ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А56-94460/2022 от 20.09.2023 Тринадцатого арбитражного апелляционного суда

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65, лит. А

http://13aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург

27 сентября 2023 года

Дело №А56-94460/2022

Резолютивная часть постановления объявлена 20 сентября 2023 года

Постановление изготовлено в полном объеме 27 сентября 2023 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Загараевой Л.П.,

судей Геворкян Д.С., Горбачевой О.В.,

при ведении протокола судебного заседания: Риваненковым А.И.,

при участии:

от заявителя: Фомин А.А. по доверенности от 01.09.2023,

от ответчика: Коган К.Л. по доверенности от 11.09.2023, Дьяконенко Д.Г. по доверенности от 11.09.2023,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-23165/2023) ООО «ЦЕНТР» на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 05.06.2023 по делу № А56- 94460/2022, принятое

по заявлению ООО «ЦЕНТР»

к Межрайонной ИФНС России №24 по Санкт-Петербургу

о признании,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью «ЦЕНТР» (далее - Общество, заявитель, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением к Межрайонной ИФНС России №24 по Санкт-Петербургу (далее – МИ ФНС №24, Инспекция, налоговый орган) о признании безнадежной к взысканию задолженности по налогу на добавленную стоимость (далее – НДС) в сумме 46 409 818 руб. и начисленные на нее пени, об обязании Межрайонной ИФНС России №24 по Санкт-Петербургу устранить допущенные нарушения прав путем исключения соответствующих записей из лицевого счета Общества.

Решением от 05.06.2023 в удовлетворении заявленных требований отказано.

В апелляционной жалобе ООО «ЦЕНТР», ссылаясь на неверное определение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт. По мнению подателя жалобы, Инспекция утратила возможность для взыскания в принудительном порядке указанной задолженности как в бесспорном, как и в судебном порядке.

В судебном заседании представитель ООО «ЦЕНТР» поддержал доводы, приведенные в апелляционной жалобе, а представитель Инспекции доводы жалобы отклонил и просит оставить без изменения решение суда первой инстанции.

Законность обжалуемого судебного акта проверена в апелляционном порядке.

Как следует из материалов дела,МИ ФНС №24 проведена выездная налоговая проверка Общества по налогу на добавленную стоимость за период с 01.01.2016 по 31.12.2017, по результатам которой составлен акт №07/1744 от 17.01.2020. Указанный акт вручен Обществу 23.07.2020.

Рассмотрев акт, письменные возражения Общества по материалам налоговой проверки, результаты дополнительных мероприятий налогового контроля и иные материалы проверки, МИ ФНС №24 вынесла решение №07/3538 от 09.09.2021 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, в соответствии с которым Обществу доначислен НДС в сумме 46 409 818 руб.

Решение №07/3538 от 09.09.2021 вручено Обществу 12.04.2022.

Решение №07/3538 от 09.09.2021 обжаловано Обществом в порядке, установленном главой 19 НК РФ, в Управление ФНС России по Санкт-Петербургу.

Срок рассмотрения апелляционной жалобы продлен решением УФНС России по Санкт-Петербургу от 06.06.2022 №16-15/29121. Решением от 03.08.2022 №16- 15/40613@ УФНС России по Санкт-Петербургу оставило апелляционную жалобу Общества без удовлетворения.

В рамках дела №А56-29494/2022 ООО «ЦЕНТР» оспорено решение от 09.09.2021 №07/3538 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Решением Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 26.09.2022 по делу №А56-29494/2022 в удовлетворении требований ООО «ЦЕНТР» было отказано. Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.12.2022 решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 26.09.2022 по делу №А56-29494/2022 оставлено без изменения, а апелляционная жалоба ООО «Центр» - без удовлетворения.

Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения в суд с настоящим заявлением.

Судом первой инстанции в удовлетворении заявления отказано.

Суд апелляционной инстанции, рассмотрев материалы дела, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, оценив доводы апелляционной жалобы, считает, что она не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

По смыслу статей 198 и 201 АПК РФ условиями признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений, действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц являются несоответствие оспариваемого акта, решения, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и одновременно с этим нарушение названным актом, решением, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконное возложение на них каких-либо обязанностей, создание иных препятствий для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Следовательно, оспаривая действие (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц заявитель должен доказать как несоответствие, противоречие оспариваемых решений и действий (бездействия) закону, так и нарушение этими актами и действиями прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Статьей 59 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) определены в подпунктах 1 - 4.3 пункта 1 конкретные случаи признания задолженности по налогам (пени, штрафам), числящейся за отдельными налогоплательщиками, безнадежной к взысканию, а также указано на возможность принятия такого решения в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах (подпункт 5).

В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 59 НК РФ безнадежными к взысканию признаются недоимка, задолженность по пеням и штрафам, числящиеся за отдельными налогоплательщиками, плательщиками сборов, плательщиками страховых взносов и налоговыми агентами, уплата и (или) взыскание которых оказались невозможными в случае принятия судом акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе вынесения им определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки, задолженности по пеням и штрафам.

Согласно подпункту 5 пункта 3 статьи 44 НК РФ обязанность по уплате налога и (или) сбора прекращается с возникновением иных обстоятельств, с которымизаконодательство о налогах и сборах связывает прекращение обязанности по уплате соответствующего налога или сбора.

Как указано в пункте 9 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57, согласно взаимосвязанному толкованию норм подпункта 5 пункта 3 статьи 44 и подпункта 4 пункта 1 статьи 59 НК РФ исключение соответствующих записей из лицевого счета налогоплательщика возможно только на основании судебного акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, пеней, штрафов в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе в случае отказа в восстановлении пропущенного срока подачи в суд заявления о взыскании этих сумм.

Вывод об утрате налоговым органом возможности взыскания налогов, пеней, штрафов в связи с истечением установленного срока их взыскания может содержаться в судебном акте по любому налоговому делу, в том числе и в мотивировочной части акта. Соответствующие записи должны быть исключены налоговым органом из лицевого счета налогоплательщика немедленно после вступления такого судебного акта в силу.

При толковании подпункта 4 пункта 1 статьи 59 НК РФ судам необходимо исходить из того, что инициировать соответствующее судебное разбирательство вправе не только налоговый орган, но и налогоплательщик, в том числе путем подачи в суд заявления о признании сумм, возможность принудительного взыскания которых утрачена, безнадежными ко взысканию и обязанности по их уплате прекращенной. Таким образом, утрата возможности взыскания законно сформированной задолженности является самостоятельным основанием для прекращения соответствующей налоговой обязанности.

Предусмотренные статьями 46 и 47 НК РФ меры принудительного взыскания налоговой задолженности за счет денежных средств на счетах в банках и за счет иного имущества налогоплательщика-организации представляют собой последовательные этапы единого внесудебного порядка взыскания налоговой задолженности, а не самостоятельные, независимые друг от друга процедуры. В соответствии с пунктом 3 статьи 46 НК РФ решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного в требовании об уплате налога, но не позднее двух месяцев после истечения указанного срока. Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае налоговый орган может обратиться в суд с заявлением о взыскании с налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя причитающейся к уплате суммы налога. Заявление может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.

Вопрос о соблюдении общего срока на принудительное взыскание налогов, а также каждого в отдельности срока на совершение определенных действий, предшествующих процедуре взыскания, должен учитываться при рассмотрении вопроса непосредственно о взыскании налоговых платежей (Определение ВерховногоСуда Российской Федерации от 06.04.2020 № 305-ЭС20-2983 по делу № А40-30988/2019).

Несоблюдение указанного срока не лишает налоговый орган права на взыскание налога и пеней в пределах общих сроков, установленных НК РФ, но не влечет изменения порядка исчисления срока на принудительное взыскание налога и пеней. В случае пропуска налоговым органом срока направления требования об уплате налога, установленного статьей 70 НК РФ, исчисление установленного Кодексом срока принудительного взыскания налога производится исходя из совокупности сроков, установленных в статьях 46, 47, 70 НК РФ.

Согласно правовой позиции, сформулированной в пункте 12 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с участием уполномоченных органов в делах о банкротстве и применяемых в этих делах процедурах банкротства, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20.12.2016, если при проведении мероприятий налогового контроля, рассмотрении результатов налоговой проверки со стороны налогового органа допущено нарушение сроков совершения соответствующих действий, в частности, предусмотренных пунктом 2 статьи 88, пунктом 6 статьи 89, пунктами 1 и 5 статьи 100, пунктами 1, 6, 9 статьи 101, пунктами 1, 6, 10 статьи 101.4, пунктом 3 статьи 140 (в случае подачи апелляционной жалобы) Кодекса, на время такой просрочки, не обусловленной объективными причинами, течение сроков не приостанавливается.

Аналогичная правовая позиции изложена в пунктах 6, 9 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 17.03.2003 № 71 «Обзор практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с применением отдельных положений части первой Налогового кодекса Российской Федерации», Определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 22.07.2019 №305-ЭС19-2960, а также в письме ФНС России от 10.01.2019 № ЕД-4-2/55 «О соблюдении процессуальных сроков, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации».

Из вышеизложенного следует, что нарушение процессуальных сроков проведения мероприятий налогового контроля не влечет безусловную отмену итоговых решений по налоговым проверкам, но такие нарушения процессуальных сроков не могут не приниматься во внимание при исчислении сроков, предусмотренных НК РФ в отношении процедур принудительного взыскания задолженности. Обратное толкование приводило бы к бессмысленности возможности заявления налогоплательщиком доводов о несоблюдении указанных сроков в рамках оспаривания решения о взыскании налога, пеней, штрафа, принятого в соответствии со статьей 46 НК РФ (абзац 2 пункта 31 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57), то есть к отсутствию возможности получения реальной судебной защиты.

Более того, аналогичная позиция относительно исчисления рассматриваемых сроков изложена в Определениях Конституционного Суда Российской Федерации. Так, согласно Определению от 24.12.2013 № 1988-О, в силу конституционного предписания статьи 57 Конституции Российской Федерации вводимый законодателем механизм регулирования налогообложения должен обеспечивать полноту и своевременность уплаты налогов и сборов и одновременно - правомерный характер связанной с их взиманием деятельности уполномоченных органов и должностных лиц.

Нарушение сроков, установленных статьей 70 НК РФ, не может приводить к увеличению сроков, установленных для принудительного взыскания налогов иными статьями данного Кодекса.

В Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 20.04.2017 №790-О разъяснено, что установленные статьей 101 НК РФ сроки призваны ограничить право налогового органа на продление срока рассмотрения материалов налоговой проверки и тем самым направлены на защиту прав налогоплательщика от необоснованно длительного вмешательства налогового органа в его хозяйственнуюдеятельность. Нарушение налоговым органом сроков рассмотрения материалов налоговой проверки не препятствует ему в принятии того или иного итогового решения и не может само по себе предрешать его законность, что не позволяет признать такое процессуальное нарушение в качестве безусловного основания для отмены итогового решения налогового органа по смыслу пункта 14 статьи 101 НК РФ. Вместе с тем, несоблюдение налоговым органом при совершении определенных действий в рамках осуществления мероприятий налогового контроля и принятии соответствующего решения сроков, предусмотренных, в частности, статьей 70, пунктом 2 статьи 88, пунктом 6 статьи 89, пунктами 1 и 5 статьи 100, пунктами 1, 6 и 9 статьи 101, пунктами 1, 6 и 10 статьи 101.4, пунктом 6 статьи 140 НК РФ, не влечет изменения порядка исчисления сроков на принятие мер по взысканию налога, пеней, штрафа в принудительном порядке, исчисляемых исходя из той продолжительности сроков совершения упомянутых действий, которая установлена указанными нормами, что, в конечном счете, гарантирует определенные временные рамки возможного вмешательства государства в имущественную сферу налогоплательщика.

Пунктом 31 постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 №57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации» установлено, что несоблюдение налоговым органом при совершении определенных действий в рамках осуществления мероприятий налогового контроля сроков, предусмотренных пунктом 2 статьи 88, пунктом 6 статьи 89, пунктами 1 и 5 статьи 100, пунктами 1 , 6, 9 статьи 101 , пунктами 1, 6, 10 статьи 101.4, пунктом 3 статьи 140 (в случае подачи апелляционной жалобы), статьей 70 НК РФ, не влечет изменения порядка исчисления сроков на принятие мер по взысканию налога, пеней, штрафа в принудительном порядке, в связи с чем при проверке судом соблюдения налоговым органом сроков осуществления принудительных мер сроки совершения упомянутых действий учитываются в той продолжительности, которая установлена нормами НК РФ.

Превышение длительности производства по делу о нарушении законодательства о налогах (совершение определенных действий в рамках осуществления мероприятий налогового контроля с нарушением сроков) само по себе не лишает налоговый орган права на принятие мер внесудебного взыскания, предусмотренных статьями 46 - 47 НК РФ, но, во всяком случае, ограничивает возможность взыскания пределами двух лет.

При этом формальное прибавление двух лет к дате истечения срока исполнения требования недопустимо, а предельный срок принудительного взысканиязадолженности должен определяться судом в каждом конкретном случае и будет зависеть от совершенных налоговым органом действий.

С учетом того, что в отношении ООО «ЦЕНТР» проведена выездная налоговая проверка в период с 26.03.2019 по 18.11.2019, по окончании налоговой проверки Межрайонной ИФНС России № 24 по Санкт-Петербургу составлена справка б/н от 18.11.2019 о проведении выездной налоговой проверки, в соответствии с которой срок ее проведения приостанавливался в период с 09.04.2019 по 13.05.2019, с 17.05.2019 по 12.07.2019, с 22.07.2019 по 11.09.2019, с 17.09.2019 по 25.10.2019, сроки проведения выездной проверки в отношении заявителя, а также сроки приостановления проведения проверки Инспекцией не нарушены.

Таким образом, общий срок приостановления ВНП не превысил установленных пунктом 9 статьи 89 НК РФ шести месяцев.

Общий срок проведения ВНП также не превысил двухмесячного срока, установленного пунктом 6 статьи 89 НК РФ.

Выявленные в ходе проверки нарушения отражены в акте выездной налоговой проверки № 07/1744 от 17.01.2020, соответственно срок составления акта Инспекцией не нарушен, что не оспаривалось заявителем.

Акт выездной налоговой проверки № 07/1744 от 17.01.2020 вручен лично Радченко В.И. 23.07.2020 с нарушением установленных сроков (должен быть вручен 24.01.2020).

Согласно извещению № 07/10187 от 23.07.2020 срок рассмотрения материалов налоговой проверки 03.09.2020 назначен Инспекцией в пределах установленного срока с учетом месячного срока на представление возражений (с 23.07.2020 по 24.08.2020, так как 23.08.2020 - выходной день), а также 10 дней на вынесение решения.

03.09.2020 Инспекцией было проведено рассмотрение материалов налоговой проверки, составлен протокол б/н от 03.09.2020.

07.09.2020 Инспекцией вынесено решение № 07/8 о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля в срок до 07.10.2020.

Указанное решение направлено ООО «Центр» по ТКС 07.09.2020, получено - 07.09.2020.

Дополнение к акту налоговой проверки № 07/11 было вынесено 28.10.2020 в установленный законом срок.

Указанное дополнение к акту с нарушением предусмотренного НК РФ срока вручено Радченко В.И. 01.06.2021. Дополнение к акту налоговой проверки № 07/11 от 28.10.2020 вручено налогоплательщику 01.06.2021 лично в налоговом органе, при установленном сроке - 05.11.2020.

22.06.2021 в налоговый орган поступили возражения налогоплательщика на дополнения к акту налоговой проверки № 07/11 от 28.10.2020. (вх. № 072152).

01.06.2021 налоговым органом сформировано извещение о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки № 07/8297. Указанное извещение получено Радченко В.И. 01.06.2021.

Согласно извещению №07/8297 от 01.06.2021 рассмотрение материалов ВНП назначено на 02.07.2021, т.е. с соблюдением пятнадцатидневного срока на представление возражений по дополнению к акту проверки.

02.07.2021 Инспекцией проведено рассмотрение материалов налоговой проверки. Обществом было представлено ходатайство от 02.07.2021 (вх. 075706) с просьбой о продлении срока рассмотрения материалов проверки на 2 месяца. Составлен протокол б/н от 02.07.2021.

Увеличению срока вынесения решения было вызвано, помимо прочего, действиями ООО «ЦЕНТР», которое подавало ходатайство с просьбой о продлении срока рассмотрения материалов проверки на 2 месяца, первое возражение на дополнение к акту и второе возражение уже за пределами установленного срока.

Акт налоговой проверки № 07/1744 от 17.01.2020 с учетом пункта 5 статьи 100 НК РФ вручается в течение 5 дней, следовательно, предельный срок вручения акта налоговой проверки - 24.01.2020.

В силу абзаца 4 статьи 6.1 НК РФ срок, исчисляемый месяцами, истекает в соответствующие месяц и число последнего месяца срока. При этом месяцем признается календарный месяц.

С 25.01.2020 по 25.02.2020 (24.02.2020 - выходной день) (пункт 6 статьи 100 НК РФ) налогоплательщику предоставлен месяц на подачу возражения по акту.

В соответствии с пунктом 6 статьи 6.1 НК РФ срок, определенный днями, исчисляется в рабочих днях, если срок не установлен в календарных днях. При этом рабочим днем считается день, который не признается в соответствии сзаконодательством Российской Федерации выходным и (или) нерабочим праздничным днем.

С 26.02.2020 по 11.03.2020 длится течение десятидневного срока, предусмотренного для рассмотрения материалов проверки налоговой проверки и вынесения решения (пункт 1 статьи 101 НК РФ).

11.03.2020 вынесение решения о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля.

В соответствии с пунктом 6 статьи 101 НК РФ дополнительные мероприятия налогового контроля производятся в течение месяца, то есть в рассматриваемом случае с 12.03.2020 по 13.04.2020 (11.04.2020 суббота, 12.04.2020 воскресенье - выходные дни).

Однако, в соответствии с пунктом 4 постановления Правительства Российской Федерации от 02.04.2020 №409 «О мерах по обеспечению устойчивого развития экономики», изданным в соответствии с пунктом 3 статьи 4 Налогового кодекса Российской Федерации, с 06.04.2020 до 30.06.2020 (включительно) был предусмотрен запрет на проведение любых мероприятий налогового контроля в рамках выездных проверок (в том числе сроков, предусмотренных статьями 100 и 101 Кодекса). Приостанавливалось течение всех связанных с ними сроков, в том числе, срок проведения дополнительных мероприятий налогового контроля.

Указом Президента Российской Федерации от 01.06.2020 №354 «Об определении даты проведения общероссийского голосования по вопросу одобрения изменений в Конституцию Российской Федерации» день 1 июля 2020 года объявлен нерабочим днем с оплатой в соответствии с положениями, установленными ТК РФ применительно к оплате за нерабочие (праздничные) дни.

Таким образом, с учетом приостановления срока проведения дополнительных мероприятий налогового контроля, начало течения месячного срока возобновлено с 02.07.2020 по 09.07.2020.

На основании положений абзаца 2 пункта 6.1 статьи 101 НК РФ дополнение к акту налоговой проверки должно быть составлено и подписано должностными лицами налогового органа, проводящими дополнительные мероприятия налогового контроля, в течение пятнадцати дней со дня окончания таких мероприятий, то есть в данном случае крайней датой вынесения дополнения к акту налоговой проверки будет являться 30.07.2020.

В соответствии с абзацем 3 пункта 6.1 статьи 101 НК РФ дополнение к акту налоговой проверки с приложением материалов, полученных в результате проведения дополнительных мероприятий налогового контроля, в течение пяти дней с даты этого дополнения должно быть вручено лицу, в отношении которого проводилась налоговая проверка (его представителю), под расписку или передано иным способом, свидетельствующим о дате его получения указанным лицом (его представителем), если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Таким образом, предельная дата вручения - 06.08.2020.

Согласно пункту 6.2 статьи 101 НК РФ лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка (его представитель), в течение пятнадцати дней со дня получения дополнения к акту налоговой проверки вправе представить в налоговый орган письменные возражения по такому дополнению к акту налоговой проверки в целом или по его отдельным положениям.

27.08.2020 - предельный срок для представления налогоплательщиком возражений на дополнение к акту налоговой проверки.

По результатам рассмотрения возражений руководителем (заместителем руководителя) налогового органа в течение 10 дней со дня истечения срока для представления возражений, указанного пунктом 6.2 статьи 101 НК РФ, принимается одно из решений, предусмотренных пунктом 7 настоящей статьи.

В рассматриваемом случае срок принятия соответствующего решения с 28.08.2020 по 10.09.2020.

На основании ходатайства налогоплательщика и в связи с его неявкой на рассмотрение материалов налоговой проверки, налоговым органом с целью обеспечения проверяемому лицу возможности ознакомиться со всеми материалами проверки, участия при их рассмотрении и с необходимостью оценки полученных в ходе проверки документов (информации) срок рассмотрения был продлен на 2 месяца.

Таким образом, с учетом перенесения срока рассмотрения материалов проверки, предельный срок вынесения решения - 10.11.2020.

В силу пункта 9 статьи 101 НК РФ решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения и решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения вступают в силу по истечении одного месяца со дня вручения лицу, в отношении которого было вынесено соответствующее решение. Указанное решение в течение пяти дней со дня его вынесения должно быть вручено лицу, в отношении которого оно было вынесено, под расписку или передано иным способом, свидетельствующим о дате получения решения этим лицом. В случае направления решения по почте заказным письмом датой его вручения считается шестой день со дня отправки заказного письма.

В соответствии с пунктом 9 статьи 101 и пунктом 2 статьи 101.2 НК РФ в случае подачи апелляционной жалобы на решение налогового органа указанное решение вступает в силу со дня его утверждения вышестоящим налоговым органом полностью или в части.

Дата вручения решения с учетом пятидневного срока - 17.11.2020.

С 18.11.2020 по 17.12.2020 срок подачи апелляционной жалобы.

На основании пункта 1 статьи 139.1 НК РФ апелляционная жалоба на решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения подается через вынесший соответствующее решение налоговый орган. Налоговый орган, решение которого обжалуется, обязан в течение трех дней со дня поступления такой жалобы направить ее со всеми материалами в вышестоящий налоговый орган.

17.12.2020 крайний срок получения апелляционной жалобы Инспекцией + 3 дня для передачи в вышестоящий налоговый орган для рассмотрения = 22.12.2020.

Согласно пункту 6 статьи 140 НК РФ решение по жалобе (апелляционной жалобе) на решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, вынесенное в порядке, предусмотренном статьей 101 настоящего Кодекса, принимается вышестоящим налоговым органом в течение одного месяца со дня получения жалобы (апелляционной жалобы). Указанный срок может быть продлен руководителем (заместителем руководителя) налогового органа для получения от нижестоящих налоговых органов документов (информации), необходимых для рассмотрения жалобы (апелляционной жалобы), или при представлении лицом, подавшим жалобу (апелляционную жалобу), дополнительных документов, но не более чем на один месяц.

По итогам рассмотрения апелляционной жалобы вышестоящий налоговый орган должен принять решение вплоть до 24.02.2021 (22.02.2021 и 23.02.2021 – выходные дни).

В случае оставления апелляционной жалобы Общества без удовлетворения, датой вступления решения по результатам проведения выездной налоговой проверки от 10.11.2020 в законную силу будет считаться 24.02.2021.

В соответствии с пунктом 2 статьи 70 НК РФ требование об уплате налога по результатам налоговой проверки должно быть направлено налогоплательщику втечение 20 дней с даты вступления в силу соответствующего решения, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

В соответствии с подпунктом 4 пункта 4 статьи 69 НК РФ требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.

С учетом 20-дневного срока для вынесения требования об уплате налога и пени, крайним сроком является 25.03.2021 + (6 дней на получение) = 02.04.2021.

Дата истечения срока на добровольное исполнение требования - 14.04.2021.

Таким образом, с учетом сроков, предусмотренных налоговым законодательством, срок на принудительное взыскание налогов истекает 14.04.2023.

Расчет заявителя произведен без учета праздничных дней, периодов приостановления рассмотрения материалов налоговых проверок в целях предотвращения распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19), а также периодов, когда отложение рассмотрения материалов происходило в целях соблюдения его прав и законных интересов. Инспекцией, в свою очередь, указанные обстоятельства учтены.

При этом Инспекция не имела правовых оснований для инициирования процедуры принудительного взыскания спорной задолженности по налогам, пеням,штрафам до вступления в законную силу итогового решения по результатам выездной проверки.

Налоговым органом заявителю направлено требование об уплате налога, сбора, пени, штрафа № 63929 от 24.08.2022 посредством электронного документооборота (ТКС), со сроком добровольного исполнения до 16.09.2022. Требование получено заявителем 24.08.2022, что подтверждается извещением о приеме электронного документа.

Поскольку требование не исполнено Обществом в добровольном порядке в установленный пунктом 4 статьи 69 НК РФ срок, у налогового органа возникли основания для принятия мер принудительного взыскания задолженности.

В силу пункта 7 статьи 46 НК РФ при недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах организации или отсутствии информации о счетах налоговый орган вправе взыскать налог за счет иного имущества организации.

21.09.2022 вынесено решение № 16832 о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов за счет денежных средств на счетах налогоплательщика о взыскании недоимки на общую сумму 65 969 561,96 рублей, которое направлено в адрес заявителя посредством электронного документооборота 21.09.2022 и получено им 21.09.2022, что подтверждается извещением о приеме документа.

05.10.2022 вынесено решение № 3504 и постановление № 3504 о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов за счет имущества налогоплательщика.

Налоговый орган обращается за взысканием налогов, пени и штрафов в суд в том случае, если он пропустил двухмесячный срок на вынесение решения в порядке, предусмотренном статьей 46 НК РФ, или годичный срок на вынесение решения в порядке статьи 47 НК РФ. Если указанные сроки не пропущены, принятые налоговым органом решения по статьям 46, 47 НК РФ являются действительными (пока они не оспорены в судебном порядке) и подлежат безусловному исполнению банками или судебными приставами-исполнителями.

Институт признания налоговой задолженности безнадежной к взысканию предполагает существование юридических или фактических препятствий к реальному исполнению обязанности по уплате налогов (пени, штрафов). Списание задолженности как безнадежной означает, что применение мер, направленных на принудительное исполнение налоговой обязанности является невозможным, в связи с чем задолженность исключается из лицевого счета налогоплательщика и более не может выступать предметом взыскания.

Единый пресекательный срок давности взыскания налоговым органом недоимки по налогам, пеням и штрафам налоговым законодательством не установлен и определяется совокупностью сроков, предусмотренных законом для проведения мероприятий налогового контроля, и периодов, подлежащих охвату таковыми, сроков оформления результатов контрольного мероприятия, а также сроков осуществления надлежащих мер к взысканию задолженности в бесспорном или судебном порядке.

Возможность принудительного взыскания утрачивается при истечении срока давности взыскания налогов в судебном порядке, а также при пропуске налоговым органом срока предъявления судебному приставу-исполнителю для принудительного исполнения постановления о взыскании налогов, пени и штрафа за счет имущества должника.

Результаты выездной налоговой проверки отражены в решении от 09.09.2021. В связи с рассмотрением жалобы Общества (вх.№ 088054 от 05.05.2022) решение Инспекции об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 09.09.2021 вступило в законную силу 03.08.2022.

Срок взыскания недоимки по правилам, предусмотренным налоговым законодательством, непосредственно связан со вступлением указанного решения в силу.

При этом в рассматриваемом случае нарушение длительности оформления результатов выездной налоговой проверки (принятия решения) не привело к нарушению предельно допустимого двухлетнего срока взыскания задолженности.

В данном случае требование об уплате налогов, пени, штрафов № 63929 от 24.08.2022 вынесено в соответствии с пунктом 2 статьи 70 НК РФ в установленный законом срок после вступления решения от 09.09.2021 № 07/3538 в законную силу 03.08.2022, решение № 16832 от 21.09.2022 вынесено в соответствии со статьей 46 НК РФ после выставления требования №63929 от 24.08.2022, в связи с неисполнением данного требования в срок до 16.09.2022, решение от 05.10.2022 № 3504 в соответствии со статьей 47 НК РФ принято в течение одного года после истечения срока исполнения требования об уплате налога (16.09.2022), в целях исполнения решения от 09.09.2021 №07/3538.

Таким образом, требование №63929 от 24.08.2022, решение № 16832 от 21.09.2022, решение №3504 от 05.10.2022 выставлены налоговым органом своевременно, с соблюдением норм налогового законодательства и в связи с наличием установленных законодательством оснований для их вынесения, следовательно, основания для признания их незаконными отсутствуют.

Действия Инспекции по осуществлению принудительного взыскания задолженности по результатам проведенной выездной налоговой проверки, осуществлены в рамках сроков, установленных для принудительного взыскания НК РФ, после вступления в силу решения Инспекции, которое было оспорено Обществом в досудебном и судебном порядке и признано законным.

Поскольку налоговым органом не пропущен срок и своевременно приняты меры для взыскания задолженности по налогу на добавленную стоимость в сумме 46 409 818 руб. и начисленных на нее пеней, то отсутствуют основания для признания недоимки безнадежной к взысканию.

Доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции.

На основании изложенного, апелляционный суд полагает, что суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал обстоятельства, имеющие значение для дела, оценил в совокупности и взаимосвязи представленные сторонами доказательства, правильно применив нормы материального и процессуального права, принял законное и обоснованное решение. Оснований для отмены решения суда первой инстанции апелляционным судом не установлено.

Руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 07 марта 2023 года по делу № А56-94460/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.

Председательствующий

Л.П. Загараева

Судьи

Д.С. Геворкян

О.В. Горбачева