ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65, лит. А
http://13aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Санкт-Петербург
05 октября 2022 года
Дело №А56-99011/2021
Резолютивная часть постановления объявлена 28 сентября 2022 года
Постановление изготовлено в полном объеме 05 октября 2022 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Фуркало О.В.
судей Денисюк М.И., Семеновой А.Б.
при ведении протокола судебного заседания: ФИО1,
при участии:
от заявителя: ФИО2, по доверенности от 02.12.2021 (до и после перерыва);
от заинтересованного лица: ФИО3, по доверенности от 10.01.2022 (до и после перерыва;
от 3-го лица: не явился, извещен;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-25383/2022) товарищества собственников жилья «На берегу» на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 23.06.2022 по делу № А56-99011/2021, принятое
по заявлению товарищества собственников жилья «На берегу»
к Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга
3-е лицо: общество с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Зеленый берег»
об оспаривании распоряжений,
об обязании,
установил:
товарищество собственников жилья «На берегу» (далее – заявитель, Товарищество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительными распоряжения Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга (далее – Инспекция, ГЖИ) от 08.07.2021 № 2203-рл, №2204-рл, №2205-рл о внесении сведений о многоквартирных домах в реестр лицензий субъекта Российской Федерации - Санкт-Петербург и об обязании ГЖИ исключить из реестра сведений внесенных на основании спорных распоряжений.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Зеленый берег» (далее – Общество, третье лицо).
Решением суда от 23.06.2022 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда, Товарищество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просило обжалуемый судебный акт отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. По мнению подателя жалобы, ни Инспекцией, ни Обществом не было предоставлено доказательств размещения в системе ГИС ЖКХ электронных образов договоров управления многоквартирными домами, заключенных с собственниками в соответствии с требованиями части 1 статьи 162 ЖК РФ.
Инспекция представила отзыв и дополнительный отзыв на апелляционную жалобу.
Третье лицо извещено надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание своего представителя не направило, что в силу статей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не препятствует рассмотрению апелляционной жалобы.
В судебном заседании представитель Инспекции просил приобщить к материалам дела дополнительные документы, а именно копию реестра собственников подписавших договор управления, и информацию о размещении на портале ГИС ЖКХ договоров управления.
Представитель Товарищества не возражал против приобщения представленных документов.
Суд апелляционной инстанции приобщил к материалам дела, представленные дополнительные документы.
Представитель Товарищества поддержал доводы жалобы, просил решение суда отменить, представитель Инспекции просил в удовлетворении жалобы отказать.
Законность и обоснованность обжалуемого решения проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, в период с 12.02.2021 по 12.03.2021 собственниками помещений многоквартирных домов, расположенных по адресу <...> лит.А и д.5 корп.4 лит.А, были проведены общие собрания собственников помещений в форме очно-заочного голосования, на которых были приняты решения, отраженные в протоколах№1 от 18.03.2021, в том числе о выходе многоквартирных домов из ТСЖ «На берегу» и об избрании способа управления многоквартирными домами посредством управляющей организации ООО «Управляющая компания «ЗЕЛЕНЫЙ БЕРЕГ» (далее – Общество, Лицензиат).
Аналогичное решение о смене способа управления МКД было принято и на общем собрании собственников МКД, расположенного по адресу <...> лит.А, проведенном в период с 10.03.2021 по 23.04.2021, которое нашло свое отражение в протоколе №1 от 30.04.2021.
Инспекцией вынесены распоряжения от 08.07.2021 №2203-рл, №2204-рл, №2205-рл «О внесении сведений о многоквартирных домах в реестр лицензий субъекта Российской Федерации – Санкт-Петербург», в соответствии с которыми в реестр лицензий Санкт-Петербурга внесены сведения о том, что многоквартирными домами, расположенными по адресу: г.Санкт-Петербург, <...> лит.А, д.5 корп.2 лит.А, д.5 корп.4 лит.А, с 01.08.2021 управляет ООО «УК «Зеленый берег».
Товарищество посчитав, что Инспекция вынесла распоряжения о внесении изменений в реестр лицензий в отношении спорных МКД с нарушением положений подпункта «г» пункта 5, подпункта «а» пункта 9 Порядка внесения изменений в реестр лицензий субъекта РФ, утвержденного приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 25.12.2015 № 938/пр, а именно: в отсутствие сведений о заключенных договорах управления, в отсутствие размещенных в системе ГИС ЖКХ электронных образов договоров управления спорными МКД, заключенных в соответствии с требованиями части 1 статьи 162 ЖК РФ обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением, в удовлетворении которого судом отказано.
Исследовав доказательства, представленные в материалы дела, оценив их в совокупности и взаимной связи в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса РФ, с учетом установленных обстоятельств по делу суд апелляционной инстанции считает доводы апелляционной жалобы необоснованными.
В соответствии с частью 1 статьи 192 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.
В соответствии с требованиями статьи 195 ЖК РФ, сведения о лицензировании деятельности по управлению многоквартирными домами, лицензиатах, осуществляющих или осуществлявших данный вид деятельности, содержатся в реестре лицензий субъекта Российской Федерации и сводном федеральном реестре лицензий на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами. Реестр лицензий субъекта Российской Федерации должен содержать раздел, который включает в себя сведения об адресе многоквартирного дома или адресах многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат.
Частью 1 статьи 198 ЖК РФ определено, что сведения о МКД, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, подлежат размещению лицензиатом на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, который определен федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по реализации государственной политики в сфере жилищно-коммунального хозяйства, и предназначен для раскрытия информации организациями в соответствии со стандартом раскрытия информации, утвержденным Правительством Российской Федерации.
В случае изменения перечня многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, в связи с заключением, прекращением, расторжением договора управления многоквартирным домом лицензиат в течение пяти рабочих дней со дня заключения, прекращения, расторжения указанного договора обязан разместить эти сведения в системе, а также направить их в орган государственного жилищного надзора (часть 2 статьи 198 ЖК РФ).
Орган государственного жилищного надзора после получения сведений, указанных в части 2 настоящей статьи, вносит изменения в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в порядке и в сроки, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства (часть 3 статьи 198 ЖК РФ).
Порядок внесения изменений в реестр лицензий утвержден приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 25.12.2015 г. N 938/пр (далее - Порядок).
В соответствии с требованиями пункта 2 Порядка изменения в реестр вносятся органом государственного жилищного надзора субъекта Российской Федерации на основании решения органа государственного жилищного надзора, принятого в соответствии с частями 3, 3.1, 5 - 5.4 статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации, или при непоступлении в установленный срок заявления о продлении срока действия лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, либо на основании представленного лицом, осуществляющим деятельность по управлению многоквартирным домом, заявления о внесении изменений в реестр, содержащего сведения, указанные в настоящем пункте.
В соответствии с пунктом 5 Порядка в ходе рассмотрения заявления и документов органом государственного жилищного надзора осуществляется проверка заявления и документов на предмет соблюдения следующих условий: а) соответствия заявления и документов положениям пунктов 2 и 3 настоящего Порядка; б) достоверности сведений, содержащихся в заявлении и документах, указанных в пункте 3 настоящего Порядка; в) отсутствия противоречий сведений, представленных заявителем, содержащимся в реестре на момент рассмотрения заявления сведениям; г) выполнения заявителем требования, установленного частью 2 статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации, о размещении указанной в заявлении информации в системе, в случае наличия данной обязанности у заявителя; д) отсутствия вступившего в законную силу решения суда о признании заявителя банкротом в соответствии с Федеральным законом от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве); е) отсутствия признаков ничтожности решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по основаниям, установленным гражданским законодательством Российской Федерации, а также в случае принятия на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме решения о выборе непосредственного способа управления таким многоквартирным домом в нарушение положения пункта 1 части 2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов настоящего дела, основанием для принятия Инспекцией оспариваемых распоряжений Инспекции от 08.07.2021 № 2203-рл, №2204-рл, №2205-рл «О внесении сведений о многоквартирных домах в реестр лицензий субъекта Российской Федерации – Санкт-Петербург» явилось заявление ООО «УК «Зеленый берег» о внесении изменений в реестр лицензий в отношении МКД с приложением протоколов общего собрания собственников помещений в МКД, копии договора управления, реестра собственников, заключивших договоры, иные документы.
В соответствии с пунктом 6 Порядка по итогам проверки заявления и документов, представленных заявителем, оформляется заключение, в котором указываются результаты проверки по каждому из условий, указанных в пункте 5 настоящего Порядка, и предложения для принятия органом государственного жилищного надзора соответствующего решения в соответствии с пунктом 7 настоящего Порядка.
В соответствии с пунктом 7 Порядка по результатам рассмотрения заявления и документов орган государственного жилищного надзора принимает одно из следующих решений: а) о внесении изменений в реестр; б) об отказе во внесении изменений в реестр и возврате заявления и документов; в) о приостановлении рассмотрения заявления.
Поскольку на момент подачи заявления управление МКД осуществляло ТСЖ «На берегу», Инспекцией были изданы распоряжения от 27.05.2021 № 1738-рл, № 1737-рл, № 1734-рл о приостановлении рассмотрения заявления Обществом и в адрес обоих лицензиатов направлены запросы о предоставлении информации.
От ТСЖ и Общества поступили дополнительные пояснения.
В соответствии с пунктом 8 Порядка решение о внесении изменений в реестр принимается органом государственного жилищного надзора в случае соответствия заявления и документов условиям, указанным в пункте 5 настоящего Порядка.
По результатам проведенных исследований документов и проведенной в отношении Общества проверки Инспекцией изданы оспариваемые распоряжения.
Довод Общества о том, что Инспекция вынесла распоряжение в отсутствие размещения электронных образов протоколов и договора правомерно отклонен судом первой инстанции.
В соответствии с требованиями пункта 3 Порядка к заявлению о внесении изменений в реестр прилагаются документы, указанные в настоящем пункте.
В силу указанного пункта Порядка, лицензиат, в случае выбора собственниками помещений в МКД его в качестве управляющей организации, предоставляет в Инспекцию только заявление, оформленное в соответствии с пунктом 2 Порядка.
При этом оригинал протокола общего собрания собственников и все приложения к нему, в том числе договор управления, условия которого утверждены и который также является приложением к протоколу общего собрания собственников, подлежат предоставлению в инспекцию в порядке части 1 статьи 46 ЖК РФ.
Как указывалось выше, в Инспекцию 14.05.2021 от Общества поступили оригиналы протокола общего собрания собственников помещений в МКД и приложения к нему, в связи, с чем требования части 1 статьи 46 ЖК РФ исполнены. Предоставление иных документов в рамках Порядка от Общества не требовалось.
Проверять реализацию собственниками помещений принятых решений, в частности заключение договора управления, Инспекция в рамках Порядка не уполномочена.
Кроме того, согласно размещенному 23.04.2021 в ГИС ЖКХ реестру собственников помещений в МКД по адресу: Санкт – Петербург, ФИО4 ул. д. 5 корп. 4 литер А договор управления МКД подписали собственники семнадцати жилых помещений общей площадью 1381,1 кв.м., что составляет более 50 % общей площади жилых и нежилых помещений в МКД (2555, 4 кв.м.), что подтверждено представленными в суд апелляционной инстанцией сведениями, содержащимися в ГИС ЖКХ.
При изложенных обстоятельствах у ГЖИ отсутствовали основания, препятствующие внесению изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации - Санкт-Петербург.
На основании изложенного, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявления.
Возражениями, изложенными в жалобе, не опровергаются выводы суда первой инстанции. Несогласие с толкованием судом первой инстанции норм права, подлежащих применению в деле, не свидетельствует о том, что судом допущены нарушения, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Доводы апелляционной жалобы проверены апелляционным судом и отклонены, поскольку, основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства и не могут повлиять на законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения.
Заявителем апелляционной жалобы не приведено фактов, которые не были учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу.
Учитывая изложенное выше, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 23 июня 2022 года по делу № А56-99011/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу товарищества собственников жилья «На берегу» - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий
О.В. Фуркало
Судьи
М.И. Денисюк
А.Б. Семенова