АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ул. Якубовича, д.4, Санкт-Петербург, 190000
http://fasszo.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
18 декабря 2023 года
Дело №
А56-91841/2020
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Пастуховой М.В., судей Серовой В.К.,
ФИО1,
при участии от акционерного общества «ЛОЭСК – Электрические сети Санкт-Петербурга и Ленинградской области» ФИО2 (доверенность
от 01.01.2023 № 60/2023), от публичного акционерного общества «Россети Ленэнерго» ФИО3 (доверенность от 18.10.2021 № 243-21),
рассмотрев 12.12.2023 в открытом судебном заседании кассационную жалобу публичного акционерного общества «Россети Ленэнерго» на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
от 17.04.2023 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.09.2023 по делу № А56-91841/2020,
у с т а н о в и л:
Акционерное общество «ЛОЭСК – Электрические сети Санкт-Петербурга и Ленинградской области», адрес: 187342, <...>, ОГРН <***>,
ИНН <***> (далее – Общество, истец), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к публичному акционерному обществу «Россети Ленэнерго», адрес: 196247, Санкт-Петербург, площадь Конституции, дом 1, ОГРН <***>, ИНН <***> (далее – Ленэнерго, ответчик),
об обязании Ленэнерго заключить договор об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям в соответствии с заявкой от 21.10.2019
№ 19-45850 на предложенных условиях, приведя полный текст договора
№ ОД-524988-20/546891-Э-20 (далее – договор) и технических условий.
Решением суда первой инстанции от 09.06.2021, оставленным
без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 08.10.2021,
в удовлетворении иска отказано.
Постановлением суда округа от 10.03.2022 названные судебные акты отменены, дело направлено в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга
и Ленинградской области в ином составе суда.
При новом рассмотрении дела к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Комитет по тарифам и ценовой политики Ленинградской области (далее - Комитет).
Решением суда первой инстанции от 17.04.2023, оставленным
без изменения постановлением апелляционного суда от 11.09.2023, урегулированы разногласия, возникшие у сторон при заключении договора
и технических условий к нему на основании заявки Общества от 21.10.2019
№ 19-45850.
В кассационной жалобе Ленэнерго, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам, просит отменить обжалуемые решение и постановление, принять по делу новый судебный акт, которым урегулировать разногласия по спорным условиям договора в редакции Ленэнерго, представленной в суд первой инстанции в письменных пояснениях с таблицей разногласий от 13.04.2023 № ЛЭ/06/-09/294. Как указывает податель жалобы, суды неправильно применили нормы статей 308 и 426 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) и Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861 (далее - Правила № 861). По мнению Ленэнерго, судами при определении условий договора и технических условий к нему не учтены специальные нормы законодательства об электроэнергетике и фактические обстоятельства дела.
В отзыве на кассационную жалобу Общество просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, считая их законными и обоснованными.
В судебном заседании представитель Ленэнерго поддержал доводы, приведенные в кассационной жалобе, а представитель Общества возражал против её удовлетворения.
Комитет в установленном порядке извещен о времени и месте рассмотрения дела, однако представителей в судебное заседание не направил, что не препятствует рассмотрению жалобы.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Общество как сетевая организация является владельцем объектов электросетевого хозяйства, оказывает услуги по передаче электрической энергии и осуществляет в установленном порядке технологическое присоединение энергопринимающих устройств физических и юридических лиц к электрическим сетям.
Общество письмом 16.10.2019 № 00-02/2907 направило в адрес Ленэнерго заявку на технологическое присоединение к электрическим сетям последнего объекта: 2 КЛ-10 кВ фид. 189-01, фид. 189-15 в сторону ТП-312 для присоединения энергопринимающих устройств заявителя - общества с ограниченной ответственностью «Новотранс Актив» (далее – ООО «Новотранс Актив»), расположенных по адресу: 188410, Ленинградская область, Волосовский район, Рабитицкое сельское поселение в районе деревни Захонье, земельный участок, кадастровый номер 47:22:0351001:210.
Заявка принята и зарегистрирована Ленэнерго 21.10.2019 с присвоением номера 19-45850.
Ленэнерго 23.10.2019 направило в адрес Общества письмо
№ ЭСКЛ/16- 01/23277 о необходимости предоставления правоустанавливающих документов на энергопринимающие устройства.
Общество письмом от 13.11.2019 № 00-02/3242 предоставило дополнительные документы с приложениями.
В ответ на предоставленные документы Ленэнерго 27.11.2019 направило Обществу письмо № ЭСКЛ/16-01/26286, в котором указало, что Ленэнерго была проведена проверка предоставленных сведений и документов, на основании которых было установлено, что по фид. 189-01, фид. 189-15 осуществлено технологическое присоединение; предложено скорректировать обращение в части объема максимальной мощности присоединяемых и ранее присоединенных энергопринимающих устройств с приложением документов, подтверждающих объем существующей мощности в отношении объекта.
Ленэнерго 23.12.2019 направило в адрес Общества письмо № ЭСКЛ/16- 01/28430 о необходимости предоставления сведений о ранее присоединенной мощности, а также сведений по ПС 110 кВ № 189, запрошенных ранее письмом
от 05.09.2019 № ЛЭ/16-02/3623.
От Общества 14.01.2020 в адрес Ленэнерго поступило обращение о предоставлении полного комплекта документов с повторной просьбой подготовить проект договора.
Ленэнерго 16.01.2020 направило в адрес Общества письмо
№ ЭСКЛ/16-01/505 с предложением подать заявление на переоформление документов о технологическом присоединении по ПС 110 кВ № 189 с целью определения величины существующей мощности, а также предоставить информацию по ПС 189, запрошенную письмом от 05.09.2019 № ЛЭ/16-02/3623.
От Общества 29.01.2020 в адрес Ленэнерго поступило обращение о предоставлении полного комплекта документов с повторной просьбой подготовить проект договора.
Ленэнерго 18.12.2020 письмом № ЛЭ/16-50/1648 направило Обществу подписанный со своей стороны проект договора об осуществлении технологического присоединения № ОД-524988- 20/546891-Э-20
(ООО «Новотранс Актив»).
Общество 01.02.2021 направило Ленэнерго письмо № 00-02/324
о направлении протокола разногласий к проекту договора, в котором указало, что направленный Ленэнерго проект договора и технических условий
не соответствует заявке Общества от 21.10.2019, в связи с чем не может быть принят в представленной редакции.
Ленэнерго письмом от 25.02.2021 № ЛЭ/16-02/329 направило Обществу
на рассмотрение откорректированный проект договора для электроснабжения энергопринимающих устройств ООО «Новотранс Актив», обратив внимание заявителя на то, что определение технического решения, в соответствии с которым подлежит выполнению технологическое присоединение энергопринимающих устройств заявителя (технические условия), является прерогативой сетевой организации.
Приведенные обстоятельства явились основанием для предъявления настоящего иска.
При новом рассмотрении дела суды, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ, руководствуясь нормами Правил № 861, урегулировали разногласия, возникшие у сторон при заключении договора и технических условий к нему на основании заявки Общества от 21.10.2019 № 19-45850.
Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела и доводы жалобы, проверив правильность применения судами норма материального и процессуального права, не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, в том числе объектов микрогенерации, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.
Технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом. Указанный договор является публичным.
В силу пункта 6 Правил № 861 технологическое присоединение осуществляется на основании договора, заключаемого между сетевой организацией и юридическим или физическим лицом, в сроки, установленные настоящими Правилами. Заключение договора является обязательным для сетевой организации. При необоснованном отказе или уклонении сетевой организации от заключения договора заинтересованное лицо вправе обратиться в суд с иском о понуждении к заключению договора и взыскании убытков, причиненных таким необоснованным отказом или уклонением.
В соответствии с пунктом 4 статьи 445 ГК РФ если сторона, для которой в соответствии с названным Кодексом или иными законами заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор. В этом случае договор считается заключенным на условиях, указанных в решении суда, с момента вступления в законную силу соответствующего решения суда.
По смыслу статьи 446 ГК РФ в случаях передачи разногласий, возникших при заключении публичного договора, на рассмотрение суда на основании статьи 445 названного Кодекса условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда.
Пунктом 38 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 № 49 «О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации о заключении и толковании договора» (далее – постановление Пленума № 49) разъяснено, что требование о понуждении к заключению договора может быть удовлетворено судом при наличии у ответчика обязанности заключить такой договор. Названная обязанность и право требовать понуждения к заключению договора могут быть предусмотрены лишь Гражданским кодексом Российской Федерации либо иным федеральным законом или добровольно принятым обязательством (пункт 2 статьи 3, пункт 1 статьи 421, абзац первый пункта 1 статьи 445 ГК РФ).
Равным образом на рассмотрение суда могут быть переданы разногласия, возникшие в ходе заключения договора, при наличии обязанности заключить договор или соглашения сторон о передаче разногласий на рассмотрение суда. Такой спор подлежит рассмотрению в том же порядке, что и спор о понуждении к заключению договора (пункт 1 статьи 446 ГК РФ).
Из приведенных норм и разъяснений следует, что требование о понуждении заключить договор, обязательный для одной или обеих сторон, перешедшее в спор об отдельных условиях этого договора, должно быть рассмотрено и разрешено судом путем урегулирования разногласий по спорным условиям.
При рассмотрении преддоговорных споров обязанностью суда является обеспечение защиты прав лица, обратившегося с требованием о понуждении к заключению договора. Разрешение судом спора о понуждении к заключению договора при уклонении от заключения договора и при возникновении разногласий по конкретным его условиям сводится по существу к внесению определенности в правоотношения сторон и установлению судом условий, не урегулированных сторонами в досудебном порядке. Установление судом или изменение при рассмотрении спора о понуждении к заключению договора фактических обстоятельств, влияющих на формулировку искового требования, не меняют его предмета как спора о заключении договора и не должны приводить к отказу в понуждении к его заключению (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 31.01.2012 № 11657/11).
Суд не может отказать истцу в иске и в том случае, когда предложенные им редакции условий договора не соответствуют требованиям действующего законодательства. В этом случае при урегулировании спорного условия суд исходит из императивной либо диспозитивной нормы законодательства, регулирующего правоотношения сторон (статьи 421 и 422 ГК РФ).
Указанная правовая позиция приведена в определении Верховного Суда Российской Федерации от 23.10.2017 № 305-ЭС17-6961.
В рассматриваемом деле отношения между смежными сетевыми организациями регулируются нормами раздела V Правил № 861 и являются специальным случаем технологического присоединения, к которому общие положения Правил № 861 применяются, если разделом V Правил № 861 не предусмотрено иное.
В соответствии с абзацем вторым пункта 41 Правил № 861 сетевая организация обязана подать заявку на технологическое присоединение к сетям смежной сетевой организации в случае, если сумма максимальных мощностей энергопринимающих устройств потребителей, присоединенных к ее объектам электросетевого хозяйства, и (или) объем максимальных мощностей присоединяемых объектов, указанный в заключенных договорах на технологическое присоединение к ее объектам электросетевого хозяйства, превышает объем максимальной мощности, согласованный сетевой организацией и смежной сетевой организацией в акте о разграничении балансовой принадлежности электрических сетей или в акте об осуществлении технологического присоединения данных сетевых организаций, при условии, что полное использование потребляемой (генерирующей) мощности всех ранее присоединенных, вновь присоединяемых энергопринимающих устройств заявителя (с учетом ранее выданных технических условий, срок действия которых не истек) может привести к загрузке объектов электросетевого хозяйства с превышением значений, определенных обязательными требованиями.
В силу пункта 13(1) Правил № 861 в заявке, направляемой сетевой организацией в смежную сетевую организацию в соответствии с пунктами 41
и 42 настоящих Правил, должны быть указаны:
- основание (основания) подачи заявки, предусмотренное пунктом 41 настоящих Правил, а также сведения, подтверждающие наличие такого основания (сведения об общей максимальной мощности энергопринимающих устройств, присоединенных (присоединяемых) к объектам электросетевого хозяйства сетевой организации, подающей заявку на основании абзаца второго пункта 41 настоящих Правил;
- сведения об объектах электросетевого хозяйства смежной сетевой организации, к которым осуществляется присоединение и (или) на которых необходимо проведение мероприятий по технологическому присоединению;
- сведения о присоединяемых объектах электросетевого хозяйства сетевой организации, подавшей заявку, предусмотренные подпунктами «б», «г», «д» и «и» пункта 9 настоящих Правил, - в случаях, предусмотренных абзацем вторым пункта 41 настоящих Правил, а именно:
- наименование и место нахождения энергопринимающих устройств, которые необходимо присоединить к электрическим сетям сетевой организации (подпункт «б» пункта 9 Правил № 861);
- запрашиваемая максимальная мощность энергопринимающих устройств и их технические характеристики, количество, мощность генераторов и присоединяемых к сети трансформаторов (подпункт «г» пункта 9 Правил
№ 861);
- количество точек присоединения с указанием технических параметров элементов энергопринимающих устройств (подпункт «д» пункта 9 Правил
№ 861).
В соответствии с пунктом 13(1) Правил № 861 при подаче сетевой организацией заявки в смежную сетевую организацию на основании абзаца второго пункта 41 Правил № 861 к заявке также прилагаются копии технических условий, выданных заявителям, максимальная мощность энергопринимающих устройств которых составляет свыше 670 кВт, подтверждающих наличие оснований для подачи заявки в соответствии с абзацем вторым пункта 41 настоящих Правил.
Согласно пункту 25(4) Правил № 861 в технических условиях для заявителей - сетевых организаций, которые подают заявки в соответствии с пунктом 13(1) настоящих Правил, должны быть указаны обоснованные требования к усилению электрической сети смежной сетевой организации, в которую подана заявка (строительство новых линий электропередачи, подстанций, увеличение сечения проводов и кабелей, замена или увеличение мощности трансформаторов, расширение распределительных устройств, модернизация оборудования, реконструкция объектов электросетевого хозяйства, установка устройств регулирования напряжения для обеспечения надежности и качества электроснабжения), которые определяются исходя из требований технических условий (их проекта) для заявителя, технологическое присоединение энергопринимающих устройств которого послужило основанием для обращения сетевой организации в смежную сетевую организацию.
Вопреки доводам подателя жалобы из толкования указанных взаимосвязанных положений Правил № 861 следует, что схема присоединения определяется нижестоящей сетевой организацией на основании технического решения, указанного в технических условиях, выданных нижестоящее сетевой организацией конечному заявителю.
Суды правомерно признали необоснованными доводы Ленэнерго со ссылкой на общие нормы Правил № 861 о том, что вышестоящая сетевая организация может определять содержание технических условий к спорному договору без учета условий технических условий, выданных конечному потребителю, как противоречащие приведенным нормам. Суды отметили правовую природу договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям между двумя смежными сетевыми организациями, для которых заключение такого договора является обязательным и обусловлено содержанием технических условий, выданных конечному заявителю.
Отклоняя доводы Ленэнерго о невыполнении Обществом обязанности указать величину существующей мощности, суды правомерно руководствовались следующим.
В соответствии с техническими условиями, являющимися приложением к договору технологического присоединения № 80-14/005-ПС-19, заключенного Обществом с ООО «Новотранс Актив», Обществу необходимо заключить договор об осуществлении технологического присоединения с Ленэнерго для обеспечения технической возможности передачи электрической энергии из сети Ленэнерго в сеть Общества с максимальной мощностью 4998 кВт (4,998 МВт) по существующей схеме присоединения от опорного источника питания, принадлежащего Ленэнерго – ПС 110 кВ № 189, по присоединенным электросетевым объектам Общества – КЛ-10 кВ фид. 189-01, фид. 189-15 и далее в распределительную сеть Общества.
Таким образом, Обществу требовалось осуществление технологического присоединения максимальной мощности в размере 4,998 МВт именно через указанные электросетевые объекты.
В силу абзаца седьмого пункта 2 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861, максимальная мощность - это наибольшая величина мощности, определенная к одномоментному использованию энергопринимающими устройствами (объектами электросетевого хозяйства) в соответствии с документами о технологическом присоединении и обусловленная составом энергопринимающего оборудования (объектов электросетевого хозяйства) и технологическим процессом потребителя, в пределах которой сетевая организация принимает на себя обязательства обеспечить передачу электрической энергии, исчисляемая в мегаваттах.
Общество как заявитель исполнило обязанность по указанию в заявке значения максимальной мощности, установленную пунктами 13(1) и 25(4) Правил № 861.
Довод подателя жалобы об отсутствии между сторонами подписанных документах о технологическом присоединении признан судами противоречащим представленным в материалы доказательствам: акту разграничения балансовой принадлежности сторон от 05.05.2017 № 3822 и акту разграничения эксплуатационной ответственности сторон от 05.05.2017 № 3822, подписанных, в том числе, в отношении объектов электросетевого хозяйства, указанных в заявке Общества.
Судами установлено, что указанные акты подписаны в связи с подачей Общество в Ленэнерго заявления на переоформление документов о технологическом присоединении от 03.04.2017 № 00-02/1108 (заявка зарегистрирована Ленэнерго за номером 17-11570 от 05.04.2017). В данных актах величина существующей мощности в отношении электросетевых объектов Общества была указана как « - «, в связи с чем такие же значения существующей мощности были указаны в заявке Общества. Общество подало заявку на технологическое присоединение по рекомендуемой Ленэнерго форме, указав значения максимальной мощности по каждой точке присоединения
в пункте 4.1.3. заявки: а именно 2499 кВт по 1 точке присоединения и 2499 кВт по 2 точке присоединения.
В соответствии с абзацем пятым пункта 25(4) Правил № 861 в технических условиях для заявителей - сетевых организаций, которые подают заявки в соответствии с пунктом 13(1) настоящих Правил, должны быть указаны обоснованные требования к усилению электрической сети смежной сетевой организации, в которую подана заявка (строительство новых линий электропередачи, подстанций, увеличение сечения проводов и кабелей, замена или увеличение мощности трансформаторов, расширение распределительных устройств, модернизация оборудования, реконструкция объектов электросетевого хозяйства, установка устройств регулирования напряжения для обеспечения надежности и качества электроснабжения).
Поскольку для разъяснения возникающих при урегулировании разногласий по договору вопросов, требующих специальных знаний, суд и стороны вправе воспользоваться такими средствами доказывания как заключение эксперта (статья 86 АПК РФ), консультация специалиста (статья 87.1 АПК РФ), суд первой инстанции предлагал сторонам инициировать судебную экспертизу для определения мощности.
Стороны представили в материалы дела заключения специалистов.
Суды установили, что пункт 10.1 технических условий в редакции Ленэнерго кроме строительства РП-10 кВ и ЛЭП-10 кВ предусматривает дополнительные мероприятия по строительству 3-х ТП-10/0,4 кВ с установкой трансформаторов необходимой мощности. Вместе с тем, заявка
ООО «Новотранс Актив» от 13.03.2019 № 08-014/005-ПС-19 подана на подключение нагрузки по классу напряжения 10 кВ, в связи с чем отсутствует необходимость в трансформации электроэнергии с 10 кВ в 0,4 кВ. Ленэнерго также планирует строительство двух кабельных линий протяженностью ориентировочно 3500 м от ПС-189 параллельно существующим, строительство дополнительной БКРП на участке потребителя, что налагает дополнительные ограничения на использование земли (охранная зона) и уменьшает полезную площадь участка. Редакция Ленэнерго также предполагает установку двух новых систем учета в ПС-189 «Волосово».
Суды, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, в том числе заключения специалистов по правилам статьи 71 АПК РФ, установили, что мероприятия, предлагаемые Ленэнерго, являются избыточными, не соответствуют техническим условиям, выданным конечному заявителю, и пришли к обоснованному выводу о том, что присоединение необходимо осуществить по существующим линиям 10 кВ, принадлежащим Обществу, а не путем осуществления Ленэнерго мероприятий по строительству новых электросетевых объектов в соответствии с пунктом 10.1 технических условий.
Согласно пункту 16 Правил № 861 к существенным условиям договора относится размер платы за технологическое присоединение (подпункт «д»).
Формулы определения размера платы по договору установлены Приложением № 4 к приказу Комитета от 29.11.2022 № 541-п и зависят
от состава мероприятий, указанных в технических условиях.
С учетом принятой судами редакции технических условий к договору размер платы составил 711 149 руб. коп., в том числе НДС 20%.
В кассационной жалобе Ленэнерго выражает несогласие с установленным судами размером платы за технологическое присоединение.
Как указывает Ленэнерго, в связи с отсутствием мероприятий по технологическому присоединению в инвестиционной программе Ленэнерго на период 2021-2025 надлежит разработать альтернативное техническое решение, включающее мероприятия по строительству двух новых КЛ-10 кВ от ПС-189 и БКРП-10 кВ на границе участка конечного потребителя, вследствие чего размер платы за технологическое присоединение с учетом выполнения мероприятий «последней мили» составит 95 327 000 руб., в том числе НДС 20%.
Суды установили, что для осуществления присоединения электросетевых объектов Общества (увеличение перетока мощности) Ленэнерго необходимо осуществить замену оборудования в ячейках 10 кВ фид. 189-01 и фид. 189-15 на ПС-189, а именно - измерительных трансформаторов тока 10 кВ, а также устройств релейной защиты, настроенных в соответствии с трансформаторами тока. Указанные измерительные трансформаторы тока, установленные
на ПС-189, входят в состав средств коммерческого учета электрической энергии.
В соответствии с пунктом 87 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178,
в размер платы за технологическое присоединение включаются средства для компенсации расходов сетевой организации на обеспечение средствами коммерческого учета электрической энергии (мощности).
В силу пункта 25(4) Правил № 861 в технических условиях для заявителей - сетевых организаций, которые подают заявки в соответствии с пунктом 13(1) Правил, должны быть включены, в том числе обоснованные требования к усилению электрической сети смежной сетевой организации, в которую подана заявка (строительство новых линий электропередачи, подстанций, увеличение сечения проводов и кабелей, замена или увеличение мощности трансформаторов, расширение распределительных устройств, модернизация оборудования, реконструкция объектов электросетевого хозяйства, установка устройств регулирования напряжения для обеспечения надежности и качества электроснабжения).
Таким образом, мероприятия по замене средств коммерческого учета электрической энергии, установленных на подстанции Ленэнерго, должны выполняться не в соответствии с инвестиционной программой последнего
за счет тарифа на передачу электрической энергии, а за счет платы
за технологическое присоединение по договору.
Как установили суды, необходимость выполнения иных мероприятий, помимо установки узлов учета электрической энергии в существующих точках присоединения, отсутствует.
Суд кассационной инстанции не находит оснований для иной оценки выводов судов применительно к установленным ими обстоятельствам спора.
Иное толкование подателем жалобы норм действующего законодательства и иная оценка обстоятельств спора не свидетельствуют
о неправильном применении судами норм права.
Выводы судов соответствуют представленным в материалы дела доказательствам, сделаны при правильном применении норм материального и процессуального права, в связи с чем отсутствуют основания для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения жалобы.
Учитывая изложенное и руководствуясь статья 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
п о с т а н о в и л:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 17.04.2023 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.09.2023 по делу № А56-91841/2020 оставить
без изменения, а кассационную жалобу публичного акционерного общества «Россети Ленэнерго» - без удовлетворения.
Председательствующий
М.В. Пастухова
Судьи
В.К. Серова
ФИО1