ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А56-90697/2021 от 31.05.2022 Тринадцатого арбитражного апелляционного суда

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65, лит. А

http://13aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург

01 июня 2022 года

Дело №А56-90697/2021

Резолютивная часть постановления объявлена 31 мая 2022 года

Постановление изготовлено в полном объеме 01 июня 2022 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Смирновой Я.Г.

судей Жуковой Т.В., Поповой Н.М.

при ведении протокола судебного заседания: секретарем с/з Шалагиновой Д.С.,

при участии:

от истца: ФИО1 по доверенности от 07.12.2021,

от ответчика: ФИО2 по доверенности от 12.01.2022,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-11482/2022) АО «Управляющая компания по обращению с отходами в Ленинградской области» на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 02.03.2022 по делу № А56-90697/2021, принятое по иску АО «Управляющая компания по обращению с отходами в Ленинградской области»

к потребительскому гаражному кооперативу «Спутник»

3-е лицо: ЗАО «Производственная фирма «Родник»

о взыскании,

установил:

акционерное общество «Управляющая компания по обращению с отходами в Ленинградской области» (далее – Компания) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к потребительскому гаражному кооперативу «СПУТНИК» (далее - Кооператив) о взыскании 159 046,96 рублей задолженности по договору об оказании услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами за период с 01.10.2020 по 31.01.2021.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено закрытое акционерное общество «Производственная фирма «Родник».

Решением Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 02.03.2022 в иске отказано.

В апелляционной жалобе истец, ссылаясь на то, что судом сделаны выводы, противоречащие фактическим обстоятельствам дела, просит решение отменить, иск удовлетворить.

Кооператив в отзыве против удовлетворения апелляционной жалобы возражал, указывая на то, что всем доводам дана надлежащая правовая оценка, просит решение оставить в силе. Услуги оказывались иным лицом, договор с истцом действует с февраля 2021 года.

В судебном заседании стороны поддержали свои позиции. Документы, приложенные истцом к возражениям на отзыв, не приобщены к материалам дела, поскольку датированы после принятия оспариваемого решения.

Законность и обоснованность решения проверены в апелляционном порядке.

Как следует из материалов дела, основанием для обращения Компании в арбитражный суд с настоящим иском послужил отказ Кооператива оплачивать услуги по вывозу Компанией как региональным оператором твердых коммунальных отходов, в том числе за период с 01.10.2020 по 31.01.2021.

Суд первой инстанции, оказывая в иске, правомерно учел следующее.

В соответствии с пунктом 1 статьи 24.6 Федерального закона от 24.06.1998 N89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Закон об отходах), сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами. Накопление, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов осуществляются в соответствии с правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Правительством Российской Федерации (пункт 2).

Региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора. Региональный оператор не вправе отказать в заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами собственнику твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне его деятельности. Региональные операторы вправе заключать договоры на оказание услуг по обращению с другими видами отходов с собственниками таких отходов (пункт 1 статьи 24.7 Закона об отходах).

При этом по договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а собственник твердых коммунальных отходов обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора (пункт 2 статьи 24.7 Закона об отходах).

Закон об отходах устанавливает, что собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации (пункты 4, 5 статьи 24.7 Закона об отходах).

Порядок осуществления накопления, сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов, заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, а также основания, по которым юридическое лицо может быть лишено статуса регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами установлены Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 N1156 (далее - Правила обращения с ТКО).

К отношениям, возникающим между собственниками и (или) пользователями жилых помещений в многоквартирных домах и управляющими организациями, товариществами собственников жилья, жилищно-строительными кооперативами, иными специализированными потребительскими кооперативами, между собственниками помещений, пользователями жилых помещений в многоквартирных домах, собственниками жилых домов и региональными операторами, между собственниками жилых домов и организациями (в том числе некоммерческими объединениями), которые от своего имени и в интересах собственника жилого дома заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с соответствующими региональными операторами, связанным с обеспечением предоставления указанным собственникам и пользователями коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, положения Правил обращения с ТКО применяются в части, не урегулированной жилищным законодательством Российской Федерации (абзац 2 пункта 1 Правил обращения с отходами).

Правила об обращении отходов также раскрывают понятие «потребитель», которым является собственник твердых коммунальных отходов или уполномоченное им лицо, заключившее или обязанное заключить с региональным оператором договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (Пункт 2 Правил обращения с отходами).

Из определения Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 14.09.2021 N306-ЭС21-8811, устанавливая порядок оказания услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами посредством заключения соответствующего договора с региональным оператором, законодатель в пункте 6 статьи 23 Федерального закона от 29.12.2014 N458-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления», отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации» предусмотрел, что договоры, заключенные собственниками твердых коммунальных отходов на сбор и вывоз твердых коммунальных отходов, действуют до заключения договора с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Согласно статьи 309 Гражданского кодекса Российской Федерации, обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона. В данном случае у Оператора возникаю обязательства принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание и захоронение, а у Потребителя оплатить оказанные услуги.

Согласно статьи 779 Гражданского кодекса Российской Федерации, по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги. Общие положения о подряде (статьи 702 - 729) и положения о бытовом подряде (статьи 730 - 739) применяются к договору возмездного оказания услуг, если это не противоречит статьям 779 - 782 настоящего Кодекса, а также особенностям предмета договора возмездного оказания услуг.

При рассмотрении настоящего спора Кооператив указал, что в заявленный в иске период действовал договор от 26.12.2018 № 108 на оказание услуг по вывозу отходов, заключенный с третьим лицом – Обществом. По условиям этого договора Общество (исполнитель) обязался оказывать услуги Кооперативу (заказчику) по вывозу и доставке отходов полигонам, имеющим соответствующие лицензии и внесенным в государственный реестр объектов размещения отходов.

Поскольку Кооператив представил в материалы дела первичные документы по указанному договору (акты приема-передачи отходов с 1-й по 3-й квартал 2020 года, выставленные счета-фактуры, платежные поручения), при этом, вывоз ТКО за период с 01.10.2020 по 31.01.2021 на основании выставленных Обществом платежных документов полностью оплачен, суд первой инстанции сделал мотивированный вывод о том, что обязательства исполняло третье лицо.

ПГК «Спутник» организована собственная контейнерная площадка, однако в период с 01.01.2020 по 31. 01. 2021 истцом услуги по договору не предоставлялись.

В указанный истцом период с 01.01.2020 по 31. 01. 2021 вывоз и утилизацию бытовых отходов осуществляло, как уже было отмечено, ЗАО ПФ «Родник».

Истец предполагает, что в спорный период с 01.10.2020 по 31.01.2021 ответчик вывозил мусор на муниципальную контейнерную площадку. Этот вывод противоречит материалам дела.

В материалах дела имеется обращение ПГК «Спутник» в Администрацию МО Горбунковское сельское поселение об организации контейнерной площадки для нужд ПГК «Спутник», однако получен отказ. После чего ПГК «Спутник» организовал собственную площадку на территории кооператива согласно требованиям Регионального оператора, с которой ранее ЗАО ПФ «Родник» вывозил мусор.

Вывод о том, что не известна категория мусора, не состоятельна, так как за предыдущие периоды категория мусора меняться не могла, кроме того, при наличии нарушений, истец не был лишен права зафиксировать их.

12.02.2021 со стороны ПГК «Спутник» подписан договор с истцом. При этом судом учтено, что в пункте 8.1 договора от 15.02.202 № 14857ЮО-1/02/21, уже заключенного Кооперативом с Компанией, закреплено, что этот договор считается заключенным с даты подписания его сторонами и распространяет свое действие с даты начала фактического оказания услуг Компанией – 01.02.2021.

Таким образом, сама Компания, предложив такое условие договора, подтвердила, что до этого момента не оказывала услуги Кооперативу, стоимость которых предъявлена ко взысканию в рамках настоящего дела.

Выполнение работ предусмотрено по заявке на оказание услуги, после чего Оператор выполняет обязательства по вывозу, с подписанием соответствующих документов и фиксацией объемов.

С учетом изложенного, иск правомерно отклонен судом первой инстанции.

С учетом изложенного, доводы подателя жалобы не опровергают правомерности выводов суда, а лишь выражают несогласие с ними, в связи с чем не могут служить основанием для отмены состоявшегося судебного акта.

Суд первой инстанции установил все фактические обстоятельства и исследовал доказательства, представленные сторонами по делу, правильно применил нормы материального права. Обстоятельства, установленные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в качестве оснований для отмены либо изменения судебного акта, апелляционным судом не установлены.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 02.03.2022 по делу № А56-90697/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев дня его принятия.

Председательствующий

Я.Г. Смирнова

Судьи

Т.В. Жукова

Н.М. Попова