ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А57-10779/2010 от 19.05.2011 АС Поволжского округа

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

420066, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Правосудия, д. 2, тел. (843) 235-21-61

http://faspo.arbitr.ru e-mail: info@faspo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

г. Казань

Дело № А57-10779/2010

26 мая 2011 года

Резолютивная часть постановления объявлена 19 мая 2011 года.

Полный текст постановления изготовлен 26 мая 2011 года.

Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:

председательствующего судьи Федоровой Т.Н.,

судей Афанасьева И.Н., Филимонова С.А.,

в отсутствие:

истца – извещен, не явился,

ответчиков – извещены, не явились,

третьего лица – извещено, не явилось,

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства внутренних дел Российской Федерации, Главного управления внутренних дел по Саратовской области

на решение Арбитражного суда Саратовской области от 08.11.2010 (судья Павлова Н.В.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.02.2011 (председательствующий судья Никитин А.Ю., судьи Агибалова Г.И., Клочкова Н.А.)

по делу № А57-10779/2010

по иску государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Кировском, Октябрьском и Фрунзенском районах г. Саратова к Российской Федерации в лице Министерства внутренних дел Российской Федерации, Главному управлению внутренних дел по Саратовской области о взыскании 80 895,20 руб., с участием в деле третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, – ФИО1,

УСТАНОВИЛ:

государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Кировском, Октябрьском и Фрунзенском районах г. Саратова (далее – истец) обратилось в Арбитражный суд Саратовской области с иском к Российской Федерации в лице Министерства внутренних дел Российской Федерации, Главному управлению внутренних дел по Саратовской области (далее – ГУВД области) о взыскании имущественного ущерба в сумме 80 895 руб. 20 коп.

Определением Арбитражного суда Саратовской области от 23.08.2010 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, привлечен ФИО1.

Решением Арбитражного суда Саратовской области от 08.11.2010 заявленные исковые требования удовлетворены в части взыскания с Российской Федерации в лице Министерства внутренних дел Российской Федерации за счет средств казны Российской Федерации имущественного ущерба в размере 80 895 руб. 20 коп.

В удовлетворении исковых требований предъявленных к ГУВД области – отказано.

Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.02.2011 решение суда первой инстанции от 08.11.2010 оставлено без изменения.

Не согласившись с вынесенными судебными актами, Министерство внутренних дел Российской Федерации (далее – МВД России), ГУВД области обратились с кассационной жалобой, в которой просят их отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме.

Заявители кассационной жалобы полагают, что истец не доказал наличия вины в действиях ответчиков, а также причинно-следственную связь между действиями МВД России, ГУВД области и убытками, возникшими у истца.

Проверив обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов, исходя из следующего.

Из материалов дела видно, что ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, обратился 28.02.2005 к истцу с заявлением о выплате и доставке ежемесячной денежной выплаты.

В подтверждение своего права ФИО1 представил удостоверение ветерана боевых действий серии РМ № 707210, выданное ГУВД области 29.12.2004. Представленное ФИО1 удостоверение соответствовало форме бланка, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 19.12.2003 № 763 для категории граждан-ветеранов боевых действий, в связи с чем у истца при назначении ежемесячной денежной выплаты не возникло сомнений в обоснованности выдачи удостоверения.

На основании заявления ФИО1 о выплате ежемесячной денежной выплаты и удостоверения ветерана боевых действий, выданного ГУВД области, истцом ему с 01.01.2005 назначена ежемесячная денежная выплата. В период с 01.01.2005 по 01.07.2010 ФИО1 выплачено 80 895, 90 руб.

В ходе проведенной ГУВД области служебной проверки по факту выдачи удостоверения «Ветеран боевых действий» установлено, что приказы о выполнении ФИО1 задач в ходе контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона отсутствуют. Другие данные о фактическом его участии в контртеррористических операциях также отсутствуют.

В связи с проведенной проверкой в адрес истца 28.06.2010 поступило уведомление ГУВД области от 24.06.2010 № 15/3-1196, в котором сообщалось, что удостоверение ветерана боевых действий серии РМ № 707210, выданное 29.12.2004 ГУВД области ФИО1, признано неправомерно выданным и подлежит снятию с учета.

На основании уведомления ежемесячная денежная выплата ФИО1 с 01.07.2010 прекращена.

Факт необоснованного включения органами МВД ФИО1 в состав участников боевых действий; прямая взаимосвязь между незаконными действиями ГУВД области по выдаче удостоверения и выплатами истцом денежных средств установлена судами. При этом суды руководствовались положениями Порядка осуществления ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям граждан в Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 30.11.2004 № 294, Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах», Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации, в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».

Вред, причиненный незаконными действиями ГУВД области, подлежит взысканию с главного распорядителя средств федерального бюджета на основании статей 16, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Статьей 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что главный распорядитель средств федерального бюджета выступает в суде от имени казны Российской Федерации по искам о возмещении вреда, причиненного незаконными решениями и действиями (бездействием) соответствующих должностных лиц и органов, по ведомственной принадлежности.

Таким образом, с учетом положений Федерального закона от 15.08.1996 № 115-ФЗ «О бюджетной классификации Российской Федерации» и пункта 10 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации, по искам о возмещении вреда, причиненного незаконными решениями и действиями, выступает главный распорядитель средств федерального бюджета по ведомственной принадлежности, где получателем и главным распорядителем средств федерального бюджета для органов внутренних дел является МВД России, что также подтверждается приказом Министерства финансов Российской Федерации от 25.12.2008 № 145н.

Данные выводы судов соответствуют и пункту 17 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 № 23, разъяснившего порядок взыскания средств за счет казны соответствующего публично-правового образования.

Довод заявителей кассационной жалобы о том, что отсутствует причинная связь между действиями ГУВД области по признанию неправомерно выданным удостоверением ветерана боевых действий и убытками, возникшими у истца, был предметом рассмотрения судами предыдущих инстанций и отклонен как ошибочный, поскольку незаконность выдачи гражданину удостоверения ветерана боевых действий установлена самими ответчиками. Истец в силу указаний закона произвел выплаты денежных средств гражданину в связи с предъявлением незаконно выданного удостоверения.

Таким образом, имеется прямая связь между незаконными действиями ГУВД области по выдаче удостоверения и выплатами истцом денежных средств.

При таких обстоятельствах оснований для отмены принятых по делу судебных актов коллегия не находит, так как суды правильно применили нормы материального и процессуального права, а выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела, оснований для их переоценки у суда кассационной инстанции не имеется.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Саратовской области от 08.11.2010 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.02.2011 по делу № А57-10779/2010 оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий судья Т.Н. Федорова

Судьи И.Н. Афанасьев

С.А. Филимонов