ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А56-91364/20 от 07.04.2021 АС города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65, лит. А

http://13aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург

15 апреля 2021 года

Дело № А56-91364/2020

Резолютивная часть постановления объявлена      апреля 2021 года

Постановление изготовлено в полном объеме   апреля 2021 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего  Фуркало О.В.

судей  Савиной Е.В., Семеновой А.Б.

при ведении протокола судебного заседания:  ФИО1,

при участии: 

от истца (заявителя): ФИО2, по доверенности от 01.12.2020;

от ответчика (должника): ФИО3, по доверенности от 05.04.2021;

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер  АП-5260/2021 )  общества с ограниченной ответственностью «УК «Красная горка» на решение Арбитражного суда  города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 25.01.2021 по делу № А56-91364/2020 , принятое

по заявлению  общества с ограниченной ответственностью «УК «Красная горка»

к  Комитету по тарифам и ценовой политики Ленинградской области

о признании незаконными и отмене постановления и представления,

установил:

общество с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Красная Горка» (далее – Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением, в котором просит считать срок для подачи заявления о признании незаконным и отмене постановления Комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области (ЛенРТК) (далее – Комитет) от 24.09.2020 №20/20-1.2 не пропущенным; о признании незаконным и отмене постановления Комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области от 24.09.2020 о назначении административного наказания по делу №20/20-.2; о признании незаконным и отмене представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения Комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области (ЛенРТК) от 24.09.2020 №5.

Решением Арбитражного суда  города Санкт-Петербурга и Ленинградской области  от 25.01.2021 в удовлетворении заявленных требований отказано.

ООО «Управляющая компания «Красная Горка» не согласившись с решением суда, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просило обжалуемый судебный акт отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на то, что заявителем оказывались исключительно услуги, отраженные в приложении № 1 к договору, рассчитанные инициаторами общего собрания исходя из расчетов, связанных с обслуживанием коттеджного поселка.

Также податель жалобы ссылается на истечение сроков давности привлечения к административной ответственности, поскольку обстоятельства, послужившие основанием к возбуждению дела об административном правонарушении, имели место при утверждении общим  собранием тарифов - 11.12.2018. С учетом того факта, что заявитель уведомил орган исполнительной власти о своей деятельности на основании тарифов, утвержденных общим собранием, то срок давности привлечения к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории административного правонарушения, истек 11.12.2019.Фактическое предоставление в государственный надзорный орган, исключительно по собственной инициативе заявителя, документов, на основании которых заявитель осуществлял свою хозяйственную деятельность, свидетельствует об отсутствии вины.

30.03.2021 ООО «Управляющая компания «Красная Горка» представило письменные пояснения.

06.04.2021 представитель Комитета представил отзыв на апелляционную жалобу.

В судебном заседании представитель Общества просил решение суда отменить, жалобу удовлетворить.

Представитель Комитета просил в удовлетворении жалобы отказать, решение суда оставить без изменения, по основаниям изложенным в отзыве.

Законность и обоснованность обжалуемого решения проверены в апелляционном порядке.

Как следует из материалов дела и установлено судом, коттеджный поселок «Красная горка», расположенный по адресу: Ленинградская область, Всеволожский район, д. Старая Пустошь, является обособленным объектом (единым жилым комплексом), имеющим огороженную территорию, объекты общего пользования и представляет собой обособленную территорию, состоящую из земельных участков с домовладениями. Собственники таких земельных участков определяют порядок и условия проживания путем принятия решений на общих собраниях.

ООО «УК «Красная горка» осуществляет управление коттеджным поселком «Красная горка» на основании решения общего собрания собственников земельных участков, оформленного протоколом № 1 от 11.12.2018 (далее - протокол).

Протоколом утвержден проект договора об оказании услуг по организации и осуществлению комплексного обслуживания объектов недвижимого имущества и инженерных сооружений КП «Красная горка», заключаемого между ООО «УК «Красная горка» и собственником земельного участка в КП «Красная горка», на котором расположен сблокированный дом (таунхаус) или отдельно стоящий дом (далее - собственники), и размер платы за содержание имущества общего пользования.

В собственности ООО «УК «Красная горка» находится следующее электрооборудование: на основании договора дарения имущества юридическому лицу его учредителем - физическим лицом от 01.08.2018, заключенного между гражданином ФИО4 и ООО «УК «Красная горка», и акта приема-передачи оборудования к нему: - кабель АВБбШВ-4х95 (L=0,226 км); - кабель АВБбШВ-4х50 (L=0,152 км); - главный распределительный щит ГРЩ 1 (в сборе); - главный распределительный щит ГРЩ 2 (в сборе); - коробки распределительные КР1, КР2, КР4 (3 комплекта); - коробки распределительные КРЗ, КР5 (2 комплекта); на основании договора купли-продажи оборудования № ЭО-1 от 22.08.2018, заключенным между гражданином ФИО5 и ОО «УК «Красная горка», и акта приема-передачи оборудования к нему: - кабель АВБбШВ-4х70 (L=0,262 км); - кабель АВБбШВ-4х50 (L=0,230 км); - кабель АВБбШВ-4х35 (L=0,291 км); - коробки распределительные КР10 - КР14 (5 комплектов). Исходя из материалов дела № 20/20-1.2, ООО «УК «Красная горка» является владельцем сетевого оборудования, посредством которого осуществляется передача электрической энергии на объекты собственников.

Всеволожской городской прокуратурой проведена проверка, по вопросу тарифов, применяемых при расчете платы за потребляемую энергии коттеджным поселком «Красная горка».

Заместитель Всеволожского городского прокурора советник юстиции Завацкий И.В. по результатам проверки, проведенной Всеволожской городской прокуратурой, постановлением от 28.08.2020 возбудил в отношении ООО «УК «Красная горка» дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.6 КоАП РФ - нарушение установленного порядка ценообразования.

На основании ст.ст. 28.8, 23.51 КоАП РФ письмом Всеволожской городской прокуратуры от 31.08.2020 №07-98-2020 (вх. ЛенРТК от 10.09.2020 №Кт-1-5494/2020) в ЛенРТК направлено для рассмотрения дело об административном правонарушении, возбужденное в отношении ООО «УК «Красная горка» по признакам нарушения порядка ценообразования в сфере электроэнергетики, а именно оказание услуг по передаче электрической энергии в отсутствие установленного тарифа, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи  14.6 КоАП РФ.

Постановлением от 24.09.2020 Комитета по тарифам и ценовой политике (ЛенРТК) о назначении административного наказания по делу №20/20-1.2 об административном правонарушении ООО «УК «Красная горка» признано виновным в совершении административного правонарушения по части 2 статьи 14.6 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 100 000 рублей.

24.09.2020 Комитетом по тарифам и ценовой политике в отношении ООО «УК «Красная горка» вынесено представление №5 об обязании принять меры по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения; информацию о принятых мерах представить в комитет по тарифам и ценовой политике Ленинградской области в течение одного месяца со дня получения предписания.

Не согласившись с указанными постановлением и предписанием, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим  заявлением.

Суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в действиях Общества состава вмененного правонарушения, не установил нарушений процедуры привлечения к административной ответственности, а также оснований для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ, в связи, с чем отказал в удовлетворении заявленного Обществом требования.

Суд апелляционной инстанции полагает, что решение суда от 25.01.2021 подлежит отмене на основании следующего.

Согласно статье 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» и статье 23.1 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее - Федеральный закон № 35-ФЗ) цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям подлежат государственному регулированию. В соответствии с Положением о ЛенРТК, утвержденным постановлением Правительства Ленинградской области от 28.08.2013 № 274, ЛенРТК является органом, уполномоченным устанавливать цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям.

В соответствии с частью 2 статьи 14.6 КоАП РФ занижение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), занижение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному), нарушение установленного порядка регулирования цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), а равно иное нарушение установленного порядка ценообразования влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере ста тысяч рублей.

Суд первой инстанции, ссылаясь на статью 3 Федерального закона № 35-ФЗ;
пункт 6 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861 (далее - Правила № 861); Методические указания по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденные приказом Федеральной службы по тарифам от 06.08.2004 № 20-э/2 пришел к выводу, что при наличии договора об оказании услуг по организации и осуществлению комплексного обслуживания объектов недвижимого имущества и инженерных сооружений КП «Красная горка», утвержденного протоколом общего собрания № 1 от 11.12.2018, ООО «УК «Красная горка» осуществляло оказание услуг по передаче электрической энергии по тарифам, не установленным уполномоченным органом исполнительной власти Ленинградской области в области государственного регулирования тарифов, имеется наличие события административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.6 КоАП РФ - нарушение установленного порядка ценообразования.

Апелляционный суд находит указанные выводы суда первой инстанции ошибочными.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона № 35-ФЗ услуги о передаче электрической энергии - это комплекс организационно и технологически связанных действий, в том числе по оперативно-технологическому управлению, которые обеспечивают передачу электрической энергии через технические устройства электрических сетей в соответствии с обязательными требованиями. В силу части 4 статьи 23.1 Федерального закона № 35-ФЗ государственному регулированию подлежат, в том числе, услуги по передаче электрической энергии. В соответствии с пунктом 6 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861 (далее - Правила № 861), собственники и иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединено к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающее устройство потребителя, не вправе препятствовать перетоку через их объекты электрической энергии для такого потребителя и требовать за это оплату. Указанные собственники и иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединено к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающее устройство потребителя, вправе оказывать услуги по передаче электрической энергии с использованием принадлежащих им объектов электросетевого хозяйства после установления для них тарифа на услуги по передаче электрической энергии. Потребители услуг, опосредованно присоединенные к электрическим сетям, оплачивают услуги по передаче электрической энергии в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов. Методические указания по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке утверждены приказом Федеральной службы по тарифам от 06.08.2004 № 20-э/2 (далее - Методические указания). Эксплуатация оборудования и текущий ремонт представляют собой составляющую часть услуг по передаче электрической энергии и расходы по эксплуатации и содержанию, согласно Методическим указаниям, учитываются при расчете тарифа на передачу электрической энергии.

Из вышеприведенных норм следует, что для установления тарифа по передаче электрической энергии обязательным условием является наличие опосредованного подключения абонентов.

Однако, между ООО «УК «Красная горка» и АО «Петербургская сбытовая компания» заключен договор  энергоснабжения от 01.01.2019 № 47120000313515, согласно которому АО «Петербургская сбытовая компания» является гарантирующим поставщиком.

В соответствии с приложением А к договору энергоснабжения в перечень энергоснабжаемых объектов включены собственники земельных участков коттеджного поселка «Красная горка».

В соответствии с пунктом 1.1 договора энергоснабжения АО «Петербургская сбытовая компания» (гарантирующий поставщик) оказывает услуги по продаже и передаче электрической энергии, а также услуги, оказание которых являются неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям.  

Договор  энергоснабжения, заключенный между ООО «УК «Красная горка» и
АО «Петербургская сбытовая компания» подтверждает отсутствие опосредованного подключения домовладельцев  коттеджного поселка как одного из обязательных условий для установления тарифа по передаче электрической энергии.  

До расторжения договора энергоснабжения и перевода жителей КП «Красная горка» на прямые договоры ООО «УК Красная горка» не имеет обязанности и возможности установить тариф за передачу электрической энергии. 

Вопрос, связанный с расторжением договора энергоснабжения и перевода жителей КП «Красная горка» на прямые договоры через опосредованное подключение посредством сетевого оборудования, принадлежащего ООО «УК «Красная горка», подлежит разрешению на общем собрании собственников земельных участков, образующих коттеджный поселок и не зависит от одностороннего волеизъявления  ООО «УК «Красная горка».

Кроме того, из протокола общего собрания собственников земельных участков от 11.12.2018 № 1, утвержденного общим собранием собственников и дополнительного соглашения к договору, утвержденного общим собранием собственников земельных участков, следует, что в предмет договора не входят услуги по содержанию водопроводных сетей, электросетевого хозяйства, по передаче электрической энергии.

Счета-квитанции, выставляемые домовладельцам коттеджного поселка, содержат начисления исключительно за потребленную электрическую энергию, рассчитанные исходя из показаний индивидуальных приборов учета с применением тарифа «для населения», установленного комитетом по тарифам и ценовой политике Ленинградской области и за услуги по содержанию коттеджного поселка. 

Действительно в собственности ООО «УК «Красная горка» находится следующее электрооборудование: кабель АВБбШВ-4х95 (L=0,226 км); - кабель АВБбШВ-4х50 (L=0,152 км); - главный распределительный щит ГРЩ 1 (в сборе); - главный распределительный щит ГРЩ 2 (в сборе); - коробки распределительные КР1, КР2, КР4 (3 комплекта); - коробки распределительные КРЗ, КР5 (2 комплекта); на основании договора купли-продажи оборудования № ЭО-1 от 22.08.2018, заключенным между гражданином ФИО5 и ОО «УК «Красная горка», и акта приема-передачи оборудования к нему: - кабель АВБбШВ-4х70 (L=0,262 км); - кабель АВБбШВ-4х50 (L=0,230 км); - кабель АВБбШВ-4х35 (L=0,291 км); - коробки распределительные КР10 - КР14 (5 комплектов).

При этом необходимо учитывать следующее.

Оказание услуг по передаче электрической энергии осуществляется на основании договора возмездного оказания услуг. Договор оказания этих услуг является публичным (статья 26 Закона N 35-ФЗ).

Обязательным условием оказания услуг по передаче электрической энергии покупателю является его участие в оптовом рынке или наличие у такого покупателя заключенного с производителем или иным поставщиком электрической энергии договора купли-продажи электрической энергии, исполнение обязательств по которому осуществляется надлежащим образом.

Согласно Правилам недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказании этих услуг, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила N 861), "сетевые организации" - организации, владеющие на праве собственности или на ином установленном федеральными законами основании объектами электросетевого хозяйства, с использованием которых такие организации оказывают услуги по передаче электрической энергии и осуществляют в установленном порядке технологическое присоединение энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям, а также осуществляющие право заключения договоров об оказании услуг по передаче электрической энергии с использованием объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих другим собственникам и иным законным владельцам и входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть.

Владелец объектов электросетевого хозяйства для осуществления деятельности по передаче электрической энергии, а также для получения соответствующего тарифа на услуги по передаче электрической энергии должен соответствовать Критериям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28.02.2015 N 184 (далее - Критерии).

 Собственники объектов электросетевого хозяйства, не соответствующие Критериям, обязаны нести бремя содержания принадлежащего им имущества в соответствии со статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также соблюдать запрет на препятствование перетоку электрической энергии в соответствии с пунктом 6 Правил N 861.

Кроме того, пункт 1 Критериев в качестве условия отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям указывает на владение силовыми трансформаторами, суммарная установленная мощность которых составляет не менее 10 МВА.

Комитетом в нарушение ст. 65 АПК РФ не доказано соответствие УК «Красная Горка» указанным выше критериям.

Юридическое или физическое лицо, имея в собственности электрооборудование и участок электрической сети, не может автоматически стать сетевой организацией. Для этого необходимо иметь право на осуществление такого вида деятельности, как оказание услуг по передаче электрической энергии.

Такой вид деятельности у УК «Красная Горка» отсутствует, что следует из ОКВЭД и дополнительных видов деятельности, содержащихся в ЕГРЮЛ (л.д. 9).

Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного
частью 2 статьи 14.6 КоАП РФ, выражается в начислении и взимании за оказанные потребителю услуги платы, установленной с нарушением порядка ценообразования.

Исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства в порядке, предусмотренном статьи 71 АПК РФ, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что указанные обстоятельства свидетельствуют о недоказанности административным органом в действиях Общества события вменяемого административного правонарушения, что является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении (пункт 1 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ).

В соответствии с частью 2 статьи 211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения.

На основании изложенного апелляционная жалоба ООО «УК «Красная горка» подлежит удовлетворению, а обжалуемое решение - отмене на основании пункта 1 части 1 статьи 270 АПК РФ в связи с неполным выяснением обстоятельств, имеющих значение для дела.

Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда  города Санкт-Петербурга и Ленинградской области   от 25.01.2021 по делу №  А56-91364/2020 отменить.

Признать незаконным и отменить постановление Комитета  по тарифам и ценовой политике Ленинградской области от 24.09.2020 №20/20-1.2, а также представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения Комитета  по тарифам и ценовой политике Ленинградской области от 24.09.2020 №5.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.

Председательствующий

О.В. Фуркало

Судьи

Е.В. Савина

 А.Б. Семенова