ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А56-89091/20 от 02.03.2021 АС города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65, лит. А

http://13aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург

03 марта 2021 года

Дело № А56-89091/2020

Резолютивная часть постановления объявлена      марта 2021 года

Постановление изготовлено в полном объеме   марта 2021 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего  Семеновой А.Б.

судей  Зотеевой Л.В., Фуркало О.В.

при ведении протокола судебного заседания:  Пиецкой Н.С.

при участии: 

от заявителя: Безгина О.В. по доверенности от 02.02.2021

от заинтересованного лица: Тесля П.А. по доверенности от 04.02.2021

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер АП-735/2021 ) ООО "Авангард" на решение  Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 07.12.2020 по делу № А56-89091/2020 , принятое

по заявлению ООО "Авангард"

к  Санкт-Петербургской таможне  

об оспаривании постановления

установил:

общество с ограниченной ответственностью «Авангард» (ОГРН: 1027802492046, адрес: 187000, Ленинградская обл., г. Тосно, наб. Пушкинская, д. 1; далее – ООО "Авангард", Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением об оспаривании постановления Санкт-Петербургской таможни (ОГРН: 1037800003493, адрес: 199034, Санкт-Петербург, 9-я линия В.О., д. 10, корп. 2, лит. А; далее – таможня, заинтересованное лицо) от 22.09.2020 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении №10210000-3287/2020, которым Общество привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 19.7.13 Кодекса об административных правонарушения Российской Федерации (далее – КоАП РФ) с назначением наказания в виде штрафа в размере 50 000 руб.

Решением от 07.12.2020 суд первой инстанции в удовлетворении заявленных требований отказал.

Не согласившись с решением суда, ООО "Авангард" обратилось в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой, ссылаясь на малозначительность допущенного правонарушения, просит отменить решение суда, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных Обществом требований. В обоснование апелляционной жалобы Общество указывает на введение ограничительных мер, связанных с распространением новой коронавирусной инфекции (СОVID-19), что привело к невозможности сдачи отчетности в электронном виде с необходимым подписанием документа усиленной квалифицированной электронной подписью в установленный законом срок. Также Общество ссылается на незначительный срок просрочки сдачи отчетности.

В судебном заседании представитель ООО "Авангард" поддержал доводы апелляционной жалобы, представитель таможни возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по мотивам, изложенным в отзыве.

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.

Как установлено материалами дела, 09.06.2020 Общество представило в таможенный орган статистические формы учета перемещения товаров с системными номерами №№ ED20200609124651983, ED20200609124658921, D20200609124717378, ED20200609125310581 в виде электронного документа с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи, за отчетный период апрель 2020 года, которые автоматически зарегистрированы на сайте Федеральной таможенной службы под кодом Санкт-Петербургской таможни 09.06.2020 с регистрационными номерами №№ 10210000/090620/С635235, 10210000/090620/С635240, 10210000/09062С635247, 10210000/090620/С635372.

Согласно данным из представленных статистических форм, поставки товаров осуществлены в апреле 2020 года в адрес: ОсОО «Коммунарка» (720014, Кыргызстан, г. Бишкек, улица Исанова, 202) на общую сумму 2 763 429,24 рублей, общей вес товара 20 672,20 кг, товар:            «мыло и поверхностно-активные органические вещества и средства туалетные (включая содержащие лекарственные средства): прочие» на основании следующих документов:

- договор № 1050 Э/БМ от 19.02.2016;

- счет-фактура (инвойс) № 12814 от 02.04.2020;

- счет-фактура (инвойс) № 14789 от 16.04.2020;

- счет фактура (инвойс) № 15198 от 20.04.2020;

- счет-фактура (инвойс) № 16498 от 30.04.2020.

Статистические формы на товар, вывезенный Обществом с территории Российской Федерации в Республику Киргизия в апреле 2020 года, должны были быть представлены в таможенный орган не позднее 21 мая 2020 года.

Учитывая, что Обществом допущена просрочка представления в таможенный орган статической формы учета на 13 дней, таможенным органом 12.08.2020 составлен протокол по делу об административном правонарушении № 10210000-3287/2020.

Постановлением от 22.09.2020 по делу об административном правонарушении № 10210000-3287/2020 Общество признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 19.7.13 КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 50 000 руб.

Суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в действиях Общества состава вмененного правонарушения, не установил нарушений процедуры привлечения к административной ответственности и оснований для признания совершенного правонарушения малозначительным, в связи с чем отказал в удовлетворении заявления

Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзыва на апелляционную жалобу, выслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда в виду следующего.

Частью 1 статьи 19.7.13 КоАП РФ установлена административная ответственность за непредставление или несвоевременное представление в таможенный орган статистической формы учета перемещения товаров либо представление статистической формы учета перемещения товаров, содержащей недостоверные сведения.

Частью 2 статьи 19.7.13 КоАП РФ установлена административная ответственность за повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи.

Исходя из статьи 24 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014, Протокола о порядке формирования и распространения официальной статистической информации ЕАЭС (приложение № 4 к Договору), официальная статистическая информация о товарах, перемещаемых между государствами - членами ЕАЭС во взаимной торговле, ведется государственными органами государств - членов ЕАЭС в соответствии с перечнем статистических показателей официальной статистической информации, предоставляемой Евразийской экономической комиссии (ЕЭК), и форматами ее предоставления ЕЭК, утвержденными Решением Коллегии ЕЭК от 19.12.2016 № 167 «О предоставлении Евразийской экономической комиссии официальной статистической информации уполномоченными органами государств - членов Евразийского экономического союза».

Частью 1 статьи 278 Федерального закона от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты» (далее - Федеральный закон № 289-ФЗ) установлено, что статистика взаимной торговли товарами Российской Федерации с государствами-членами Союза ведется на основании сведений, указанных в статистической форме учета перемещения товаров и в иных источниках информации.

Частью 2 указанной статьи обязанность представлять в таможенный орган статистическую форму установлена для российских лиц, которые: заключили сделку либо сделка заключена от их имени (по поручению), в соответствии с которой товары ввозятся (вывозятся) в Российскую Федерацию с территорий государств - членов ЕАЭС; не заключили сделку, но на момент получения (при ввозе) или отгрузки (при вывозе) товаров имеют право владения, пользования и (или) распоряжения ими.

Аналогичная обязанность закреплена в пункте 4 постановления Правительства Российской Федерации от 07.12.2015 № 1329 «Об организации ведения статистики взаимной торговли Российской Федерации с государствами - членами Евразийского экономического союза", которым определены порядок ведения статистики взаимной торговли Российской Федерации с государствами - членами ЕАЭС, статистическая форма и правила ее заполнения (далее - Правила), действовавшем в период спорных правоотношений.

Согласно Правилам, российское лицо (заявитель) обязано своевременно, а именно не позднее 8-го рабочего дня месяца, следующего за месяцем, в котором произведены отгрузка товаров со склада или получение товаров на склад, представлять таможенному органу, в регионе деятельности которого оно состоит на учете в налоговом органе, статформу, содержащую достоверные сведения.

Статформа заполняется с использованием программного обеспечения, размещенного на официальном сайте ФТС России, и представляется в электронном виде или на бумажном носителе за отчетный месяц, в котором осуществлялась отгрузка или получение товаров, по нескольким отгрузкам (получениям) товаров, отгруженных (полученных) на одних и тех же условиях в рамках одного контракта (договора) (при наличии), или отдельно по каждой отгрузке (получению) товаров.

Датой представления статформы в электронном виде считается дата ее отправки посредством сети Интернет, а на бумажном носителе - дата отправки по почте заказным письмом, указанная на почтовом штемпеле, либо дата фактической передачи в таможенный орган, то есть дата регистрации в таможенном органе в соответствии с установленными правилами делопроизводства.

Статформа заполняется по форме и в соответствии с Правилами заполнения статистической формы учета перемещения товаров, предусмотренными приложениями № 1, № 2 (пункты 5, 6, 7 Правил).

Согласно справочной информации: «Календарь представления статистической отчетности на 2020 год» срок подачи статистичской формы «Учет перемещения товаров» установлен - не позднее 8-го рабочего дня после окончания нерабочих и праздничных дней (информация ФТС России) соответственно 21 мая 2020 года - срок представления формы за апрель 2020 года.

Таким образом, статистические формы на товар, вывезенный Обществом с территории Российской Федерации в Республику Кыргызстан в апреле 2020 года, должна была быть представлена в таможенный орган не позднее 21 мая 2020 года.

С учетом пунктов 9, 10 Правил непредставление или представление в таможенный орган статформы с нарушением установленного срока, либо представление статформы, содержащей недостоверные сведения, в том числе, связанные с нарушением Правил ее заполнения, влечет за собой ответственность, предусмотренную статьей 19.7.13 КоАП РФ.

В данном случае таможенным органом установлено, что в нарушение требований действующего законодательства Обществом допущена просрочка представления в таможенный орган статистической формы, что подтверждается материалами дела и заявителем по существу не оспаривается.

В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

В материалах дела отсутствуют доказательства, свидетельствующие о том, что правонарушение вызвано чрезвычайными обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями.

Ссылка Общества на приостановку деятельности организации ввиду сложившейся ситуации, связанной с распространением новой коронавирусной инфекции (СОVID-19), отклоняется апелляционным судом, поскольку не является обстоятельством, исключающим производство по делу об АП.

Таким образом, вина Общества во вмененном правонарушении доказана материалами дела.

При этом судом первой инстанции, в качестве квалифицирующего признака названного правонарушения, правомерно учтено, что Общество ранее уже привлекалось к административной ответственности по части 1 статьи 19.7.13 КоАП РФ.

Учитывая изложенное, оценив представленные по делу доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 2 статьи 19.7.13 КоАП РФ.

Протокол об административном правонарушении составлен и постановление вынесено уполномоченным должностным лицом в пределах предусмотренного статьей 4.5 КоАП РФ срока давности привлечения к административной ответственности. Существенных нарушений процедуры привлечения заявителя к административной ответственности, влекущих отмену оспариваемого постановления, судами двух инстанций не установлено.

Вместе с тем, вопреки выводам суда первой инстанции, апелляционный суд в рассматриваемом случае полагает возможным признать правонарушение малозначительным и применить статью 2.9 КоАП РФ.

В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

По смыслу статьи 2.9 КоАП РФ оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо с угрозой причинения вреда личности, обществу или государству.

Таким образом, административные органы и суды обязаны установить не только формальное сходство содеянного с признаками того или иного административного правонарушения, но решить вопрос социальной опасности деяния.

Как следует из разъяснений, содержащихся в пункте 18 Постановления Пленума ВАС РФ №10, при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения.

Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений (пункт 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»).

Учитывая незначительное нарушение срока представления формы статистического учета (форма представлена 09.06.2020 при установленном сроке - до 21.05.2020), а также отсутствие доказательств, явно свидетельствующих о пренебрежительном отношении Общества к своим публичным обязанностям, с учетом того, что заявитель самостоятельно представил статформу, что характеризует заявителя в целом как добросовестное лицо, которое предпринимало меры для соблюдения требований таможенного законодательства, апелляционный суд полагает возможным в рассматриваемом случае применить статью 2.9 КоАП РФ и признать допущенное правонарушение малозначительным.

Согласно пункту 17 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 10 от 02.06.2004 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дела об административных правонарушениях», если малозначительность правонарушения будет установлена в ходе рассмотрения дела об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности, суд, руководствуясь частью 2 статьи 211 АПК РФ и статьей 2.9 КоАП РФ, принимает решение о признании этого постановления незаконным и о его отмене.

При указанных обстоятельствах решение суда первой инстанции подлежит отмене с вынесением нового судебного акта о признании незаконным и отмене оспариваемого постановления ввиду малозначительности совершенного Обществом административного правонарушения.

Руководствуясь пунктом 2 статьи 269, статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда  города Санкт-Петербурга и Ленинградской области   от 07 декабря 2020 года по делу №  А56-89091/2020 отменить.

Признать незаконным и отменить постановление Санкт-Петербургской таможни от 22.09.2020 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении № 10210000-3287/2020.   

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.

Председательствующий

А.Б. Семенова

Судьи

Л.В. Зотеева

 О.В. Фуркало