ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А57-10828/2021 от 26.04.2022 АС Поволжского округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

420066, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Красносельская, д. 20, тел. (843) 291-04-15

http://faspo.arbitr.rue-mail: info@faspo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

Ф06-17216/2022

г. Казань                                                 Дело № А57-10828/2021

29 апреля 2022 года

Резолютивная часть постановления объявлена 26 апреля 2022 года.

Полный текст постановления изготовлен 29 апреля 2022 года.

Арбитражный суд Поволжского округа в составе:

председательствующего судьи Мухаметшина Р.Р.,

судей Мосунова С. В., Хабибуллина Л.Ф.,

при участии представителей

общества с ограниченной ответственностью «СТМ-Капитал», директор  Маркин Е.П., паспорт,

Южной транспортной прокуратуры – Золин И.А., доверенность от 05.04.2022,

в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу  общества с ограниченной ответственностью «СТМ- Капитал»,

на решение Арбитражного суда Саратовской области от 14.10.2021 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.02.2022

по делу № А57-10828/2021

по заявлению общества с ограниченной ответственностью «СТМ-Капитал» (410506, Саратовская обл., Саратовский р-н, п. Расково, 1200м западнее населенного пункта, ОГРН 1076453002625, ИНН 6453092917) о признании недействительным представления Саратовской транспортной прокуратуры от 07.04.2021 № 23/1-01-2021, заинтересованные лица: Саратовская транспортная прокуратура, Управление Роспотребнадзора по Саратовской области, Акционерное общество «СарАэро-Инвест», Администрация Саратовского муниципального района Саратовской области, Межрегиональное управление Росприроднадзора по Саратовской и Пензенской областям, Южная транспортная прокуратура, общество с ограниченной ответственностью «ТрансПроект СПБ», Федеральное агентство воздушного транспорта (Росавиация), ФГУП «Администрация гражданских аэропортов (аэродромов)», ФГБОУ ВО Саратовский национальный исследовательский государственный университет им. Чернышевского», Приволжское МТУ Росавиации,

УСТАНОВИЛ:

общество с ограниченной ответственностью «СТМ-Капитал» (далее - ООО «СТМ-Капитал», заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Саратовской области с заявлением признании недействительным представления Саратовской транспортной прокуратуры (далее - Прокуратура) от 07.04.2021 № 23/1-01-2021.

Решением суда первой инстанции от 14.10.2021, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.02.2022, в удовлетворении заявленных требований отказано.

ООО «СТМ-Капитал» обратилось в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Саратовской области от 14.10.2021 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.02.2022 отменить, указывая на неправильное применение норм материального и процессуального права, не соответствие выводов судебных инстанций фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных  требований в полном объеме.

Арбитражный суд кассационной инстанции, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, проверив законность обжалуемых судебных актов в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), не находит оснований для их отмены и удовлетворения кассационной жалобы в силу следующего.

Как следует из материалов дела, прокуратурой проведена проверка в части исполнения законодательства о безопасности полетов при использовании воздушного пространства в непосредственной близости аэродрома Саратов (Гагарин), которой установлено, что  ООО «СТМ-Капитал» осуществляет складирование отходов 3-4 классов опасности на основании лицензии на земельном участке в шестой подзоне приаэродромной территории и располагается на удалении 13 км от контрольной точки аэродрома Саратов (Гагарин), что создает угрозу безопасности полетов воздушных судов.

По итогам проверки Прокуратурой в адрес Общества вынесено представление от 07.04.2021 №23/1-01-2021/411 об устранении нарушений законодательства о безопасности полетов, которым на ООО «СТМ-Капитал» возложены следующие обязанности:

1.Безотлагательно рассмотреть представление с участием работника прокуратуры, предварительно сообщив о дате и времени рассмотрения акта прокурорского реагирования.

2.Обеспечить фактическое устранение нарушений закона, а также реализацию предусмотренных законодательством мер организационного характера в целях исключения аналогичных фактов в дальнейшей работе.

3.В установленном порядке рассмотреть вопрос об ответственности виновных должностных лиц, указанных в представлении.

4. О результатах рассмотрения представления и принятых мерах письменно сообщить в прокуратуру в установленный законом срок.

ООО «СТМ-Капитал» не согласившись с указанным представлением прокуратуры, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Предметом кассационного обжалования являются выводы судов первой и апелляционной инстанций о законности, обоснованности и исполнимости представления прокуратуры от 07.04.2021 №23/1-01-2021/411, а также отсутствии доказательств нарушения охраняемых законом интересов общества.

В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации действия, решения органов, осуществляющих публичные полномочия, могут быть признаны незаконными, если они не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.

Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия органами, осуществляющими публичные полномочия, оспариваемых актов, решений возлагается на соответствующие органы (часть 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Приказом Генерального прокурора РФ от 15.07.2011 № 211 «Об организации надзора за исполнением законов на транспорте и в таможенной сфере» на транспортных прокуроров возложены полномочия по осуществлению надзора за исполнением законодательства о безопасности полетов.

В соответствии с приложением № 22 к приказу Южного транспортного прокурора от 08.07.2019 № 84 «Об организации надзора за исполнением законов на транспорте и в таможенной сфере» на Саратовскую транспортную прокуратуру возложены полномочия по осуществлению надзора за исполнением законодательства о безопасности движения полетов и авиационной безопасности, законностью нормативных правовых актов органов власти и управления, местного самоуправления, касающихся функционирования поднадзорных объектов, в пределах Саратовской области.

Согласно материалам дела, на основании задания Южной транспортной прокуратуры от 19.02.2021 № 23/1-36-2021/963 Саратовской транспортной прокуратурой в пределах предоставленных полномочий вынесено решение о проведении проверки от 02.04.2021 № 45 и проведена проверка Общества в части исполнения требований законодательства о безопасности полетов при использовании воздушного пространства в непосредственной близости аэродрома Саратов (Гагарин), решение о проведении проверки № 45 от 02.04.2021 получено директором общества, что подтверждается его подписью в решении.

Согласно пункту 2 статьи 47 Федерального закона от 19.03.1997 N 60-ФЗ "Воздушный кодекс Российской Федерации" (далее - ВК РФ) приаэродромная территория является зоной с особыми условиями использования территорий, которая, согласно пункту 1 статьи 47 ВК РФ, устанавливается решением уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти в целях обеспечения безопасности полетов воздушных судов, перспективного развития аэропорта и исключения негативного воздействия оборудования аэродрома и полетов воздушных судов на здоровье человека и окружающую среду в соответствии с ВК РФ, земельным законодательством, законодательством о градостроительной деятельности с учетом требований законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Решением, указанным в абзаце первом настоящего пункта, на приаэродромной территории устанавливаются ограничения использования земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимости и осуществления экономической и иной деятельности в соответствии с ВК РФ (далее - ограничения использования объектов недвижимости и осуществления деятельности).

На приаэродромной территории могут выделяться 7 подзон (пункт 3 статьи 47 ВК РФ), в том числе подпунктом 7 пункта 3 статьи 47 ВК РФ определяется седьмая подзона, в которой ввиду превышения уровня шумового, электромагнитного воздействий, концентраций загрязняющих веществ в атмосферном воздухе запрещается размещать объекты, виды которых в зависимости от их функционального назначения определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти при установлении соответствующей приаэродромной территории с учетом требований законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, если иное не установлено федеральными законами.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.12.2017 № 1460 утверждены Правила установления приаэродромной территории, согласно подпункту "в" пункта 2 которых решение об установлении приаэродромной территории в отношении аэродромов гражданской авиации принимается Федеральным агентством воздушного транспорта.

Согласно пунктам 58, 59 Постановления Правительства Российской Федерации от 11.03.2010 г. № 138 «Об утверждении Федеральных правил использования воздушного пространства Российской Федерации» (в редакции, действующей до декабря 2017 г.) для каждого аэродрома устанавливается приаэродромная территория. Границы приаэродромной территории определяются по внешней границе проекции полос воздушных подходов на земную или водную поверхность, а вне полос воздушных подходов - окружностью радиусом 30 км от контрольной точки аэродрома.

Приаэродромная территория является зоной с особыми условиями использования территории и отображается в схеме территориального планирования соответствующего субъекта Российской Федерации.

В пределах приаэродромной территории запрещается проектирование, строительство и развитие городских и сельских поселений, а также строительство и реконструкция промышленных, сельскохозяйственных объектов, объектов капитального и индивидуального жилищного строительства и иных объектов без согласования со старшим авиационным начальником аэродрома.

Запрещается размещать в полосах воздушных подходов на удалении до 30 км, а вне полос воздушных подходов - до 15 км от контрольной точки аэродрома объекты выбросов (размещения) отходов, животноводческие фермы, скотобойни и другие объекты, способствующие привлечению и массовому скоплению птиц.

Следовательно, законодательно установлен запрет на размещение любых объектов, способствующих привлечению и массовому скоплению птиц на удалении 15 км от контрольной точки аэродрома (подпункт «д» пункта 3 Правил№ 1460).

В соответствии с частью 3 статьи 4 Федерального закона от 01.07.2017 N 135-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования порядка установления и использования приаэродромной территории и санитарно-защитной зоны" (далее - Федеральный закон N 135-ФЗ) до установления приаэродромных территорий в порядке, предусмотренном Воздушным кодексом Российской Федерации строительство объектов капитального строительства должно осуществляться при условии согласования размещения этих объектов в срок не более чем тридцать дней:

1) с организацией, осуществляющей эксплуатацию аэродрома экспериментальной авиации, - для аэродрома экспериментальной авиации;

2) с организацией, уполномоченной федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого находится аэродром государственной авиации, - для аэродрома государственной авиации;

3) с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере воздушного транспорта (гражданской авиации), - для аэродрома гражданской авиации.

Таким образом, до принятия решения об установлении границ приаэродромной территории необходимо получение согласия на строительство объектов капитального строительства находящихся в ранее принятой приаэродромной территории от организации, уполномоченной федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого находится аэродром государственной авиации.

Положения в части запрета размещать в полосах воздушных подходов на удалении до 30 км, а вне полос воздушных подходов - до 15 км от контрольной точки аэродрома, объекты, способствующие привлечению и массовому скоплению птиц, содержались в действовавшем до издания постановления Правительства Российской Федерации от 02.12.2017 № 1460 пункте 59 Федеральных правил использования воздушного пространства Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11.03.2010 № 138.

Судами установлено и следует из материалов дела, ООО «СТМ-Капитал» использует земельный участок, расположенный на расстоянии 1 км. восточнее пос. Зоринский Саратовского района, Саратовской области для размещения отходов 3-4 классов опасности в соответствии с лицензией от 27.10.2020 № 64-00139/П, выданной Управлением Росприроднадзора по Саратовской области.

Полигон введен в эксплуатацию в 2010 году, на полигоне осуществляется складирование отходов 3-4 классов опасности.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 20.07.2019 № 1626-р аэропорт Саратов (Гагарин), расположенный в с. Сабуровка Саратовского района, Саратовской области открыт и с 21.08.2019 осуществляются полеты воздушных судов.

Приказом Федерального Федеральное агентство воздушного транспорта от 17.12.2020 № 1526-П утверждена приаэродромная территория аэродрома Саратов (Гагарин).

 В ходе проверки установлено, что вышеуказанный земельный участок, на котором ООО «СТМ-Капитал» осуществляет размещение отходов 3-4 классов опасности, находится в шестой подзоне приаэродромной территории и располагается на удалении 13 км от контрольной точки аэродрома, указанное также подтверждается информацией представленной директором аэропорта Саратов от 07.04.2021 № САИ-06/501.

Судами отмечено, что множественными актами обследования прилегающей территории аэродрома Саратов «Гагарин», проведенными представителями АО «СарАэроИнвест» в 2020-2021 годах, подтверждается размещение свалок твердых бытовых отходов и массовые скопления птиц, влияющие на безопасность полетов.

По информации Приволжского МГУ Росавиации в период функционирования аэродрома Саратов (Гагарин) было зафиксировано 2 случая столкновения воздушных судов с птицами, фактов повреждения воздушных судов не выявлено.

ФГБОУ ВО «Саратовского национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского» подготовлено заключение специалиста-орнитолога доцента кафедры морфологии и экологии животных ФГБОУ ВО «Саратовского национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского» Беличенко А.В., из которого следует, что ООО «СТМ-Капитал» использует земельный участок, расположенный на расстоянии 1 км восточнее пос. Зоринский Саратовского района Саратовской области, для размещения отходов 3-4 классов в соответствии с выданной лицензией. Данный земельный участок находится в шестой подзоне приаэродромной территории аэропорта Саратов (Гагарин). Также согласно заключению складирование отходов 3-4 классов опасности на указанном полигоне способствует привлечению и массовому скоплению птиц. В период проверки были проведены учеты птиц непосредственно на спорном земельном участке, используемом ООО «СТМ-Капитал» и в радиусе 0,5 км от него и установлено пребывание скопления птиц различных видов. Специалистом сделан вывод, что в сезонном аспекте будет наблюдаться большая изменчивость как видового состава птиц, так и количества особей отдельных видов. Земельный участок, на котором Обществом размещаются отходы представляет опасность для полетов самолетов с аэродрома Саратов (Гагарин). Взлет самолетов в южном направлении осуществляется на точку VOR IGR и набор высоты 500-800м происходит в воздушном коридоре, проходящем над исследованным участком полигона.

Несоблюдение требований воздушного законодательства создает предпосылки для возникновения сложной орнитологической обстановки на аэродроме Саратов (Гагарин), способствует увеличению концентрации птиц в пределах приаэродромной территории, а также в зоне маневрирования воздушных судов, что как следствие может явиться причиной столкновения воздушных судов с птицами и привести либо к аварии (повреждению воздушного судна) либо к авиационной катастрофе (авиационному инциденту с гибелью людей).

Таким образом, судами установлено, что  вышеуказанный земельный участок, на котором ООО «СТМ-Капитал» осуществляет размещение отходов 3-4 классов опасности, находится в шестой подзоне приаэродромной территории и располагается на удалении 13 км от контрольной точки аэродрома, что не соответствует требованиям законодательства. Обществом не представлено доказательств размещения полигона на расстоянии более 15 км от контрольной точки аэродрома. Указанное влияет на безопасность полетов и как следствие может явиться причиной столкновения воздушных судов с птицами и привести либо к аварии (повреждению воздушного судна) либо к авиационной катастрофе (авиационному инциденту с гибелью людей)

Доводы заявителя  о том, что общество осуществляет свою деятельность с 2008 года и полигон введен в эксплуатацию ранее начала открытия аэропорта Саратов (Гагарин) и осуществления полетов, судом исследован и отклонен, поскольку указанные обстоятельства не являются исключением для установления ограничений при использовании таких объектов.

При этом судами отмечено, что в рассматриваемом случае необходимо учитывать, что особые условия использования территории устанавливаются, прежде всего, в публичных интересах (в целях обеспечения безопасности населения, права граждан на благоприятную окружающую среду, охраны значимых для жизнедеятельности государства объектов и так далее), поэтому соответствующие ограничения должны соблюдаться и являются приоритетными по отношению к установленному разрешенному использованию земельных участков, фактическому землепользованию.

Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно указывал, что воздушный транспорт, будучи составной частью транспортной системы Российской Федерации, обеспечивает стратегические интересы Российской Федерации и имеет свои особенности, обусловливающие его повышенную значимость для общества и государства, предназначен, в том числе, удовлетворять потребности в перевозках, возникающие в рамках осуществления деятельности, связанной с обеспечением обороны страны и безопасности государства, защитой жизни и здоровья граждан Российской Федерации, то есть в публичных интересах (постановления от 20.12.2011 № 29-П и от 16.07.2018 № 32-П, определение от 29.01.2019 № 249-О).

При указанных обстоятельствах, суды первой и апелляционной инстанции, обоснованно пришли к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований.

Судебная коллегия суда кассационной инстанции соглашается с выводами судов нижестоящих инстанций, считает, что при рассмотрении заявления по существу суды полно и всесторонне определили круг юридических фактов, подлежащих исследованию и доказыванию, которым дали обоснованную юридическую оценку, и сделали правильный вывод о применении в данном случае конкретных норм материального и процессуального права, в связи с чем, основания для изменения или отмены судебных актов отсутствуют.

Приведенные в кассационной жалобе доводы были предметом рассмотрения судов, им дана надлежащая правовая оценка, свидетельствуют не о нарушении или неправильном применении судами норм материального и процессуального права, а о несогласии Фонда с установленными по делу фактическими обстоятельствами и оценкой судов доказательств.

Переоценка установленных судами нижестоящих инстанций фактических обстоятельств дела и представленных участниками спора доказательств в силу положений статьи 286 АПК РФ в полномочия суда кассационной инстанции не входит.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Саратовской области от 14.10.2021 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.02.2022 по делу № А57-10828/2021  оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, предусмотренные статьями 291.1, 291.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий судья                                            Р.Р. Мухаметшин

Судьи                                                                    С.В. Мосунов

      Л.Ф. Хабибуллин