АРБИТРАЖНЫЙ СУД
ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА
http://faspo.arbitr.ru e-mail: info@faspo.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции
Ф06-18629/2022
г. Казань Дело № А57-10356/2021
14 июля 2022 года
Резолютивная часть постановления объявлена 13 июля 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 14 июля 2022 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Сабирова М.М.,
судей Желаевой М.З., Топорова А.В.,
при ведении протокола судебного заседания с использованием системы видеоконференц-связи помощником судьи Садртдиновой А.Н.,
при участии в Арбитражном суде Саратовской области представителя:
истца (Саратовской региональной общественной физкультурно-спортивной организации «Волейбольный клуб «Протон») – ФИО1 (доверенность от 01.02.2021),
в отсутствие:
ответчика и третьего лица – извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Саратовской региональной общественной физкультурно-спортивной организации «Волейбольный клуб «Протон», Саратовская область, г. Балаково (ОГРН <***>, ИНН <***>),
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 01.12.2021 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.02.2022
по делу №А57-10356/2021
по исковому заявлению Саратовской региональной общественной физкультурно-спортивной организации «Волейбольный клуб «Протон» к Министерству молодежной политики и спорта Саратовской области, Саратовская область, г. Саратов (ОГРН <***>, ИНН <***>), о взыскании убытков,
с участием в деле в качестве третьего лица Министерства финансов Саратовской области, г. Саратов,
УСТАНОВИЛ:
Саратовская региональная общественная физкультурно-спортивная организация «Волейбольный клуб «Протон» (далее – Общественная организация) обратилась в Арбитражный суд Саратовской области с исковым заявлением к Министерству молодежной политики и спорта Саратовской области (далее – Министерство) о взыскании 602292 руб. 63 коп. убытков.
Исковое заявление мотивировано наличием к Общественной организацией убытков, выразившихся в образовании задолженности по оплате заработной платы работникам. По мнению Общественной организации, вина Министерства заключается в бездействии, а именно в не перечислении бюджетных средств по соглашению о предоставлении гранта в полном объеме и несвоевременном доведении уведомлений о бюджетных ассигнований и лимитах бюджетных обязательств до получателей бюджетных средств.
В качестве третьего лица по делу Общественной организацией указано Министерства финансов Саратовской области.
Министерства финансов Саратовской области в отзыве на исковое заявление просило отказать в иске, поскольку задолженность Общественной организации по заработной плате возникла до заключения соглашения о предоставлении гранта, не представлено доказательств отсутствия возможности погашения долга перед работниками за счёт внебюджетных средств, совокупность оснований для взыскания убытков не доказана.
Министерство в отзыве на исковое заявление просило отказать в его удовлетворении, поскольку Министерство оказывает лишь государственную поддержку профессиональных видов спорта и не обязано финансировать всю деятельность Общественной организации, Общественная организация включила в расчёт цены иска свои неисполненные обязательства за ранние периоды, не соответствующие периоду заключённого между сторонами соглашения, материалы дела не содержат доказательств отнесения некоторых работников Общественной организации к категории лиц, заработная плата которых подлежит оплате за счёт средств предоставленного гранта.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 01.12.2021 в удовлетворении исковых требований отказано.
Решение суда первой инстанции мотивировано не подтверждением материалами дела образования части убытков за период, указанный в соглашении о предоставлении гранта и отсутствием обоснованности включения в расчёт цены иска сумм морального вреда, взысканных решениями суда общей юрисдикции, отсутствием причинно-следственной связи между установленным судом фактом нарушения Министерством сроков перечисления суммы гранта в полном объёме и наступившим вредом, выразившемся в возникновении судебных споров о взыскании задолженности по заработной плате, недоказанностью противоправности действий (бездействия) Министерства.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.02.2022решение суда первой инстанции от 01.12.2021 оставлено без изменения.
В обоснование принятого по делу судебного акта апелляционный суд указал на правомерность выводов суда первой инстанции.
Не согласившись с выводами судебных инстанций, Общественная организация обратилась в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит состоявшиеся судебные акты отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных истцом требований.
В обоснование поданной по делу кассационной жалобы заявителем указано на неправильное применение судами норм материального права, нарушением норм процессуального права, а также на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в нем доказательствам.
По мнению заявителя кассационной жалобы, ненадлежащее исполнение Министерством принятых на себя обязательств установлено судебным актом, принятым по делу № А57-22359/2018. Бездействие Министерства по перечислению суммы гранта в полном объёме повлекло причинение Общественной организации убытков в виде образования задолженности по заработной плате лиц, подпадающих под финансирование заработной платы за счёт гранта, а также неблагоприятных последствий в виде приостановления операций по счетам и принятия обеспечительных мер.
В соответствии со статьёй 153.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание 13.07.2022 проведено с использованием систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Саратовской области.
В соответствии с положениями статей 156, 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба рассмотрена судебной коллегией в отсутствии представителей Министерства и Министерства финансов Саратовской области, извещённых надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.
В судебном заседании представитель Общественной организации поддержала доводы, изложенные в кассационной жалобе. Указала, что обязательства по соглашению Министерством в полном объёме не были исполнены, решениями суда общей юрисдикции с Общественной организации взысканы денежные средства в пользу работников Общественной организации, не выплаченные своевременно по вине Министерства, из внебюджетных источников оплата заработной платы невозможна ввиду целевого характера внебюджетных средств, работники привлекались под предусмотренные грантом денежные средства.
Проверив законность обжалованных по делу судебных актов, правильность применения норм материального и процессуального права в пределах, установленных статьёй 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обсудив доводы кассационной жалобы Общественной организации, заслушав представителя Общественной организации, судебная коллегия суда округа не находит правовых оснований для удовлетворения поданной по делу кассационной жалобы.
Из представленных в материалы дела доказательств усматривается следующее.
Приказом министра молодежной политики и спорта Саратовской области № 92 от 09.02.2018 Общественная организация признана победителем конкурса на предоставление гранта из областного бюджета на развитие на территории области отдельных видов спорта (волейбола) в соответствии с постановлением Правительства Саратовской области от 24.09.2014 № 550-П «Об утверждении Положения о порядке предоставления грантов некоммерческим организациям (в том числе государственным учреждениям), не являющимся казёнными учреждениями, на развитие на территории области отдельных видов спорта (спортивных дисциплин)».
12.02.2018 между Министерством и Общественной организацией заключено соглашение № Г-10-18 о предоставлении из областного бюджета гранта иной некоммерческой организации, не являющейся государственным (муниципальным) учреждением, в соответствии с условиями которого и дополнительным соглашением № Г-10-1812 от 23.08.2018 к нему общая сумма гранта, предоставленная за счёт областного бюджета в 2018 году в целях финансового обеспечения затрат получателя, связанных с развитием на территории области отдельных видов спорта (в том числе спортивных дисциплин) – волейбола составляет 30000000 руб.
С февраля по сентябрь 2018 года Министерство перечислило Общественной организации платёжными поручениями денежные средства на общую сумму 24459800 руб.
В отношении остатка субсидии в сумме 5540200 руб. Общественная организация дважды подавала заявки № 479 от 04.12.2018 и № 490 от 21.12.2018, которые остались неисполненными.
Ссылаясь на уклонение Министерства от исполнения заключенного соглашения, Общественная организация обратилась в суд с требованием о взыскании гранта на сумму 5540200 руб.
В свою очередь, Министерство обратилось со встречным исковым заявлением к Общественной организации о расторжении соглашения № Г-10-18 от 12.02.2018.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Саратовской области от 18.04.2019 по делу № А57-22359/2018 требования Общественной организации удовлетворены, в удовлетворении требований Министерства отказано. Отказывая в удовлетворении встречного иска Министерства о расторжении соглашения, суды исходили из того, что нарушений со стороны Общественной организации условий, установленных при предоставлении гранта, и нецелевое использование денежных средств гранта не допущено, следовательно, оснований для одностороннего отказа Министерства от исполнения соглашения в части обязанности по перечислению оставшейся части гранта не имеется.
Согласно части 2 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
Таким образом, факт одностороннего отказа Министерства от исполнения соглашения в части обязанности по перечислению истцу оставшейся части гранта в размере 5540200 руб. подтверждён как вступившими в законную силу судебными актами, так и первичными документами – платёжными поручениями, соглашением, заявками истца.
Между тем, не дождавшись выплат заработной платы, бывшие работники (игроки) Общественной организации были вынуждены обратиться в суд за её взысканием. Решениями судов общей юрисдикции с Общественной организации взысканы денежные средства в размере 602292 руб. 63 коп., из них 22500 руб. составила компенсация морального вреда и 579792 руб. 63 коп. – компенсация за несвоевременную выплату заработной платы работникам.
Поскольку несвоевременная выплата заработной платы Общественной организацией явилась следствием ненадлежащего исполнения Министерством обязательств по выплате предусмотренного соглашением гранта, Общественная организация обратилась в суд с требованиями по настоящему делу о взыскании убытков.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, судебные инстанции исходили из следующего.
В соответствии со статьёй 15 Гражданского кодекса Российской Федерации, лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причинённых ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чьё право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Убытки, причинённые физическому или юридическому лицу в результате неправомерных действий государственных (муниципальных) органов либо должностных лиц этих органов, подлежат возмещению в соответствии со статьями 15, 16, 1064, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Согласно статье 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причинённый юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счёт соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Ответственность за незаконные действия должностных лиц государственных органов наступает при наличии общих (статья 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации) и специальных (статья 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации) условий.
Следовательно, исходя из системного толкования положений статей 15, 16, 1064, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации, для применения ответственности в виде взыскания убытков необходимо наличие состава правонарушения, включающего следующие элементы: наступление вреда, противоправность поведения причинителя вреда, вина причинителя вреда, наличие причинно-следственной связи между действиями причинителя вреда и наступившими у истца неблагоприятными последствиями, доказанность размера ущерба.
Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 12 Постановления от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» разъяснил, что по делам о возмещении убытков истец обязан доказать, что ответчик является лицом, в результате действий (бездействия) которого возник ущерб, а также факты нарушения обязательства или причинения вреда, наличие убытков (пункт 2 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В силу части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Общественная организация, требующая возмещения убытков, должна доказать противоправность действий (бездействия) Министерства, наличие и размер убытков и причинно-следственную связь между незаконными действиями (бездействием) Министерства и возникшими у Общественной организации негативными последствиями (информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 31.05.2011 № 145 «Обзор практики рассмотрения арбитражными судами дел о возмещении вреда, причиненного государственными органами, органами местного самоуправления, а также их должностными лицами»).
Правовое регулирование целей, условий и порядка предоставления субсидий некоммерческим организациям, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями, предусмотрено совместными положениями подпункта 1 пункта 3 и подпункта 9 пункта 1 статьи 31.1 Федерального закона «О некоммерческих организациях», Общими требованиями к нормативным правовым актам, муниципальным правовым актам, регулирующим предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг (далее - Общие требования), утверждёнными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.09.2016 № 887, статьями 78 и 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Пунктом 2 Общих требований установлено, что нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, нормативные правовые акты высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, устанавливающие порядок предоставления из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации субсидий получателям субсидий, принимаемые в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации в случаях и порядке, которые предусмотрены законом (решением) о соответствующем бюджете бюджетной системы Российской Федерации, содержат, в том числе условия и порядок предоставления субсидий; требования об осуществлении контроля за соблюдением условий, целей и порядка предоставления субсидий и ответственности за их нарушение.
В целях определения общих положений о предоставлении субсидий указываются, в том числе, цели предоставления субсидий; наименование органа государственной власти (государственного органа), органа местного самоуправления, организации, до которых в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации как получателям бюджетных средств доведены в установленном порядке лимиты бюджетных обязательств на предоставление субсидий на соответствующий финансовый год; категории и критерии отбора получателей субсидий, имеющих право на получение субсидий (пункт 3 Общих требований).
Аналогичные нормы предусмотрены постановлением Правительства Российской Федерации от 07.05.2017 № 541 «Об общих требованиях к нормативным правовым актам, муниципальным правовым актам, регулирующим предоставление субсидий некоммерческим организациям, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями».
Положениями подпункта 2 пункта 2 статьи 78 и пунктов 1, 2 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что порядок определения объёма и предоставления некоммерческим организациям, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями, субсидий, предусмотренных в законе субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, устанавливается нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, которые должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации.
Абзацами вторым и третьим пункта 2 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в законе субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации могут предусматриваться субсидии иным некоммерческим организациям, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями.
Правовой анализ приведенных законоположений позволяет сделать вывод о том, что государственному органу субъекта Российской Федерации предоставлено право самостоятельно устанавливать цели, порядок и условия предоставления субсидий из средств бюджета субъекта Российской Федерации некоммерческим организациям, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями.
Постановлением правительства Саратовской области от 24.09.2014 № 550-П в соответствии со статьей 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Законом Саратовской области «Об областном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов» утверждено Положение о порядке предоставления грантов некоммерческим организациям (в том числе государственным учреждениям), не являющимся казёнными учреждениями, на развитие на территории области отдельных видов спорта (спортивных дисциплин), согласно приложению.
Согласно пункту 1 Положения о порядке предоставления грантов настоящее Положение определяет категории и критерии отбора некоммерческих организаций (в том числе государственных учреждений), не являющихся казенными учреждениями, имеющих право на получение грантов в форме субсидий, цели, условия, порядок предоставления и возврата грантов в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
Пунктом 2 Положения о порядке предоставления грантов установлено, что грант предоставляется на безвозмездной основе в рамках реализации подпрограммы «Физическая культура и спорт. Подготовка спортивного резерва» государственной программы Саратовской области «Развитие физической культуры, спорта, туризма и молодежной политики» в пределах средств, предусмотренных законом Саратовской области об областном бюджете на текущий финансовый год и на плановый период, на поддержку некоммерческих организаций (в том числе государственных учреждений), не являющихся казёнными учреждениями. Грант предоставляется в целях развития на территории области отдельных видов спорта (в том числе спортивных дисциплин).
Предоставление гранта осуществляется на основании соглашения о предоставлении гранта, заключаемого некоммерческой организацией, признанной победителем конкурса - получателем гранта, и министерством по типовой форме, утверждаемой министерством финансов области (пункт 6 Положения о порядке предоставления грантов).
Министерство и органы государственного финансового контроля области (по согласованию) осуществляют обязательную проверку соблюдения условий, целей и порядка предоставления грантов их получателями (пункт 12 Положения о порядке предоставления грантов).
В случае выявленного по фактам проверок, проведенных министерством и уполномоченных органом государственного финансового контроля, нарушения получателем гранта условий, установленных при его предоставлении, грант подлежит возврату получателем гранта в областной бюджет в полном объёме в порядке, установленном названным пунктом (пункт 13 Положения о порядке предоставления грантов).
Согласно пункту 2.1 Положения о порядке предоставления грантов предоставленный грант расходуется в соответствии с порядком и условиями проведения расходов некоммерческими организациями (в том числе государственными учреждениями), не являющимися казёнными учреждениями, за счет грантов на развитие на территории области отдельных видов спорта (спортивных дисциплин) согласно приложению № 5 к настоящему Положению.
В данном случае утверждённый приложением № 5 Порядок проведения расходов некоммерческими организациями предусматривает расходование гранта на оплату труда с начислениями на заработную плату спортсменов, тренеров, иных специалистов в области физической культуры и спорта, определённых в соответствии с пунктом 12 статьи 5, статьей 20.4 и частью 2 статьи 35 Федерального закона «О физической культуре и спорте в Российской Федерации», осуществляются с учётом требований федерального законодательства и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти в области физической культуры и спорта.
Судам двух инстанций установлено, что доказательства отсутствия возможности Общественной организацией покрыть расходы по оплате труда за счёт внебюджетных источников материалы дела не содержат.
При этом из представленных Общественной организацией документов следует, что сумма задолженности по заработной плате образовалась, в том числе, и за более ранний период до заключения соглашения по предоставлению гранта – с июля по декабрь 2017 года, следовательно, она не может быть включена в сумму заявленных убытков. Основания для включения в расчёт убытков сумм морального вреда, взысканных судами общей юрисдикции (судебные акты приобщены к материалам дела) также отсутствуют.
Учитывая изложенное, судами правомерно сделан вывод о том, что противоправность действий (бездействия) Министерства, размер убытков, причинно-следственная связь между действиями Министерства и возникшими убытками не доказана.
Исследовав и оценив доказательства по делу в соответствии со статьёй 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судебные инстанции пришли к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении заявленных Общественной организацией требований.
Доводы, которые могли бы служить основанием к отмене обжалованных судебных актов, кассационная жалоба не содержит.
Фактически доводы заявителя кассационной жалобы не свидетельствуют о незаконности судебных актов, основаны на ошибочном толковании положений законодательства, направлены на иную оценку доказательств по делу и переоценку выводов судебных инстанций, что не отнесено процессуальным законодательством к полномочиям суда округа.
При изложенных обстоятельствах суд кассационной инстанции считает, что выводы судов первой и апелляционной инстанции основаны на полном и всестороннем исследовании материалов дела, при правильном применении норм материального права и соблюдении норм процессуального права, в связи с чем, правовые основания для удовлетворения поданной по делу кассационной жалобы и отмены обжалованных судебных актов не установлены.
Расходы по государственной пошлине за рассмотрение кассационной жалобы судебная коллегия в силу статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относит на заявителя кассационной жалобы.
На основании изложенного и руководствуясьстатьями 110, 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Саратовской области от 01.12.2021 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.02.2022по делу № А57-10356/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные статьями 291.1, 291.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья М.М. Сабиров
Судьи М.З. Желаева
А.В. Топоров