АРБИТРАЖНЫЙ СУД
ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА
420066, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Красносельская, д. 20, тел. (843) 291-04-15
http://faspo.arbitr.rue-mail: info@faspo.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции
Ф06-28856/2017
г. Казань Дело № А57-11001/2017
23 января 2018 года
Резолютивная часть постановления объявлена 18 января 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 23 января 2018 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Карповой В.А.,
судей Ананьева Р.В., Хайруллиной Ф.В.,
при участии представителя:
истца – ФИО1 (доверенность от 09.01.2018),
в отсутствие:
ответчика – извещен надлежащим образом,
третьих лиц – извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобуадминистрации Малоузенского муниципального образования Питерского муниципального района Саратовской области
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 25.07.2017 (судья Заграничный И.М.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.10.2017 (председательствующий судья Антонова О.И., судьи Волкова Т.В., Жаткина С.А.)
по делу № А57-11001/2017
по исковому заявлению федерального государственного бюджетного учреждения «Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Саратовской области» (ОГРН <***>) к администрации Малоузенского муниципального образования Питерского муниципального района Саратовской области (ОГРН <***>), третьи лица: Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом, Министерство сельского хозяйства Российской Федерации, Совет Малоузенского образования Питерского муниципального района Саратовской области об обязании администрации Малоузенского муниципального образования Питерского муниципального района Саратовской области в течение 30 дней с момента вступления в законную силу решения принять в муниципальную собственность объекты,
УСТАНОВИЛ:
федеральное государственное бюджетное учреждение «Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Саратовской области» (далее – Учреждение) обратилось в Арбитражный суд Саратовской области с исковым заявлением к администрации Малоузенского муниципального образования Питерского муниципального района Саратовской области (далее – Администрация) об обязании Администрации в течение 30 дней с момента вступления в законную силу решения по иску принять в муниципальную собственность объекты: разводящие сети с. Малый Узень Питерского района, кадастровый номер 64:26:000000:3307 назначение: водопровод, протяженностью 10650 м. В состав водопровода входит: 149 шт. колодцев, башня системы Рожновского объемом 50 куб. м, трубопровод из ПЭ Д=160 мм. 6998 п. м, ПЭ Д=110 мм протяженностью 3652 п. м, расположенные по адресу: Саратовская обл., Питерский р-он, с. Малый Узень; насосная станция, кадастровый номер 64:26:000000:3275 назначение: нежилое, 0-этажный (подземных этажей-0), инв. № 63:236:003:000025850, литеры 1;2;3;4;5;6. В состав объекта входят насосная станция (литер 1) – 102,6 кв. м; трансформаторная подстанция (литера 2) – 1шт. трансформатор (литера 3) –1 шт.; помещение дежурного персонала (литера 4) – 26,4 кв. м; ограждения (литера 5) – 213,2 п. м; ворота (литера 6) – 7,2 кв. м, расположенная по адресу: Саратовская обл., Питерский р-он, 2,0 км севернее с. Малый Узень.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 25.07.2017, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.10.2017, исковые требования удовлетворены в полном объеме.
В кассационной жалобе Администрация просит решение и постановление отменить, в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме, по основаниям, изложенным в кассационной жалобе.
Информация о принятии кассационной жалобы к производству, движении дела, времени и месте судебного заседания размещена на официальном сайте Арбитражного суда Поволжского округа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по адресу: http://faspo.arbitr.ru/ в соответствии со статьей 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).
Законность обжалуемых судебных актов проверена в порядке, предусмотренном главой 35 АПК РФ, по доводам, изложенным в кассационной жалобе.
Как следует из материалов дела, на балансе Учреждения находятся объекты: – разводящие сети с. Малый Узень Питерского района, назначение: водопровод, протяженностью 10650 м. В состав водопровода входит: 149 шт. колодцев, башня системы Рожновского объемом 50 куб. м, трубопровод из ПЭ Д=160 мм 6998 п. м, ПЭ Д = 110 мм. протяженностью 3652 п. м, расположенные по адресу : Саратовская обл., Питерский р-н, с. Малый Узень; – насосная станция, назначение: нежилое, 0-этажный (подземных этажей-0), инв. № 63:236:003:000025850, литеры 1;2;3;4;5;6. В состав объекта входят насосная станция (литера 1) – 102,6 кв. м; трансформаторная подстанция (литера 2) – 1шт; трансформатор (литера 3) –1 шт., помещение дежурного персонала (литера 4) – 26,4 кв. м; ограждения (литера 5) – 213,2 п. м; ворота (литера 6) – 7,2 кв. м, расположенная по адресу: Саратовская обл., Питерский р-н, 2,0 км севернее с. Малый Узень. Объекты находятся в федеральной собственности, переданы истцу на праве оперативного управления.
Объекты находятся в границах Малоузенского муниципального образования Питерского муниципального района Саратовской области и используются для обеспечения населения питьевой водой.
Учреждение письмом от 18.11.2016 № 1365/01-21 обращалось в Администрацию с просьбой принять объекты в собственность Малоузенского муниципального образования.
В письме от 21.03.2017 № 89 Администрация ответила, что вопрос о принятии одного объекта: разводящих сетей будет вынесен на рассмотрение на ближайшее заседание Собрания депутатов Малоузенского муниципального образования. В отношении насосной станции ответа из Администрации не последовало.
Изложенное послужило основанием для обращения в суд с иском об обязании Администрации принять в муниципальную собственность объекты, поименованные в иске.
Суды первой и апелляционной инстанций, исследовав и оценив по правилам статьи 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, руководствуясь статьей 154 Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», статьями 14, 50 Федерального закона Российской Федерации от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», статьей 1 Закона Саратовской области от 30.09.2014 № 108-ЗСО «О вопросах местного значения сельских поселений Саратовской области», пришли к выводу об обоснованности заявленных требований.
Общий порядок передачи имущества из федеральной собственности в муниципальную собственность определен частью 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
В соответствии с названной нормой имущество, находящееся в федеральной собственности, которое может находиться в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, подлежит безвозмездной передаче в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность, если нахождение указанного имущества в федеральной собственности не допускается, в том числе в результате разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 50 Федерального закона Российской Федерации от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закон № 131-ФЗ) в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения вопросов местного значения.
Согласно части 3 статьи 14 Закона № 131-ФЗ к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 21, 28, 30, 33 части 1 настоящей статьи.
В силу части 4 статьи 14 этого же Федерального закона иные вопросы местного значения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи для городских поселений, не отнесенные к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с частью 3 настоящей статьи, на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1 Закона Саратовской области от 30.09.2014 № 108-ЗСО «О вопросах местного значения сельских поселений Саратовской области» дополнительно к установленным частью 3 статьи 14 Закона № 131-ФЗ с 01.01.2015 за сельскими поселениями закрепляются вопросы местного значения, в том числе, организация в границах поселения водоснабжения населения, водоотведения в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Судом первой инстанции установлено и лицами, участвующими в деле не оспаривается, что спорные объекты находятся в границах Малоузенского муниципального образования Питерского муниципального района Саратовской области и используются для обеспечения населения данного муниципального образования питьевой водой.
Таким образом, спорные объекты социального использования предназначены для решения вопросов местного значения, и не могут находиться в федеральной собственности, поскольку не являются имуществом, необходимым для обеспечения осуществления федеральными органами государственной власти полномочий в рамках их компетенции, и подлежат безвозмездной передаче в муниципальную собственность в силу прямого указания закона.
По вопросу о порядке передачи имущества Конституционным Судом Российской Федерации принято Определение от 07.02.2012 № 234-О-Р, согласно которому арбитражные суды в каждом конкретном деле на основе исследования всего комплекса фактических обстоятельств самостоятельно решают вопросы о том, было ли учтено в процессе передачи имущества из федеральной собственности в муниципальную волеизъявление соответствующего органа местного самоуправления, а если орган местного самоуправления по каким-то причинам отказался от согласования передачи имущества, то не является ли это его решение произвольным. Проверка законности и обоснованности конкретных решений арбитражных судов относится к компетенции их вышестоящих инстанций.
Следовательно, необоснованное непринятие соответствующего решения публичными образованиями при наличии в законе требования о передаче имущества из одного уровня собственности в другой в результате разграничения полномочий между органами власти не должно препятствовать процедуре передачи имущества в случаях, установленных законом.
Органы местного самоуправления не могут произвольно отказаться от принятия имущества, которое должно находиться в муниципальной собственности, согласование позиций органов власти должно осуществляться с учетом состава и назначения имущества, обеспечивать баланс интересов всех сторон правоотношения.
В данном случае спорное имущество введено в эксплуатацию в 2010 году, не является аварийным. В материалах дела отсутствуют доказательства невозможности фактического использования муниципальным образованием указанного объекта в целях решения установленных Законом № 131-ФЗ вопросов местного значения.
Передача имущества вопреки волеизъявлению публичного собственника сама по себе не может свидетельствовать о незаконности действий передающей стороны, поскольку установлению подлежат материально-правовые основания такой передачи и правомерности сохранения имущества в собственности передающей стороны в условиях перераспределенных полномочий между органами государственной власти и местного самоуправления.
Следует отметить, что Министерство сельского хозяйства Российской Федерации также поддержало заявленные исковые требования на передачу спорных объектов в муниципальную собственностью, что отражено в отзыве на иск и соответствует требованиям пункта 3 статьи 298 Гражданского кодекса Российской Федерации. Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Саратовской области не возражает против заявленных исковых требований.
Учитывая изложенное, суды пришли к правомерному выводу, о том, что поскольку спорное имущество расположено в границах Малоузенского муниципального образования Питерского муниципального района Саратовской области, имущество введено в эксплуатацию в 2010 году, не является аварийным и используется для обеспечения населения питьевой водой; указанные объекты предназначены для решения вопросов местного значения и не могут находиться в федеральной собственности, поскольку не являются имуществом, необходимым для обеспечения осуществления федеральными органами государственной власти полномочий в рамках их компетенции, спорное имущество подлежит безвозмездной передаче в муниципальную собственность в силу прямого указания закона.
Аналогичная позиция изложена в постановлении Арбитражного суда Поволжского округа от 08.12.2016 по делу А57-3919/2016 (определением Верховного Суда Российской Федерации от 10.04.2017 № 306-ЭС17-2551 отказано в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации).
Приведенные в кассационной жалобе доводы исследованы судебной коллегией, подлежат отклонению, поскольку противоречат приведенным правовым нормам и не опровергают выводов судов, свидетельствуют об ошибочном толковании закона, о несогласии заявителя с установленными по делу фактическими обстоятельствами и оценкой судами доказательств. Переоценка доказательств и установленных судами фактических обстоятельств дела в силу статьи 286 и части 2 статьи 287 АПК РФ не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену обжалуемых судебных актов (статья 288 АПК РФ), не установлены.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Саратовской области от 25.07.2017 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.10.2017по делу № А57-11001/2017 оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные законом.
Председательствующий судья В.А. Карпова
Судьи Р.В. Ананьев
Ф.В. Хайруллина