ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А57-11088/2009 от 09.08.2010 АС Поволжского округа

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

420066, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Правосудия, д. 2, тел. (843) 235-21-61

http://faspo.arbitr.ru e-mail: info@faspo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

г. Казань

Дело № А57-11088/2009

16 августа 2010 года

Резолютивная часть постановления объявлена 09 августа 2010 года.

Полный текст постановления изготовлен 16 августа 2010 года.

Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:

председательствующего судьи Герасимовой Е.П.,

судей Газизовой Г.Ю., Хайбулова А.А.,

при участии представителей:

истца – ФИО1, распоряжение от 06.02.2009 № 16-л,

в отсутствие:

ответчика – извещен, не явился,

рассмотрел в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Жилищно-коммунальное хозяйство»

на решение Арбитражного суда Саратовской области от 28.01.2010 (судья Волосатых Е.А.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.04.2010 (председательствующий судья Никитин А.Ю., судьи Агибалова Г.И., Телегина Т.Н.)

по делу № А57-11088/2009

по исковому заявлению Александрово-Гайского муниципального унитарного многоотраслевого предприятия жилищно-коммунального хозяйства к обществу с ограниченной ответственностью «Жилищно-коммунальное хозяйство», о взыскании задолженности за потребленную тепловую энергию 4 861 207 руб. 95 коп.

УСТАНОВИЛ:

Александрово - Гайское муниципальное унитарное многоотраслевое предприятие жилищно-коммунального хозяйства (далее – МУМП ЖКХ, истец) обратилось в Арбитражный суд Саратовской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью «Жилищно-коммунальное хозяйство» (далее – ООО «ЖКХ», ответчик), с участием третьих лиц: Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области, Министерства промышленности и энергетики Саратовской области о взыскании задолженности за потребленную тепловую энергию в сумме 4 861 207 руб. 95 коп.

ООО «ЖКХ» предъявлены встречные исковые требования о понуждении к исполнению обязательств и взыскании неосновательного обогащения в размере 4 370 000 руб.

Решением Арбитражного суда Саратовской области от 28.01.2010 первоначальные исковые требования удовлетворены в полном объеме, в удовлетворении встречных исковых требований отказано.

Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.04.2010 решение Арбитражного суда Саратовской области от 28.01.2010 оставлено без изменения.

В кассационной жалобе ответчик просит судебные акты отменить, дело направить на новое рассмотрение в связи с нарушением судом норм материального и процессуального права.

Проверив законность обжалованных судебных актов в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела и исходя из доводов кассационной жалобы судебная коллегия не находит оснований для ее удовлетворения.

При вынесении оспариваемых судебных актов суды исходили из следующих обстоятельств.

Судебными инстанциями было установлено, что 15.10.2008 между сторонами был заключен договор на снабжение тепловой энергией и на горячее водоснабжение № Е-33, согласно условиям которого истец принял на себя обязанность передавать Абоненту через присоединенную сеть тепловую энергию и теплоноситель на объекты, расположенные в г. Ершове Саратовской области, а ответчик обязался оплатить поставленную энергию и теплоносители.

Истцом обязательства по договору исполнялись надлежащим образом, что подтверждается счетами-фактурами за спорный период, принятыми ответчиком, доказательством частичной оплаты долга ответчиком.

В свою очередь ответчик не произвел полной оплаты по договору, в результате чего у него образовалась задолженность в размере 4 861 207 руб. 95 коп.

Доказательств оплаты указанной задолженности в материалы дела не представлено.

Обоснованность применяемых истцом тарифов подтверждена представленными в материалы дела Постановлением Главы Администрации Ершовского муниципального района Саратовской области от 22.12.2008 № 12, Постановлением Комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области от 20.07.2007 № 11/12.

В силу статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.

Согласно статье 2 Федерального закона от 14.04.95 № 41-ФЗ «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации» государственное регулирование тарифов на электрическую и тепловую энергию осуществляется посредством установления экономически обоснованных тарифов (цен, даты за услуги) на электрическую и (или) тепловую энергию и (или) их предельных уровней.

По смыслу статьи 15 указанного Федерального закона, тарифы на тепловую энергию и услуги по ее передаче устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Помимо этого, правоотношения, возникающие в сфере установления тарифов на коммунальные услуги, к которым, согласно пункту 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ), кроме прочих, отнесены горячее водоснабжение и отопление, в соответствии с пунктами 10, 11 части 1 статьи 4 названного Кодекса являются предметом регулирования жилищного законодательства Российской Федерации.

Частью 1 статьи 4 Федерального закона от 29.12.2009 № 189-ФЗ «О ведении в действии Жилищного кодекса Российской Федерации» установлен приоритет норм ЖК РФ при регулировании правоотношений в сфере жилищного законодательства.

В силу статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги определяется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 307 были утверждены Правила «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам» (далее – Правила).

Пунктом 15 Правил установлено, что размер платы за отопление рассчитывается по тарифам, установленным для ресурсоснабжающих организаций, к которым в настоящем случае относится Александрово-Гайское МУМП ЖКХ, в порядке, определенном законодательством Российской Федерации.

Согласно пункту 19 указанных Правил, при отсутствии коллективных, общих и индивидуальных приборов учета размер платы за коммунальные услуги в жилых помещениях определяется для отопления в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 приложения № 2 к Правилам, то есть расчетным путем исходя из площади помещения, норматива потребления тепловой энергии на отопление и тарифа на тепловую энергию, установленного в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Постановлением Комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области от 25.11.2008 № 14/24 «Об установлении тарифа на тепловую энергию для потребителей Александрово-Гайского МУМП ЖКХ (по Ершовскому муниципальному району)» с 1 января 2009 г. установлен тариф на тепловую энергию, отпускаемую в горячей воде, для потребителей Александрово-Гайского МУМП ЖКХ (по Ершовскому муниципальному району) в размере 962,86 руб./Гкал (без НДС).

Согласно подпунктам 1, 6, 7 пункта 2 статьи 5 Федерального закона от 30.12.2004 № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» органы местного самоуправления осуществляют следующие полномочия в области регулирования тарифов и надбавок организаций коммунального комплекса, указанных в части 3 настоящей статьи, в частности: определяют метод регулирования тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса; осуществляют расчет цен (тарифов) для потребителей; устанавливают тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса и надбавки к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса в соответствии с предельным индексом, установленным органом регулирования субъекта Российской Федерации для соответствующего муниципального образования, тарифы на подключение к системам коммунальной инфраструктуры, тарифы организаций коммунального комплекса на подключение.

Размер платы за тепловую энергию для населения, проживающего в жилищном фонде всех форм собственности, утверждается органами местного самоуправления (статья 157 Жилищного кодекса Российской Федерации).

В соответствии с данными нормами права Постановлением главы муниципального образования г. Ершова Ершовского муниципального района Саратовской области от 22.11.2008 № 12 для населения был утвержден льготный тариф за услуги по централизованному отоплению и горячему водоснабжению, ниже тарифа на тепловую энергию установленную МУМП ЖКХ Комитетом государственного регулирования тарифов Саратовской области, а именно 838,1 руб./Гкал.

Поскольку указанные ненормативные акты приняты в пределах полномочий представленных законом органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации и в пределах полномочий, представительных органу местного самоуправления, не отменены и не изменены в установленном законом порядке, судебные инстанции правомерно установили указали, что применение установленного на тепловую энергию тарифа является обязательным.

Вместе с тем, пунктом 7.2 договора предусмотрено, что в течение действия договора тариф на тепловую энергию может быть изменен органами по государственному регулированию тарифов.

В этой связи суды правомерно признали, что в данном случае отсутствует односторонний порядок изменения условий договора.

Судебная коллегия выводы судебных инстанций находит не противоречащими примененным нормам права и установленным по делу обстоятельствам.

Доводам ответчика относительно неисследования судом доказательств об отключении котельных, жилых домов от теплоподачи, ремонте теплотрасс и т.д. и отклонении ходатайства об отложении судебного разбирательства, апелляционным судом дана надлежащая правовая оценка, и переоценке выводы суда, в силу требований части 1 статьи 286 АПК РФ, не подлежат.

Вместе с тем, по мнению ответчика, судом нарушены нормы процессуального права, поскольку истцом по делу выступало несуществующее юридическое лицо.

Доводы ответчика подлежат отклонению, как противоречащие материалам дела.

В заседании Арбитражного суда Саратовской области 22.10.2008 истец уточнил свое наименование и в соответствии с представленными учредительными документами просил суд считать Александрово-Гайское МУМП ЖКХ истцом по делу.

В данном судебном заседании присутствовали представители ответчика по доверенности – ФИО2, ФИО3

Таким образом, обладая информацией о правильном наименовании истца, ответчик пытается ввести суд в заблуждение.

При таких обстоятельствах судебная коллегия не находит оснований для отмены судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.

Судебные акты приняты на основе правильной оценки представленных в материалы дела доказательств, нормы материального права применены правильно.

Доводы ответчика о нарушении судебными инстанциями норм процессуального права своего подтверждения не нашли.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Саратовской области от 28.01.2010 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.04.2010 по делу № А57-11088/2009 оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий судья Е.П. Герасимова

Судьи Г.Ю. Газизова

А.А. Хайбулов