ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А56-85922/2021 от 29.05.2022 Тринадцатого арбитражного апелляционного суда

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65, лит. А

http://13aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург

29 мая 2022 года

Дело №А56-85922/2021

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего Баженовой Ю.С.

судей Нестерова С.А., Полубехиной Н.С.

при ведении протокола судебного заседания: секретарем Вороной Б.И.

при участии:

от заявителя: представитель Бобу Е.И. по доверенности от 20.12.2021;

от ответчика: не явился, извещен;

рассмотрев в открытом судебном заседании 19.05.2022 апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-9795/2022) Администрации муниципального образования Киришский муниципальный район Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 16.02.2022 по делу № А56-85922/2021, принятое

по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Линк Девелопмент» (197101, Санкт-Петербург, ул.Большая Монетная, д.25, литера А, помещ.1Н, ком.15, ОГРН: <***>, ИНН: <***>)

к Администрации муниципального образования Киришский муниципальный район Ленинградской области (187110, <...>, ОГРН: <***>, ИНН: <***>)

о признании незаконным решения,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью «Линк Девелопмент» (далее – Заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением к Администрации муниципального образования Киришский муниципальный район Ленинградской области (далее – Ответчик, Администрация) о признании незаконным решения (уведомления) Администрации об отказе в предоставлении муниципальной услуги «Размещение отдельных видов объектов на землях или земельных участках без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичного сервитутов, публичного сервитута» от 21.07.2021 № 01-01-16/5013; обязании Администрации в срок не более, чем 10 дней со дня вступления в силу решения суда, принять решение о размещении объекта антенно-мачтового сооружения связи на землях, находящихся на территории г. Кириши, Киришского городского поселения, Киришского района, Ленинградской области в кадастровом квартале 47:27:0702014, согласно заявлению Общества исх. №ЛД-724 от 06.07.2021.

Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 16.02.2022 удовлетворены заявленные требования.

Не согласившись с решением суда первой инстанции, Администрация обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить. В обоснование жалобы ее податель указывает на то, что судом первой инстанции неверно применены и истолкованы нормы материального и процессуального права и сделаны выводы, противоречащие действующему законодательству. По мнению подателя жалобы, сам факт того, что размещение антенно-мачтовых сооружений допускается на земельных участках с любым видом разрешенного использования не означает безусловную обязанность уполномоченных органов на предоставление земель для использования таких сооружений в произвольных местах (а действующее законодательство не содержит соответствующих установлений).

Информация о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы опубликована на официальном сайте Тринадцатого арбитражного апелляционного суда.

В судебном заседании представитель Общества возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в возражениях на нее.

Администрация, извещенная надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, своего представителя в судебное заседание не направила.

Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, заслушав пояснения представителя Общества, апелляционный суд установил следующее.

Общество обратилось в Администрацию с заявлением исх. № ЛД-724 от 06.07.2021 о размещении объекта антенно-мачтового сооружения связи (линейно-кабельное сооружение связи) высотой 29 метров на землях с координатами характерных точек границ земель, с использованием системы координат, применяемой при ведении государственного кадастра недвижимости, согласно прилагаемой схеме границ предполагаемых к использованию земель на кадастровом плане территории, кадастрового квартала 47:27:0702014, на территории г. Кириши, Киришского городского поселения, Киришского района, Ленинградской области, площадью 16 квадратных метров в целях размещения антенно-мачтового сооружения связи (линейно-кабельного сооружения связи) на срок - 49 лет.

По результатам рассмотрения вышеуказанного заявления Администрацией принято решение в виде уведомления от 21.07.2021 №02-01-16/5013 об отказе в предоставлении муниципальной услуги на основании пп. 8 п. 2.10 Административного регламента предоставления муниципальной услуги «Размещение отдельных видов объектов на землях или земельных участках без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичного сервитута» (утвержден постановлением Администрацией Киришского муниципального района от 18.01.2019 N 112) в связи с тем, что планируемое размещение объекта не соответствует требованиям технических регламентов, противопожарным, санитарно-эпидемиологическим, гигиеническим, экологическим и (или) иным установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации правилам, нормативам, в том числе правилам благоустройства и(или) нормативам градостроительного проектирования.

Полагая незаконным указанное уведомление Администрации об отказе в предоставлении муниципальной услуги, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Суд первой инстанции удовлетворил заявленные требования, указав, что для строительства на территории Ленинградской области антенно-мачтовых сооружений связи не требуется получение разрешения на строительство, вследствие чего размещение этих объектов может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичного сервитута, в порядке, установленном статьей 39.36 Земельного кодекса РФ; размещение антенно-мачтового сооружения в территориальной зоне П-2 не противоречит градостроительному регламенту, установленному для соответствующей территории.

Проверив законность и обоснованность решения арбитражного суда первой инстанции, апелляционный суд не усматривает оснований для его отмены или изменения в связи со следующим.

В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно подпункту 6 пункта 1 статьи 39.33 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута, публичного сервитута в случаях размещения объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичного сервитута, утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2014 г. № 1300. Пунктом 11 Перечня объектов предусмотрено размещение без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичного сервитута иных сооружений связи, для размещения которых не требуется разрешения на строительство.

Согласно пункту 3 статьи 39.36 ЗК РФ порядок и условия размещения объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичного сервитута, виды которых установлены Правительством Российской Федерации, устанавливаются нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.

Порядок и условия размещения этих объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичного сервитута на территории Ленинградской области, утверждён Постановлением Правительства Ленинградской области от 03.08.2015 № 301.

Пунктом 2 Порядка установлено, что объекты размещаются на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичного сервитута на территории Ленинградской области на основании решения исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченного на предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, о размещении объекта.

В заявлении исх. № ЛД-724 от 06.07.2021 Общество просило Администрацию принять решение о размещении объекта антенно-мачтового сооружения связи (линейно-кабельное сооружение связи) в кадастровом квартале 47:27:0702014, на территории г. Кириши, Киришского городского поселения, Киришского района, Ленинградской области.

Линии связи, линейно-кабельные сооружения связи и иные сооружения связи, для размещения которых не требуется разрешения на строительство, пунктом 11 Перечня объектов отнесены к числу объектов, размещение которых может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитутов.

Согласно пп. 4.5 п. 17 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ) не требуется разрешение на строительство в случае размещения антенных опор (мачт и башен) высотой до 50 метров, предназначенных для размещения средств связи.

Согласно Перечню случаев, при которых для строительства, реконструкции объекта капитального строительства не требуется получение разрешения на строительство, утверждённому Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2020 № 1816, получение разрешения на строительство не требуется в случае строительства, реконструкции линий связи и сооружений связи, не являющихся особо опасными, технически сложными объектами связи.

Согласно пп. 14.1 ст. 2 Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ "О связи" особо опасные, технически сложные сооружения связи - это сооружения связи, проектной документацией которых предусмотрены такие характеристики, как высота от семидесяти пяти до ста метров и (или) заглубление подземной части (полностью или частично) ниже планировочной отметки земли от пяти до десяти метров.

В соответствии с подпунктом 8 пункта 1 статьи 1 Областного закона Ленинградской области от 18.05.2012 № 38-оз "Об установлении случаев, при которых не требуется получение разрешения на строительство на территории Ленинградской области" не требуется получение разрешения на строительство для осуществления строительства линий и сооружений связи.

Таким образом, для строительства на территории Ленинградской области антенно-мачтовых сооружений связи не требуется получение разрешения на строительство, вследствие чего размещение этих объектов может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичного сервитута, в порядке, установленном статьёй 39.36 Земельного кодекса РФ.

Согласно пункту 10 Порядка в решении об отказе в размещении объекта должно быть указано основание отказа, предусмотренное пунктом 9.

Вместе с тем, в оспариваемом уведомлении не приведено ни одно из оснований, предусмотренных пунктом 9 Порядка.

Согласно ч.5 ст. 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

Вопреки требованиям указанной нормы, Администрация не представила доказательств несоответствия размещения антенно-мачтового сооружения требованиям технических регламентов, противопожарным, санитарно-эпидемиологическим, гигиеническим, экологическим и (или) иным установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации правилам, нормативам, в том числе правилам благоустройства и(или) нормативам градостроительного проектирования.

При таких обстоятельствах, суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные требования.

Доводы апелляционной жалобы не опровергают правомерности выводов суда, а лишь выражают несогласие с ними, фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, нормы материального и процессуального права не нарушены, в связи с чем, у апелляционного суда отсутствуют основания для отмены принятого по делу судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 16.02.2022 по делу № А56-85922/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.

Председательствующий

Ю.С. Баженова

Судьи

С.А. Нестеров

Н.С. Полубехина