АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ул. Якубовича, д.4, Санкт-Петербург, 190000
http://fasszo.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
01 ноября 2022 года | Дело № | А56-93078/2021 | ||
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Толкунова В.М., судей Мунтян Л.Б., Савицкой И.Г., при участии от публичного акционерного общества «Россети Ленэнерго» Бойко Д.А. (доверенность от 18.10.2021), от Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области Полторецкого С.В. (доверенность от 28.12.2021), рассмотрев 31.10.2022 в открытом судебном заседании кассационную жалобу публичного акционерного общества «Россети Ленэнерго» на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 31.01.2022 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.05.2022 по делу № А56-93078/2021, у с т а н о в и л: Публичное акционерное общество «Россети Ленэнерго», адрес: 197227, Санкт-Петербург, Гаккелевская ул., д. 21, лит. А, ОГРН 1027809170300, ИНН 7803002209 (далее – Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области, адрес: 191124, Санкт-Петербург, ул. Смольного, д. 3, ОГРН 1089847323026, ИНН 7840396953 (далее – Управление, УФАС), от 12.08.2021 о наложении штрафа по делу об административном правонарушении № 047/04/9.21-1377/2021, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 600 000 руб. Решением суда первой инстанции от 31.01.2022, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 25.05.2022, в удовлетворении заявленных требований отказано. В кассационной жалобе Общество просит отменить состоявшиеся судебные акты и удовлетворить заявленные требования, поскольку судами не учтено, что постановление УФАС не является мотивированным и содержит ошибочные выводы, которые не соответствуют пункту 108 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861 (далее – Правила № 861). Кроме того, в соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ имелись основания для отмены штрафа ввиду отсутствия негативных последствий. В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы кассационной жалобы, представитель Управления просил оставить кассационную жалобу без удовлетворения. Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке. Как следует из материалов дела и установлено судами, 25.09.2020 между Вощинским Сергеем Анатольевичем и Обществом заключен договор № ОД-ЮЭС-515056-20/526594-Э-20 (далее - Договор) об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям объекта «индивидуальный жилой дом», расположенного по адресу: Ленинградская обл., Ломоносовский р-н, Пениковское сельское поселение, ЗАО «Плодоягодное», у дер. Ускуля, кадастровый № 47:14:0203006:1074 (далее - Объект). Согласно пункту 13 технических условий, являющихся неотъемлемой частью Договора, срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению составляет 6 месяцев со дня заключения Договора (со дня оплаты заявителем счета для внесения платы за технологическое присоединение Объекта). Таким образом, Общество должно было осуществить фактическое присоединение Объекта заявителя в срок до 25.03.2021, определенный пунктом 13 Технических условий и пунктом 16 Правил № 861. В УФАС поступила жалоба Вощинского С.А. (от 23.04.2021 вх. № 4535) на действия (бездействие) Общества, содержащая информацию о нарушении сетевой компанией Правил № 861. По результатам административного расследования Управлением установлено, что в нарушение пункта 16 Правил № 861 Обществом не осуществлено технологическое присоединение энергопринимающих устройств заявителя в срок, установленный пунктом 13 технических условий (6 месяцев со дня оплаты заявителем счета для внесения платы за технологическое присоединение, выставленного сетевой организацией). Указанные обстоятельства послужили основанием для составления в отношении Общества протокола от 28.06.2021 по делу № 047/04/9.21-1377/2021 об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ. В Управление поступило уведомление Общества об осуществлении технологического присоединения Объекта согласно акту от 29.06.2021 № 371395. Таким образом, просрочка исполнения Обществом обязательств перед заявителем составила более трех месяцев. Постановлением УФАС от 12.08.2021 о наложении штрафа по делу об административном правонарушении № 047/04/9.21-1377/2021 Общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, с назначением наказания в виде штрафа в размере 600 000 руб. Не согласившись с законностью вышеуказанного постановления, Общество обратилось в арбитражный суд. Суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в действиях Общества состава вмененного административного правонарушения, не установил нарушений порядка и срока давности привлечения к административной ответственности, а также оснований для применения статьи 2.9 КоАП РФ, в связи с чем в удовлетворении заявленных требований отказал. Суд апелляционной инстанции согласился с позицией суда первой инстанции. Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает, что жалоба не подлежит удовлетворению в силу следующего. Частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ установлена административная ответственность в том числе за нарушение субъектом естественной монополии установленного порядка подключения (технологического присоединения) к электрическим сетям. В силу части 2 статьи 9.21 КоАП РФ повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от шестисот тысяч до одного миллиона рублей. Согласно пункту 6 Правил № 861 технологическое присоединение осуществляется на основании договора, заключаемого между сетевой организацией и юридическим или физическим лицом, в сроки, установленные названными Правилами. Заключение договора является обязательным для сетевой организации. Согласно пункту 16 Правил № 861 договор об осуществлении технологического присоединения, заключаемый с физическим лицом в целях технологического присоединения энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет до 15 кВт включительно (с учетом ранее присоединенных в данной точке присоединения энергопринимающих устройств), которые используются для бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, и электроснабжение которых предусматривается по одному источнику, должен содержать срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению, который не может превышать 6 месяцев. В силу пункта 103 Правил № 861 договор между сетевой организацией и заявителями, указанными в пунктах 12(1), 13(2) - 13(5) и 14 настоящих Правил, заключается путем направления заявителю выставляемого сетевой организацией счета для внесения платы (части платы) за технологическое присоединение и оплаты заявителем указанного счета. Согласно пункту 104 Правил № 861 наличие заключенного заявителями, указанными в пунктах 12(1), 13(2) - 13(5) и 14 настоящих Правил, договора подтверждается документом об оплате такими заявителями счета, предусмотренного пунктом 103 настоящих Правил. Согласно пункту 108 Правил № 861 результатом исполнения обязательств сетевой организации по выполнению мероприятий по технологическому присоединению энергопринимающих устройств заявителей, указанных в пунктах 12(1), 13(2) - 13(5) и 14 настоящих Правил, кроме случаев, если технологическое присоединение энергопринимающих устройств таких заявителей осуществляется на уровне напряжения выше 0,4 кВ, является обеспечение сетевой организацией возможности действиями заявителя осуществить фактическое присоединение объектов заявителя к электрическим сетям и фактический прием (подачу) напряжения и мощности для потребления энергопринимающими устройствами заявителя электрической энергии (мощности) в соответствии с законодательством Российской Федерации и на основании договоров, обеспечивающих продажу электрической энергии (мощности) на розничном рынке. Исполнение сетевой организацией указанных обязательств осуществляется вне зависимости от исполнения обязательств заявителем (за исключением обязательств по оплате счета, предусмотренного пунктом 103 настоящих Правил). Суды обоснованно пришли к выводу о нарушении Обществом срока технологического присоединения Объекта к электрическим сетям, наличии виновности и состава вмененного административного правонарушения (с учетом повторности привлечения Общества к административной ответственности по статье 9.21 КоАП РФ). Вопреки доводам Общества оспоренное постановление Управления содержит ясную и полную картину вмененного нарушения законодательства. Оснований для снижения размера штрафа суды не установили (части 3.2, 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ). С учетом длительности просрочки, иных конкретных обстоятельств исключительных оснований для признания правонарушения малозначительным (статья 2.9 КоАП РФ) не установлено. Выводы судов о невозможности применения к настоящему случаю статьи 2.9 КоАП РФ обоснованны. Согласно пункту 18.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» оценка вывода арбитражного суда первой и (или) апелляционной инстанции о наличии или отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям исходя из совершенного лицом правонарушения и, как следствие, о возможности или невозможности квалификации такого правонарушения как малозначительного с учетом положений статей 286 и 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не входит в компетенцию арбитражного суда кассационной инстанции. Таким образом, обжалуемые судебные акты являются правильными, нарушений норм материального и процессуального права судами не допущено, оценка доказательств произведена судами с учетом требований статей 65-71, 210 АПК РФ в их совокупности и взаимной связи. Переоценка судом кассационной инстанции доказательств по делу, в том числе их относимости, допустимости, достаточности, достоверности, не допускается (пункт 32 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 № 13 «О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде кассационной инстанции», часть 3 статьи 286, часть 2 статьи 287 АПК РФ). Основания для изменения либо отмены обжалованных судебных актов отсутствуют (статья 288 АПК РФ). Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа постановил: решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 31.01.2022 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.05.2022 по делу № А56-93078/2021 оставить без изменения, а кассационную жалобу публичного акционерного общества «Россети Ленэнерго» - без удовлетворения. | ||||
Председательствующий | В.М. Толкунов | |||
Судьи | Л.Б. Мунтян И.Г. Савицкая | |||