АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ул. Якубовича, д.4, Санкт-Петербург, 190000
http://fasszo.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
03 декабря 2021 года
Дело №
А56-99037/2020
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Толкунова В.М., судей Алешкевича О.А., Кудина А.Г.,
при участии от акционерного общества «Ленгазспецстрой» Воробьева И.Н. (доверенность от 24.12.2020), от Департамента лесного хозяйства по Северо-Западному федеральному округу Зябировой Р.Ш. (доверенность от 30.07.2021),
рассмотрев 29.11.2021 в открытом судебном заседании кассационную жалобу акционерного общества «Ленгазспецстрой» на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 30.04.2021 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.07.2021 по делу № А56-99037/2020,
у с т а н о в и л :
Акционерное общество «Ленгазспецстрой», адрес: 196158, Санкт-Петербург, Пулковское ш., д. 30, лит. А, ОГРН 1027804200247, ИНН 7806027191 (далее - Общество), обратилось в Кингисеппский городской суд Ленинградской области с заявлением к Департаменту лесного хозяйства по Северо-Западному федеральному округу, адрес: 194021, Санкт-Петербург, Институтский пр-кт, д. 21, корп. Б, ОГРН 1077847120944,ИНН 7802384322 (далее - Департамент), о признании незаконным и отмене постановления от 09.06.2020 № 08-752/2020 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной статьей 7.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), с назначением наказания в виде штрафа в размере 200 000 руб.
Определением Кингисеппского городского суда Ленинградской области от 21.10.2020 по делу № 12-96/2020 дело передано на рассмотрение по подведомственности в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области.
Решением арбитражного суда первой инстанции от 30.04.2021, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 26.07.2021, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе Общество просит отменить состоявшиеся судебные акты, удовлетворить заявленные требования или направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции. Общество ссылается на то, что повторно и с нарушением срока давности привлечено к административной ответственности; право собственности на земельный участок с кадастровым номером 47:20:0833001 в установленном порядке не зарегистрировано. Полагает, что факты включения недвижимого имущества в реестр государственной или муниципальной собственности, а также факты нахождения имущества на балансе какого-то лица сами по себе не являются доказательствами права собственности или законного владения, таким образом, в материалах дела отсутствуют надлежащие документы, подтверждающие право собственности Министерства обороны Российской Федерации (далее - Минобороны России) на земельные участки в границах кадастровых кварталов 47:20:0833001 и 47:20:0833002. Факт самовольного занятия лесного участка Департаментом не доказан.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы кассационной жалобы, а представитель Департамента против доводов жалобы возразила.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, 30.04.2020 на основании распоряжения Департамента от 27.04.2020 № 13/ПО проведен плановый осмотр (обследование) лесных участков на территории Петровского участкового лесничества Лужского лесничества Минобороны России (далее - Лужское военное лесничество) - филиала федерального государственного казенного учреждения «Управление лесного хозяйства и природопользования» Минобороны России, расположенных на территории Кингисеппского района Ленинградской области.
В период с 10 ч 57 мин до 13 ч 20 мин 30.04.2020 в ходе осмотра лесных участков, расположенных на землях обороны и безопасности, в выделах 8, 14, 20, 21 и 23 квартала 16; в выделах 1, 2, 4, 5, 8, 15 и 16 квартала 19 Петровского участкового лесничества Лужского военного лесничества в Кингисеппском районе Ленинградской области (в границах кадастрового квартала 47:20:0833001) вблизи н.п. Тикопись Кингисеппского района Ленинградской области выявлен факт самовольного использования лесных участков при проведении работ по прокладке коридора-трассы для устройства линейного трубопровода, а также под строительство сопутствующих трубопроводу объектов (акт осмотра лесного участка от 30.04.2020 № 54-20/ПО с фотофиксацией).
На лесных участках проведены сплошные рубки лесных насаждений, произведены работы по раскорчевке площадей от пней, снятии верхнего слоя земли, выкопке траншее, частично проведена укладка трубопровода.
На лесном участке в выделе 23 квартала 15 и в выделе 2 квартала 19 справа и слева от квартальной просеки квартала 19, являющейся одновременно лесной дорогой (вне коридора-трассы газопровода) на территории, покрытой лесом, обнаружена стоянка техники (тяжелые гусеничные тракторы), размещение вагончиков (2 шт.), бочек, баллонов, оборудования, складирование газовых труб и строительных материалов (доски, бревна, металлические сетки, железные кольца и др.). На покрытой лесами территории зафиксированы следы прохода тяжелой гусеничной техники. На лесном участке в выделе 2 квартала 19 выявлены захламления лесных участков путем перемещения и навала грунта на деревья, при этом произведена засыпка землей растущих деревьев от основания на высоту ствола от 0,1 м до 1 м, чем причинено негативное воздействие на растущие деревья.
Общество осуществляло работы в качестве субподрядчика по договору от 29.01.2018 № СЕГ/3-0020-ЛГСС.
В связи с выявленным самовольным использованием Обществом лесных участков в отношении него составлен протокол от 25.05.2020 № 08-752/2020 об административном правонарушении, постановлением Департамента от 09.06.2020 № 08-752/2020 Общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной статьей 7.9 КоАП РФ с назначением наказания в виде штрафа в размере 200 000 руб.
Считая привлечение к административной ответственности незаконным, Общество обратилось с в арбитражный суд.
Суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в действиях Общества состава вмененного административного правонарушения, не установил нарушений процедуры привлечения к административной ответственности, в связи с чем в удовлетворении заявленных требований отказал.
Суд апелляционной инстанции с позицией суда первой инстанции согласился.
Суд кассационной инстанции, изучив доводы жалобы, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
В силу статьи 7.9 КоАП РФ самовольное занятие лесных участков или использование указанных участков для раскорчевки, переработки лесных ресурсов, устройства складов, возведения построек (строительства), распашки и других целей без специальных разрешений на использование указанных участков влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей.
Под самовольным занятием лесного участка понимается его фактическое занятие при отсутствии воли собственника этого участка (иного уполномоченного им лица), выраженной в установленном порядке, в отсутствие правоустанавливающих документов, подтверждающих право собственности, владения, пользования или аренды на данный участок.
Под использованием лесных участков для раскорчевки, переработки лесных ресурсов, устройства складов, возведения построек (строительства), распашки и других целей (виды использования определены в статье 25 Лесного кодекса Российской Федерации; далее – ЛК РФ) без специальных разрешений на использование указанных участков понимается осуществление указанных действий при отсутствии разрешительной документации, предусмотренной законодательством Российской Федерации.
Пунктом 13 части 1 статьи 25 ЛК РФ определено, что использование лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов является самостоятельным видом использования лесов.
Согласно части 1 статьи 8 ЛК РФ лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
Согласно статье 23 ЛК РФ земли лесного фонда состоят из лесничеств и лесопарков. Лесничества и лесопарки также располагаются на землях обороны и безопасности, на которых расположены леса.
Согласно частям 1, 2 статьи 121 ЛК РФ на землях обороны и безопасности могут располагаться леса, которые подлежат освоению с соблюдением целевого назначения таких земель. Для использования лесов, расположенных на землях обороны и безопасности, создаются военные лесничества в соответствии со статьей 23 ЛК РФ.
В силу части 10 статьи 1 Федерального закона от 31.05.1996 № 61-ФЗ «Об обороне» (далее – Закон № 61-ФЗ) земли и другие природные ресурсы, предоставленные для нужд Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, находятся в федеральной собственности.
Частями 1 и 2 статьи 45 ЛК РФ установлено, что использование лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов осуществляется с предоставлением или без предоставления лесного участка, с установлением или без установления сервитута, публичного сервитута. Лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам, юридическим лицам в соответствии со статьей 9 названного Кодекса для строительства линейных объектов.
Порядок предоставления гражданам, юридическим лицам лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, регулируется статьей 71 ЛК РФ.
Согласно части 1 статьи 71 ЛК РФ лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании:
1) решения уполномоченных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления лесного участка в постоянное (бессрочное) пользование;
2) договора аренды в случае предоставления лесного участка в аренду;
3) договора безвозмездного пользования в случае предоставления лесного участка в безвозмездное пользование.
После 01.01.2009 запрещается предоставлять лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, без определения видов и параметров использования лесов, установленных лесохозяйственными регламентами (статья 14.1 Федерального закона от 04.12.2006 № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации»).
Согласно пунктам 3, 4, 5, 7 Правил использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов, утвержденных приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 10.06.2011 № 223 (действовавших на момент настоящего обследования) лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам, юридическим лицам в соответствии со статьей 9 ЛК РФ.
Использование лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов осуществляется в соответствии со статьей 21 ЛК РФ. В целях строительства линейных объектов используются, прежде всего, нелесные земли, а при отсутствии на лесном участке таких земель - участки невозобновившихся вырубок, гарей, пустырей, прогалины, а также площади, на которых произрастают низкополнотные и наименее ценные лесные насаждения. На лесных участках, предоставленных в пользование в целях строительства, реконструкции линейных объектов использование лесов осуществляется в соответствии с проектом освоения лесов.
Общество в обоснование правомерности своих действий сослалось на то, что между публичным акционерным обществом «Газпром» (далее - ПАО «Газпром») и Комитетом по управлению имуществом муниципального образования «Кингисеппский муниципальный район» Ленинградской области (далее – Комитет) заключено соглашение от 01.11.2018 № 03-21/8 об установлении сервитута земельного участка (далее – Соглашение), в соответствии с которым Комитет (правообладатель) предоставляет право ограниченного пользования (сервитут) частью земельного участка площадью 223 221 кв. м с условным номером земельного участка 47:20:0833001:ЗУ(1) и частью земельного участка площадью 19 436 кв. м с условным номером земельного участка 47:20:0833001:ЗУ(2) в границах, согласно схеме границ сервитута на кадастровом плане территории в приложении 1 к Соглашению.
Вместе с тем судами двух инстанций отмечено, что в материалах дела отсутствуют документы (сведения), подтверждающие факт передачи спорных участков в собственность муниципального образования «Кингисеппский муниципальный район». В отсутствие указанных документов (сведений) земли и другие природные ресурсы, представленные для нужд Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, находятся в федеральной собственности в соответствии с вышеуказанными нормами права. Неоформление права собственности в установленном законом порядке не меняет режим и принадлежность лесных участков, согласно части 1 статьи 8 ЛК РФ лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности. Разрешение на право производства работ, выданное Обществу генеральным подрядчиком, к документам, подтверждающим право использования лесного участка, не относится.
Ссылка Общества на решения судов общей юрисдикции не учитывает пределы преюдициальности, не касающиеся правовых выводов судов.
При этом вступившими в законную силу судебными актами по делу № А56-55937/2019 ранее была дана оценка аналогичному настоящему соглашению об установлении сервитута и подтверждена законность привлечения заказчика работ (ПАО «Газпром») к административной ответственности по статье 7.9 КоАП РФ постановлением от 25.04.2019 по факту самовольного использования лесных участков на территории Лужского военного лесничества.
Довод Общества о повторном привлечении к административной ответственности за одно и то же нарушение отклоняется, поскольку настоящее постановление вынесено по результатам осмотра лесного участка в иной период и в иных обстоятельствах его самовольного использования.
Приняв во внимание отсутствие доказательств невозможности соблюдения Обществом требований лесного законодательства в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении обычной степени заботливости и осмотрительности, суды пришли к выводу о наличии в его действиях вины (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ) и состава вмененного административного правонарушения.
Суды в рассматриваемом случае не установили исключительных оснований для признания совершенного правонарушения малозначительным (статья 2.9 КоАП РФ) и уменьшения назначенного в минимальном размере штрафа в порядке частей 3.2, 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ.
Нарушений порядка и срока давности привлечения к административной ответственности не установлено.
Довод Общества о пропуске срока давности привлечения к административной ответственности был рассмотрен судами и правомерно отклонен, поскольку нарушение Обществом лесного законодательства выявлено 30.04.2020, о чем составлен акт осмотра лесного участка № 54-20/ПО. Таким образом, срок давности привлечения к административной ответственности на момент вынесения постановления (09.06.2020) не истек.
В связи с указанным суды правомерно отказали в удовлетворении заявленных требований. Нарушений норм материального и процессуального права судами не допущено, оценка доказательств произведена судами с учетом требований статей 9, 65-71, 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).
Переоценка судом кассационной инстанции доказательств по делу, в том числе их относимости, допустимости, достаточности, достоверности, не допускается (пункт 32 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 № 13 «О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде кассационной инстанции», часть 3 статьи 286, часть 2 статьи 287 АПК РФ).
Основания для отмены либо изменения обжалуемых судебных актов отсутствуют (статья 288 АПК РФ).
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
п о с т а н о в и л:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 30.04.2021 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.07.2021 по делу № А56-99037/2020 оставить без изменения, а кассационную жалобу акционерного общества «Ленгазспецстрой» - без удовлетворения.
Председательствующий
В.М. Толкунов
Судьи
О.А. Алешкевич
А.Г. Кудин