ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А57-10998/2017 от 06.03.2018 АС Поволжского округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

420066, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Красносельская, д. 20, тел. (843) 291-04-15

http://faspo.arbitr.rue-mail: info@faspo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

Ф06-30586/2018

г. Казань                                                 Дело № А57-10998/2017

15 марта 2018 года

Резолютивная часть постановления объявлена 06 марта 2018 года.

Полный текст постановления изготовлен 15 марта 2018 года.

Арбитражный суд Поволжского округа в составе:

председательствующего судьи Хайруллиной Ф.В.,

судей Муравьева С.Ю., Фатхутдиновой А.Ф.,

при участии представителя:

Федерального государственного бюджетного учреждения «Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Саратовской области» – Стульникова Е.А., доверенность от 09.01.2018 № 1,

в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Федерального государственного бюджетного учреждения «Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Саратовской области»

на постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.11.2017 (председательствующий судья Никитин А.Ю., судьи Волкова Т.В., Жаткина С.А.)

по делу № А57-10998/2017

по исковому заявлению Федерального государственного бюджетного учреждения «Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Саратовской области», г. Саратов, к администрации Агафоновского муниципального образования Питерского муниципального района Саратовской области об обязании принять в муниципальную собственность имущество, третьи лица: Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Саратовской области, г. Саратов, Министерство сельского хозяйства Российской Федерации, г. Москва, Совет Агафоновского образования Питерского муниципального района Саратовской области,

УСТАНОВИЛ:

Федеральное государственное бюджетное учреждение «Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Саратовской области» (далее – истец, учреждение, ФГБУ «Управление «САРАТОВМЕЛИОВОДХОЗ»,) обратилось в Арбитражный суд Саратовской области с иском об обязании администрации Агафоновского муниципального образования Питерского муниципального района Саратовской области (далее – администрация, ответчик) в течение 30 дней с момента вступления в законную силу решения по иску принять в муниципальную собственность объекты:

- магистральные водоводы в Питерском районе (ст. Питерка, пос. Нариманово, с. Агафоновка), кадастровый номер 64:26:000000:3297, назначение: магистральный водовод, в состав которого входит: 19 шт. колодцев, трубопровод из ПЭ Д=110 мм протяженностью 605 м; трубопровод из ПЭ Д=225 мм протяженностью 8903 м; трубопровод из ПЭ Д=160 мм протяженностью 645 м, расположенные по адресу: Саратовская обл., Питерский р-он;

- разводящие сети в Питерском районе (ст. Питерка), кадастровый номер 64:26:000000:3305, в состав водопровода входит: 58 шт. колодцев, башня системы Рожновского объемом 50 куб. м, трубопровод из ПЭ Д=160 мм, протяженностью 6534 п. м, назначение: водопровод, протяженностью 6534 м, расположенные Саратовская обл., Питерский р‑он;

- разводящие сети в Питерском районе (пос. Нариманово), кадастровый номер 64:26:000000:3304, назначение: водопровод, протяженностью 2470 м, расположенный по адресу: Саратовская обл., Питерский р-он, п. Нариманово;

-  разводящие сети в Питерском районе (с. Агафоновка), кадастровый номер 64:26:000000:3306, в состав водопровода входит: 84 шт. распределительных колодцев, башня системы Рожновского объемом 50 куб. м, трубопровод из ПЭ Д=160мм, протяженностью 8650 п. м, назначение: водопровод, протяженностью 8650 м., расположенный по адресу: Саратовская обл., Питерский р-он, с. Агафоновка.

Решением Арбитражного суда Саратовской области от 14.09.2017 исковые требования удовлетворены. Суд исходил из следующего: спорные объекты расположены в границах Агафоновского муниципального образования Питерского муниципального района Саратовской области; объекты используются для обеспечения населения питьевой водой; указанные объекты предназначены для решения вопросов местного значения и не могут находиться в федеральной собственности, поскольку не являются имуществом, необходимым для обеспечения осуществления федеральными органами государственной власти полномочий в рамках их компетенции, и подлежат безвозмездной передаче в муниципальную собственность в силу прямого указания закона.

Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.11.2017 решение суда первой инстанции отменено, в удовлетворении исковых требований отказано. Суд апелляционной инстанции исходил из следующего: отсутствует волеизъявление собственника в лице уполномоченного органа; не соблюден Административный регламент Федерального агентства по управлению государственным имуществом по исполнению государственной функции «Осуществление передачи имущества, находящегося в федеральной собственности в государственную собственность субъектов Российской Федерации и в муниципальную собственность, принятие имущества из собственности субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности в федеральную собственность», который утвержден Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 13.07.2009 № 270, в части издания распоряжения Росимущества о передаче имущества на иной уровень собственности.

Не согласившись с постановлением апелляционной инстанции, ФГБУ «Управление «САРАТОВМЕЛИОВОДХОЗ» обратилось в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемый судебный акт отменить, решение суда первой инстанции оставить в силе, ссылаясь на нарушение единообразия существующей судебной практики, а также нарушение судом норм материального права

В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в судебном заседании объявлялся перерыв с 01.03.2018 до 06.03.2018. Информация о перерыве размещена на официальном сайте Арбитражного суда Поволжского округа.

Законность постановления Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.11.2017 проверена в порядке, предусмотренном главой 35 АПК РФ по доводам, изложенным в кассационной жалобе.

Изучив материалы дела, выслушав представителя ФГБУ «Управление «САРАТОВМЕЛИОВОДХОЗ», обсудив доводы кассационной жалобы, суд кассационной инстанции считает необходимым отменить постановление апелляционной инстанции и оставить в силе решение Арбитражного суда Саратовской области.

Как следует из материалов дела и установлено судом, на балансе ФГБУ «Управление «САРАТОВМЕЛИОВОДХОЗ» находятся объекты: магистральные водоводы в Питерском районе (ст. Питерка, пос. Нариманово, с. Агафоновка), кадастровый номер 64:26:000000:3297, назначение: магистральный водовод, в состав которого входит: 19 шт. колодцев, трубопровод из ПЭ Д=110 мм протяженностью 605 м.; трубопровод из ПЭ Д=225мм протяженностью 8903 м; трубопровод из ПЭ Д=160 мм протяженностью 645 м, расположенные по адресу: Саратовская обл., Питерский р-он; разводящие сети в Питерском районе (ст. Питерка), кадастровый номер 64:26:000000:3305. в состав водопровода входит: 58 колодцев, башня системы Рожновского объемом 50 куб. м, трубопровод из ПЭ Д=160 мм, протяженностью 6534 п. м, назначение: водопровод, протяженностью 6534 м, расположенные Саратовская обл., Питерский р‑он; разводящие сети в Питерском районе (пос. Нариманово), кадастровый номер 64:26:000000:3304, назначение: водопровод. протяженностью 2470 м, расположенный по адресу: Саратовская обл., Питерский р-он, п. Нариманово; разводящие сети в Питерском районе (с .Агафоновка), кадастровый номер 64:26:000000:3306, в состав водопровода входит: 84 шт. распределительных колодцев, башня системы Рожновского объемом 50 куб.м., трубопровод из ПЭ Д=160 мм, протяженностью 8650 п. м назначение: водопровод, протяженностью 8650 м, расположенный по адресу: Саратовская обл., Питерский р-он, с. Агафоновка (далее - объекты).

Объекты находятся в федеральной собственности, переданы истцу на праве оперативного управления.

Учреждение, ссылаясь на необоснованное уклонение ответчика от принятия в муниципальную собственность спорных объектов, которые находятся в границах Агафоновского муниципального образования Питерского муниципального района Саратовской области, предназначены для решения вопросов местного значения, поскольку используются исключительно для обеспечения населения данного муниципального образования питьевой водой, в связи с чем в силу прямого указания закона являются объектами муниципальной собственности и подлежат передаче в муниципальную собственность, не могут находиться в федеральной собственности, так как не являются имуществом, необходимым для обеспечения осуществления федеральными органами государственной власти полномочий в рамках их компетенции, со ссылкой на часть 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 22.08.2004 № 122-ФЗ), пункт 4 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 131-ФЗ)постановление Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 № 3020-1 и обратилось в арбитражный суд с настоящими исковыми требованиями.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 50 Федерального закона № 131-ФЗ в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения.

Судами установлено и лицами, участвующими в деле не оспаривается, что спорные объекты находятся в границах Агафоновского муниципального образования Питерского муниципального района Саратовской области и используются для обеспечения населения питьевой водой.

В соответствии со статьей 14 Федерального закона № 131-ФЗ к вопросам местного значения городского поселения относится организация в границах поселения водоснабжения населения.

Вместе с тем, согласно части 4 статьи 15 Федерального закона № 131-ФЗ органы местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления муниципального района о передаче им осуществления части своих полномочий по решению вопросов местного значения.

В соответствии со статьей 1 Закона Саратовской области № 108-ЗСО от 30.09.2014 «О вопросах местного значения сельских поселений Саратовской области» дополнительно к установленным частью 3 статьи 14 Федерального закона № 131-ФЗ с 01.01.2015 за сельскими поселениями закрепляются вопросы местного значения, в том числе организация в границах поселения водоснабжения населения, водоотведения в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

Согласно статье 50 Федерального закона № 131-ФЗ в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения вопросов местного значения.

В соответствии с пунктом 3 части7 статьи 85 Федерального закона № 131-ФЗ находящееся в федеральной собственности имущество, предназначенное для решения вопросов местного значения, подлежит безвозмездной передаче в муниципальную собственность.

Учитывая вышеизложенное, а также принимая во внимание то, что спорные объекты не являются имуществом, необходимым для осуществления основных видов деятельности ФГБУ «Управление «САРАТОВМЕЛИОВОДХОЗ», определенных уставом и выполнения государственных заданий, ежегодно устанавливаемых Минсельхозом России, в ведении которого находится истец, объекты не могут находиться на балансе учреждения и должны быть переданы ответчику.

В соответствии с заданиями Минсельхоза России от 09.04.2014 № 15/392, от 09.12.2014 № 15/1420, Департамента мелиорации Минсельхоза России от 12.02.2015 № 20/92 учреждение проводит работу по оптимизации имущественного комплекса, закрепленного за ним на праве оперативного управления, к числу которых относятся и спорные объекты.

Учреждение письмом от 18.11.2016 № 1363/01-21 обращалось в администрацию с просьбой принять объекты в собственность Агафоновского муниципального образования. Между тем, до настоящего времени ответа от администрации не последовало.

Порядок передачи имущества из федеральной собственности в муниципальную собственность определен Федеральным законом от 22.08.2004 № 122-ФЗ.

В соответствии с частью 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ имущество, находящееся в федеральной собственности, которое может находиться в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, подлежит безвозмездной передаче в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность, если нахождение указанного имущества в федеральной собственности не допускается, в том числе в результате разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.

В федеральной собственности может находиться только: имущество, необходимое для обеспечения осуществления федеральными органами государственной власти полномочий в рамках их компетенции, установленной Конституцией Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами Российской Федерации, определяющими статус этих органов, в том числе имущество федеральных государственных унитарных предприятий и федеральных государственных учреждений, отнесенных решениями Правительства Российской Федерации к предприятиям и учреждениям, подведомственным федеральным органам исполнительной власти; имущество, необходимое для обеспечения стратегических интересов Российской Федерации в области обороны и безопасности государства, защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан Российской Федерации, в соответствии с перечнем, утверждаемым  Президентом Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации; имущество, необходимое для обеспечения деятельности федеральных органов государственной власти, государственных служащих Российской Федерации, работников федеральных государственных унитарных предприятий и федеральных государственных учреждений, включая нежилые помещения для размещения указанных органов, предприятий и учреждений.

Перечисленные обстоятельства свидетельствуют о том, что спорные объекты социального использования предназначены для решения вопросов местного значения, а, значит, в силу прямого указания закона являются объектами муниципальной собственности и не могут находиться в федеральной собственности, так как не являются имуществом, необходимым для обеспечения осуществления федеральными органами государственной власти полномочий в рамках их компетенции, а также имуществом для обеспечения стратегических интересов Российской Федерации и обеспечения деятельности федеральных органов государственной власти, федеральных государственных учреждений, и подлежат безвозмездной передаче в муниципальную собственность.

По вопросу о порядке передачи имущества Конституционным Судом Российской Федерации принято определение от 07.02.2012 № 234-О-Р, согласно которому арбитражные суды в каждом конкретном деле на основе исследования всего комплекса фактических обстоятельств самостоятельно решают вопросы о том, было ли учтено в процессе передачи имущества из федеральной собственности в муниципальную волеизъявление соответствующего органа местного самоуправления, а если орган местного самоуправления по каким-то причинам отказался от согласования передачи имущества, то не является ли это его решение произвольным.

Проверка законности и обоснованности конкретных решений арбитражных судов относится к компетенции их вышестоящих инстанций. Следовательно, необоснованное непринятие соответствующего решения публичными образованиями при наличии в законе требования о передаче имущества из одного уровня собственности в другой в результате разграничения полномочий между органами власти не должно препятствовать процедуре передачи имущества в случаях, установленных законом.

Органы местного самоуправления не могут произвольно отказаться от принятия имущества, которое должно находиться в муниципальной собственности, согласование позиций органов власти должно осуществляться с учетом состава и назначения имущества, обеспечивать баланс интересов всех сторон правоотношения.

С учетом перечисленных фактов и обстоятельств, а также принимая во внимание то, что спорный объект не является имуществом, необходимым для осуществления основных видов деятельности учреждения, определенных уставом, и выполнения государственных заданий, ежегодно устанавливаемых Минсельхозом России, суд кассационной инстанции считает обоснованным вывод Арбитражного суда Саратовской области о том, что спорные объекты подлежат безвозмездной передаче в муниципальную собственность.

Выводы апелляционного суда о несоблюдении Административного регламента Федерального агентства по управлению государственным имуществом по исполнению государственной функции «Осуществление передачи имущества, находящегося в федеральной собственности в государственную собственность субъектов Российской Федерации и в муниципальную собственность, принятие имущества из собственности субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности в федеральную собственность», который утвержден Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 13.07.2009 № 270, в части издания распоряжения Росимущества о передаче имущества на иной уровень собственности, судебной коллегией отклоняются.

В силу положений Федерального закона от 10.01.1996 № 4-ФЗ «О мелиорации земель», пункта 5.4. Положения о Министерстве сельского хозяйства Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.06.2008 № 450 (далее - Положение), Министерство сельского хозяйства Российской Федерации осуществляет полномочия собственника в отношении федерального имущества, необходимого для обеспечения исполнения функций федеральных органов государственной власти в установленной пунктом 1 Положения сфере деятельности, в том числе имущества, переданного федеральным государственным учреждениям, федеральным государственным унитарным предприятиям и казенным предприятиям, подведомственным Министерству.

Из материалов дела следует, судами установлено, что ФГБУ «Управление «САРАТОВМЕЛИОВОДХОЗ» учреждено приказом Министерства сельского хозяйства России от 19.12.1996 № 157 как специально уполномоченный государственный орган в области мелиорации земель и сельскохозяйственному водоснабжению Саратовской области, находится в его ведении (пункты 1.1, 1.3, 1.4 Устава).

Таким образом, уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника в отношении федерального имущества, необходимого для мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения, расположенного на территории Саратовской области, а также полномочия собственника по передаче такого федерального имущества юридическим и физическим лицам, является Министерство сельского хозяйства Российской Федерации, по поручению и с согласия которого, в целях минимизации затрат на содержание объектов недвижимости, находящихся в федеральной собственности и непосредственно не связанных с деятельностью, предусмотренной уставами учреждений (непрофильное имущество), и начата работа по передаче спорного имущества на иной уровень публичной собственности. При этом согласие территориального управления Росимуществом в Саратовской области на передачу такого имущества получено.

Принимая во внимание изложенное, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа считает, что в данном конкретном случае выводы Двенадцатого арбитражного апелляционного суда об отказе в удовлетворении заявленных требований в связи с отсутствием волеизъявления собственника в лице уполномоченного органа, не соблюдением Административного регламента не соответствуют имеющимся в деле доказательствам, что в силу части 1 статьи 288 АПК РФ является основанием для отмены постановления суда апелляционной инстанции.

При этом ссылка суда первой инстанции на постановление Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 № 3020-1 не привела к принятию неправильного решения.

С учетом изложенного на основании пункта 5 части 1 статьи 287 АПК РФ постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.11.2017 подлежит отмене, а решение Арбитражного суда Саратовской области от 14.09.2017 - оставлению в силе.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа

ПОСТАНОВИЛ:

постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.11.2017 по делу № А57-10998/2017 отменить, оставить в силе решение Арбитражного суда Саратовской области от 14.09.2017.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные законом.

Председательствующий судья                                   Ф.В. Хайруллина

Судьи                                                                          С.Ю. Муравьев

                                                                                     А.Ф. Фатхутдинова