АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ул. Якубовича, д.4, Санкт-Петербург, 190000
http://fasszo.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
29 марта 2023 года | Дело № | А56-8918/2021 | ||
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Пастуховой М.В., судей Серовой В.К., при участии от Комитета финансов Ленинградской области рассмотрев 28.03.2023 в открытом судебном заседании кассационные жалобы публичного акционерного общества «Россети Ленэнерго», Комитета финансов Ленинградской области, Комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области, Федеральной антимонопольной службы у с т а н о в и л: Акционерное общество «ЛОЭСК - электрические сети Санкт-Петербурга и Ленинградской области», адрес: 187342, <...>, ОГРН <***>, К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: - Комитет по тарифам и ценовой политике Ленинградской области, - публичное акционерное общество «Россети Ленэнерго», адрес: 197227, Санкт-Петербург, улица Гаккелевская, дом 21, литера А, ОГРН <***>, ИНН <***> (далее – Ленэнерго); - Федеральная антимонопольная служба России, адрес: 123001, Москва, улица Садовая-Кудринская, дом 11, ОГРН <***>, ИНН <***> (далее - Служба). Решением суда первой инстанции от 13.07.2021 в удовлетворении иска отказано. Постановлением апелляционного суда от 17.10.2022 (с учетом определения об исправлении опечатки от 06.10.2022) решение суда В суд округа от Общества, Комитета финансов, Комитета по тарифам, Ленэнерго и Службы поступили кассационные жалобы. Кассационные жалобы и определения об их принятии к производству размещены в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» Определением Арбитражного суда Северо-Западного округа Комитет финансов в своей кассационной жалобе, ссылаясь на неправильное применение апелляционным судом норм материального права и нарушение им норм процессуального права, несоответствие его выводов фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам, просит отменить обжалуемые определение и постановление суда апелляционной инстанции. В кассационных жалобах Ленэнерго, Служба, Комитет по тарифам ссылаясь на неправильное применение апелляционным судом норм материального права и нарушение им норм процессуального права, несоответствие его выводов фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам, просят отменить обжалуемое постановление (определение) апелляционного суда и оставить в силе решение суда первой инстанции. Общество в своих отзывах на кассационные жалобы Комитета финансов, Ленэнерго, Службы просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения. В судебное заседание 17.01.2023 явились представители Комитета финансов, Комитета по тарифам, Службы, Общества и Ленэнерго. Определением Арбитражного суда Северо-Западного округа После отложения судебного разбирательства рассмотрение кассационных жалоб продолжено тем же составом суда. В суд округа от Комитета финансов поступила дополнительная письменная позиция к кассационной жалобе. Определением суда кассационной инстанции от 07.02.2023 Рассмотрение кассационных жалоб продолжено 28.02.2023 тем же составом суда. От Общества 27.02.2023 в суд округа поступили дополнения к отзыву В судебном заседании 28.02.2023 представители Комитета финансов, Ленэнерго, Комитета по тарифам и Службы поддержали доводы своих кассационных жалоб, а представители Общества возражали против их удовлетворения. Определением суда кассационной инстанции от 28.02.2023 (судьи Пастухова М.В., Серова В.К., Старченкова В.В.) судебное разбирательство в порядке, предусмотренном статьей 158 АПК РФ, откладывалось на 28.03.2023 на 10 час. 40 мин. В судебном заседании 28.03.2023 представители Комитета финансов, Ленэнерго, Комитета по тарифам и Службы поддержали доводы своих кассационных жалоб и дополнений к ним, а представители Общества возражали против удовлетворения кассационных жалоб. Законность обжалуемых определения апелляционного суда от 06.10.2022 и постановления апелляционного суда от 17.10.2022 проверены в кассационном порядке. Как следует из материалов дела, Общество является территориальной сетевой организацией Ленинградской области, осуществляющей деятельность по оказанию услуг по передаче электрической энергии и технологическому присоединению электроустановок потребителей к электрическим сетям. Согласно статье 23.1 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ В силу статьи 23 Закона № 35-ФЗ государственное регулирование цен (тарифов), надбавок осуществляется в порядке, установленном Основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике (далее - Основы ценообразования) и Правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации Согласно статье 24 Закона № 35-ФЗ, пункту 63 Основ ценообразования, пункту 7 Правил государственного регулирования на розничном рынке цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, устанавливаются на очередной финансовый год органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов. В Ленинградской области органом исполнительной власти субъекта в области государственного регулирования тарифов является Комитет по тарифам. В силу пунктов 62, 63 Основ ценообразования, пункта 4 Правил государственного регулирования, пунктов 3, 4 Порядка деятельности Правления Комитета по тарифам решения об установления цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, в рамках установленных федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов предельных (минимального и(или) максимального) уровней таких цен (тарифов) на территории Ленинградской области принимаются Правлением Комитета по тарифам и оформляются в форме приказов Комитета по тарифам. В соответствии с пунктом 63 Основ ценообразования и пунктом 49 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 06.08.2004 Индивидуальные тарифы для расчета между двумя смежными сетевыми организациями, применяемые для расчета за услуги по передаче электрической энергии по договору, оказываемые в текущем году регулирования, рассчитываются регулятором, исходя из установленной НВВ таковых сетевых организаций на этот же год регулирования. Согласно пункту 2 Основ ценообразования НВВ - это экономически обоснованный объем финансовых средств, необходимых организации для осуществления регулируемой деятельности в течение расчетного периода регулирования. В Ленинградской области действует котловая схема расчетов за услуги по передаче электрической энергии «котел сверху». Ленэнерго является «держателем котла» на территории Ленинградской области и получает плату по единому (котловому) тарифу с потребителей электрической энергии. Иные территориальные сетевые организации, участвующие в передаче электроэнергии в Ленинградской области, получают оплату за свои услуги от «держателя котла» Ленэнерго по индивидуальным тарифам в рамках исполнения договорных обязательств по передаче электроэнергии, в которых «держатель котла» является заказчиком услуг. Так, Общество (исполнитель) и Ленэнерго (заказчик) заключили договор от 01.01.2008 № 08-542 оказания услуг по передаче электрической энергии (далее - договор № 08-542), стоимость услуг по которому определяется в соответствии с индивидуальным тарифом, устанавливаемым Комитетом по тарифам. На 2019 год тарифы на услуги по передаче электрической энергии по сетям Ленинградской области установлены Комитетом по тарифам приказами от 29.12.2018 № 727-п и от 01.02.2019 № 34-п путем внесения изменений в приказ от 30.12.2015 № 535-п. Названными приказами установлен НВВ Общества на 2019 год в размере 5 100 001 руб. 38 коп., долгосрочные параметры регулирования Общества - базовый уровень подконтрольных расходов Общества на 2015 год в размере 1 382 128 руб. 88 коп., а также индивидуальные тарифы для расчета с Ленэнерго по договору № 08-542. Обществом в счет оплаты по договору № 08-542 в 2019 году получена сумма 4 962 045 руб. 10 коп. (согласно актам об оказании услуг за 2019 год по договору № 08-542). Объем оказанных услуг составил 2 623,173 МВт в первом полугодии 2019 года и 2 610,002 МВт во втором. Решением Ленинградского областного суда от 18.09.2020 по делу Руководствуясь названным решением суда, Общество произвело расчет экономически обоснованной величины НВВ на 2019 год на содержание сетей в размере 7 421 888 руб. 60 коп. Индивидуальные тарифы на содержание сетей пересчитаны истцом по формулам, предусмотренным Методическими указаниями № 20-э/20 в соответствии с балансовыми показателями, принятыми Комитетом по тарифам на 2019 год. Общество считает, что у него возникли убытки за 2019 год в виде недополученного дохода по договору № 08-542 в размере 2 321 889 руб. 10 коп. в результате издания Комитетом по тарифам незаконного нормативного правового акта. Указанную сумму убытков Общество просит взыскать с казны Ленинградской области в лице Комитета финансов. Отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции исходил из того, что действия Комитета по тарифам по принятию решений по корректировке НВВ за 2017 - 2019 годы в отношении истца не обусловлены неправомерными действиями государственного органа; Общество не представило доказательств противоправных, виновных действий Комитета по тарифам, прямой причинно-следственной связи между противоправным поведением Комитета по тарифам и убытками истца, а также доказательства наличия убытков. Суд апелляционной инстанции отменил решение суда первой инстанции и удовлетворил исковые требования полностью. По мнению апелляционного суда, незаконность действий Комитета по тарифам при принятии тарифно-балансового решения в отношении Общества, в частности при определении НВВ сетевой компании, установлена вступившим в законную силу судебным актом Ленинградского областного суда по делу № 3а-1/2020, в связи с чем установление индивидуальных тарифов, рассчитанных на основании экономически не обоснованного уровня НВВ, также является неправомерными действиями Комитета по тарифам. Проверив законность принятых при рассмотрении дела судебных актов и обоснованность доводов, приведенных в кассационной жалобе, Арбитражный суд Северо-Западного округа пришел к следующим выводам. В соответствии со статьей 16 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием. В соответствии со статьей 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода). Согласно статье 1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования. Применение гражданско-правовой ответственности в форме возмещения убытков, в том числе к публично-правовым образованиям, требует в силу статей 15, 16 и 1069 ГК РФ совокупности следующих условий: противоправности действий (бездействия) причинителя убытков, причинной связи между противоправными действиями (бездействием) и убытками, и подтверждении размера понесенных убытков (пункт 20 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 4(2020), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 23.12.2020). В обоснование исковых требований Общество указало на незаконность нормативного акта, которым установлены индивидуальные тарифы для расчетов между Обществом и Ленэнерго. Вместе с тем, как установлено судом первой инстанции, указанные тарифы не признаны недействующими. Вывод суда апелляционной инстанции о том, что незаконность действий Комитета по тарифам установлена решением суда общей юрисдикции по делу № 3а-1/2020, противоречит содержанию судебных актов по указанном делу. При рассмотрении дела № 3а-1/2020 суды не установили, что спорные тарифы являются экономически необоснованными; судебные акты не содержат выводов об экономической обоснованности расходов, не включенных Комитетом по тарифам в НВВ Общества; суды указали на неисполнение Комитетом по тарифам обязанности, предусмотренной пунктом 23 Правил государственного регулирования, по проведению должного экономического анализа как заявленных Обществом к учету, так и учтенных в НВВ Общества расходов. С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что отсутствуют объективные данные, свидетельствующие о том, что в результате регулируемой деятельности по передаче электрической энергии по принадлежащим Обществу сетям на территории Ленинградской области в 2019 году оно не получило тарифную выручку, на которую могло законно претендовать. При рассмотрении заявленных требований Общества о взыскании убытков суд первой инстанции обоснованно принял во внимание следующие обстоятельства дела. На основании приказа Службы от 26.04.2018 № 557/18 «О проведении выездной проверки комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области», приказа Службы от 27.06.2018 № 882/18 «О продлении срока проведения плановой выездной проверки» в период с 31.05.2018 по 26.07.2018 в отношении Комитета по тарифам Службой проведена плановая выездная проверка на предмет соблюдения законодательства в области государственного регулирования (цен) тарифов. Предметом проверки были, в том числе, экспертные заключения и материалы тарифных дел по установлению тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Общества, расположенным на территории Ленинградской области, на 2015 - 2018 годы. Согласно акту проверки от 27.07.2018 № 109 экспертные заключения и материалы тарифных дел за 2015 - 2018 годы проанализированы в разрезе отдельных статей затрат Общества на предмет их экономической обоснованности и соответствия их нормативным правовым актам в области государственного регулирования цен (тарифов). В соответствии с предписанием Службы от 26.12.2018 № СП/107200/18 (далее – Предписание Службы) Комитет по тарифам признан нарушившим положения пунктов 7, 26, 27, 28, 29, 31, 38 Основ ценообразования, пункта 23 Правил государственного регулирования, а также отдельных положений Методических указаний № 20-э/2. Комитету по тарифам было предписано в срок до 01.02.2019 устранить выявленные нарушения. Согласно Предписанию Службы Комитетом по тарифам при установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Общества, расположенным на территории Ленинградской области, на 2015 - 2018 годы расходы по отдельным статьям затрат включены в необходимую валовую выручку организации в размере большем, чем экономически обоснованный, всего на сумму свыше 2 млрд. руб. То есть, за период 2015 - 2018 годов в связи с принятыми Комитетом по тарифам решениями у Общества имелся не убыток, а излишне полученная выручка. В соответствии с Предписанием Службы указанные суммы подлежали исключению из ННВ Общества. Предписание Службы являлось предметом судебного обжалования в рамках дела № А40-72962/2019. Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Московской области от 23.09.2019 Обществу отказано в удовлетворении требований о признании недействительным Предписания Службы. В силу статьи 69 АПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица. В соответствии с пунктом 7 Основ ценообразования при установлении регулируемых цен (тарифов) регулирующие органы принимают меры, направленные на исключение из расчетов экономически необоснованных расходов организаций, осуществляющих регулируемую деятельность. Экономически необоснованные расходы организации за 2015 - 2018 годы были исключены Комитетом по тарифам по предписанию Службы из необходимой валовой выручки Общества для целей расчета тарифов на 2019 год. При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что Общество не доказало противоправного поведения Комитета по тарифам, поскольку действия государственного органа осуществлялись, в том числе во исполнение Предписания Службы. Как установлено судом первой инстанции, Общество не подтвердило наличие убытков от осуществления регулируемой деятельности по передаче электрической энергии по тарифам, установленным Комитетом по тарифам на 2019 год. Согласно отчетам Общества о финансовых результатах (бухгалтерский баланс, отчет о финансовых результатах, консолидированный отчет о финансовом положении), размещенным в составе годового отчета на официальном сайте организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и предоставляемым в Комитет по тарифам ежегодно для целей установления индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии, у Общества имеется прибыль от названной деятельности. Поскольку в рассматриваемом деле отсутствуют доказательства противоправности действий Комитета по тарифам, наличия причинно-следственной связи между действиями Комитета по тарифам и убытками Общества, а также доказательства наличия убытков, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований. У суда апелляционной инстанции отсутствовали установленные законом основания для отмены решения суда первой инстанции. Поскольку обжалуемое постановление апелляционного суда принято с нарушением норм материального и процессуального права, оно подлежит отмене на основании частей 2 и 3 статьи 288 АПК РФ. Отмене также подлежит определение суда апелляционной инстанции об исправлении опечатки в резолютивной части постановления. Выводы суда первой инстанции соответствуют законодательству Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа п о с т а н о в и л: определение Тринадцатого арбитражного апелляционного суда Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 13.07.2021 по настоящему делу оставить в силе. Взыскать с акционерного общества «ЛОЭСК - электрические сети Приостановление исполнения постановления Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.10.2022, принятое определением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 15.11.2022 по настоящему делу, отменить. | ||||
Председательствующий | М.В. Пастухова | |||
Судьи | В.К. Серова В.В. Старченкова | |||