ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А56-96601/2022 от 26.09.2023 Тринадцатого арбитражного апелляционного суда

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65, лит. А

http://13aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург

28 сентября 2023 года

Дело №А56-96601/2022

Резолютивная часть постановления объявлена 26 сентября 2023 года

Постановление изготовлено в полном объеме 28 сентября 2023 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего Горбачевой О.В.

судей Геворкян Д.С., Загараевой Л.П.

при ведении протокола судебного заседания: секретарем с/з Казаковой К.Е.

при участии:

от заявителя: не явился, извещен

от заинтересованного лица: Мозокина Т.В. по доверенности 09.01.2023

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-28257/2023) ФКУ "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Западному военному округу" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 10.07.2023 по делу № А56-96601/2022 (судья Анисимова О.В.), принятое

по заявлению ФКУ "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Западному военному округу"

к МИФНС № 10 по Санкт-Петербургу

о признании незаконным отказа в приеме налоговой отчетности,

установил:

Федеральное казенное учреждение «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Западному военному округу» (далее – заявитель, Учреждение) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным отказа в приеме налоговой отчетности за полугодие 2022 года, изложенного в письме Межрайонной ИФНС России №10 по Санкт-Петербургу (далее – заинтересованное лицо, Инспекция) от 21.07.2022 №05-04/11911, об обязании принять отчетность за полугодие 2022 года (налоговая декларация по налогу на прибыль организаций, расчет по страховым взносам, налоговая декларация по налогу на добавленную стоимость), поданную 19.07.2022 на машинном носителе.

Определением суда от 22.11.2022 произведена замена Межрайонной ИФНС России №10 по Санкт-Петербургу на правопреемника - Межрайонную ИФНС России №9 по Санкт-Петербургу.

Решением суда от 10.07.2023 в удовлетворении заявленных требований отказано.

В апелляционной жалобе Учреждение, ссылаясь на неполное выяснение судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела, просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт. По мнению подателя апелляционной жалобы, налоговая отчетность за полугодие 2022 года представлена Учреждением по установленной форме.

Заявитель, надлежащим образом извещенный о месте и времени рассмотрения дела, своих представителей в судебное заседание не направил. Дело рассмотрено в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).

В судебном заседании представитель Инспекции возражал против удовлетворения апелляционной жалобы.

Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке.

Как следует из материалов дела, Учреждение 19.07.2022 направило по почте в налоговый орган налоговую декларацию по налогу на прибыль организаций, расчет по страховым взносам, налоговую декларацию по налогу на добавленную стоимость за полугодие 2022 года, содержащуюся на машинном носителе информации (диске CD-R/CD-RW).

Письмом Инспекции исх. №05-04/11911 от 21.07.2022 Учреждению отказано в принятии данной налоговой отчетности по причине несоответствия способа ее представления.

Решением Управления Федеральной налоговой службы по Санкт-Петербургу от 23.08.2022 № 16-15/44450@ жалоба Учреждения оставлена без удовлетворения.

Не согласившись с отказом Инспекции в принятии спорной налоговой отчетности на машинном носителе (оптическом диске), Учреждение обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, признал действия Инспекции законными.

Апелляционный суд, исследовав материалы дела и доводы жалобы, не находит правовых оснований для отмены решения суда в связи со следующим.

Статьей 198 АПК РФ установлено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий государственных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый нормативный акт, решение и действие не соответствуют закону или иному нормативно-правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, требование о признании недействительным ненормативного правового акта, действия (бездействия) может быть удовлетворено при наличии одновременно двух условий: не соответствие закону или иному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, подавшего заявление.

В соответствии с пунктом 1 статьи 80 НК РФ налоговая декларация представляет собой письменное заявление или заявление налогоплательщика, составленное в электронной форме и переданное по телекоммуникационным каналам связи (далее - ТКС) с применением усиленной квалифицированной электроннойподписи или через личный кабинет налогоплательщика, об объектах налогообложения, о полученных доходах и произведенных расходах, об источниках доходов, о налоговой базе, налоговых льготах, об исчисленной сумме налога и (или) о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты налога.

Налоговая декларация представляется каждым налогоплательщиком по каждому налогу, подлежащему уплате этим налогоплательщиком, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

Согласно пункту 3 статьи 80 НК РФ налоговая декларация (расчет) представляется в налоговый орган по месту учета налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента) по установленной форме на бумажном носителе или по установленным форматам в электронной форме вместе с документами, которые в соответствии с настоящим Кодексом должны прилагаться к налоговой декларации (расчету). Налогоплательщики, плательщики страховых взносов вправе представить документы, которые в соответствии с настоящим Кодексом должны прилагаться к налоговой декларации (расчету), в электронной форме.

Пунктом 4 статьи 80 НК РФ установлено, что налоговая декларация (расчет) может быть представлена налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов, налоговым агентом) в налоговый орган лично или через представителя, направлена в виде почтового отправления с описью вложения, передана в электронной форме по ТКС или через личный кабинет налогоплательщика.

Налоговый орган не вправе отказать в принятии налоговой декларации (расчета), представленной налогоплательщиком (плательщиком сборов, плательщиком страховых взносов, налоговым агентом) по установленной форме (установленному формату), если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, и обязан проставить по просьбе налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента) на копии налоговой декларации (копии расчета) отметку о принятии и дату ее получения при получении налоговой декларации (расчета) на бумажном носителе (в том числе через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг) либо передать налогоплательщику (плательщику сбора, плательщику страховых взносов, налоговому агенту) квитанцию о приеме в электронной форме - при получении налоговой декларации (расчета) по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика.

Приказом Федеральной налоговой службы от 08.07.2019 № ММВ-7-19/343 утвержден Административный регламент Федеральной налоговой службы по предоставлению государственной услуги по бесплатному информированию (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков, плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов и налоговых агентов о действующих налогах, сборах и страховых взносах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов, сборов и страховых взносов, правах и обязанностях налогоплательщиков, плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов и налоговых агентов, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также по приему налоговых деклараций (расчетов) (далее - Административный регламент).

В соответствии с подпунктом 2 пункта 39 Административного регламента предоставление государственной услуги по приему налоговых деклараций(расчетов) включает в себя, в том числе прием налоговых деклараций (расчетов), представленных:

- на бумажном носителе заявителем лично в налоговый орган (а);

- на бумажном носителе по почте, а также налоговых деклараций по налогу на доходы физических лиц, представленных через МФЦ (б);

- в электронной форме (в).

Согласно пункту 160 Административного регламента прием налоговых деклараций (расчетов) в электронной форме осуществляется, если заявитель взаимодействует с налоговым органом в электронной форме по ТКС и зарегистрирован в качестве участника электронного документооборота с использованием технических средств автоматического создания (проверки) усиленной квалифицированной электронной подписи в налоговом органе, а также если заявитель передал в электронной форме через личный кабинет налогоплательщика или через Единый портал налоговую декларацию (расчет), подписанную усиленной неквалифицированной (квалифицированной) электронной подписью.

При этом, как правомерно указал суд первой инстанции, представление налоговой отчетности в электронном виде в виде файлов, сформированных на машинных носителях, в качестве которых выступают любые технические устройства, предназначенные для фиксации, хранения, преобразования и передачи компьютерной информации не предусмотрено положениями статьи 80 НК РФ, а также Административного регламента.

Таким образом, действующим налоговым законодательством не предусмотрена обязанность налогового органа принять налоговую отчетность от налогоплательщика на съемном машинном носителе информации.

Основания для отказа в приеме налоговой декларации установлены в пункте 19 Административного регламента. В частности, согласно подпункту 3 пункта 19 Административного регламента таким основанием является представление налоговой декларации (расчета) не по установленной форме (установленному формату).

Автоматизированная информационная система Федеральной налоговой службы (далее - АИС "Налог-3") функционирует в соответствии с приказом ФНС России от 14.03.2016 N ММВ-7-12/134@ "Об утверждении Положения об автоматизированной информационной системе Федеральной налоговой службы (АИС "Налог-3")".

В АИС "Налог-3" обрабатывается общедоступная информация и информация ограниченного доступа (налоговая тайна), не содержащая сведения, составляющие государственную тайну, в состав которой входят и персональные данные.

Информация, передаваемая как между структурными подразделениями налоговых органов, так и между налоговыми органами и иными участниками информационного обмена по каналам связи, выходящим за пределы контролируемой зоны, защищается с применением сертифицированных по требованиям безопасности информации средств криптографической защиты информации.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 01.11.2012 N 1119, приказом ФСБ России от 10.07.2014 N 378 и приказами ФСТЭК России от 18.02.2013 N 21 "Об утверждении состава и содержания организационных и технических мер по обеспечению безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных" и от 11.02.2013 N 17 "Об утверждении требований о защите информации, не составляющей государственную тайну, содержащейся в государственных информационных системах" в АИС "Налог-3" построена и функционирует система обеспечения безопасности информации (далее - СОБИ).

Элементная и функциональная достаточность СОБИ АИС "Налог-3" подтверждена Аттестатом соответствия от 30.06.2020 N 291, которым удостоверяется, что аттестованный объект информатизации соответствует требованиям законодательства Российской Федерации, предъявляемым к информационным системам персональных данных, обрабатывающим персональные данные 3-го уровня защищенности (УЗ - 3), государственным информационным системам первого класса защищенности (К1).

Информация, содержащая сведения, составляющие служебную тайну в области обороны, исходя из требований постановления Правительства от 26.11.2021 N 2052 "Об утверждении правил обращения со сведениями, составляющими служебную тайну в области обороны" (далее - Правила) по уровню конфиденциальности соответствует информации, обрабатываемой в АИС "Налог-3" (налоговая тайна, персональные данные, иная информация конфиденциального характера), в связи с чем для защиты информации, определенной Правилами, проведение дополнительных технических и организационных мероприятий не требуется для хранения и обработки в АИС "Налог-3".

В соответствии с пунктом 1.7 приказа ФНС России от 31.07.2014 N ММВ-7-6/398@ "Об утверждении Методических рекомендаций по организации электронного документооборота при представлении налоговых деклараций (расчетов) в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи" (далее - Методические рекомендации) информационное взаимодействие налогового органа и налогоплательщика через оператора электронного документооборота осуществляется в зашифрованном виде, за исключением направления подтверждения даты отправки, извещения о получении и сообщения об ошибке.

Согласно пункту 2.1 Методических рекомендаций получаемые налоговым органом документы формируются в электронной форме в соответствии с утвержденным форматами и порядками заполнения и подписываются электронной подписью налогоплательщика. Сформированные и подписанные документы налогоплательщика шифруются для налогового органа и направляются оператору оператора электронного документооборота.

Пунктом 2.3 Унифицированного формата транспортного контейнера при информационном взаимодействии с АИС "Налог-3" по телекоммуникационным каналам связи с использованием электронной подписи, утвержденного приказом ФНС России от 09.11.2010 N ММВ-7-6/535@, установлено, что документы передаются в сжатом и зашифрованном виде, если для конкретного типа документооборота не указано обратное.

С учетом изложенного, возможность неправомерного получения доступа к передаваемой по телекоммуникационным каналам связи в налоговые органы информации налогоплательщиков исключена как на стадии ее передачи, так и на стадии ее обработки.

Указанная позиция ФНС России по вопросу порядка приема документов от подведомственных Министерству обороны Российской Федерации учреждений изложена в письмах, направленных в Минобороны России письмами ФНС России от 27.05.2022 № БС-4-11/6492@ и от 15.07.2022 № ПА-4-26/9083@.

Таким образом, принимая во внимание, что в действующем налоговом законодательстве не предусмотрена обязанность налогового органа принять от налогоплательщика налоговую декларацию, представленную в электронном виде на машинном носителе, при этом Учреждение не лишено возможности представить налоговую отчетность на бумажном носителе лично или через представителя, а также в виде почтового отправления с описью вложения, либо в электронной форме по ТКС или через личный кабинет налогоплательщика, апелляционный суд полагает обоснованным вывод суда первой инстанции о том, что оспариваемые действия налогового органа являются законными и не нарушают права и законные интересы Учреждения.

На основании изложенного, апелляционная инстанция полагает, что судом первой инстанции спор разрешен согласно действующему законодательству, фактические обстоятельства дела установлены на основе всестороннего, полного и объективного исследования представленных доказательств и получили надлежащую правовую оценку, в связи с чем оснований для отмены обжалуемого судебного акта не имеется.

Руководствуясь статьями 269 - 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 10.07.2023 по делу № А56-96601/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.

Председательствующий

О.В. Горбачева

Судьи

Д.С. Геворкян

Л.П. Загараева