаваемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке, не применен 25-кратный повышающий коэффициент;
- фактическая масса отходов, указанная в декларации, не соответствует данным, указанным в копиях первичных документов, подтверждающих размещение отходов на полигоне;
- в отсутствие переоформленных нормативов образования отходов и лимитов на их размещение не применен 5-кратный повышающий коэффициент при расчете платы;
- неправомерно не исчислена плата за размещение отходов.
К указанному акту от 21.07.2020 № 04-20/11737 приложено требование о погашении задолженности по плате за НВОС в общей сумме 504062 руб. 01 коп.
Не согласившись с актом от 21.07.2020 № 04-20/11737 проведения контроля, Общество обратилось в суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции удовлетворил заявленные Обществом требования, указав на то, что в нарушение пункта 37 Правил № 255 оспариваемый акт от 21.07.2020 № 04-20/11737 проведения контроля составлен за пределами установленного срока для проведения контроля за исчислением платы за негативное воздействие на окружающую среду.
Исследовав материалы дела, оценив доводы сторон, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы Управления и отмены решения суда от 11.05.2021 в связи со следующим.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Закон № 7-ФЗ) хозяйственная и иная деятельность юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе платности природопользования и возмещения вреда окружающей среде.
Согласно пункту 1 статьи 16 Закона № 7-ФЗ плата за негативное воздействие на окружающую среду (далее - плата за НВОС) взимается выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками (далее - выбросы загрязняющих веществ); сбросы загрязняющих веществ в водные объекты (далее - сбросы загрязняющих веществ); хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов).
Общество является плательщиком платы за НВОС в соответствии со статьей 16.1 Закона № 7-ФЗ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 16.2 Закона № 7-ФЗ платежной базой для исчисления платы за негативное воздействие на окружающую среду по итогам отчетного периода является объем или масса выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ либо объем или масса размещенных в отчетном периоде отходов производства и потребления (далее - платежная база).
Плата за негативное воздействие на окружающую среду исчисляется лицами, обязанными вносить плату, самостоятельно путем умножения величины платежной базы по каждому загрязняющему веществу, включенному в перечень загрязняющих веществ, по классу опасности отходов производства и потребления на соответствующие ставки указанной платы с применением коэффициентов, установленных настоящей статьей, и суммирования полученных величин (пункт 1 статьи 16.3 Закона № 7-ФЗ).
Порядок и сроки внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду установлены статьей 16.4 Закона № 7-ФЗ.
В соответствии с пунктом 2 статьи 16.4 Закона № 7-ФЗ отчетным периодом в отношении внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду признается календарный год.
Согласно пункту 3 статьи 16.4 Закона № 7-ФЗ плата за негативное воздействие на окружающую среду, исчисленная по итогам отчетного периода в порядке, установленном статьей 16.3 настоящего Федерального закона, с учетом корректировки ее размера вносится не позднее 1-го марта года, следующего за отчетным периодом.
Пунктами 5 и 6 статьи 16.4 Закона № 7-ФЗ (в редакции, действовавшей до 01.01.2020) предусмотрено, что не позднее 10-го марта года, следующего за отчетным периодом, лица, обязанные вносить плату, представляют в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти по месту нахождения объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, декларацию о плате за негативное воздействие на окружающую среду. Порядок представления декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду и ее форма устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Аналогичные положения предусмотрены пунктами 8 и 9 статьи 16.4 Закона №7-ФЗ в редакции Федерального закона от 27.12.2019 № 450-ФЗ, действующей с 01.01.2020.
В силу положений статьи 16.5 Закона № 7-ФЗ контроль за правильностью исчисления платы за негативное воздействие на окружающую среду, полнотой и своевременностью ее внесения осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Правила осуществления контроля за правильностью исчисления платы за негативное воздействие на окружающую среду, полнотой и своевременностью ее внесения устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Правила исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2017 № 255 (далее - Правила № 255), которые устанавливают порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду, а также порядок осуществления контроля за правильностью ее исчисления, полнотой и своевременностью ее внесения.
В соответствии с пунктом 2 Правил № 255 плата исчисляется и взимается за следующие виды негативного воздействия на окружающую среду:
а) выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками (далее - выбросы загрязняющих веществ);
б) сбросы загрязняющих веществ в водные объекты (далее - сбросы загрязняющих веществ);
в) хранение, захоронение отходов производства и потребления (далее - размещение отходов).
В силу пункта 8 Правил № 255 (в редакции, применимой к правоотношениям по взысканию платы за НВОС за 2018 год) плата исчисляется лицами, обязанными вносить плату, самостоятельно путем умножения величины платежной базы для исчисления платы (далее - платежная база) по каждому загрязняющему веществу, включенному в перечень загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 08.07.2015 № 1316-р (далее - перечень загрязняющих веществ), по классу опасности отходов производства и потребления на соответствующие ставки платы, установленные постановлением Правительства Российской Федерации от 13.09.2016 № 913 «О ставках платы за негативное воздействие на окружающую среду и дополнительных коэффициентах» и постановлением Правительства Российской Федерации от 29.06.2018 № 758 «О ставках платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов IV класса опасности (малоопасные) и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» (далее соответственно - постановление № 913, постановление № 758, ставки платы), с применением коэффициентов, установленных законодательством в области охраны окружающей среды, а также дополнительных коэффициентов, установленных постановлением № 913 и постановлением № 1148, и суммирования полученных величин (по каждому стационарному источнику загрязнения окружающей среды (далее - стационарный источник) и (или) объекту размещения отходов, по виду загрязнения и в целом по объекту, оказывающему негативное воздействие на окружающую среду, а также их совокупности).
В силу пункта 4 Правил № 255 контроль за исчислением платы осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере природопользования и ее территориальными органами (далее также - администратор платы).
Согласно пункту 35 Правил № 255 лица, обязанные вносить плату, не позднее 10-го марта года, следующего за отчетным периодом, представляют администратору платы по месту учета объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, объекта размещения отходов производства и потребления декларацию о плате.
В силу пункта 37 Правил № 255 контроль за исчислением платы осуществляется администратором платы в течение 9 месяцев со дня приема декларации о плате или при проведении государственного экологического надзора в соответствии с Федеральным законом «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
Согласно пункту 40 Правил № 255 в случае если при проведении проверки декларации о плате выявлены ошибки в этой декларации и (или) противоречия между сведениями в представленных документах, либо выявлены несоответствия сведений, представленных лицом, обязанным вносить плату, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у администратора платы, и (или) полученным им в ходе проведения контроля за исчислением платы, об этом сообщается лицу, обязанному вносить плату, с требованием представить в течение 7 рабочих дней необходимые обоснованные пояснения (с приложением при необходимости дополнительных документов) и (или) внести соответствующие исправления в установленный срок.
Как предусмотрено пунктом 44 Правил № 255, если после рассмотрения пояснений лица, обязанного вносить плату, и представления дополнительных документов либо при неисполнении лицом, обязанным вносить плату, требования о представлении пояснений или невнесения соответствующих исправлений в установленный срок, администратор платы установит факт наличия ошибок в декларации о плате и (или) противоречий между сведениями в представленных документах, его уполномоченные должностные лица составляют акт проведения контроля за исчислением платы в порядке и по форме, которые устанавливаются Федеральной службой по надзору в сфере природопользования. Акт проведения контроля за исчислением платы составляется в течение 20 рабочих дней со дня представления лицом, обязанным вносить плату, пояснений и дополнительных документов, в случае неисполнения требований о представлении пояснений и дополнительных документов - в течение 20 рабочих дней со дня истечения сроков, установленных такими требованиями.
В силу пункта 46 Правил № 255 в случае выявления заниженного размера исчисленной и (или) внесенной фактической платы и (или) необходимости уплаты пеней, в акт проведения контроля за исчислением платы включается соответствующая информация и администратором платы выставляется лицу, обязанному вносить плату, требование о внесении в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации доначисленной платы и пеней.
В рассматриваемом случае, как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, Декларация НВОС за 2018 год была направлена ФГУП «Почта России» в адрес Управления почтовым отправлением с описью вложения и уведомлением о вручении 25.02.2019 (РПО № 19084630552281).
Указанное почтовое отправление получено Управлением 05.03.2019, что подтверждается представленным в материалы дела уведомлением о вручении (л.д.25-26).
Таким образом, установленный пунктом 37 Правил № 255 срок для проведения контроля за исчислением платы за НВОС по данной декларации истек 07.10.2019 (с учетом выходных дней 05 и 06 октября 2019 года).
Доводы подателя жалобы о том, что Декларация НВОС за 2018 была представлена Обществом в электронном виде только 17.06.2020 (с нарушением срока, установленного пунктом 35 Правил № 255) отклоняются судом апелляционной инстанции.
На момент подачи Декларации НВОС за 2018 год действовал Порядок представления декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду, утвержденный Приказом Минприроды России от 09.01.2017 № 3 (далее – Порядок № 3).
В соответствии с пунктами 4 и 5 Порядка № 3 по общему правилу декларация о плате представляется лицами, обязанными вносить плату, посредством информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети "Интернет", в форме электронного документа, подписанного электронной подписью.
При годовом размере платы за предыдущий отчетный период равном или менее 25 тысяч рублей лица, обязанные вносить плату, вправе представлять декларацию о плате на бумажном носителе в одном экземпляре с обязательным представлением копии на электронном носителе, сформированной путем использования электронных сервисов, указанных в пункте 4 настоящего Порядка, за исключением случаев, установленных пунктом 6 настоящего Порядка.
Вместе с тем, пунктом 6 Порядка № 3 предусмотрено, что в случае отсутствия у лица, обязанного вносить плату, технической возможности подключения к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" декларация о плате представляется на бумажном носителе.
Таким образом, Порядком № 3 была предусмотрена возможность представления декларации о плате за НВОС на бумажном носителе.
Как уже указывалось выше, Декларация НВОС за 2018 год на бумажном носителе была направлена ФГУП «Почта России» в адрес Управления почтовым отправлением и получена Управлением 05.03.2019.
При этом, в материалы дела не представлены доказательства того, что после получения Декларации НВОС за 2018 год на бумажном носителе Управление известило заявителя о том, что декларация представлена в ненадлежащей форме, равно как в материалы дела не представлены доказательства привлечения заявителя к административной ответственности (статья 8.5 КоАП РФ) за непредставление декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду за спорный период.
Из материалов дела также усматривается, что Декларация НВОС за 2018 год в электронном виде была повторно представлена Обществом в Управление по запросу от 20.05.2020 № 04-20/7692 (л.д.147-148), в котором указано на технические неисправности электронного сервиса Управления.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что контроль за исчислением заявителем платы за НВОС за 2018 год не был осуществлен Управлением в установленный срок (9 месяцев), который подлежит исчислению с 05.03.2019, т.е со дня получения Управлением Декларации НВОС за 2018 год на бумажном носителе почтовым отправлением. Таким образом, оспариваемый акт от 21.07.2020 № 04-20/11737 проведения контроля за исчислением платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2018 год составлен Управлением с нарушением установленного пунктом 37 Правил № 255 срока на осуществление контроля за исчислением платы за НВОС, что является основанием для его признания недействительным.
Кроме того, суд апелляционной инстанции также учитывает, что Управлением в нарушение требований статьи 65 и части 5 статьи 200 АПК РФ не доказана обоснованность выводов о неправильном расчете заявителем платы за НВОС за 2018 года и не подтвержден должным образом расчет задолженности по плате за НВОС за 2018 год, указанный в оспариваемом акте от 21.07.2020 № 04-20/11737.
Так, в акте от 21.07.2020 № 04-20/11737 указано, что заявителем ошибочно не исчислена плата за выбросы загрязняющих веществ; в отсутствие действующих разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, содержащих нормативны допустимого воздействия окружающую среду, оформленных и выдаваемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке, не применен 25-кратный повышающий коэффициент.
Вместе с тем, как следует из представленной в материалы дела Декларации НВОС за 2018 год (л.д.27-98) и дополнительных пояснений Общества (л.д.154), заявителем в Декларации НВОС за 2018 год был произведен расчет платы за выбросы загрязняющих веществ, в том числе с применением 25-кратного повышающего коэффициента; заявителем получены разрешения от 08.06.2018 № 12-38-0387-18/23, от 19.07.2018 № 12-38-0484-18/23, от 19.07.2018 № 12-38-0484-18/23, от 21.09.2018 № 12-38-0648-18/23 на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух. Приведенные заявителем в Декларации НВОС за 2018 год расчеты платы за выбросы загрязняющих веществ Управлением не опровергнуты, собственные расчеты, приведенные в приложениях к оспариваемому акту, документально не подтверждены.
В акте от 21.07.2020 № 04-20/11737 также указано, что фактическая масса отходов, указанная в декларации, не соответствует данным, указанным в копиях первичных документов, подтверждающих размещение отходов на полигоне. Однако данные обстоятельства Управлением документально не подтверждены.
Управлением не исполнено определение суда от 27.09.2021, не представлен в суд апелляционной инстанции подробный расчет платы и обоснование по каждому пункту акта от 21.07.2020 № 04-20/11737.
Таким образом, Управлением не подтверждены выводы о неправильном расчете заявителем платы за НВОС за 2018 года изложенные в оспариваемом акте от 21.07.2020 № 04-20/11737 проведения контроля за исчислением платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2018 год, а соответственно, не доказана правомерность вынесения данного акта.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно удовлетворил заявленные Обществом требования и признал недействительным акт от 21.07.2020 № 04-20/11737 проведения контроля за исчислением платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2018 год.
Нарушения или неправильного применения судом первой инстанции норм материального или процессуального права, которые привели к принятию неправильного решения, судом апелляционной инстанции не установлено, в связи с чем оснований для удовлетворения апелляционной жалобы Управления и отмены решения суда первой инстанции от 11.05.2021 не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 11 мая 2021 года по делу № А56-83614/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу Северо-Западного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий
М.И. Денисюк
Судьи
Л.В. Зотеева
А.Б. Семенова