ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А56-87488/2021 от 17.03.2022 Тринадцатого арбитражного апелляционного суда

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65, лит. А

http://13aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург

28 марта 2022 года

Дело №А56-87488/2021

Резолютивная часть постановления объявлена 17 марта 2022 года

Постановление изготовлено в полном объеме 28 марта 2022 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Савиной Е.В., судей Мельниковой Н.А., Слоневской А.Ю.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Апхудовым А.А.,

при участии:

- от истца: Ильина С.А. (доверенность от 19.10.2021)

- от ответчика: Стадник А.А. (доверенность от 16.03.2022)

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-2558/2022) государственного унитарного предприятия «Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга»

на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 23.12.2021 по делу № А56-87488/2021,

принятое по иску государственного унитарного предприятия «Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга» к товариществу собственников жилья «Виват»

об истребовании документов

установил:

государственное унитарное предприятие «Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга» (далее - Предприятие) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском в редакции принятых судом уточнений к товариществу собственников жилья «Виват» (далее – Товарищество, ТСЖ) об истребовании сведений о дате и месте рождений собственников (пользователей) помещений по адресу: город Санкт-Петербург, проспект Богатырский, дом 47, корпус 2, квартиры: 1, 2, 4, 7, 12, 13, 14, 15, 17, 18, 21, 23, 24, 25, 26, 28, 30, 31, 32, 33, 34, 38, 41, 43, 44, 46, 47, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 56, 57, 61, 63, 67, 68, 70, 75, 77, 83, 84, 86, 87, 88, 90, 91, 94, 96, 97, 100, 103, 104, 105, 107, 108, 111, 113, 114, 115, 116, 117, 119, реквизиты документа, удостоверяющего личность собственника (пользователя) помещения в указанном многоквартирном доме в квартирах: 2, 4, 7, 12, 13, 14, 17, 18, 21, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 31, 32, 33, 36, 38, 39, 40, 41, 43, 44, 46, 47, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 56, 57, 61, 65, 67, 68, 70, 75, 76, 77, 83, 84, 86, 87, 88, 89, 91, 93, 94, 96, 97, 100, 103, 104, 105, 107, 108, 111, 113, 114, 115, 116, 117, 119, взыскании 1000 рублей 00 копеек неустойки за каждый день неисполнения решения суда до момента исполнения решения в полном объеме.

Решением суда от 23.12.2021 в удовлетворении требований отказано.

В апелляционной жалобе представитель истца просит решение отменить и принять по делу новый судебный акт.

В обоснование жалобы ее податель сослался на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, нарушение судом первой инстанции норм процессуального и материального права.

Полагает, что управляющие организации (ТСЖ, ЖСК) в отношении многоквартирных домов, перешедших к ресурсоснабжающей организации (далее - РСО) на прямые договоры (независимо от даты перехода), содержащие положения о предоставлении коммунальных услуг, обязаны представить РСО персональные данные собственников и пользователей помещений в таких домах, предусмотренные Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 (далее – Правила № 354).

Управляющие организации (ТСЖ, ЖСК) в отношении многоквартирных домов, перешедших к РСО на прямые договоры (независимо от даты перехода), содержащие положения о предоставлении коммунальных услуг, обязаны представить РСО персональные данные собственников и пользователей помещений в таких домах, предусмотренные Правилами № 354.

Указывает, что истец не требует каких-либо сведений, противоречащих закону, истец требует сведения, предоставление которых позволит четко установить контрагентов Предприятия, заключивших своим волеизъявлением прямые договоры с истцом. Это требование, по мнению подателя жалобы, законно и обосновано с момента вступления сторон в правоотношения по прямым договорам.

Отзыв на апелляционную жалобу в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не представлен.

В судебном заседании представитель истца поддержал доводы, приведенные в апелляционной жалобе, а представитель ответчика доводы жалобы отклонил и просит оставить без изменения решение суда первой инстанции.

Законность и обоснованность судебного акта проверены в апелляционном порядке.

Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения и отмены судебного акта.

Как следует из материалов дела, в зоне теплоснабжения Предприятия по адресу город Санкт-Петербург, проспект Богатырский, дом 47, корпус 2 расположен многоквартирный дом, деятельностью по управлению которым осуществляет Товарищество.

Ответчик отказался в добровольном порядке предоставить истцу необходимые персональные данные собственников помещений МКД в полном объеме, что и явилось основанием для обращения в суд с данным иском.

Суд первой инстанции, придя к выводу, что материалы дела содержат доказательства направления истребуемых сведений согласно перечню истца в соответствии с пунктом 6 Правил № 354 по многоквартирному дому, отказал в удовлетворении исковых требований.

Вопреки доводам апелляционной жалобы, суд первой инстанции, всесторонне исследовав имеющие значение для дела обстоятельства, верно оценил в порядке статьи 71 АПК РФ имеющиеся в деле доказательства, правильно применил нормы материального, процессуального права и сделал выводы, соответствующие обстоятельствам дела.

В соответствии со статьей 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.

Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме, количество квартир в котором составляет не более чем тридцать; управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; управление управляющей организацией (часть 2 статьи 161 ЖК РФ).

Одним из способов управления многоквартирным домом является управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом (пункт 2 части 2 статьи 161 ЖК РФ).

Пунктом 2 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 № 416 (далее - Правила № 416), предусмотрено, что под деятельностью по управлению многоквартирным домом понимается выполнение стандартов, направленных на достижение целей, установленных статьей 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также определенных решением собственников помещений в многоквартирном доме.

В силу подпунктов «б», «ж» пункта 4 указанных Правил управление многоквартирным домом обеспечивается выполнение следующих стандартов:

- сбор, обновление и хранение информации о собственниках и нанимателях помещений в многоквартирном доме, а также о лицах, использующих общее имущество в многоквартирном доме на основании договоров (по решению общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме), включая ведение актуальных списков в электронном виде и (или) на бумажных носителях с учетом требований законодательства Российской Федерации о защите персональных данных;

- организация и осуществление расчетов за услуги и работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме и коммунальных услуг, в том числе путем начисления обязательных платежей и взносов, связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме и коммунальных услуг в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации; оформления платежных документов и направление их собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме; ведения претензионной и исковой работы в отношении лиц, не исполнивших обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги, предусмотренную жилищным законодательством Российской Федерации.

В соответствии с частью 11 статьи 161 ЖК РФ управляющая организация обязана предоставлять ресурсоснабжающей организации информацию, необходимую для начисления платы за коммунальные услуги, в том числе о показаниях индивидуальных приборов учета и коллективных (общедомовых) приборов учета, установленных в многоквартирном доме, в случаях, предусмотренных статьей 157.2 ЖК РФ.

Частью 1 указанной статьи 157.2 ЖК РФ к таким случаям отнесены ситуации: 1) принятия общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме решения, предусмотренного пунктом 4.4 части 2 статьи 44 Жилищного кодекса Российской Федерации (о заключении прямых договоров ресурсоснабжения с ресурсоснабжающей организации); 2) прекращения по инициативе ресурсоснабжающей организации договора ресурсоснабжения, заключенного с управляющей организацией (по основаниям части 2 статьи 157.2 Жилищного кодекса Российской Федерации); 3) наличия между собственниками помещений в многоквартирном доме и ресурсоснабжающей организацией прямого договора ресурсоснабжения на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о сохранении порядка предоставления коммунальных услуг и расчетов за коммунальные услуги при изменении способа управления многоквартирном доме.

В целях реализации указанного правового механизма постановлением Правительства Российской Федерации от 13.07.2019 № 897 пункт 6 Правил № 354 дополнен, в том числе абзацами седьмым, восьмым, девятым в части указания перечня информации, необходимой для начисления платы за коммунальные услуги. Действующий в настоящее время порядок предоставления сведений о собственниках жилых помещений в многоквартирном доме (включая конкретный состав документированной информации, подлежащей истребованию) следует применять и к ранее сложившимся (до принятия постановления Правительства Российской Федерации от 13.07.2019 № 897) отношениям, в которых ресурсоснабжающая организация приобрела статус исполнителя коммунальной услуги, а с ним - право получения от управляющей организации необходимых сведений.

Согласно абзацу 7 пункта 6 Правил № 354 управляющая организация, товарищество или кооператив, осуществляющие управление многоквартирным домом, предоставляют ресурсоснабжающим организациям, приступающим к предоставлению коммунальной услуги соответствующего вида собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме в случаях, предусмотренных подпунктами «е» и «ж» пункта 17 настоящих Правил, сведения, необходимые для начисления платы за коммунальные услуги, не позднее чем за 5 рабочих дней до дня начала предоставления коммунальной услуги соответствующего вида ресурсоснабжающими организациями в указанных случаях. Такие сведения должны включать в себя: фамилию, имя, отчество (при наличии), дату и место рождения, реквизиты документа, удостоверяющего личность, контактный телефон и адрес электронной почты (при наличии) каждого собственника и пользователя жилых помещений в многоквартирном доме, наименование (фирменное наименование) и место государственной регистрации юридического лица, контактный телефон, если собственником жилого помещения в многоквартирном доме является юридическое лицо.

Содержание приведенных норм права в их системной связи определенно указывает на обязанность управляющей организации по сбору документированной информации, необходимой для организации корректных и своевременных расчетов за оказываемые собственникам помещений в МКД коммунальные услуги, а также по передаче такой информации ресурсоснабжающей организации в случаях и порядке, предусмотренных законом.

При этом предоставление указанных сведений не требует согласия потребителя на передачу персональных данных в силу пункта 5 части 1 статьи 6 Закона № 152-ФЗ.

По смыслу пункта 1 части 2 статьи 155 ЖК РФ, устанавливающего, что плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится на основании платежных документов, а также приказа Минстроя России от 26.01.2018 № 43/пр, которым утверждена форма платежного документа, организация и осуществление расчетов за коммунальные услуги предполагает наличие у исполнителя, в том числе, информации о: фамилии, имени, отчестве плательщика (собственника, нанимателя), адресе и площади помещения, количестве проживающих в помещении человек, объемах оказанных коммунальных услуг.

Жилищным законодательством установлен комплекс организационных и правовых средств, обеспечивающих управляющей организации возможность получения от собственника (нанимателя) необходимой информации, к числу которых относятся, в том числе: правила заключения договора о предоставлении коммунальных услуг (подпункты «в», «г» пункт 19 Правил № 354), предполагающие предоставление информации о количестве проживающих в жилом помещении граждан; обязанность потребителя по информированию исполнителя об увеличении или уменьшении числа граждан, проживающих (в том числе временно) в занимаемом им жилом помещении, в случае если жилое помещение не оборудовано индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета (подпункт «з» пункта 34 Правил № 354); возможность подачи собственником или постоянно проживающим потребителем заявления о пользовании жилым помещением временно проживающими потребителями (пункт 57(1) Правил № 354); право исполнителя на установление количества граждан, проживающих (в том числе временно) в занимаемом потребителем жилом помещении, в случае если жилое помещение не оборудовано индивидуальными или общими (квартирными) приборами учета холодной воды, горячей воды, электрической энергии и газа, и составление акта об установлении количества таких граждан (подпункт е(1) пункта 32, пункт 56(1) Правил № 354).

В соответствии с частью 3.1 статьи 45 ЖК РФ управляющая организация обязана вести реестр собственников помещений в многоквартирном доме, который содержит сведения, позволяющие идентифицировать собственников помещений в данном многоквартирном доме (фамилия, имя, отчество (при наличии) собственника помещения в многоквартирном доме, полное наименование и основной государственный регистрационный номер юридического лица, если собственником помещения в многоквартирном доме является юридическое лицо, номер помещения в многоквартирном доме, собственником которого является физическое или юридическое лицо), а также сведения о размерах принадлежащих им долей в праве собственности на общее имущества собственников помещений в многоквартирном доме.

В рассматриваемом случае истец не ссылается на отсутствие у него сведений из реестра собственников, настаивает на представлении сведений, указанных в пункте 6 Правил № 354, а именно персональных сведений о собственниках и пользователях квартир.

В данном случае из материалов настоящего дела следует, что прямые договоры собственников помещений в многоквартирном доме с Предприятием заключены с 01.02.2021.

Из буквального содержания пункта 6 Правил № 354 следует, что сведения Товарищество обязано передавать ресурсоснабжающей организации, приступающей к предоставлению коммунальной услуги соответствующего вида собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме. Данной нормой не предусмотрена обязанность по изготовлению отсутствующих документов и получению сведений и последующей их передаче другому лицу, в том числе оказывающему коммунальную услугу. Товарищество обязано предоставлять сведения при их наличии, то есть если они ранее были ему переданы, необходимые для начисления платы за коммунальную услугу.

Истец не обосновал, что отсутствие у него истребуемой от ответчика информации, а именно персональных данных о собственниках и пользователях помещений, а именно: дата и место рождения, реквизиты документа, удостоверяющего личность, в порядке части 11 статьи 161 ЖК РФ необходимой для начисления платы за коммунальные услуги, препятствует оказанию услуг по прямым договорам, при том, что в данном случае эти услуги уже оказываются с февраля 2021 года и соответствующие начисления производятся собственникам.

Таким образом, истец, обращаясь в суд с рассматриваемым требованием, не доказал нарушение его прав на проведение расчетов.

Истец, обращаясь с иском в суд, не привел приемлемых пояснений относительно того, что персональные сведения собственников и пользователей помещений, необходимы для расчета платы за коммунальную услугу в соответствии с настоящими Правилами № 354, как это предусмотрено в пункте 6 этих же Правил.

По смыслу законодательного регулирования, объем полномочий ресурсоснабжающей организации по получению от управляющей компании, предусмотренных частью 11 статьи 161 ЖК РФ и пунктом 6 Правил № 354 ограничен ее функциями как исполнителя коммунальных услуг и не может быть обусловлен иными целями, в частности, необходимостью максимальной идентификации потребителя в случае судебного взыскания задолженности. По смыслу указанных норм ресурсоснабжающей организации предоставляются сведения, необходимые для начисления платы за коммунальные услуги, в том числе о показаниях индивидуальных приборов учета и коллективных (общедомовых) приборов учета, установленных в многоквартирном доме.

Из материалов дела следует, что указанная информация у истца имеется, поскольку начисления собственникам производятся с февраля 2021 года. При этом ресурсоснабжающая организация имеет те же правовые и организационно-управленческие полномочия по сбору персонифицированных сведений, что и управляющая организация, ввиду чего при равенстве возможностей получения истребуемой информации возложение такой обязанности исключительно на ответчика недопустимо.

Таким образом, в данном случае при представлении ответчиком имеющейся у него информации о собственниках и помещениях в доме, необходимой для начисления платы за коммунальную услугу, отсутствуют основания для удовлетворения заявленных требований о предоставлении ответчиком сведений, не связанных с расчетом платы за коммунальную услугу, и которые у него отсутствуют и он не имеет объективной возможности получить соответствующую информацию от компетентных органов.

Суд апелляционной инстанции принимает во внимание, что абзацы семь и восемь пункта 6 Правил № 354 являлись предметом судебного контроля. Решением Верховного Суда Российской Федерации от 17.11.2021 № АКПИ21-732 пункт 6 Правил № 354 признан соответствующим жилищному законодательству, гражданскому законодательству и законодательству в области персональных данных.

Таким образом, осуществляя деятельность по управлению многоквартирным домом, ТСЖ обладает (должно обладать) сведениями в отношении собственников и нанимателей помещений, указанными в пункте 6 Правил № 354.

В соответствии с частью 1 статьи 9 Закона о персональных данных субъект персональных данных принимает решение о предоставлении его персональных данных и дает согласие на их обработку свободно, своей волей и в своем интересе.

Исходя из содержания части 1 статьи 9 Закона о персональных данных следует, что именно субъект персональных данных (в данном случае собственник или пользователь помещений в многоквартирных домах) должен своей волей принять решение о предоставлении своих персональных данных Товариществу.

Законных инструментов для обязания собственника или пользователя помещений в многоквартирных домах в принудительном порядке (вопреки его воле) предоставить свои персональные данные организации, осуществляющей управление многоквартирным домом, не предусмотрено.

В постановлении от 05.02.2007 № 2-П Конституционный Суд Российской Федерации указал, что общеправовой принцип правовой определенности предполагает стабильность правового регулирования и исполнимость вынесенных судебных решений. Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, защита нарушенных прав не может быть признана действенной, если судебный акт своевременно не исполняется; исполнение судебного решения, по смыслу статьи 46 (часть 1) Конституции Российской Федерации, следует рассматривать как элемент судебной защиты.

В силу объективных причин у ТСЖ отсутствует возможность выполнить требования пункта 6 Правил № 354 в части предоставления Предприятию персональных данных собственников и пользователей помещений в многоквартирных домах о дате и месте рождений собственников и реквизитах документов, удостоверяющих личность собственника, которыми Общество не располагает и не имеет законных оснований их получить.

Материалами дела подтверждается и сторонами не оспаривается, что по запросу Предприятия Товарищество представило сведения из реестра собственников помещений в многоквартирном доме, позволяющие идентифицировать собственников помещений в данном многоквартирном доме, которыми Товарищество располагало.

Учитывая изложенное, суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявленных требований, поскольку истребуемые персональные данные, которыми ТСЖ не располагает и не имеет законных оснований их получить, не требуются для ресурсоснабжающей организацией как при начислении платы, так и при судебном взыскании в судах общей юрисдикции.

Доводы жалобы не опровергают правомерности выводов суда, а лишь выражают несогласие с ними, в связи с чем не могут служить основанием для отмены состоявшегося судебного акта.

Судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства и исследованы доказательства, представленные сторонами по делу, правильно применены подлежащие применению нормы материального права, обстоятельства, установленные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в качестве оснований для отмены либо изменения судебного акта, апелляционным судом не установлены.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 23.12.2021 по делу № А56-87488/2021 оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.

Председательствующий

Е.В. Савина

Судьи

Н.А. Мельникова

А.Ю. Слоневская