ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А56-93694/2022 от 20.09.2023 Тринадцатого арбитражного апелляционного суда

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65, лит. А

http://13aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург

27 сентября 2023 года

Дело №А56-93694/2022

Резолютивная часть постановления объявлена 20 сентября 2023 года

Постановление изготовлено в полном объеме 27 сентября 2023 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Мельниковой Н.А.

судей Новиковой Е.М., Пономаревой О.С.

при ведении протокола судебного заседания: Пановой А.М.

при участии: согласно протоколу

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы (регистрационный номер 13АП-24736/2023, 13АП-24737/2023) СПбГКУ "Жилищное агентство Невского района Санкт-Петербурга" и ООО "Жилищно-Коммунальные Системы Северо-Запада" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 03.06.2023 по делу № А56-93694/2022, принятое

по иску ООО "Жилищно-Коммунальные Системы Северо-Запада"

к СПбГКУ "Жилищное агентство Невского района Санкт-Петербурга"

о взыскании

установил:

общество с ограниченной ответственностью «Жилищно-Коммунальные Системы Северо-Запада» (далее - истец, Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с исковым заявлением к Санкт-Петербургскому государственному казенному учреждению «Жилищное агентство Невского района Санкт-Петербурга» (далее – Учреждение, ответчик), о взыскании 714 920,38 руб. задолженности, а именно: 204 466,76 руб. на электрическую энергию (январь 2019 – июнь 2020), 21 052,97 руб. пеней, 450 547,61 руб. суммы повышающего коэффициента на холодное водоснабжение (январь 2019 - ноябрь 2021), 38 852,69 руб. пени, а также судебных расходов по уплате государственной пошлины.

Решением суда от 03.06.2023 с ответчика в пользу истца взыскано 382 275,62 руб. задолженности, 10 646 руб. судебных расходов по уплате государственной пошлины. В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.

Не согласившись с вынесенным решением, истец обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить в части и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований в полном объеме. В обоснование апелляционной жалобы ее податель указывает на то, что суд первой инстанции пришел к ошибочному выводу о пропуске истцом срока исковой давности. Кроме того, истец не согласен в части отказа во взыскании пеней по причине невыставления счетов, поскольку ответчик, действуя добросовестно, мог обратился к истцу и получить платежные документы.

Также ответчик обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить в части взыскания начислений повышающего коэффициента в коммунальных квартирах, которые находятся в долевой собственности Санкт-Петербурга и граждан. По мнению ответчика, оснований для начислений повышающего коэффициента в отношении жилых помещений смешанной собственности не имеется в связи с отсутствием правого регулирования.

В судебном заседании стороны доводы своих жалоб поддержали, против удовлетворения жалоб оппонента возражали.

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверена в апелляционном порядке.

Как следует из материалов дела, истец в период с января 2019 по июнь 2020 осуществлял управление в отношении многоквартирных домов (далее - МКД) по адресам: улица Бабушкина д. 42, корп. 2; улица Грибакиных, д. 3, лит. Е; бульвар Красных Зорь, д. 6; ул. Подвойского, д. 46, лит. Ш.

В МКД имеются помещения, не оборудованные индивидуальными приборами учета электрической энергии, находящиеся в государственной собственности города Санкт-Петербурга.

В период с 01.01.2019 по 30.06.2021 в отношении жилых помещений необорудованных индивидуальными приборами учета, находящихся в государственной собственности города Санкт-Петербург, начислена плата за электрическую энергию с учетом повышающего коэффициента к нормативам потребления коммунальных услуг в размере 613 400,28 руб. Нанимателям жилых помещений за этот период начислена плата за холодное водоснабжение в размере 408 933,52 руб.

Оставшаяся часть платы подлежащая уплате наймодателем (собственником помещения) за холодное водоснабжение составляет 204 466,76 руб.

Также истец в период с января 2019 по октябрь 2021 является управляющей компанией в отношении многоквартирных домов в городе Санкт-Петербурге по адресам: улица Бабушкина д. 42, корп. 2; д. 47, корп. 3; Большой Смоленский пр., д. 26, лит. Т; улица Грибакиных, д. 3, лит. Е; бульвар Красных Зорь, д. 6; д. 10; улица Кржижановского, д. 5, корп. 2; ул. Крупской д. 24 к.1; ул. Подвойского, д. 46, лит. Ш.

В данных многоквартирных домах имеются помещения, не оборудованные индивидуальными приборами учета холодного водоснабжения, находящиеся в государственной собственности города Санкт-Петербурга.

В период с 01.01.2019 по 30.11.2021, в отношении жилых помещений необорудованных индивидуальными приборами учета, находящихся в государственной собственности города Санкт-Петербург, начислена плата за холодное водоснабжение с учетом повышающего коэффициента к нормативам потребления коммунальных услуг в размере 1 351 642,84 руб.

Нанимателям жилых помещений за этот период начислена плата за холодное водоснабжение в размере 901 095,22 руб.

Оставшаяся часть платы подлежащая уплате наймодателем (собственником помещения) за холодное водоснабжение составляет 450 547,61 руб.

Распоряжением Жилищного комитета Санкт-Петербурга от 15.06.2005 № 52-р и распоряжением Комитета по управлению городским имуществом Правительства Санкт-Петербурга от 01.06.2011 № 74-р установлена обязанность Жилищных агентств административных районов по представлению интересов Санкт-Петербурга как собственника помещений в жилом доме.

Ссылаясь на то, что Санкт-Петербург не исполнил возложенную на него как собственника жилых помещений установленную законом обязанность по оснащению своих помещений ИПУ учета холодной и горячей воды, электрической энергии, полномочиями по представлению интересов Санкт-Петербурга как собственника помещений в МКД наделено Учреждение, Общество обратилось к последнему с претензией с требование погасить задолженность, неудовлетворение которой явилось основанием для обращения Общества в арбитражный суд с настоящим иском.

Суд первой инстанции, удовлетворяя иск частично, правомерно руководствовался следующим.

В силу статьи 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Согласно статье 249 ГК РФ каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.

Частью 2 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее — ЖК РФ) установлено, что плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме; плату за коммунальные услуги.

На основании пункта 4 статьи 155 ЖК РФ наниматели жилых помещений по договору социального найма и договору найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда в многоквартирном доме, управление которым осуществляется управляющей организацией, вносят плату за содержание жилого помещения, а также плату за коммунальные услуги этой управляющей организации. Если размер вносимой нанимателем жилого помещения платы меньше, чем размер платы, установленный договором управления, оставшаяся часть платы вносится наймодателем этого жилого помещения в согласованном с управляющей организацией порядке.

Согласно пункту 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. При расчете платы за коммунальные услуги для собственников помещений в многоквартирных домах, которые имеют установленную законодательством Российской Федерации обязанность по оснащению принадлежащих им помещений приборами учета используемых воды, электрической энергии и помещения которых не оснащены такими приборами учета, применяются повышающие коэффициенты к нормативу потребления соответствующего вида коммунальной услуги в размере и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.

В силу части 1 статьи 158 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.

Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 (далее - Правила № 354).

В соответствии с пунктом 42 Правил № 354 при отсутствии индивидуального или общего (квартирного) прибора учета холодной воды, горячей воды, электрической энергии и в случае наличия обязанности установки такого прибора учета размер платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению и (или) электроснабжению определяется исходя из норматива потребления коммунальной услуги по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению и (или) электроснабжению с применением повышающего коэффициента, величина которого в 2016 году принимается равной 1,4, а с 1 января 2017 года - 1,5. Этот коэффициент не применяется при наличии акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного) прибора учета холодной воды, горячей воды и (или) электрической энергии, подтверждающего отсутствие технической возможности установки такого прибора учета, начиная с расчетного периода, в котором составлен такой акт.

Согласно пункту 81 Правил № 354 оснащение жилого или нежилого помещения приборами учета, ввод установленных приборов учета в эксплуатацию, их надлежащая техническая эксплуатация, сохранность и своевременная замена должны быть обеспечены собственником жилого или нежилого помещения. Ввод установленного прибора учета в эксплуатацию, то есть документальное оформление прибора учета в качестве прибора учета, по показаниям которого осуществляется расчет размера платы за коммунальные услуги, осуществляется исполнителем, в том числе, на основании заявки собственника жилого или нежилого помещения, поданной исполнителю.

В соответствии с пунктом 9 статьи 11 Федерального закона от 23.11.2009 № 261- ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон № 261-ФЗ) собственники зданий, строений, сооружений, собственники помещений в многоквартирных домах обязаны обеспечивать соответствие зданий, строений, сооружений, многоквартирных домов установленным требованиям энергетической эффективности и требованиям их оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов (за исключением требований, обеспечение выполнения которых в соответствии с настоящим Федеральным законом возложено на других лиц) в течение всего срока их службы путем организации их надлежащей эксплуатации и своевременного устранения выявленных несоответствий.

В силу пункта 5 статьи 13 Закона № 261-ФЗ до 01.07.2012 собственники жилых домов, за исключением указанных в части 6 настоящей статьи, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии.

Следовательно, как верно заключил суд первой инстанции, применение повышающего коэффициента к нормативу потребления соответствующей коммунальной услуги обусловлено, во-первых, наличием предусмотренной действующим законодательством обязанности по оснащению помещения приборами учета используемых воды, во-вторых, отсутствием в помещении таких приборов учета, когда имеется техническая возможность их установки. При этом отсутствие такой технической возможности доказывает собственник помещения.

По смыслу приведенных выше норм собственники комнат в коммунальной квартире не могут быть освобождены от обязанности по установке общих (квартирных) приборов учета холодной воды, горячей воды, электрической энергии только в силу особенного статуса принадлежащего им жилого помещения. Поэтому, вопреки доводам ответчика, то обстоятельство, что часть спорных жилых помещений являются комнатами в коммунальной квартире, само по себе не свидетельствует о невозможности установки в них общих (квартирных) приборов учета. Наличие технической возможности установки общих (квартирных) приборов учета в коммунальной квартире также определяется в соответствии с Приказом № 485/пр, однако акт обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки общего (квартирного) прибора учета холодной воды, горячей воды, электрической энергии, подтверждающий отсутствие технической возможности установки такого прибора учета, ответчиком не представлен.

При таких обстоятельствах отсутствие общего (квартирного) прибора учета холодной воды, горячей воды, электрической энергии при наличии у собственников комнат в коммунальной квартире обязанности установки такого прибора учета в силу пунктов 42, 50 Правил № 354 позволяет рассчитывать размер платы за коммунальные услуги с учетом повышающего коэффициента - 1,5 (по формуле пункта 7(1) приложения № 2 к Правилам № 354).

Расходы на установку общего (квартирного) прибора учета в коммунальной квартире по правилам статей 30 и 46 ЖК РФ несут все собственники комнат в коммунальной квартире пропорционально их доле в праве общей собственности на общее имущество в данной квартире.

Данная позиция изложена в Постановлении Арбитражного суда Северо-Западного округа от 26.01.2023 № А56-31545/2022.

Между тем, принимая во внимание довод ответчика об исключении с 01.03.2020 МКД по адресу: Подвойского ул., д. 46 из реестра лицензий Общества, суд правомерно исключил начисления по данному объекту за последующий период.

Относительно довода ответчика о частичном пропуске срока Обществом исковой давности суд отмечает следующее.

Общий срок исковой давности устанавливается в три года (статья 196 ГК РФ).

В силу статьи 200 ГК РФ, если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.

Кроме того, согласно пункту 1 статьи 204 ГК РФ со дня обращения в суд срок исковой давности не течет на протяжении всего времени, пока осуществляется судебная защита.

В соответствии с пунктом 2 статьи 204 ГК РФ, если суд оставил заявление без рассмотрения, течение срока исковой давности продолжается в общем порядке с момента вступления в силу соответствующего определения. Это же правило распространяется и на случаи прекращения производства по делу (например, когда истец отказался от иска, сторона в деле ликвидирована и т.п.). Если после оставления заявления без рассмотрения неистекшая часть срока давности составляет менее 6 месяцев, по общему правилу она удлиняется до шести месяцев (пункт 3 статьи 204 ГК РФ).

В то же время пунктом 18 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.09.2015 N 43 "О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности" для этого правила установлены исключения для случаев, когда иск был оставлен без рассмотрения по предусмотренным пунктами 2, 7 и 9 части 1 статьи 148 АПК РФ и прямо зависящим от истца основаниям:

- не соблюден обязательный досудебный порядок урегулирования спора;

- исковое заявление не подписано или подписано неуполномоченным лицом;

- истец повторно не явился в судебное заседание и не заявил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие или об отложении судебного разбирательства, а ответчик не требует рассмотрения дела по существу;

- имеется соглашение сторон о передаче спора в третейский суд и от ответчика до начала рассмотрения дела по существу поступило возражение относительно рассмотрения и разрешения спора в суде.

В данном случае первоначально в рамках дела А56-25513/2022 иск подан 11.03.2022, которой определением суда от 21.09.2022 оставлен без рассмотрения на основании пункта 9 части 1 статьи 148 АПК РФ (повторная неявка в судебное заседания заявителя), а значит, течение срока исковой давности на период рассмотрения данного дела не приостанавливалось. Аналогичная позиция изложена в постановлении апелляционного суда от 23.03.2021 по делу № А56- 51769/2020.

В этой связи срок исковой давности надлежит исчислять с даты подачи истцом заявления в суд – 14.09.2022, учитывая приостановление срока его течения на 30 дней (претензионный порядок). Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что с ответчика в пользу истца подлежит взысканию 382 275,62 руб. задолженности.

Истцом начислена неустойка в общем размере 59 905,66 руб.

Отказывая в удовлетворении требования о взыскании неустойки, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.

Кредитор вправе требовать уплаты неустойки, определенной законом (законной неустойки), независимо от того, предусмотрена ли обязанность ее уплаты соглашением сторон (пункт 1 статьи 332 ГК РФ).

В соответствии с частью 14 статьи 155 ЖК РФ лица, несвоевременно и (или) не полностью внесшие плату за жилое помещение и коммунальные услуги, обязаны уплатить кредитору пени в установленном названной нормой размере.

Вместе с тем, согласно пункту 1 части 2 статьи 155 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится на основании платежных документов (в том числе платежных документов в электронной форме, размещенных в системе), представленных не позднее первого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива.

Объем и состав информации, подлежащей указанию в платежных документах, предусмотрен в пункте 69 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354.

Так, в подпункте «г» пункта 69 названных Правил установлено, что в платежном документе обязательно указываются объем каждого вида коммунальных услуг, предоставленных потребителю за расчетный период в жилом (нежилом) помещении, и размер платы за каждый вид предоставленных коммунальных услуг.

Согласно пункту 3 статьи 405 ГК РФ должник не считается просрочившим, пока обязательство не может быть исполнено вследствие просрочки кредитора. Кредитор считается просрочившим, если он отказался принять предложенное должником надлежащее исполнение или не совершил действий, предусмотренных законом, иными правовыми актами или договором, либо вытекающих из обычаев делового оборота или из существа обязательства, до совершения которых должник не мог исполнить своего обязательства (пункт 1 статьи 406 ГК РФ).

Руководствуясь вышеприведенными нормами законодательства, суд принимая во внимание позицию, изложенную в Постановлении суда округа от 15.07.2021 по делу № А56-89706/2020, учитывая поведение истца, суд первой инстанции правомерно не нашел оснований для удовлетворения требования истца о взыскании пени.

Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, апелляционным судом не установлено, оснований для отмены судебного акта не имеется.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 03.06.2023 по делу № А56-93694/2022 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.

Председательствующий

Н.А. Мельникова

Судьи

Е.М. Новикова

О.С. Пономарева