ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А56-91041/2021 от 13.09.2022 Тринадцатого арбитражного апелляционного суда

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65, лит. А

http://13aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург

15 сентября 2022 года

Дело №А56-91041/2021

Резолютивная часть постановления объявлена 13 сентября 2022 года

Постановление изготовлено в полном объеме 15 сентября 2022 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего Семеновой А.Б.

судей Протас Н.И., Фуркало О.В.

при ведении протокола судебного заседания: ФИО1

при участии:

от заявителя: ФИО2 по доверенности от 20.06.2022

от заинтересованного лица: не явился, извещен надлежащим образом

от 3-го лица: не явился, извещен надлежащим образом

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-23148/2022) ГУП "ТЭК СПб" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 30.05.2022 по делу № А56-91041/2021, принятое

по заявлению ГУП "ТЭК СПб"

к УФАС по Санкт-Петербургу

3-е лицо: ООО "РОСТЕХРАЗВИТИЕ"

об оспаривании решения и предписания

установил:

Государственное унитарное предприятие "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга" (ОГРН: <***>, адрес: 190000, Санкт-Петербург, Малая Морская ул., д. 12, лит. А, далее – заявитель, Заказчик, ГУП «ТЭК СПб», организатор торгов, Предприятие) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу (адрес: 199004, <...>, лит. А; далее – Управление, УФАС, антимонопольный орган) с заявлением, содержащим требования об оспаривании:

- решения по жалобе № Т02-494/21 (далее – Решение), которым признана обоснованной жалоба ООО «РОСТЕХРАЗВИТИЕ»; в действиях организатора торгов признано нарушение пункта 2 части 1 статьи 3, части 9 статьи 3.2, пунктов 2, 3 части 10 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее – Закон о закупках, Закон № 223-ФЗ);

- выданного Предприятию на основании Решения предписания от 29.06.2021 (далее – Предписание) об отмене протоколов возвращения заявок, внесении изменений в документацию о закупке, возобновлении срока подачи заявок, проведение и завершение закупки в строгом соответствии с документацией о закупке, действующим положением о закупках, и нормами Закона № 223-ФЗ.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью «РОСТЕХРАЗВИТИЕ» (ОГРН: <***>, адрес: 191123, Санкт-Петербург, ул. Радищева, 39, оф. 305, далее – ООО "РОСТЕХРАЗВИТИЕ", Общество, третье лицо).

Решением от 30.05.2022 суд первой инстанции в удовлетворении заявления отказал.

Не согласившись с решением суда, Предприятие обратилось в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда, принять по делу новый судебный акт. В обоснование апелляционной жалобы Предприятие указывает на то, что принятые в Документации о закупке значения закупаемого товара полностью соответствуют положениям пункта 4.2 раздела 4 ГОСТ 32513-2013 "Топлива моторные. Бензин неэтилированный. Технические условия". Кроме того, по мнению подателя жалобы, антимонопольный орган неправомерно рассмотрел жалобу Общества, не участвовавшего в конкурсе.

В судебном заседании представитель Предприятия поддержал доводы апелляционной жалобы.

УФАС по Санкт-Петербургу, ООО "РОСТЕХРАЗВИТИЕ", извещенные надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, своих представителей в суд не направили, в связи с чем дело рассмотрено в их отсутствие в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.

Как установлено материалами дела, 27.05.2021 на официальном сайте www.zakupri.gov.ru в сети Интернет (далее – Официальный сайт) опубликовано извещение № 32110323866 о проведении открытого конкурса в электронной форме на поставку нефтепродуктов по топливным картам (далее – Извещение).

Закупка проводилась в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

От Общества в УФАС поступила жалоба на действия ГУП «ТЭК СПб» при проведении конкурса, в которой Общество ссылалось на следующее:

1) установлены дополнительные требования к участникам закупки в нарушение Положения о закупках товаров;

2) в пункте 8.1 Документации, Форме № 11 «Сведения о функциональных, технических и качественных, эксплуатационных характеристиках объекта закупки» (далее – Форма № 11) и Техническом задании Документации в комплексе предъявляются ненадлежащие требования о предоставлении в составе заявки конкретных показателей товара «бензин АИ-92» не в соответствии с ГОСТ 32513-2013.

Решением УФАС жалоба признана обоснованной в части второго довода жалобы Общества; на основании Решения Предприятию выдано Предписание.

Не согласившись с Решением и Предписанием, ГУП «ТЭК СПб» обратилось в арбитражный суд с заявлением.

Суд первой инстанции в удовлетворении заявленных требований отказал.

Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя Предприятия, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда в виду следующего.

ГУП «ТЭК СПб» относится к унитарным предприятиям, закупка товаров, работ, услуг которыми регулируется Законом № 223-ФЗ.

В соответствии с частью 1 статьи 18.1 Закона № 135-ФЗ антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно части 2 статьи 18.1 Закона № 135-ФЗ действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

В соответствии с пунктами 1, 3 части 10 статьи 3 Закона №223-Ф3 любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Закона № 135-ФЗ, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки в случае осуществления заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика, а также в случае неразмещения в единой информационной системе положения о закупке, изменений, внесенных в указанное положение, информации о закупке, информации и документов о договорах, заключенных заказчиками по результатам закупки, а также иной информации, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушения сроков такого размещения.

Из материалов дела следует, что жалоба на действия организатора торгов подана Обществом 10.06.2021 (вх.№ 19370-ЭП/21), в то время как срок окончания подачи заявок – 15.06.2021.

Учитывая изложенное, апелляционный суд приходит к выводу о том, что жалоба подана Обществом с соблюдением срока, установленного статьей 18.1 Закона N 135-ФЗ, следовательно, вопреки доводам апелляционной жалобы, у Управления не имелось оснований для оставления жалобы без рассмотрения по существу.

В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона № 223-ФЗ положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок определения и обоснования начальной (максимальной) цены договора, цены договора, заключаемого с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком), включая порядок определения формулы цены, устанавливающей правила расчета сумм, подлежащих уплате заказчиком поставщику (исполнителю, подрядчику) в ходе исполнения договора (далее - формула цены), определения и обоснования цены единицы товара, работы, услуги, определения максимального значения цены договора, порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Согласно части 6 статьи 3 Закона № 223-ФЗ заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Согласно части 5 статьи 4 Закона №223-ФЗ при осуществлении закупки, за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и конкурентной закупки, осуществляемой закрытым способом, в единой информационной системе размещаются информация о закупке, в том числе извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, за исключением запроса котировок, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в эти извещение и документацию, разъяснения этой документации, протоколы, составляемые в ходе осуществления закупки, итоговый протокол, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 настоящей статьи.

В соответствии с частью 10 статьи 3.2 Закона №223-Ф3 установлено, что заявки на участие в конкурентной закупке представляются согласно требованиям к содержанию, оформлению и составу заявки на участие в закупке, указанным в документации о закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и положением о закупке заказчика. Форма заявки на участие в запросе котировок в электронной форме устанавливается в извещении о проведении запроса котировок в соответствии с положением о закупке заказчика.

Частью 9 статьи 3.2 Закона №223-Ф3 установлено, что для осуществления конкурентной закупки заказчик разрабатывает и утверждает документацию о закупке (за исключением проведения запроса котировок в электронной форме), которая размещается в единой информационной системе вместе с извещением об осуществлении закупки и включает в себя сведения, предусмотренные в том числе частью 10 статьи 4 настоящего Федерального закона.

На основании части 8 статьи 4 Закона №223-ФЗ извещение об осуществлении конкурентной закупки является неотъемлемой частью документации о конкурентной закупке. Сведения, содержащиеся в извещении об осуществлении конкурентной закупки, должны соответствовать сведениям, содержащимся в документации о конкурентной закупке.

На основании пунктов 2, 3 части 10 статьи 4 Закона №223-Ф3 в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке, а также требования к описанию участниками такой закупки поставляемого товара, который является предметом конкурентной закупки, его функциональных характеристик (потребительских свойств), его количественных и качественных характеристик, требования к описанию участниками такой закупки выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом конкурентной закупки, их количественных и качественных характеристик.

В соответствии с п. 8.1 Документации для проведения конкурса участник должен подготовить заявку, включающую в себя заполненную Форму № 11 «Сведения о функциональных, технических и качественных, эксплуатационных характеристиках объекта закупки» (далее - Форма № 11).

В обоснование апелляционной жалобы Предприятие указывает на то, что принятые в Документации о закупке значения закупаемого товара полностью соответствуют положениям пункта 4.2 раздела 4 ГОСТ 32513-2013 "Топлива моторные. Бензин неэтилированный. Технические условия".

Согласно п. 1 Инструкции к заполнению Формы № 11 Документации участник закупки в Форме № 11 указывает показатели закупаемого товара, соответствующие значениям, установленным заказчиком в Требованиях к значениям показателей (характеристик) товара или эквивалентности предлагаемого к поставке товара; товара, используемого для выполнения работы, оказания услуги, позволяющие определить соответствие установленным заказчиком требованиям Документации.

В Требованиях к значениям показателей (характеристик) товара или эквивалентности предлагаемого к поставке товара; товара, используемого для выполнения работы, оказания услуги, позволяющие определить соответствие установленным заказчиком требованиям Документации в числе прочего установлены требования к характеристикам товара «бензин АИ-92», а именно:

- стандарт: ГОСТ 32513-2013;

- октановое число по исследовательскому методу: не менее 92;

- октановое число по моторному методу: не менее 83;

- концентрация свинца: не более 5 мг/дм.

В соответствии с Инструкцией к заполнению Формы № 11 Документации в описании товара Заказчиком использованы следующие виды показателей:

1) показатели (характеристики), для которых установлены минимальные значения и/или максимальные значения;

2) показатели (характеристики), для которых указаны варианты значений;

3) показатели (характеристики), которые определяются диапазоном значений, имеют нижнюю и верхнюю границу диапазона;

4) показатели (характеристики), значения которых не могут изменяться.

При этом по первому виду показателей участник закупки указывает конкретные значения показателей, для которых установлены минимальные и (или) максимальные значения.

Согласно положениям подпункта 4.2 пункта 4 ГОСТ 32513-2013 по физико-химическим и эксплуатационным показателям бензин должен соответствовать нормам и требованиям, указанным в таблицах 1, 2. Согласно таблице 1 указанного ГОСТ октановое число товара «бензин АИ-92» по исследовательскому методу должно быть не менее 92,0.

Вместе с тем, точные значения указанных характеристик становятся известны исключительно в результате проведения определенных методов испытаний физико-химических и эксплуатационных показателей бензинов (пункт 4.2 ГОСТ 32513-2013 "Топлива моторные. Бензин неэтилированный. Технические условия"), тогда как иметь в наличие товар на момент подачи заявки и, соответственно, проводить его испытания для заполнения заявки, участники закупки не обязаны.

Таким образом, данный показатель не может быть конкретизирован участником в составе заявки, поскольку меняется от партии к партии, а участник не должен иметь в наличии товар, предлагаемый к поставке, в момент подачи заявки, следовательно, указание в заявке конкретного значения показателя, регламентированного ГОСТ 32513-2013 только предельным минимальным значением, приводит к фактическому расхождению сведений о товаре, указываемых участником Закупки в момент подачи заявки и фактических данных, полученных при лабораторном исследовании партии товара при поставке, так как фактические данные зависят от условий доставки, от условий транспортировки, от условий хранения топлива и т.д.

Учитывая изложенное, апелляционный суд признает обоснованными выводы УФАС и суда первой инстанции о том, что Организатором торгов в п. 8.1 Документации, Форме № 11 «Сведения о функциональных, технических и качественных, эксплуатационных характеристиках объекта закупки» и Техническом задании Документации в комплексе предъявляются ненадлежащие требования о предоставлении в составе заявки конкретных показателей товара «бензин АИ-92» не в соответствии с ГОСТ 32513-2013.

Доводы апелляционной жалобы отклоняются апелляционным судом, как несостоятельные, необоснованные и не опровергающие правомерные выводы суда первой инстанции, изложенные в обжалуемом решении.

Принимая во внимание, что судом правильно установлены обстоятельства дела, в соответствии со статьей 71 АПК РФ исследованы и оценены имеющиеся в деле доказательства, применены нормы материального права, подлежащие применению в данном споре, и нормы процессуального права при рассмотрении дела не нарушены, обжалуемое решение суда является законным и обоснованным и отмене не подлежит.

Излишне уплаченная Предприятием платежным поручением №14520 от 23.05.2022 государственная пошлина по апелляционной жалобе в размере 1500 руб. подлежит возврату из федерального бюджета на основании статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.

Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 30 мая 2022 года по делу № А56-91041/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного унитарного предприятия «Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга» - без удовлетворения.

Возвратить из федерального бюджета Государственному унитарному предприятию «Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга» излишне уплаченную государственную пошлину по апелляционной жалобе в размере 1500 руб.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.

Председательствующий

А.Б. Семенова

Судьи

Н.И. Протас

О.В. Фуркало