АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ул. Якубовича, д.4, Санкт-Петербург, 190000
http://fasszo.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
01 февраля 2022 года
Дело №
А56-86658/2020
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Савицкой И.Г., судей Мунтян Л.Б., Соколовой С.В.,
рассмотрев 26.01.2022 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Администрации Центрального района Санкт-Петербурга на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.08.2021 по делу № А56-86658/2020,
установил:
Администрация Центрального района Санкт-Петербурга, адрес: 191167, Санкт-Петербург, Невский пр., д. 176, лит. А, ОГРН <***>, ИНН <***> (далее – районная Администрация), обратилась в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к администрации муниципального образования «Смольнинское», адрес: 191124, Санкт-Петербург, Суворовский пр., д. 60, ОГРН <***>, ИНН <***> (далее - местная Администрация), о понуждении в соответствии с требованиями правил благоустройства территории Санкт-Петербурга, утвержденных постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 09.11.2016 № 961, выполнить следующие действия в Центральном районе Санкт-Петербурга:
- привести в надлежащее состояние плиточное покрытие территории по адресам: Невский пр., <...>, лит. Б; провести работы по замене старого асфальтового покрытия на плиточное покрытие по адресу: ул. ФИО1, д. 58; устранить дефекты асфальтового покрытия по адресам: Суворовский пр., д. 57, лит. А, д. 59, лит. А и Ж, д. 61, лит. А и <...>; привести в надлежащее состояние асфальтовое покрытие по адресам: ФИО1 ул., д. 60, лит. А; Кирочная ул., д. 55, лит. А; Новгородская ул., д. 12, лит. Б (придомовая территория), Таврическая ул., д. 9, лит. А; устранить дефекты плиточного покрытия и восстановить целостность фрагментов брусчатки на территории зеленых насаждений общего пользования по адресу: 8-я Советская ул., д. 3 (сквер севернее д. 4 по 7-й Советской ул.); устранить дефекты плиточного мощения по адресу: Невский пр., д. 150; выполнить ремонт (устранить дефекты) бордюрного камня по адресам: Ярославская ул., д. 15, лит. А, ул. Красного Текстильщика, д. 9-11, лит. А;
- привести в надлежащее состояние территорию зеленых насаждений общего пользования местного значения по адресам: ФИО2 ул., д. 29, лит. А (сквер во дворе д. 29 по пр. ФИО2), Синопская наб., д. 30, лит. Щ (сквер южнее д. 30, лит. X по Синопской наб.), Мытнинская ул., д. 15, лит. А (сквер северо-западнее д. 46/8 по 4-й Советской ул.), 4-я Советская ул., д. 44 (сквер северо-западнее д. 46/8 по 4-й Советской ул.), Тверская ул., д. 12/15 (сквер во дворе д. 12/15 по Тверской ул.), Кирилловская ул., д. 20 (сквер юго-западнее д. 22 по Кирилловской ул.), 9-я Советская ул., д. 21, лит. А (сквер западнее д. 32-36 по Дегтярной ул.); привести в надлежащее состояние зеленые насаждения и произвести санитарную вырубку нежизнеспособных деревьев по адресам: 8-я Советская ул., д. 3, лит. Б, Кавалергардская ул., д. 21, лит. А; выполнить работы по сносу аварийного дерева по адресу: Синопская наб., д. 26, лит. О; привести в надлежащее состояние ограждения газонов по адресам: ул. Восстания, д. 11, лит. А, Дегтярная ул., д. 13, лит. А, ул. ФИО1, д. 33, лит. А, Озерной пер., д. 8, лит. А;
- осуществить фиксацию малых архитектурных форм по адресу: ул. Александра Невского, д. 9, лит. Г; привести в надлежащее состояние малые архитектурные формы на территории зеленых насаждений общего пользования местного значения по адресам: Кирочная ул., д. 59, лит. А (сквер южнее д. 59 по Кирочной ул.), Исполкомская ул., <...>, лит. В, ул. ФИО1, д. 29, лит. А, 7-я Советская ул., д. 31 и 33, лит. А, 3-я Советская ул., д. 16, лит. А, Синопская наб., д. 36, лит. А; установить малые архитектурные формы по адресам: Невский пр., д. 190, лит. А; 4-я Советская ул., д. З, лит. А, Воскресенская наб., д. 6-8;
- оборудовать контейнерную площадку и обустроить территорию детской площадки по адресу: Кирочная ул., д. 59, лит. А; оборудовать контейнерную площадку по адресу: Дегтярный пер., д. 28, лит. Б; привести в надлежащее санитарное и техническое состояние контейнерную площадку по адресу: Смольный пр., д. 7, лит. Б; обустроить территорию детской площадки по адресам: пр. ФИО2, д. 19-25, лит. А, Кирилловская ул., д. 22, лит. А, 9-я Советская ул., д. 21, лит. А; обустроить территорию детской площадки и привести в надлежащее состояние зеленые насаждения по адресам: 2-я Советская ул., <...>, лит. В.
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 28.05.2021 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.08.2021 решение суда первой инстанции отменено, в удовлетворении иска отказано.
В кассационной жалобе районная Администрация, ссылаясь на неправильное применение судом апелляционной инстанции норм материального права, а также неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, просит отменить постановление от 31.08.2021 и оставить в силе решение от 28.05.2021. Податель жалобы не согласен с выводом суда апелляционной инстанции о вторжении районной Администрации в отсутствие на то каких-либо правовых оснований в исключительную компетенцию органа местного самоуправления. Районная Администрация указывает, что бездействие органов местного самоуправления по исполнению своих непосредственных обязанностей в сфере благоустройства негативно влияет на качество жизни населения. В данном случае, как полагает податель жалобы, учитывая длительное бездействие местной Администрации по устранению недостатков в сфере благоустройства при наличии многочисленных обращений граждан, которые в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закон № 131-ФЗ) осуществляют свое право на местное самоуправление, предъявление настоящего иска является единственно возможной и вынужденной мерой.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного заседания, однако своих представителей для участия в нем не направили, в связи с чем кассационная жалоба рассмотрена в их отсутствие согласно части 3 статьи 284 АПК РФ.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, 04.09.2020 районная Администрация в соответствии с требованиями Правил благоустройства территории Санкт-Петербурга, утвержденных постановлением Правительства от 09.11.2016 № 961 (далее – Правила благоустройства), провела обследование содержания внутриквартальных территорий в границах муниципального образования «Смольнинское» по отдельным адресам.
По результатам обследования районной Администрацией был составлен акт от 04.09.2020, согласно которому визуальным осмотром подтверждено наличие многочисленных нарушений содержания внутриквартальных территорий в границах упомянутого муниципального образования, касающихся тротуарного покрытия, контейнерных и детских площадок, малых архитектурных форм и зеленых насаждений. В качестве заключения в акте указано на необходимость понуждения местной Администрации устранить выявленные замечания.
Письмом от 08.09.2020 № 01-15-2684/20-0-0 районная Администрация сообщила местной Администрации о поступивших в ее адрес через портал «Наш Санкт-Петербург» обращениях граждан с жалобами на неудовлетворительное состояние внутриквартальных территорий по адресам, указанным в акте проверки от 04.09.2020, и предложила в срок до 10.09.2020 принять исчерпывающие меры по приведению обозначенных территорий в надлежащее состояние в соответствии с Правилами благоустройства.
Ввиду отсутствия реагирования местной Администрации на указанное письмо районная Администрация, ссылаясь на положения пункта 2.1 и подпункта 3.10.1 Положения об администрациях районов Санкт-Петербурга, утвержденного постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 19.12.2017 № 1098 (далее - Положение), обратилась в арбитражный суд с рассматриваемым в рамках настоящего дела требованием.
Суд первой инстанции удовлетворил заявленные требования, обязав местную Администрацию устранить выявленные недостатки в содержании объектов благоустройства, расположенных в границах муниципального образования «Смольнинское».
Суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии у районной Администрации с учетом ее компетенции права на понуждение ответчика совершить указанные действия и, как следствие, права на предъявление заявленных требований, в связи с чем отменил решение суда первой инстанции и отказал в удовлетворении иска.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает кассационную жалобу районной Администрации не подлежащей удовлетворению в силу следующего.
Согласно Закону № 131-ФЗ к вопросам местного значения относятся вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и названным Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.
К таким вопросам относится, в частности, организация благоустройства территории внутригородского района в соответствии с правилами благоустройства территории внутригородского района (пункт 10 части 1 статьи 16.2 Закона № 131-ФЗ).
Статьей 6 Закона № 131-ФЗ определены полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области местного самоуправления. В части 2 указанной нормы установлено, что осуществление исполнительно-распорядительных и контрольных полномочий органами государственной власти субъектов Российской Федерации в отношении муниципальных образований и органов местного самоуправления допускается только в случаях и порядке, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, названным Федеральным законом и другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации.
Законом Санкт-Петербурга от 23.09.2009 № 420-79 «Об организации местного самоуправления в Санкт-Петербурге» за органами государственной власти Санкт-Петербурга не установлено контрольных функций в отношении органов местного самоуправления по вопросу реализации ими полномочий в сфере благоустройства территории внутригородского района.
В силу положений статей 2, 6 и 17 Закона № 131-ФЗ органы местного самоуправления муниципальных образований осуществляют свои полномочия самостоятельно и подчиненность органа местного самоуправления органу государственной власти субъекта Российской Федерации не допускается.
Отклоняя довод районной Администрации о наличии у нее такого права в силу требований пункта 2.1 и подпункта 3.10.1 Положения, апелляционный суд обоснованно указал следующее.
В соответствии с пунктом 1.1 Положения администрация района Санкт-Петербурга является исполнительным органом государственной власти Санкт-Петербурга, проводящим государственную политику Санкт-Петербурга и осуществляющим государственное управление на территории района Санкт-Петербурга, в том числе в сфере благоустройства и обращения с отходами.
Для выполнения задач по государственному управлению на территории района Санкт-Петербурга в сфере благоустройства и обращения с отходами районная Администрация реализует полномочия и функции, определенные в пункте 3.10 Положения.
Так, в силу подпунктов 3.10.1 и 3.10.7 Положения в сфере благоустройства и обращения с отходами администрация уполномочена организовывать в соответствии с Правилами благоустройства содержание объектов благоустройства, размещение и содержание элементов благоустройства в границах территории района, за исключением объектов и элементов благоустройства, содержание и размещение которых отнесено к вопросам местного значения внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга, полномочиям иных исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга и обязанностям третьих лиц, а также в пределах своей компетенции контролировать уборку территории района.
Для выполнения задач и реализации полномочий и функций, предусмотренных в разделах 2 и 3 Положения, администрация в соответствии с пунктами 4.36 - 4.38 вправе: утверждать адресные программы благоустройства территорий района, которые находятся в государственной собственности Санкт-Петербурга или собственность на которые не разграничена, с учетом адресных программ по благоустройству, разработанных органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга, обеспечивать реализацию указанных программ; вести учет контейнерных площадок, урн и мест сбора (временного накопления) твердых коммунальных отходов, расположенных на территории района; организовывать проведение месячников по благоустройству, дней благоустройства Санкт-Петербурга на территории района.
Таким образом, у районной Администрации имеется ряд обязанностей в области благоустройства территории подведомственного ей района, вместе с тем их исполнение должно обеспечиваться исключительно в пределах установленной компетенции, к которой Положением не отнесен контроль за осуществлением имеющихся у органов местного самоуправления полномочий в отношении объектов благоустройства, содержание и размещение которых отнесено к вопросам местного значения внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга.
Тот факт, что пунктом 4.14 Положения на районную Администрацию возложена обязанность обеспечивать рассмотрение обращений граждан в соответствии с действующим законодательством, а также организацию приема граждан и представителей организаций еще не свидетельствует о наделении в данном случае районной Администрации полномочиями по обращению в суд с целью принуждения местной Администрации к исполнению своих обязанностей в соответствующей сфере ввиду того, что рассмотрение указанного рода обращений осуществляется, как это предусмотрено названным пунктом Положения, исключительно по вопросам, отнесенным к компетенции администрации района.
Выявленные районной Администрацией нарушения содержания внутриквартальных территорий, подведомственных местной Администрации, сами по себе не означают, что районная Администрация в данном случае вправе требовать от ответчика исполнения возложенных на нее обязанностей с учетом раздельной сферы компетенции каждой из них, а также отсутствия отношений подчиненности в рамках единой системы органов публичной власти.
Принимая во внимание изложенное, апелляционный суд пришел к обоснованному выводу о том, что у суда первой инстанции отсутствовали правовые основания для удовлетворения заявленных требований.
Поскольку выводы суда апелляционной инстанции соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам, а нормы материального и процессуального права применены правильно, кассационная инстанция не находит оснований для иной оценки обстоятельств дела и отмены обжалуемого судебного акта.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
п о с т а н о в и л:
постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.08.2021 по делу № А56-86658/2020 оставить без изменения, а кассационную жалобу Администрации Центрального района Санкт-Петербурга – без удовлетворения.
Председательствующий
И.Г. Савицкая
Судьи
Л.Б. Мунтян
С.В. Соколова