ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А56-86658/20 от 24.08.2021 АС города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65

http://13aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург

31 августа 2021 года

Дело № А56-86658/2020

Резолютивная часть постановления объявлена  августа 2021 года

Постановление изготовлено в полном объеме августа 2021 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего  Ракчеевой М.А.,

судей Изотовой С.В., Кротова С.М., 

при ведении протокола судебного заседания   помощником  Куренковой Е.М.,

при участии:

от администрации Центрального района Санкт-Петербурга Хохловой Ж.А. (доверенность от 30.12.2020),

от администрации муниципального образования «Смольнинское»       Овчинникова В.В. (доверенность от 27.01.2021),

рассмотрев 24.08.2021 в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации муниципального образования «Смольнинское» на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 28.05.2021 по делу № А56-86658/2020,

установил:

Администрация Центрального района Санкт-Петербурга, адрес: 191167, Санкт-Петербург, Невский пр., д. 176, лит. А, ОГРН 1037843045701, ИНН 7825660628 (далее – районная администрация), обратилась в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), к Администрации муниципального образования «Смольнинское», адрес: 191124, Санкт-Петербург, Суворовский пр., д. 60, ОГРН 1037843095047, ИНН 7825453050 (далее – местная администрация), об обязании в соответствии с требованиями правил благоустройства территории Санкт-Петербурга, утвержденных постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 09.11.2016  № 961, выполнить следующие действия в Центральном р-не Санкт-Петербурга:

- относительно плиточного/асфальтового покрытия (привести в надлежащее состояние плиточное покрытие территории по адресам: Невский пр., д. 184; Тележная ул., д. 15, лит. Б; провести работы по замене старого асфальтового покрытия на плиточное покрытие по адресу: ул. Некрасова, д. 58; устранить дефекты асфальтового покрытия по адресам: Суворовский пр., д. 57, лит. А, д. 59, лит. А и Ж, д. 61, лит. А, и д. 62; ул. Некрасова д. 58; привести в надлежащее состояние асфальтовое покрытие по адресам: Некрасова ул., д. 60, лит. А; Кирочная ул., д. 55, лит. А; Новгородская ул., д. 12, лит. Б (придомовая территория); Таврическая ул., д. 9, лит. А; устранить дефекты плиточного покрытия и восстановить целостность фрагментов брусчатки на территории зеленых насаждений общего пользования по адресу: 8-я Советская ул., д. 3 (сквер севернее д. 4 по 7-ой Советской ул.); устранить дефекты плиточного мощения по адресу: Невский пр., д. 150; выполнить ремонт (устранить дефекты) бордюрного камня по адресам: Ярославская ул., д. 15, лит. А; ул. Красного Текстильщика, д. 9-11, лит. А);

- относительно зеленых насаждений и вырубки деревьев (привести в надлежащее состояние территорию зеленых насаждений общего пользования местного значения по адресам: Бакунина ул., д. 29, лит. А (сквер во дворе д. 29 по пр. Бакунина); Синопская наб., д. 30, лит. Щ (сквер южнее д. 30, лит. X по Синопской наб.); Мытнинская ул., д. 15, лит. А (сквер северо-западнее д. 46/8 по 4-й Советской ул.); 4-я Советская ул., д. 44 (сквер северо-западнее д. 46/8 по 4-й Советской ул.); Тверская ул., д. 12/15 (сквер во дворе д. 12/15 по Тверской ул.); Кирилловская ул., д. 20 (сквер юго-западнее д. 22 по Кирилловской ул.); 9-я Советская ул., д. 21, лит. А (сквер западнее д. 32-36 по Дегтярной ул.); привести в надлежащее состояние зеленые насаждения и произвести санитарную вырубку нежизнеспособных деревьев по адресам: 8-я Советская ул., д. 3, лит. Б; Кавалергардская ул., д. 21, лит. А; выполнить работы по сносу аварийного дерева по адресу: Синопская наб., д. 26, лит. О; привести в надлежащее состояние ограждения газонов по адресам: ул. Восстания, д. 11, лит. А; Дегтярная ул., д. 13, лит. А; ул. Некрасова, д. 33, лит. А; Озерной пер., д. 8, лит. А);

- относительно малых архитектурных форм (осуществить фиксацию малых архитектурных форм по адресу: ул. Александра Невского, д. 9, лит. Г; привести в надлежащее состояние малые архитектурные формы на территории зеленых насаждений общего пользования местного значения по адресам: Кирочная ул., д. 59, лит. А (сквер южнее д. 59 по Кирочной ул.); Исполкомская ул., д. 9-11; ул. Моисеенко, д. 8, лит. В; ул. Некрасова, д. 29, лит. А, 7-я Советская ул., д. 31 и 33, лит. А; 3-я Советская ул., д. 16, лит. А; Синопская наб., д. 36, лит. А; установить малые архитектурные формы по адресам: Невский пр., д. 190, лит. А; 4-я Советская ул., д. З, лит. А; Воскресенская наб., д. 6-8;

- относительно контейнерных и детских площадок (оборудовать контейнерную площадку и обустроить территорию детской площадки по адресу: Кирочная ул., д. 59, лит. А; оборудовать контейнерную площадку по адресу: Дегтярный пер., д. 28, лит. Б; привести в надлежащее санитарное и техническое состояние контейнерную площадку по адресу: Смольный пр., д. 7, лит. Б; обустроить территорию детской площадки по адресам: пр. Бакунина, д. 19-25, лит. А; Кирилловская ул., д. 22, лит. А; 9-я Советская ул., д. 21, лит. А; обустроить территорию детской площадки и привести в надлежащее состояние зеленые насаждения по адресам: 2-я Советская ул., д. 27/2; Невский пр., д. 166, лит. В).

Решением от 28.05.2021 заявленные требования удовлетворены.

Не согласившись с данным судебным актом, местная администрация обжаловала решение в апелляционный суд. В своей жалобе ответчик просил отменить названный судебный акт и принять новый – об отказе в удовлетворении требований районной администрации в полном объеме.

Как указывает податель жалобы, настоящее дело неподсудно арбитражному суду; ходатайства ответчика о прекращении производства по настоящему делу не рассмотрены, каких-либо судебных актов по ним судом первой инстанции не выносилось; вывод суда первой инстанции о том, что между сторонами имеются обязательства, не соответствует действительности; так, закон Санкт-Петербурга «Об организации местного самоуправления в Санкт-Петербурге» не возлагает на ответчика какие-либо обязательства перед органом исполнительной власти субъекта РФ; ссылка суда первой инстанции на некие полномочия районной администрации по отношению к местной администрации противоречит действующему законодательству; кроме того, удовлетворяя требования истца, суд первой инстанции в своем решении не указал объем и вид необходимых к выполнению работ, срок их производства, конкретные дефекты, подлежащие устранению, что исключает понимание того действия, выполнение которого требуется от подателя жалобы; суд первой инстанции неверно истолковал положения Постановления Правительства Санкт-Петербурга (далее – Правительство) от 19.12.2017 № 1098 "Об администрациях районов Санкт-Петербурга".

В отзыве на жалобу районная администрация просила оставить обжалуемый судебный акт без изменения, считая его законным и обоснованным, а также указала, что при получении многочисленных сообщений через портал «Наш Санкт-Петербург» она была обязана отреагировать на них в целях устранения выявленных нарушений посредством предъявления настоящего иска к местной администрации.

В судебном заседании представители администраций поддержали ранее выраженные ими позиции по данному спору.

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверена в апелляционном порядке.

Как следует из материалов дела, в сентябре 2020 года районная администрация 04.09.2020 в соответствии с требованиями правил благоустройства территории Санкт-Петербурга (далее – Правила благоустройства), утвержденных постановлением Правительства от 09.11.2016  № 961, провела обследование содержания внутриквартальных территорий в границах муниципального образования «Смольнинское» по следующим адресам: Невский пр., д. 105, 136, 150, 166, 184, 190; ул. Бакунина, д. 19-25, 29; Ярославская ул., д. 15, лит. А; Синопская наб., д. 30, лит. Щ и О, а также д. 36, лит. А; Мытнинская ул., д. 9, 15; Тверская ул., д. 12/15; ул. Некрасова, д. 29, 33, 58, а также проезд по ул. Некрасова между д. 58 и 60; ул. Александра Невского, д. 9, лит. Г; Суворовский пр., д. 57, 59, 61, 62; 2-я Советская ул., д. 25/2 и 27/2; 3-я Советская ул., д. 16, 24, 32; 4-я Советская ул., д. 3, 44; 6-я Советская ул., д. 30, лит. А; 7-я Советская ул., д. 31, 33; 8-я Советская ул., д. 3, 28, 34; 9-я Советская ул., д. 21, лит. А; Воскресенская наб., д. 6-8; Исполкомская ул., д. 9-11; Новгородская ул., д. 12, лит. Б; ул. Восстания, д. 11, 43; Дегтярный пер., д. 28, лит. Б; Дегтярная ул., д. 8, 13, 32-36; ул. Красного Текстильщика, д. 9-11, лит. А; Кирочная ул., д. 55, 59; Кавалергардская ул., д. 21, 42; Херсонская ул., д. 19, лит. А; Тележная ул., д. 15, лит. Б; Кирилловская ул., д. 20, 22; Таврическая ул., д. 9, 45; Смольный пр., д. 7, лит. Б; Озерной пер., д. 8, лит. А; ул. Моисеенко, д. 8б, 15-17; Заячий пер., д. 4, корп. 2, лит. А.

По результатам данного обследования районной администрацией был составлен акт, согласно которому визуальным осмотром подтверждено наличие многочисленных нарушений содержания внутриквартальных территорий в границах упомянутого муниципального образования, касающихся тротуарного покрытия, контейнерных и детских площадок, малых архитектурных форм и зеленых насаждений. В качестве заключения в акте указано на необходимость обязания местной администрации устранить выявленные замечания.

В связи изложенным письмом от 08.09.2020  № 01-15-2684/20-0-0 районная администрация сообщила местной о поступивших в ее адрес обращениях через портал «Наш Санкт-Петербург» с жалобами на неудовлетворительное состояние внутриквартальных территорий по упомянутым адресам (свыше 70), подтверждении изложенной информации в ходе осмотра данных территорий 04.09.2020, о чем свидетельствует приложенный к письму акт, а также предложила ответчику в срок до 10.09.2020 принять исчерпывающие меры по приведению обозначенных в письме территорий в надлежащее состояние в соответствии с Правилами благоустройства.

Обращаясь с настоящим заявлением в арбитражный суд, районная администрация, указав на непоступление ответа от местной администрации, сослалась на то, что пунктом 2.1 и подпунктом 3.10.1 постановления Правительства от 19.12.2017 № 1098  «Об администрациях районов Санкт-Петербурга» (далее – Постановление № 1098) на нее возложено осуществление государственного управления на территории района Санкт-Петербурга в сфере благоустройства и обращения с отходами, а также содержание объектов благоустройства, размещение и содержание элементов благоустройства в границах территории района, за исключением объектов и элементов благоустройства, содержание и размещение которых отнесено к вопросам местного значения внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга.

При этом в подпункте 9 пункта 2 статьи 10 Закона Санкт-Петербурга от 23.09.2009 № 420-79 «Об организации местного самоуправления в Санкт-Петербурге» установлено, что к вопросам местного значения относится организация благоустройства территории муниципального образования, включающая содержание внутриквартальных территорий в части обеспечения ремонта покрытий, проведение санитарных рубок, размещение и содержание контейнерных, спортивных и детских площадок, включая ремонт расположенных в их границах элементов благоустройства, а также размещение, содержание и ремонт декоративных газонных ограждений, решеток, устройств для вертикального озеленения и цветочного оформления, навесов, беседок, уличной мебели, урн и пр.

Более того, в уставе внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ «Смольнинское», принятого 21.02.2013, закреплено, что указанное муниципальное образование осуществляет благоустройство своей территории, включающее: текущий ремонт придомовых и внутридворовых территорий, проездов и въездов, пешеходных дорожек, организацию дополнительных парковочных мест, установку, содержание и ремонт ограждений газонов, малых архитектурных форм, уличной мебели и необходимого для благоустройства хозяйственно-бытового оборудования, создание зон отдыха, обустройство, содержание и уборку территорий спортивных и детских площадок, оборудование контейнерных площадок, выполнение оформления территории к праздничным мероприятиям, обеспечение чистоты и порядка на территории муниципального образования, ликвидацию несанкционированных свалок бытовых отходов, мусора и уборку территорий, организацию работ по озеленению, защиту зеленых насаждений, проведение санитарных рубок, удаление аварийных и больных деревьев и кустарников и т.д.

Возражая против заявленных требований, местная администрация настаивала на отсутствии у нее каких-либо обязательств перед районной администрацией, указала на то, что не входит в систему органов государственной власти, а на отсутствие договорных отношений с районной администрацией, из которых могли бы возникнуть разногласия, подлежащие рассмотрению в арбитражном суде; ввиду изложенного у истца не было оснований требовать от ответчика осуществления перечисленных в заявлении действий в сфере вопросов местного значения; с учетом того, что данный спор не вытекает из экономической деятельности, производство по настоящему делу подлежит прекращению; также ответчик указал, что Постановление № 1098, на которое сослался истец, не регулирует взаимодействие между органами государственной власти и органами местного самоуправления в части благоустройства городских территорий, а спорный акт от 04.09.2020 составлен районной администрацией в одностороннем порядке.

В свою очередь, районная администрация сообщила, что в Постановлении № 1098 помимо прочего закреплена обязанность администрации района Санкт-Петербурга осуществлять в предусмотренных законодательством случаях контроль за выполнением органами местного самоуправления в Санкт-Петербурге переданных им отдельных государственных полномочий Санкт-Петербурга.

В ходе судебного разбирательства в суде первой инстанции районная администрация уточнила свои требования, отказавшись от обязания местной администрации устранить недостатки в сфере благоустройства по ряду адресов в связи с тем, что согласно акту осмотра спорных внутриквартальных территорий от 20.04.2021 часть ранее выявленных замечаний устранена (примерно по 20 адресам спилены сухие деревья, очищены урны, установлена песочница на детской площадке и т.д.).

Суд  первой инстанции, изучив материалы дела, удовлетворил заявленные требования, обязав местную администрацию устранить выявленные в границах муниципального образования «Смольнинское» недостатки.

Апелляционный суд, проанализировав обстоятельства спора, приходит к следующим выводам.

Согласно утвержденному Постановлением № 1098 Положению об администрации района Санкт-Петербурга администрация является исполнительным органом государственной власти Санкт-Петербурга, проводящим государственную политику Санкт-Петербурга, осуществляющим государственное управление на территории района Санкт-Петербурга и подчиненным Правительству Санкт-Петербурга.

Задачами администрации является помимо прочего проведение государственной политики Санкт-Петербурга и осуществление государственного управления на территории района Санкт-Петербурга в различных сферах, в том числе в сфере благоустройства и обращения с отходами.

Для выполнения указанного рода задач, предусмотренных в разделе 2 Положения, администрация реализует следующие полномочия и функции.

В силу пункта 3.10 Положения в сфере благоустройства и обращения с отходами администрация уполномочена организовывать в соответствии с Правилами благоустройства содержание объектов благоустройства, размещение и содержание элементов благоустройства в границах территории района, за исключением объектов и элементов благоустройства, содержание и размещение которых отнесено к вопросам местного значения внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга, полномочиям иных исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга и обязанностям третьих лиц, а также в пределах своей компетенции контролировать уборку территории района (подпункты 3.10.1 и 3.10.7).

Для выполнения задач и реализации полномочий и функций, предусмотренных в разделах 2 и 3 Положения, администрация в соответствии с пунктами 4.36-4.38 вправе:

- утверждать адресные программы благоустройства территорий района, которые находятся в государственной собственности Санкт-Петербурга или собственность на которые не разграничена, с учетом адресных программ по благоустройству, разработанных органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга, обеспечивать реализацию указанных программ;

- вести учет контейнерных площадок, урн и мест сбора (временного накопления) твердых коммунальных отходов, расположенных на территории района;

- организовывать проведение месячников по благоустройству, дней благоустройства Санкт-Петербурга на территории района.

Таким образом, по смыслу приведенных положений действующего законодательства у администрации имеется ряд обязанностей в области благоустройства территории подведомственного ей района, вместе с тем их исполнение она должна обеспечивать исключительно в пределах своей компетенции, к которой Положением не отнесен контроль за осуществлением имеющихся у органов местного самоуправления полномочий в отношении объектов и элементов благоустройства, содержание и размещение которых отнесено к вопросам местного значения внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга.

Тот факт, что пунктом 4.14 Положения на администрацию возложена обязанность обеспечивать рассмотрение обращений граждан в соответствии с действующим законодательством, а также организацию приема граждан и представителей организаций, еще не свидетельствует о наделении в данном случае районной администрации полномочиями по обращению в суд с целью принуждения местной администрации к исполнению своих обязанностей в соответствующей сфере ввиду того, что рассмотрение указанного рода обращений осуществляется, как это предусмотрено названным пунктом Положения, исключительно по вопросам, отнесенным к компетенции администрации.

Выявленные районной администрацией нарушения содержания внутриквартальных территорий, подведомственных, по ее мнению, местной администрации, сами по себе не означают, что истец в данном случае вправе требовать от ответчика исполнения возложенных на него обязанностей с учетом раздельной сферы компетенции каждого из них, а также отсутствия отношений подчиненности в рамках единой системы органов публичной власти.

При таком положении суд первой инстанции необоснованно удовлетворил требования районной администрации, фактически направленные на вторжение в компетенцию местной администрации в отсутствие на то каких-либо нормативных оснований. Договорных отношений между истцом и ответчиком относительно содержания и благоустройства территории не имеется.  

Кроме того, ответчик правомерно указал, что обжалуемый судебный акт фактически нельзя признать исполнимым.

Таким образом, обжалуемый судебный акт подлежит отмене, а в удовлетворении иска должно быть отказано. 

Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 28.05.2021 по делу № А56-86658/2020 отменить.

В иске отказать.   

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.

Председательствующий

М.А. Ракчеева

Судьи

С.В. Изотова

С.М. Кротов