ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А56-84468/2021 от 28.07.2022 АС Северо-Западного округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ул. Якубовича, д.4, Санкт-Петербург, 190000

http://fasszo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

28 июля 2022 года

Дело №

А56-84468/2021

Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кустова А.А., судей Пастуховой М.В., Щуриновой С.Ю.,

при участии от общества с ограниченной ответственностью «Газпром межрегионгаз Санкт-Петербург» Рау О.В. (доверенность от 09.07.2021 № 082-2021), от Санкт-Петербургского государственного казенного учреждения «Жилищное агентство Выборгского района Санкт-Петербурга» Мальцевой Е.А. (доверенность от 10.01.2022 № 02-5/22-0-0),

рассмотрев 28.07.2022 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Газпром межрегионгаз Санкт-Петербург» на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.03.2022 по делу № А56-84468/2021,

у с т а н о в и л:

Общество с ограниченной ответственностью «Газпром межрегионгаз Санкт-Петербург», адрес: 190000, Санкт-Петербург, Галерная улица, дом 20-22, литера А, ОГРН 1167847278180, ИНН 7838056212 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к Санкт-Петербургскому государственному казенному учреждению «Жилищное агентство Выборгского района Санкт-Петербурга», адрес: 194156, Санкт-Петербург, проспект Пархоменко, дом 24/9, ОГРН 1027801576219, ИНН 7802109446 (далее – Учреждение), о признании незаконным решения Учреждения от 28.06.2021 № 01-3324/21-0-1 (далее – Решение) и обязании последнего на систематической основе предоставлять сведения о постоянно и (или) временно зарегистрированных гражданах, проживающих в жилых помещениях, газоснабжение которых обеспечивается Обществом, расположенных в Выборгском районе Санкт-Петербурга, путем передачи справок о регистрации по формам № 7, 9 и 9-архивная на основании соответствующих запросов.

Решением от 17.11.2021 требования удовлетворены частично: оспариваемое Решение признано недействительным. На Учреждение возложена обязанность устранить допущенные нарушения путем предоставления сведений о постоянно и (или) временно зарегистрированных граждан, проживающих в жилых помещениях, газоснабжение которых обеспечивается Обществом, расположенных в Выборгском районе Санкт-Петербурга, путем передачи справок о регистрации по формам № 7, 9 и 9-архивная на основании запросов последнего; в удовлетворении остальной части требований отказано.

Постановлением апелляционного суда от 18.03.2022 прекращено производство по делу в части требований об обязании Учреждения на систематической основе предоставлять сведения о постоянно и (или) временно зарегистрированных гражданах, проживающих в жилых помещениях, газоснабжение которых обеспечивается Обществом, путем передачи справок о регистрации по форме № 7 в связи с отказом от иска в указанной части. В остальной части решение от 17.11.2021 отменено, в удовлетворении заявленных требовании отказано.

В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение и нарушение апелляционным судом норм материального права, несоответствие его выводов фактическим обстоятельствам дела, просит отменить постановление апелляционного суда от 18.03.2022, принять по делу новый судебный акт, признать незаконным Решение и обязать Учреждение предоставлять Обществу сведения о постоянно или временно зарегистрированных гражданах, проживающих в жилых помещениях, газоснабжение которых обеспечивается Обществом, расположенных в Выборгском районе Санкт-Петербурга, путем передачи справок о регистрации по формам №7, № 9 и 9-архивная на основании запросов последнего.

По мнению подателя жалобы, ссылка апелляционного суда на пункт 6 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (далее - Правила № 354), несостоятельна, поскольку в своей деятельности Общество руководствуется Правилами поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 21.07.2008 № 549 (далее - Правила № 549); ссылка апелляционного суда на то, что Правила № 354 возлагают обязанность по предоставлению испрашиваемых сведений на организации, осуществляющие управление многоквартирными домами, несостоятельна; отказ Учреждения мотивирован запретом предоставления персональных данных абонентов (физических лиц) со ссылкой на письмо Управления Роскомнадзора по Северо-Западному федеральному округу от 03.04.2020 № 8808-12/78 (далее – Письмо); наличие у Общества потенциальной возможности получить запрашиваемые сведения у других лиц не отменяет его права на получение указанных сведений у Учреждения.

В отзыве на кассационную жалобу Учреждение просило оставить обжалуемое постановление без изменения, считая его законным и обоснованным.

В судебном заседании 30.06.2022 представитель Общества заявил ходатайство об отложении рассмотрения кассационной жалобы, поскольку в настоящее время между сторонами обсуждается вопрос о заключении мирового соглашения. Представитель Учреждения поддержал данное ходатайство.

Определением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 30.06.2022 рассмотрение кассационной жалобыОбщества было отложено на 28.07.2022.

Мировое соглашение сторонами не представлено.

В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы кассационной жалобы, а представитель Учреждения против ее удовлетворения возражал.

Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.

Как следует из материалов дела, Общество с 01.04.2004 осуществляет поставку природного газа населению города Санкт-Петербурга на основании публичного договора поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан.

Общество 10.06.2021 обратилось к Учреждению с заявлением № 07-01/6602 о предоставлении сведений (в виде справок о регистрации по формам № 7, 9 и 9-архивная) о постоянно или временно зарегистрированных гражданах, проживающих в жилых помещениях, газоснабжение которых обеспечивается Обществом, расположенных в Выборгском районе Санкт-Петербурга, на основании запросов последнего.

Решением Учреждение со ссылкой на Письмо отказало в предоставлении запрашиваемых Обществом сведений, в связи с тем, что указанная информация относится к категории конфиденциальной данные сведения не могут быть переданы без согласия физических лиц.

Не согласившись с решением Учреждения, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Суд первой инстанции пришел к выводу о неправомерности вынесенного Решения в части отказа в предоставлении испрашиваемых сведений, однако признал его незаконным в части обязания Учреждение на систематической основе предоставлять Обществу такие сведения.

Апелляционный суд не согласился с выводами суда первой инстанции и, указав, что Учреждение не относится к числу лиц, обязанных представлять информацию Обществу, отменил решение суда первой инстанции и отказал в удовлетворении требования о признании незаконным оспариваемого Решения.

Проверив материалы дела и обоснованность доводов, приведенных в кассационной жалобе, кассационная инстанция пришла к следующим выводам.

Согласно части 1 статьи 197 АПК РФ дела об оспаривании затрагивающих права и законные интересы лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства, предусмотренным данным Кодексом, с особенностями, установленными в главе 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской федерации.

В силу пункта 4 Правил № 549 поставщик газа в целях получения информации, необходимой для проверки сведений, указанных заявителем в оферте - предложении о заключении договора (далее - оферта), а также для осуществления проверки правильности определения объема потребленного газа вправе запрашивать у уполномоченных государственных органов и органов местного самоуправления сведения о количестве лиц, постоянно и (или) временно зарегистрированных в помещении, газоснабжение которого обеспечивается; размере (объеме, площади) отапливаемых жилых и нежилых помещений, а также иные сведения, необходимые для правильного определения размера платы за потребленный газ.

В соответствии с распоряжением Правительства Санкт-Петербурга от 29.04.2013 № 34-рп Учреждение подведомственно исполнительным органам государственной власти Санкт-Петербурга, участвует в предоставлении государственных и муниципальных услуг.

Согласно приложению № 1 к названному распоряжению Учреждение является обладателем информации по следующим документам: договорам найма, сведениям из домовой книги (в отношении жилых помещений, ведение регистрационного учета граждан по месту жительства в которых в части, возложенной на жилищные организации, осуществляет Учреждение), справкам о регистрации, характеристикам жилого помещения.

В силу пункта 1 Регламента предоставления услуги по выдаче справок о регистрации, утвержденного распоряжением Жилищного комитета Правительства Санкт-Петербурга от 16.02.2012 № 110-р (далее - Распоряжение № 110-р), предметом его регулирования являются отношения, возникающие между заявителем и Санкт-Петербургскими государственными казенными учреждениями - районными жилищными агентствами в сфере предоставления услуги по выдаче справки о регистрации. При этом заявителями являются граждане, зарегистрированные по месту жительства в жилых помещениях государственного жилищного фонда Санкт-Петербурга либо ранее зарегистрированные по месту жительства в жилых помещениях государственного жилищного фонда Санкт-Петербурга, но снятые с регистрационного учета, в отношении которых запрашивается справка о регистрации (пункт 1.2 Распоряжения № 110-р).

Распоряжением Жилищного комитета Правительства Санкт-Петербурга от 22.11.2004 № 192-п утвержден Регламент информационного взаимодействия отделов вселения и регистрационного учета (далее - ОВиРУ) с подразделениями, осуществляющими начисления оплаты жилья и коммунальных услуг (далее - Регламент), согласно пункту 1.1 которого он вводится в целях представления последним актуальных сведений о пользователях жилых помещений для осуществления начислений по оплате жилья и коммунальных услуг.

Регламент подлежит применению при взаимодействии ОВиРУ с организациями, осуществляющими техническое обслуживание или управление домом, в том числе жилищными агентствами, акционерными обществами, жилищными и жилищно-строительными кооперативами, товариществами собственников жилья, иными юридическими лицами, имеющими жилой фонд на праве хозяйственного ведения, оперативного управления (пункт 1.2 Регламента).

Взаимодействие ОВиРУ с подразделениями, осуществляющими начисления платы за жилье (техническое обслуживание) и коммунальные услуги, осуществляется на основании заключенных Учреждением с организациями, имеющими лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, выданные Государственной жилищной инспекцией Санкт-Петербурга, соглашений на паспортно-регистрационное обслуживание граждан, которыми предусмотрено представление списков вновь зарегистрированных граждан, а также списков граждан, снятых с регистрационного учета по утвержденным Регламентом формам. При этом организации, являющейся стороной по соглашению, представляются сведения только по домам, внесенным в перечень адресов многоквартирных домов раздела Реестра лицензий субъекта Российской Федерации Санкт-Петербург, деятельность по управлению которыми осуществляет данная организация.

Регламентом утверждены формы информации, подлежащей передаче (1-пс, 2-пс, 3-пс).

Согласно пункту 3.1 Регламента формирование ведомостей (формы 1-пс, 2-пс, 3-пс) для подразделений районных жилищных агентств осуществляется еженедельно, а для подразделений иных организаций - в соответствии с условиями заключенных договоров (пункт 3.2 Регламента).

В соответствии с пунктом 1 части 11 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации в случае, предусмотренном статьей 157.2 названного Кодекса, управляющая организация, товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, осуществляющие управление многоквартирным домом, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, обязаны: представлять ресурсоснабжающим организациям, региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами информацию, необходимую для начисления платы за коммунальные услуги, в том числе о показаниях индивидуальных приборов учета (при представлении таких показаний собственниками помещений в многоквартирном доме и нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме управляющей организации, товариществу собственников жилья либо жилищному кооперативу или иному специализированному потребительскому кооперативу) и коллективных (общедомовых) приборов учета, установленных в многоквартирном доме.

При заключении договора управления многоквартирным домом управляющая организация получает от физических лиц их персональные данные - фамилию, имя, отчество, адрес, данные о площади помещения, находящегося в собственности у лица. Поскольку на управляющую организацию возложены функции по приему первичных документов для регистрационного учета, ведению и хранению регистрационных документов, она также получает сведения о составе семьи, проживающей в помещении, паспортные данные.

Согласно пункту 6 Правил № 354 управляющая организация, товарищество или кооператив, осуществляющие управление многоквартирным домом, предоставляют ресурсоснабжающим организациям, приступающим к предоставлению коммунальной услуги соответствующего вида, собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме в случаях, предусмотренных подпунктами «е» и «ж» Правил № 354, сведения, необходимые для начисления платы за коммунальные услуги, не позднее чем за 5 рабочих дней до дня начала предоставления коммунальной услуги соответствующего вида ресурсоснабжающими организациями в указанных случаях.

Такие сведения должны включать в себя среди прочего:

- фамилию, имя, отчество (при наличии), дату и место рождения, реквизиты документа, удостоверяющего личность, контактный телефон и адрес электронной почты (при наличии) каждого собственника и пользователя жилых помещений в многоквартирном доме, наименование (фирменное наименование) и место государственной регистрации юридического лица, контактный телефон, если собственником жилого помещения в многоквартирном доме является юридическое лицо;

- адреса жилых помещений в многоквартирном доме, собственникам или пользователям которых предоставляются коммунальные услуги, с указанием общей площади жилого помещения, общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, а также количества лиц, постоянно проживающих в жилом помещении, и иных сведений, необходимых для расчета платы за коммунальные услуги в соответствии с Правилами № 354;

- реквизиты документов, подтверждающих право собственности на каждое жилое помещение в многоквартирном доме и (или) их копии (при их наличии).

Управляющая организация, товарищество или кооператив, осуществляющие управление многоквартирным домом, представляют ресурсоснабжающим организациям сведения, необходимые для начисления платы за коммунальные услуги. Осуществляя деятельность по управлению многоквартирными домами на основании соответствующих договоров управления, управляющие организации являются оператором персональных данных, поскольку имеют право и обязаны осуществлять сбор, обновление и хранение информации о собственниках и нанимателях помещений в многоквартирном доме, а также осуществлять обработку полученных персональных данных в целях управления многоквартирными домами, обеспечения благоприятных и безопасных условий проживания граждан, надлежащего содержания общего имущества, а также предоставления коммунальных услуг гражданам.

Таким образом, жилищным законодательством установлен комплекс организационных и правовых средств, обеспечивающих управляющей организации возможность получения от собственника (нанимателя) необходимой информации.

Содержание приведенных норм права в их системной связи определенно указывает на обязанность управляющей организации по сбору документированной информации, необходимой для организации корректных и своевременных расчетов за оказываемые собственникам помещений в многоквартирном жилом доме коммунальные услуги, а также по передаче такой информации ресурсоснабжающей организации в случаях и порядке, предусмотренных законом.

В рассматриваемом случае Учреждение не относится к числу лиц, обязанных представлять информацию Обществу.

Наличие у Общества статуса оператора персональных данных и заключение им публичных договоров с потребителями коммунальных ресурсов не свидетельствуют о наличии у Учреждения соответствующей обязанности по представлению запрашиваемой информации.

Указанная правовая позиция изложена в определении Верховного Суда Российской Федерации от 04.06.2021 № 307-ЭС20-22560 по делу № А56?78312/2019, на которую обоснованно сослался апелляционный суд.

Так как Учреждение не обязано представлять Обществу запрашиваемые им сведения, у суда первой инстанции не имелось оснований для признания оспариваемого Решения незаконным и обязания Учреждения предоставить запрашиваемые сведения, в связи с чем апелляционный суд правомерно отменил решение суда первой инстанции в указанной части и отказал в удовлетворении заявления.

Апелляционный суд также отметил, что предоставленных Учреждением письмом от 28.06.2021 № 01-3324/21-0-1 сведений было достаточно для правильного определения размера платы за потребление газа абонентами по запрашиваемым адресам; Общество не обосновало необходимость представления сведений в виде формы № 9 и 9-архивной.

С учетом изложенного кассационная инстанция полагает правомерным отказ апелляционного суда в удовлетворении иска.

Доводы, приведенные в кассационной жалобе, подлежат отклонению, как основанные на неправильном толковании норм материального права и направленные на переоценку доказательств, что не входит в полномочия кассационной инстанции. Заявленные доводы были предметом исследования суда апелляционной инстанции и обоснованно им отклонены. Оснований для иной оценки доказательств и сделанных на их основании выводов у суда кассационной инстанции не имеется (статья 286 АПК РФ).

Поскольку нормы материального права, регулирующие спорные отношения, апелляционным судом применены правильно, процессуальных нарушений не допущено, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта и удовлетворения кассационной жалобы.

Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа

п о с т а н о в и л:

постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.03.2022 по делу № А56-84468/2021 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Газпром межрегионгаз Санкт-Петербург» - без удовлетворения.

Председательствующий

А.А. Кустов

Судьи

М.В. Пастухова

С.Ю. Щуринова