ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А56-83723/2022 от 03.08.2023 АС Северо-Западного округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ул. Якубовича, д.4, Санкт-Петербург, 190000

http://fasszo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

03 августа 2023 года

Дело №

А56-83723/2022

Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Толкунова В.М., судей Аникиной Е.А., Мунтян Л.Б.,

при участии отпубличного акционерного общества «Газпром» Морозовой В.Ю. (доверенность от 17.11.2020), от Комитета по природным ресурсам Ленинградской области Западня А.В. (доверенность от 09.01.2023),

рассмотрев 31.07.2023 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Комитета по природным ресурсам Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 06.11.2022 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.02.2023 по делу № А56-83723/2022,

установил:

Комитет по природным ресурсам Ленинградской области, адрес: 191124, Санкт-Петербург, пл. Растрелли, д. 2, лит. А, ОГРН 1077847192609, ИНН 7842354966 (далее – Комитет), обратился в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к публичному акционерному обществу «Газпром», адрес: 197229, Санкт-Петербург, Лахтинский пр., д. 2, корп. 3, стр. 1, ОГРН 1027700070518, ИНН 7736050003 (далее – Общество), об обязании провести мероприятия по компенсационному лесовосстановлению по договору аренды лесного участка от 05.03.2019 № 1388кс-2019-03 (далее – Договор) на площади 18,5211 га в срок до 01.06.2023.

Решением суда первой инстанции от 06.11.2022, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 02.02.2023, в удовлетворении иска отказано.

В кассационной жалобе Комитет просит отменить состоявшиеся судебные акты и удовлетворить иск, обязав ответчика выполнить указанные мероприятия в срок до 01.09.2023. Комитет указывает, что Общество, произведя в 2019 году рубку лесных насаждений, обязано было в силу требований части 1 статьи 63.1 Лесного кодекса Российской Федерации (далее – ЛК РФ) до конца 2021 года осуществить работы по лесовосстановлению, однако обязательства исполнены не были. Изъявление Обществом намерений совершить такие действия не свидетельствует об осуществлении лесопользователем необходимых мероприятий и не гарантирует выполнение им законодательно установленной обязанности по лесовосстановлению. В действующем законодательстве нет норм, устанавливающих полномочия Федерального агентства лесного хозяйства (далее – Рослесхоз) при согласовании переноса исполнения обязанностей согласовывать срок лесовосстановления, отличный от императивного срока, указанного в статье 63.1 ЛК РФ. Указание Рослесхозом на выполнение работ в весенний лесокультурный сезон 2023 года не носит обязательственного характера, а имеет лишь ориентирующее значение.

В судебном заседании представитель Комитета поддержал доводы кассационной жалобы, представитель Общества возразила против удовлетворения жалобы по мотивам отзыва и письменных пояснений.

Определением председателя судебного состава от 31.07.2023 в соответствии со статьей 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) ввиду нахождения в отпуске судьи Алешкевича О.А. произведена его замена на судью Аникину Е.А. После чего в силу части 5 статьи 18 АПК РФ рассмотрение дела в суде кассационной инстанции произведено с самого начала.

Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.

Как следует из материалов дела и установлено судами, между Комитетом и Обществом заключен Договор в целях строительства линейного объекта - газопровода магистрального «Линейная часть. Участок км 332 - км 538 (1-я нитка)» в составе стройки «Развитие газотранспортных мощностей ЕСГ Северо-Западного региона, участок Грязовец - КС Славянская» в муниципальном образовании Бокситогорский муниципальный район Ленинградской области.

Согласно подпункту «л» пункта 3.4 Договора арендатор обязан осуществлять мероприятия по воспроизводству лесов на лесном участке в соответствии с законодательством и проектом освоения лесов.

Согласно проекту освоения лесов арендатор обязан провести мероприятия по компенсационному лесовосстановлению (лесоразведению) на площади 18,5211 га по технологии, определенной проектом, срок проведения таких мероприятий - до 01.06.2020.

Общество осуществляло рубку лесных насаждений на спорном лесном участке.

В соответствии с пунктом 28 Правил лесовосстановления, утвержденных Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 04.12.2020 № 1014, ответчик обследовал лесные участки, согласованные Комитетом для выполнения работ по лесовосстановлению (лесоразведению) (далее – Лесные участки).

По результатам обследования лесных участков, а также в связи с отсутствием на территории Ленинградской области свободных лесных участков, пригодных для проведения работ по компенсационному лесовосстановлению (лесоразведению), ответчик направил в Комитет письмо от 29.08.2022 № 07/042-23168 (с приложением реестра обследованных лесных участков и актов обследования лесных участков) о переносе места производства работ по лесовосстановлению (лесоразведению) из Ленинградской области в Ямало-Ненецкий автономный округ (далее - ЯНАО).

Как следует из письма Рослесхоза от 15.09.2022 № АВ-10-47/23408, по результатам заседания Комиссии Рослесхоза по согласованию осуществления лесовосстановления или лесоразведения, проводимых в соответствии с частями 1 и 2 статьи 63.1 ЛК РФ на землях лесного фонда, в случае, предусмотренном частью 3 статьи 63.1 ЛК РФ, утвержденной приказом Рослесхоза от 17.02.2022 № 66 (протокол от 15.09.2022 № ИС-13/ 31), представителю Общества – ООО «Газпром инвест» согласован перенос обязательств по компенсационному лесовосстановлению, в том числе по спорному Договору, с территории Ленинградской области на территорию ЯНАО на общую площадь 726,6 га. Работы по лесовосстановлению необходимо провести в весенний лесокультурный сезон 2023 года.

Письмом от 01.09.2022 № 02-16695/2022 Комитет согласовал Обществу проведение работ по компенсационному лесовосстановлению лесных участков, в том числе предоставленных ответчику по Договору, на территории ЯНАО в счет исполнения указанных обязательств по договорам аренды лесных участков.

Однако в адрес арендатора направлено требование-претензия от 05.07.2022 № 515 об устранении выявленного нарушения лесного законодательства, а именно: провести мероприятия по компенсационному лесовосстановлению (лесоразведению), в срок, не превышающий 30 дней с момента получения данной претензии.

Данное требование-предложение оставлено без удовлетворения, что послужило основанием для обращения истца в суд.

Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что поскольку письмом от 15.09.2022 № АВ-10-47/23408 Рослесхоз согласовал выполнение лесовосстановительных работ на территории ЯНАО, с учетом установленного срока их выполнения ответчиком нарушений условий Договора не допущено.

Суд апелляционной инстанции согласился с позицией суда первой инстанции.

Изучив материалы дела и доводы жалобы, суд кассационной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения в конкретном случае.

Частью 1 статьи 45 ЛК РФ установлено, что использование лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов осуществляется в соответствии со статьей 21 настоящего Кодекса.

Исходя из положений статьи 1 ЛК РФ, одним из принципов лесного законодательства является сохранение лесов, в том числе посредством их охраны, защиты, воспроизводства, лесоразведения.

Согласно пункту 3 части 5 статьи 12 ЛК РФ при освоении лесов на основе комплексного подхода осуществляется проведение мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов.

В силу частей 1 и 2 статьи 61 ЛК РФ вырубленные, погибшие, поврежденные леса подлежат воспроизводству, осуществляемому, в частности, путем лесовосстановления.

Статьей 62 ЛК РФ установлено, что лесовосстановление осуществляется путем естественного, искусственного или комбинированного восстановления лесов (часть 1); лесовосстановление осуществляется на основании проекта лесовосстановления лицами, осуществляющими рубки лесных насаждений в соответствии с настоящим Кодексом (часть 2); лесовосстановление проводится лицами, осуществляющими рубки лесных насаждений в соответствии с настоящим Кодексом, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 4 статьи 29.1, статьей 30 и частью 4.1 статьи 32 настоящего Кодекса (часть 5).

Федеральным законом от 19.07.2018 N 212-ФЗ «О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования воспроизводства лесов и лесоразведения» ЛК РФ дополнен статьей 63.1, положения которой вступили в силу с 01.01.2019.

В силу части 1 статьи 63.1 ЛК РФ в редакции, подлежащей применению к рассматриваемым правоотношениям, если иное не предусмотрено настоящей статьей, лица, использующие леса в соответствии со статьями 43 - 46 настоящего Кодекса, обязаны выполнить работы по лесовосстановлению или лесоразведению в границах территории соответствующего субъекта Российской Федерации на площади, равной площади вырубленных лесных насаждений, в том числе при установлении или изменении зон и особенностей условий использования территорий, предусмотренных статьей 21 ЛК РФ.

В соответствии с частью 3 статьи 63.1 ЛК РФ (в редакции Федерального закона от 02.07.2021 № 303-ФЗ «О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации») лесовосстановление или лесоразведение, проводимое в соответствии с частями 1 и 2 настоящей статьи на землях лесного фонда, осуществляется в субъекте Российской Федерации, на территории которого проведена рубка лесных насаждений или осуществлен перевод земель лесного фонда в земли иных категорий, в том числе без принятия решения о переводе земельных участков из состава земель лесного фонда в земли иных категорий, либо по согласованию с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти на территориях иных субъектов Российской Федерации, определенных таким федеральным органом исполнительной власти.

Согласно пункту 5.4.2 (2) Положения о Рослесхозе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23.09.2010 № 736, Рослесхоз осуществляет в том числе согласование лесовосстановления или лесоразведения, проводимых в соответствии с частями 1 и 2 статьи 63.1 ЛК РФ на землях лесного фонда, в случае, предусмотренном частью 3 статьи 63.1 ЛК РФ.

Нормы ЛК РФ, регламентирующие вопросы воспроизводства лесов, носят императивный и обязательный характер и подлежат исполнению вне зависимости от включения положений о воспроизводстве лесов в гражданско-правовые договоры.

Доказательства того, что Общество выполнило свои обязательства по лесовосстановлению в срок, предусмотренный пунктом 1 статьи 63.1 ЛК РФ, проектом освоения лесов, отсутствуют.

Следовательно, является ошибочным вывод судов о том, что требование Комитета о понуждении проведения работ является преждевременным.

Наличие за собой обязанности выполнить мероприятия по лесовосстановлению Общество признает, однако (акцентируя внимание на возможность выполнения работ только в подходящий климатический период) поясняет, что принимает для этого все необходимые меры.

Суды двух инстанций посчитали, что с учетом даты согласования Рослесхозом ответчику переноса обязательства по лесовосстановлению основания полагать, что ответчик уклоняется от исполнения обязательства по выполнению работ по лесовосстановлению, отсутствуют. При этом Россельхоз, несмотря на отзыв согласования территории истцом, письмом от 16.12.2022 № АВ-10-47/31707 подтвердил свое решение о переносе работ по лесовосстановлению на указанной территории и сроке ее проведения.

Как пояснил представитель Общества в суде апелляционной инстанции, в целях исполнения обязательств по лесовосстановлению ответчик осуществляет взаимодействие с Департаментом природных ресурсов и экологии ЯНАО. Согласно письмам Департамента природных ресурсов и экологии ЯНАО от 20.12.2022 № 89-27/01-08/52255 и от 11.01.2023 № 89-27/01-08/00679 Департаментом согласованы Обществу земельные участки для проведения работ по лесовосстановлению на территории ЯНАО.

Принимая во внимание, что в отзыве на кассационную жалобу и пояснениях от 21.07.2023 Общество дополнительно пояснило и представитель Комитета не отрицал, что на данном этапе уже разработаны и согласованы с Департаментом проекты лесовосстановления на территории ЯНАО, в том числе по спорному Договору, проведены мероприятия по отбору организации для выполнения означенных работ и по результатам итогов закупки заключен договор подряда на выполнение необходимых работ, также исходя из предмета иска (о понуждении осуществить мероприятия по компенсационному лесовосстановлению), суд округа не находит оснований для отмены судебных актов.

В связи с изложенным у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для отмены или изменения обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы (статья 288 АПК РФ).

Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа

п о с т а н о в и л:

решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 06.11.2022 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.02.2023 по делу № А56-83723/2022 оставить без изменения, а кассационную жалобу Комитета по природным ресурсам Ленинградской области – без удовлетворения.

Председательствующий

В.М. Толкунов

Судьи

Е.А. Аникина

Л.Б. Мунтян