ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65, лит. А
http://13aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Санкт-Петербург
18 марта 2021 года | Дело № А56-93861/2020 |
Постановление изготовлено в полном объеме марта 2021 года
Судья Тринадцатого арбитражного апелляционного суда Горбачева О.В.
рассмотрев без вызова сторон апелляционную жалобу (регистрационный номер АП-3940/2021 ) Открытого акционерного общества "Российские железные дороги" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 29.12.2020 по делу № А56-93861/2020 (судья Радынов С.В.), рассмотренному в порядке упрощенного производства
по иску Открытого акционерного общества "Российские железные дороги"
к Обществу с ограниченной ответственностью "Влад"
о взыскании,
установил:
ОАО «Российские железные дороги» (адрес: 107174, Москва, ул Басманная Нов., д. 2; ОГРН: <***>, далее истец) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к ООО "ВЛАД" (адрес: 187404, Волховский район, город Волхов, Ленинградская область, Мурманское шоссе, дом 10 стр 1, ОГРН: <***>, далее – ответчик) о взыскании штрафа в сумме 50 000 руб.
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства.
Решением суда первой инстанции в виде резолютивной части от 24.12.2020 в удовлетворении требований отказано. Мотивированное решение составлено 29.12.2020.
В апелляционной жалобе истец, ссылаясь на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права и несоответствие выводов суда фактическим обстоятельсвам дела, просит решение суда первой инстанции отменить и удовлетворить исковые требования.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены в апелляционном порядке без вызова сторон в соответствии с частью 1 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Как следует из материалов дела, 22.11.2019 между истцом (Перевозчик) и ответчиком (Клиент) заключен договор N 36ЭП/19/6 на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования при станции Мурманские Ворота.
Как следует из материалов дела, на станцию Мурманские Ворота прибыл вагон № 21139373 в адрес ответчика.
Вагон № 21139373 является собственностью Республики Беларусь (код 21).
Локомотивом перевозчика на путь необщего пользования ответчика вагон № 21139373 подан 07.05.2020 в 11.00.
Операция "Уборка вагона с подъездного пути" была осуществлена 19.05.2020 в 09:00.
Указанные обстоятельства подтверждаются памятками приемосдатчика № 33, № 36, ведомостью подачи и уборки вагонов № 056033.
Время простоя под выгрузкой составило 286 часов 00 минут.
Таким образом, ответчик неправомерно удерживал вагон N 211139373 под выгрузкой 250 часов (286 - 36).
В соответствии с положениями статьи 100 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации за задержку вагонов в случаях, предусмотренных статьями 47 и 99 настоящего Устава, с грузоотправителя, грузополучателя перевозчиком за каждый час простоя каждого вагона взыскивается штраф в размере 0,2 размера минимального размера оплаты труда, при этом базовая сумма для расчета штрафов согласно статье 5 Федерального закона от 19.06.2000 N 82-ФЗ составляет 100 руб. Таким образом, сумма штрафа за каждый час задержки вагона составляет 200 руб.
Истцом в адрес ответчика была направлена претензия от 07.08.2020 на уплату штрафа в сумме 50000 рублей (250 х 200), которая последним была оставлена без удовлетворения, что послужило основанием для обращения ОАО «РЖД» в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении исковых требований, указал, что поскольку истцом в материалы дела не представлена железнодорожная транспортная накладная законное право истца на данный вагон признается неподтвержденным.
Апелляционный суд, исследовав материалы дела, проанализировав доводы апелляционной жалобы, считает решение суда первой инстанции подлежащим отмене.
В соответствии со статьями 307, 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства возникают из договоров и других сделок, вследствие причинения вреда, вследствие неосновательного обогащения, а также из иных оснований, указанных в названном Кодексе; должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов; при отсутствии таких условий согласно обычаям или иным обычно предъявляемым требованиям.
В соответствии со статьей 36 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации грузополучатель обязан по прибытии груза на железнодорожную станцию назначения принять его и выгрузить с соблюдением технологического срока оборота вагонов, который в соответствии со статьей 62 Устава составляет 36 часов с момента подачи вагонов под выгрузку локомотивами, принадлежащими перевозчику.
В соответствии с частью 6 статьи 62 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации за задержку вагонов, контейнеров, принадлежащих перевозчику, под погрузкой, выгрузкой на местах общего и необщего пользования, в том числе на железнодорожных путях необщего пользования, более чем на двадцать четыре часа по истечении установленных договорами на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования или договорами на подачу и уборку вагонов технологических сроков оборота вагонов, контейнеров либо по истечении тридцати шести часов с момента подачи вагонов под погрузку, выгрузку локомотивами, принадлежащими перевозчику, грузоотправители, грузополучатели, владельцы железнодорожных путей необщего пользования несут перед перевозчиком ответственность в соответствии со статьей 99 настоящего Устава.
Согласно части 2 статьи 99 Устава железнодорожного транспорта за задержку вагонов, контейнеров, принадлежащих перевозчикам, под погрузкой, выгрузкой грузов в местах общего и необщего пользования, включая железнодорожные пути необщего пользования, более чем на двадцать четыре часа по истечении технологических сроков оборота вагонов, контейнеров, установленных договорами на подачу и уборку вагонов или договорами на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования, либо по истечении тридцати шести часов с момента подачи вагонов, контейнеров под погрузку, выгрузку грузов локомотивами перевозчика грузоотправители, грузополучатели, владельцы железнодорожных путей необщего пользования уплачивают перевозчику в десятикратном размере штрафы, установленные статьями 100 и 101 указанного Устава, без внесения при этом платы за пользование вагонами, контейнерами.
Статьей 100 Устава железнодорожного транспорта предусмотрен штраф за каждый час простоя вагонов в размере 0,2 размера минимального размера оплаты труда.
Сумма штрафа, подлежащая уплате ответчиком за нарушение сроков погрузки/выгрузки в соответствии со статьями 36, 62, 99 - 100 Устава железнодорожного транспорта составляет 50 000 рублей.
Поскольку факт нахождения спорного вагона под выгрузкой на железнодорожном пути необщего пользования свыше 36 часов с момента подачи вагонов локомотивом перевозчика, подтверждено материалами дела, расчет штрафа соответствует требованиям статей 36, 62, 99 - 100 Устава железнодорожного транспорта, исковые требования признаются обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В соответствии с пунктом 4.5 Правил эксплуатации и обслуживания путей необщего пользования, утвержденных Приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 N 26, расчет времени нахождения вагонов на железнодорожном пути необщего пользования осуществляется на основании памяток приемосдатчика и актов общей формы в случае их составления.
Пунктом 7 Правил оформления и взыскания штрафов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, утвержденных приказом МПС РФ от 18.06.2003 N 43, предусмотрено, что расчет штрафов, установленных статьями 100 и 101 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации, производится по ведомостям подачи и уборки вагонов, составленным на основании памяток приемосдатчика.
В соответствии со ст. 68 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства дела, которые согласно закону должны быть подтверждены определенными доказательствами, не могут подтверждаться в арбитражном суде иными доказательствами.
Поскольку законодательством в области железнодорожного транспорта предусмотрено, что расчет времени нахождения вагонов на железнодорожном пути необщего пользования осуществляется на основании памяток приемосдатчика и актов общей формы в случае их составления, а расчет штрафов, установленных статьями 100 и 101 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации, производится по ведомостям подачи и уборки вагонов, составленным на основании памяток приемосдатчика, обстоятельства нарушения сроков уборки вагонов должны быть подтверждены именно указанными доказательствами.
В обоснование исковых требований, истцом в материалы дела представлены ведомости подачи и уборки вагонов, памятки приемосдатчика, содержащие сведения о нарушение сроков. Акты общей формы не составлялись, в связи с чем в силу вышеуказанных норм права их представление не является обязательным.
Апелляционный суд признает ошибочным вывод суда первой инстанции о недоказанности истцом права, на котором ему принадлежит спорный вагон, по следующим основаниям.
В подтверждение наличия титульного права на спорные вагоны истец сослался на Соглашение о разделении инвентарного парка грузовых вагонов и контейнеров бывшего МПС СССР.
В соответствии со статьей 3 Соглашения о разделении инвентарных парков грузовых вагонов и контейнеров бывшего МПС СССР между государствами участниками содружества, Азербайджанской Республикой, Республикой Грузия, Латвийской Республикой, Литовской Республикой, Эстонской Республикой и их дальнейшем совместном использовании (Минск, 22.01.1993), перевозка грузов железнодорожным транспортом осуществляется на основе совместного использования грузов и контейнеров, являющихся собственностью государств - участников Соглашения.
Пунктом 1.2 Соглашения о принципах совместного использования грузовых вагонов в межгосударственном сообщении предусмотрено, что все вагоны совместного пользования должны иметь обозначения государства - собственника.
К перевозкам, как внутри железнодорожной администрации, так и между железнодорожными администрациями допускаются собственные грузовые вагоны, зарегистрированные в Автоматизированном банке данных парка грузовых вагонов (пункт 1.12 Правил Эксплуатации), пономерного учета и расчетов за пользование грузовыми вагонами собственности других государств.
При этом пунктом 4.1 названных Правил эксплуатации предусмотрено, что железнодорожная администрация - пользовательница оплачивает железнодорожной администрации - собственнице вагонов за пользование грузовыми вагонами ее инвентарного парка.
Принадлежность вагона Республике Беларусь подтверждается справками из Автоматизированного банка данных парка грузовых вагонов.
Ответчиком доказательств, опровергающих принадлежность спорного вагона Республике Беларусь в материалы дела не предоставлено.
Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы и в силу пункта 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.
Анализ названных международных Соглашений позволяет сделать вывод, что в период нахождения грузовых вагонов, являющихся собственностью стран - участниц соглашения, на территории Российской Федерации, их использование железнодорожной администрацией осуществляется на праве возмездного пользования.
27.10.2008 утвержден Регламент взаимодействия между Министерством транспорта Российской Федерации, Федеральным агентством железнодорожного транспорта и открытым акционерным обществом "Российские железные дороги" по вопросам участия в работе Совета по железнодорожному транспорту государств - участников Содружества.
Согласно пункту 1.3 Регламента компетенция участников определяется следующим образом:
- к компетенции Минтранса России относятся вопросы, связанные с выработкой государственной политики и нормативно-правовым регулированием;
- к компетенции Росжелдора относятся вопросы, связанные с выполнением функций по реализации государственной политики и оказанию государственных услуг;
- к компетенции ОАО "РЖД" относятся вопросы обеспечения работы железнодорожного транспорта, в том числе в области функционирования инфраструктуры железнодорожного транспорта и осуществления перевозочного процесса, хозяйственных взаимоотношений с железнодорожными администрациями и организациями железнодорожного транспорта других государств.
Пунктом 3.1 Регламента установлено, что представителем железнодорожной администрации Российской Федерации является президент ОАО "РЖД".
Учитывая изложенное, при начислении данного штрафа ОАО "РЖД" действовало в пределах своих полномочий.
На основании изложенного, решение суда первой инстанции подлежит отмене, а исковые требования – удовлетворению.
Руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 29.12.2020 по делу N А56-93861/2020 отменить.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Влад" (ОГРН <***>) в пользу открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (ОГРН <***>) штраф в сумме 50000 рублей, расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение дела в судах первой и апелляционной инстанциях в сумме 5000 рублей.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Судья | О.В. Горбачева | |