ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А56-93383/15 от 20.09.2017 Тринадцатого арбитражного апелляционного суда

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65

http://13aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург

29 сентября 2017 года

Дело №А56-93383/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 20 сентября 2017 года

Постановление изготовлено в полном объеме 29 сентября 2017 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего Слобожаниной В.Б.

судей Сотова И.В., Черемошкиной В.В.

при ведении протокола судебного заседания: секретарем Панковой Н.А.

при участии:

от истца: представитель Беляков И.В. по доверенности от 12.05.2017 № 5;

от ответчика: представитель Дорожкин В.В. по доверенности от 28.04.2017 № 17;

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-16489/2017) Администрации муниципального образования «Морозовское городское поселение Всеволожского муниципального района Ленинградской области» на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 13.05.2017 по делу № А56-93383/2015 (судья Селезнева О.А.), принятое по иску

открытого акционерного общества «Жилищно-коммунальное хозяйство п. им. Морозова»

к Администрации муниципального образования «Морозовское городское поселение Всеволожского муниципального района Ленинградской области»

об обязании заключить договор о предоставлении субсидии

установил:

Открытое акционерное общество «Жилищно-коммунальное хозяйство п. им. Морозова» (далее – истец, Общество, ОАО «ЖКХ п. им. Морозова») обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с исковым заявлением к Администрации муниципального образования «Морозовское городское поселение Всеволожского муниципального района Ленинградской области» (далее - ответчик, Администрация) об обязании заключить договор о предоставлении 19 186 328 руб. 26 коп. субсидии на возмещение затрат, связанных с оказанием коммунальных услуг, поставляемых в многоквартирные жилые дома МО «Морозовское городское поселение».

Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 13.05.2017 исковые требования удовлетворены в полном объеме.

Ответчик, не согласившись с решением суда, подал апелляционную жалобу, в которой просит решение отменить, рассмотреть дело по правилам, установленным Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции, привлечь Совет депутатов муниципального образования «Морозовское городское поселение Всеволожского муниципального района Ленинградской области» (далее - Совет депутатов) к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора и отказать в удовлетворении заявленных требований.

В обоснование доводов апелляционной жалобы Администрация указала, чтоо в отсутствие принятого в установленном законом порядке положения о выплате субсидии в текущем финансовом году, решения уполномоченного органа о выплате субсидии конкретному юридическому лицу, а также бюджетных ассигнований на реализацию данного бюджетного обязательства в местном бюджете на текущий финансовый год, у Администрации отсутствуют установленные законом основания для заключения договора и выплаты истцу субсидии на возмещение затрат, связанных с оказанием коммунальных услуг, поставляемых в многоквартирные жилые дома поселения в размере 19 186 328 руб. 26 коп.

Также, по мнению Администрации, суд первой инстанции принял решение о правах и обязанностях лица, не привлеченного к участию в деле - Совета депутатов, к исключительной компетенции которого относится принятие бюджета и внесение в него изменений, поскольку реализация принятого судом первой инстанции судебного акта будет невозможна без принятия представительным органом решений о внесении изменений в бюджет.

15.09.2017 в апелляционный суд от истца поступил отзыв на апелляционную жалобу, согласно которому истец просит решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

В судебном заседании представитель Администрации доводы апелляционной жалобы поддержал, просил решение суда отменить.

Представитель Общества по доводам апелляционной жалобы возражал, поддержал позицию отзыва на апелляционную жалобу.

Законность и обоснованность решения проверены в апелляционном порядке.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, является управляющей организацией, оказывающей услуги по обеспечению населения коммунальными услугами на территории МО «Морозовское городское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области. Для целей обеспечения населения услугами горячего водоснабжения ОАО «ЖКХ п. им. Морозова» заключило договор N 8/т от 01.01.2013 с ресурсоснабжающей организацией ООО «Флагман», в соответствии с которым ОАО «ЖКХ п. им. Морозова» приобретало тепловую энергию для целей горячего водоснабжения многоквартирных жилых домов МО «Морозовское городское поселение». Количество приобретаемой у ООО «Флагман» тепловой энергии определялось на основании показаний приборов учета, которые были установлены на источниках теплоснабжения ООО "Флагман". Оплата за приобретенный у ООО «Флагман» ресурс осуществлялась на основании показаний указанных приборов учета исходя из стоимости 1 Гкал тепловой энергии, отпущенной ОАО «ЖКХ п. им. Морозова».

В соответствии с жилищным законодательством выставление счетов населению за потребленную горячую воду осуществлялось ОАО «ЖКХ п. им. Морозова» исходя из стоимости 1 м?, при этом многоквартирные жилые дома в пос. им. Морозова, в которые ОАО «ЖКХ п. им. Морозова» поставляло горячую воду, не оборудованы общедомовыми приборами учета. Выставление счетов на оплату горячей воды населению должно осуществляться на основании показаний индивидуальных приборов учета, а при их отсутствии на основании утвержденных нормативов потребления горячей воды. Ввиду наличия значительного количества жилых помещений, не оснащенных индивидуальными приборами учета горячей воды, ОАО «ЖКХ п. им. Морозова» выставляло счета на оплату исходя из утвержденных нормативов потребления горячей воды.

Количество отпущенной горячей воды, рассчитанное исходя из утвержденных нормативов потребления, оказалось меньше фактического количества тепловой энергии для целей горячего водоснабжения, приобретенного ОАО «ЖКХ п. им. Морозова» у ресурсоснабжающей организации. Таким образом, в 2013 - 2014 годах ОАО «ЖКХ п. им. Морозова» приобрело у ООО «Флагман» тепловую энергию по цене, превышающей сумму, выставленную для оплаты населению, вследствие необходимости применения в расчетах с населением нормативов потребления, не отражающих реального количества потребленной горячей воды. Данная разница между стоимостью приобретенного ресурса и стоимостью услуг, выставленных населению, составила затраты ОАО «ЖКХ п. им. Морозова», не покрытыми за счет оплаты населением коммунального ресурса.

Постановлением Совета депутатов муниципального образования «Морозовское городское поселение Всеволожского муниципального района Ленинградской области» от 28.02.2013 N 3 утверждено «Положение о порядке предоставления в 2014 году субсидий в целях возмещения затрат, связанных с оказанием коммунальных услуг на территории муниципального образования «Морозовское городское поселение Всеволожского муниципального района Ленинградской области» (далее - Положение № 3 от 28.02.2013). По кругу лиц действие Положения № 3 от 28.02.2013 распространяется на юридических лиц, осуществляющих непосредственное обеспечение горячим водоснабжением граждан по договорам, заключаемым с управляющими организациями и товариществами собственников жилья. В соответствии с пунктами 1.6, 1.6.1 Положения № 3 от 28.02.2013, под затратами, связанными с оказанием услуг по горячему водоснабжению и подлежащими возмещению понимаются экономически обоснованные расходы, понесенные получателем субсидии в процессе приобретения получателем субсидии у организаций коммунального комплекса в той части, в которой указанные затраты не покрываются за счет потребителей коммунальных услуг вследствие установления уполномоченными органами нормативов потребления коммунальных услуг на уровне меньшем, чем необходимо для полного покрытия затрат получателей субсидии.

ОАО «ЖКХ п. им. Морозова» подало заявку от 04.12.2014 N 92 на получение 19 186 328 руб. 26 коп. субсидии на возмещение выпадающих доходов и затрат, которая получила положительное заключение комиссии Совета депутатов муниципального образования «Морозовское городское поселение».

Решением Совета депутатов МО Морозовское городское поселение Всеволожского муниципального района Ленинградской области (протокол N 6 от 11.12.2014) ОАО «ЖКХ п. им. Морозова» предоставлена субсидия 19 186 328 руб.
26 коп., которая должна была быть учтена при формировании бюджета на 2015 год.

Постановлением Совета депутатов МО «Морозовское городское поселение» от 29.12.2014 N 48 "О бюджете на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов", в бюджете предусмотрены денежные средства на предоставление ОАО «ЖКХ п. им. Морозова» субсидии 19 186 328 руб. 26 коп.

28.09.2015 ОАО «ЖКХ п. им. Морозова» обратилось в Администрацию с офертой о заключении договора на предоставление субсидии.

Решением Совета депутатов от 29.09.2015 N 28 отменено решение Совета депутатов от 11.12.2014 (протокол N 6) "О рассмотрении вопроса о предоставлении в 2014 году ОАО «ЖКХ п. им. Морозова» субсидии на возмещение затрат, связанных с оказанием коммунальных услуг, поставляемых в многоквартирные жилые дома, расположенные на территории "Морозовское городское поселение Всеволожского муниципального района Ленинградской области", в связи с чем письмом от 16.10.2015 Администрация отказалась от предоставления ОАО «ЖКХ п. им. Морозова» субсидии на возмещение затрат, связанных с оказанием коммунальных услуг", что послужило основанием к обращению ОАО «ЖКХ п. им. Морозова» в арбитражный суд с настоящим иском об обязании заключить договор о предоставлении 19 186 328 руб. 26 коп. субсидии на возмещение затрат, связанных с оказанием коммунальных услуг, поставляемых в многоквартирные жилые дома МО «Морозовское городское поселение».

В рамках дела № А56-91846/2015 ОАО «ЖКХ п. им. Морозова» оспорило решение Совета депутатов от 29.09.2015 N 28 и постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.10.2016 по делу № А56-91846/2015, оставленным без изменения постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 27.02.2017, решение Совета депутатов от 29.09.2015 N 28 признано незаконным, при этом суд обязал Совет депутатов устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ОАО «ЖКХ п. им. Морозова».

Суд первой инстанции, руководствуясь нормами Бюджетного кодекса Российской Федерации и Положением № 3 от 28.02.2013, а также установив, что решение Совета депутатов от 29.09.2015 N 28 в судебном порядке признано недействительным, признал исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Изучив материалы дела, заслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, проверив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.

В силу статьи 78 Бюджетный кодекс Российской Федерации (далее - БК РФ) субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг из местного бюджета - в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования о местном бюджете и принимаемыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами местной администрации или актами уполномоченных ею органов местного самоуправления.

Выделение денежных средств на предоставление субсидии допустимо в соответствии с нормами БК РФ как в следующем очередном финансовом году при условии включения соответствующих бюджетных ассигнований в решение о бюджете, так и в текущем финансовом году после внесения соответствующих изменений в закон (решение) о бюджете.

В Положении № 3 от 28.02.2013 Совет депутатов определил цели, критерии и условия предоставления субсидии.

ОАО «ЖКХ п. им. Морозова», направив заявку с приложенными к ней документами и получив положительное заключение комиссии Совета депутатов, подтвердило свое соответствие утвержденным Советом депутатов критериям для получения субсидии, при этом приняв решение от 11.12.2014 о предоставлении субсидии, Совет депутатов подтвердил соответствие ОАО «ЖКХ п. им. Морозова» утвержденным критериям, необходимым для получения субсидии и закрепил право ОАО «ЖКХ п. им. Морозова» на получение субсидии, которое должно было быть реализовано посредством заключения договора с Администрацией как с распорядителем бюджетных средств.

Вместе с тем, пунктом 4 решения Совета депутатов от 11.12.2014, предусмотрено, что в случае отсутствия средств в бюджете, Администрация учитывает указанное обстоятельство при формировании бюджета МО «Морозовское городское поселение» на 2015 год средства в соответствующем размере на предоставление субсидии.

При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что заключение договора на предоставление субсидии не зависит от достаточности денежных средств в бюджете муниципального образования и не обусловлено заблаговременным включением средств в соответствующем размере в бюджет муниципального образования, в связи с чем правомерно удовлетворил заявленные требования.

Кроме того, обязанность по внесению представительным органом муниципального образования изменений в бюджет либо включению бюджетных ассигнований в решение о бюджете для целей предоставления субсидии истцу обусловлена не обязательством Администрации по заключению договора на предоставление субсидии истцу, а возникла с момента принятия решения Советом депутатов от 11.12.2014 (протокол № 6).

В этой связи у суда первой инстанции отсутствовали основания для привлечения Совета депутатов к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, поскольку судебный акт по настоящему делу не порождает для указанного лица, каких-либо дополнительных обязательств.

С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые не были бы проверены и не оценены судом первой инстанции при рассмотрении дела, имели бы юридическое значение и влияли на его законность и обоснованность.

Судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства и исследованы доказательства, представленные сторонами по делу, правильно применены подлежащие применению нормы материального права, обстоятельства, установленные статьей 270 АПК РФ в качестве оснований для отмены либо изменения судебного акта, апелляционным судом не установлены.

Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 13.05.2017 по делу № А56-93383/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.

Председательствующий

В.Б. Слобожанина

Судьи

И.В. Сотов

В.В. Черемошкина