ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А56-92568/2021 от 07.06.2022 АС Северо-Западного округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ул. Якубовича, д.4, Санкт-Петербург, 190000

http://fasszo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

07 июня 2022 года

Дело №

А56-92568/2021

Резолютивная часть постановления объявлена 07 июня 2022 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 07 июня 2022 года.

Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Михайловской Е.А., судей Боглачевой Е.В.,        Кустова А.А.,

при участии от федерального государственного казенного учреждения «Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны  ФИО1 (доверенность от 10.01.2022), от Министерства обороны Российской Федерации ФИО1 (доверенность от 15.01.2021),

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу      федерального государственного казенного учреждения «Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 10.12.2021 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.02.2022 по делу № А56-92568/2021,

                                   у с т а н о в и л:

Акционерное общество «Ремонтно-эксплуатационное управление», адрес: 119021, Москва, пр. Комсомольский, д. 18, стр. 3, ОГРН <***>, ИНН <***> (далее – Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к федеральному государственному казенному учреждению «Северо-Западное Территориальное управление имущественных отношений» Министерство обороны Российской Федерации, адрес: 191119, Санкт-Петербург, Звенигородская ул., д. 5, ОГРН <***>, ИНН <***> (далее - Учреждение) и Министерству обороны Российской Федерации, адрес: 119019, Москва, ул. Знаменка, д. 19, ОГРН <***>, ИНН <***> (далее – Министерство), об обязании принять тепловые сети, расположенные по адресу: Санкт-Петербург,  Кондратьевский пр., д. 85 (далее – Тепловые сети), путем подписания акта приема-передачи объекта недвижимого имущества от 15.04.2016                        № 40300-00631.

Решением от 10.12.2021, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 01.02.2022, иск удовлетворен частично; суды обязали Учреждение и Министерство принять от Общества имущество - Тепловые сети; в остальной части иска отказано.

В кассационной жалобе Учреждение, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела, просит отменить решение от 10.12.2021 и постановление апелляционного суда от 01.02.2022 в части обязания ответчиков принять Тепловые сети, принять новый судебный акт, которым в иске отказать в полном объеме. 

В судебном заседании представитель Учреждения и Министерства поддержал доводы, приведенные в кассационной жалобе.

Общество извещено надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, однако своего представителя в суд кассационной инстанции не направило, что в соответствии со статьей 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не может служить препятствием для рассмотрения жалобы в его отсутствие.

Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.

Как следует из материалов дела, распоряжением Правительства Российской Федерации от 15.04.2011 № 643-р Общество определено единственным поставщиком тепловой энергии для нужд Министерства и подведомственных ему организаций.

Согласно распоряжению Правительства Российской Федерации от 29.06.2011 № 1074-р (далее – Распоряжение № 1074-р) Министерству поручено обеспечить в установленном порядке передачу на праве безвозмездного пользования Обществу объектов теплоснабжения, соответствующих сетей и иного имущества Министерства, необходимого для осуществления функций единственного поставщика тепловой энергии для нужд Министерства и подведомственных ему организаций, на срок действия государственных контрактов.

Для осуществления поставки тепловой энергии для нужд Министерства и подведомственным ему организаций, Общество и Министерство заключили государственный контракт от 01.11.2012 № 3-ТХ (далее – Контракт) на оказание услуг по поставке тепловой энергии для нужд Министерства и подведомственных ему организаций со сроком действия - до полного исполнения сторонами своих обязательств по Контракту и со сроком оказания услуг теплоснабжения по 30.06.2015.

Дополнительным соглашением от 23.06.2015 № 12 к Контракту установлено, что контракт действует до 28.02.2016, услуги теплоснабжения должны быть оказаны в срок с 01.01.2013 по 31.12.2015.

Во исполнение Распоряжения № 1074-р Приказом Министра обороны Российской Федерации от 31.08.2011 № 1510 «О предоставлении недвижимого и движимого имущества в безвозмездное пользование» Обществу передано в безвозмездное пользование недвижимое имущество на срок действия Контракта.

Руководителям организаций, подведомственных Министерству по месту нахождения имущества предписано заключить договоры безвозмездного пользования и передать Обществу имущество по актам приема-передачи.

Общество (ссудополучатель) и Учреждение (ссудодатель) заключили договор безвозмездного пользования объектами недвижимого и движимого имущества Министерства, закрепленными на праве оперативного управления за Учреждением от 01.09.2011 № 1/5П (далее – Договор № 1/5П), ограниченный сроком действия Контракта от 14.07.2011 № 2-ТХ (далее – Контракт № 2-ТХ), согласно которому Обществу в безвозмездное пользование перешли спорные Тепловые сети.

В соответствии с пунктом 3.2.9 Договора № 1/5П ссудополучатель обязан в течение пяти рабочих дней с момента прекращения отношений, регулируемых договором, вернуть имущество ссудодателю.

Имущество принято Обществом к учету и отражено на балансовом счете согласно требованиям, предъявляемым к ведению бухгалтерского учета.

Срок действия безвозмездного пользования (эксплуатации) объектов недвижимого имущества Обществом ограничен сроком действия Контракта.

Решением Арбитражного суда города Москвы от 23.09.2015 по делу           № А40- 55638/14 (38-58) «Б» Общество признано несостоятельным (банкротом), в отношении должника открыто конкурсное производство.

Уведомлением от 29.10.2015 № 2270 Общество отказалось от исполнения Контракта № 2-ТХ, начиная с 01.11.2015.

В дальнейшем распоряжением Правительства Российской Федерации от 11.06.2015 № 1089-р (далее – Распоряжение № 1089-р) единственным исполнителем работ и услуг, связанных с поставкой, передачей тепловой энергии для нужд Министерства и подведомственных ему государственных казарменных, бюджетных и автономных учреждений определено акционерное общество «Главное управление жилищно-коммунального хозяйства» (далее – Управление).

Согласно пункту 2 Распоряжения № 1089-р Министерству поручено обеспечить в установленном порядке передачу на праве безвозмездного пользования на период действия государственных контрактов Управлению объектов теплоснабжения и соответствующих сетей, а также иного имущества Министерства, необходимого для осуществления функций единственного исполнителя работ и услуг, связанных с поставкой, передачей тепловой энергии для нужд Министерства, указанных в распоряжении.

Во исполнение Распоряжения № 1089-р Приказом Директора департамента имущественных отношений Министерства от 01.10.2015 № 2251 «О предоставлении недвижимого имущества в безвозмездное пользование акционерному обществу «Главное управление жилищно-коммунального хозяйства» недвижимое имущество передано в безвозмездное пользование Управления на срок действия заключенного с ним государственного контракта от 21.09.2015 № 5-ТХ.

Руководителями организаций, подведомственных Министерству и являющихся правообладателями и балансодержателями имущества заключены договоры безвозмездного пользования недвижимым имуществом с Управлением.

Таким образом, на основании Распоряжения № 1089-р объекты теплоснабжения и соответствующие сети, а также иное имущество Министерства, фактически передано Управлению.

На указанных объектах Управление с 01.11.2015 выполняет функцию единственного исполнителя по поставке, передаче тепловой энергии для нужд Министерства и подведомственных ему государственных казарменных, бюджетных и автономных учреждений.

В обоснование иска Общество ссылается на то, что Распоряжением            № 1089-р Управление определено единственным исполнителя по поставке, передаче новой энергии для нужд Министерства и подведомственных ему государственных, казарменных, бюджетных и автономных учреждений; Контракт № 2-ТХ прекращен, в связи с чем имело место прекращение работ, проводимых в рамках указанного государственного контракта, а также прекращение отношений по владению имуществом, переданным Обществу в безвозмездное пользование. Спорные тепловые сети подлежали возврату Министерству.

В целях возврата объектов недвижимого имущества Общество направило в адрес Учреждения акты приема-передачи недвижимого имущества, что подтверждается письмом от 23.11.2020 № 754.

 Письмом Учреждения от 28.01.2021 № 141/2-813 отказано в подписании актов приема-передачи.

Ссылаясь на то, что Учреждение после прекращения действия Договора     № 1/5П добровольно спорное имущество по акту приема-передачи не приняло, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.

Суды первой и апелляционной инстанций удовлетворили иск частично, обязав Учреждение и Министерство принять от Общества спорные            тепловые сети.

Судебные акты обжалуются только в части удовлетворения иска.

Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения жалобы.

В соответствии со статьей 689 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) по договору безвозмездного пользования (договору ссуды) одна сторона (ссудодатель) обязуется передать или передает вещь в безвозмездное временное пользование другой стороне (ссудополучателю), а последняя обязуется вернуть ту же вещь в том состоянии, в каком она ее получила, с учетом нормального износа или в состоянии, обусловленном договором.

Согласно статье 690 ГК РФ право передачи имущества в безвозмездное пользование принадлежит его собственнику и иным лицам, управомоченным на то законом или собственником.

Каждая из сторон вправе во всякое время отказаться от договора безвозмездного пользования, заключенного без указания срока, известив об этом другую сторону за один месяц, если договором не предусмотрен иной срок извещения (пункт 1 статьи 699 ГК РФ).

В силу пункта 2 статьи 699 ГК РФ, если иное не предусмотрено договором, ссудополучатель вправе во всякое время отказаться от договора, заключенного с указанием срока, в порядке, предусмотренном пунктом 1 названной статьи.

Оценив материалы дела, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о том, что ответчик уклоняется от принятия у истца в добровольном порядке спорного имущества, являющегося федеральной собственностью, и ранее переданного истцу в безвозмездное пользование. Действий, направленных на прием спорного имущества, ответчик не совершил.

При этом суды исходили из того, что в соответствии с пунктом 3.2.9 Договора № 1/5П, по которому спорное имущество, находящееся в оперативном управлении у Учреждения, передано в безвозмездное пользование Обществу (в пункте 320 приложения к Договору № 1/5П указан спорный объект - наружные тепловые сети, расположенные по адресу <...>,) ссудополучатель обязан в течение пяти рабочих дней с момента прекращения отношений, регулируемых договором, вернуть имущество ссудодателю.

Однако в связи с прекращением действия государственного контракта по теплоснабжению, срок  соответствующего договора также закончился, что влечет прекращение правовых оснований для нахождения имущества во владении истца.

Суды обоснованно указали на то, что нахождение имущества, собственником которого является Российская Федерация, у лица, не являющегося его правообладателем, нарушает как права публичного собственника, так и права истца в силу возложения на него дополнительных расходных обязательств по содержанию имущества.

При таких обстоятельствах, суды первой и апелляционной инстанций правомерно удовлетворили иск в части обязания Учреждения принять от истца спорные Тепловые сети.

Доводы, приведенные в кассационной жалобе, не опровергают выводов судов и не свидетельствуют о неправильной оценке судами имеющихся в деле доказательств.

Основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286, 287 и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа

                                   п о с т а н о в и л:

решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 10.12.2021 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.02.2022 по делу № А56-92568/2021 оставить без изменения, а кассационную жалобу федерального государственного казенного учреждения «Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны – без удовлетворения.

Председательствующий

Е.А. Михайловская

Судьи

Е.В. Боглачева

 А.А. Кустов