ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А57-11374/14 от 25.08.2015 АС Поволжского округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

420066, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Правосудия, д. 2, тел. (843) 235-21-61

http://faspo.arbitr.rue-mail: info@faspo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

Ф06-26816/2015

г. Казань                                                 Дело № А57-11374/2014

01 сентября 2015 года

Резолютивная часть постановления объявлена 25 августа 2015 года.

Полный текст постановления изготовлен 01 сентября 2015 года.

Арбитражный суд Поволжского округа в составе:

председательствующего судьи Хайруллиной Ф.В.,

судей Коноплёвой М.В., Петрова А.Л.,

при участии представителей:

ответчика (закрытого акционерного общества «Санаторий Пады») – ФИО1, доверенность от 26.06.2015, ФИО2, доверенность от 18.03.2015,

в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу закрытого акционерного общества «Санаторий Пады»

на решение Арбитражного суда Саратовской области от 29.01.2015 (судья Лескина Т.А.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.04.2015 (председательствующий судья Смирников А.В., судьи Александрова Л.Б., Цуцкова М.Г.)

по делу № А57-11374/2014

по заявлению Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Саратовской области (ОГРН <***>, ИНН <***>) к администрации Балашовского муниципального района Саратовской области (ОГРН <***>, ИНН <***>), закрытому акционерному обществу «Санаторий Пады» (ОГРН <***>, ИНН <***>), муниципальному унитарному предприятию по землеустройству, межеванию и инвентаризации земель «Меридиан» объединенного муниципального образования Балашовского района Саратовской области (ОГРН <***>, ИНН <***>), Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Саратовской области, г. Саратов, о признании недействительными распоряжения от 19.11.2009 № 3431-р, распоряжения от 25.05.2010 № 1435-р, распоряжения от 18.02.2010 № 396-р, о признании недействительным договора купли продажи, о признании незаконными действий, о признании незаконным межевого плана, третьи лица: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области (ОГРН <***>, ИНН <***>), Агентство по управлению и использованию памятников истории и культуры по Саратовской области (ОГРН <***>, ИНН <***>), Министерство культуры Саратовской области (ОГРН <***>, ИНН <***>),

УСТАНОВИЛ:

в Арбитражный суд Саратовской области обратилось Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Саратовской области (далее – заявитель, ТУ Росимущества, Управление) с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), о признании недействительными распоряжения администрации Балашовского муниципального района Саратовской области (далее – администрация, орган местного самоуправления) от 19.11.2009 № 3431-р «Об утверждении схем расположения земельных участков на кадастровом плане», распоряжения администрации от 25.05.2010 № 1435-р «О внесении изменений в распоряжение администрации Балашовского муниципального района от 19.11.2009 № 3431-р», распоряжения администрации от 18.02.2010 № 396-р «О заключении договора купли-продажи земельного участка», о признании недействительным договора купли-продажи от 25.02.2010 № 54, заключенного между администрацией и закрытым акционерным обществом «Санаторий Пады» (далее – ЗАО «Санаторий Пады», общество), о признании незаконными действий Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Саратовской области (далее – ФГБУ «ФКП Росреестра», орган кадастрового учета), выразившихся в постановке на кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 64:06:010601:52, обязании ФГБУ «ФКП Росреестра» снять с кадастрового учета земельный участок с кадастровым номером 64:06:010601:52, образованный в результате подготовки межевого плана в связи с уточнением местоположения границы и площади земельного участка муниципальным унитарным предприятием по землеустройству, межеванию и инвентаризации земель «Меридиан» Балашовского муниципального района Саратовской области (далее – МУП «Меридиан»), о признании незаконными действий МУП «Меридиан» по проведению кадастровых работ в связи с уточнением местоположения границы и площади земельного участка с кадастровым номером 64:06:010601:52, расположенного по адресу: <...>, о признании незаконным межевого плана уточнения местоположения границы и площади земельного участка с кадастровым номером 64:06:010601:52, расположенного по адресу: <...>, подготовленного МУП «Меридиан».

Решением суда первой инстанции от 29.01.2015 требования заявителя удовлетворены частично. Суд удовлетворил ходатайство ТУ Росимущества о восстановлении процессуального срока, признал недействительными распоряжения администрации от 19.11.2009 № 3431-р «Об утверждении схем расположения земельных участков на кадастровом плане», от 25.05.2010 № 1435-р «О внесении изменений в распоряжение администрации Балашовского муниципального района от 19.11.2009 № 3431-р», от 18.02.2010 № 396-р «О заключении договора купли-продажи земельного участка», признал недействительным договор купли-продажи от 25.02.2010 № 54, заключенный между администрацией и ЗАО «Санаторий Пады», признал незаконными действия ФГБУ «ФКП Росреестра», выразившиеся в постановке на кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 64:06:010601:52, обязал ФГБУ «ФКП Росреестра» снять с кадастрового учета земельный участок с кадастровым номером 64:06:010601:52, образованный в результате подготовки межевого плана в связи с уточнением местоположения границы и площади земельного участка МУП «Меридиан».

В удовлетворении требований о признании незаконными действий МУП «Меридиан» по проведению кадастровых работ в связи с уточнением местоположения границы и площади земельного участка с кадастровым номером 64:06:010601:52, расположенного по адресу: <...>, о признании незаконным межевого плана уточнения местоположения границы и площади земельного участка с кадастровым номером 64:06:010601:52, расположенного по адресу: <...>, подготовленного МУП «Меридиан» ТУ Росимущества отказано.

Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.04.2015 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.

Не согласившись с решением суда первой и постановлением апелляционной инстанций, ЗАО «Санаторий Пады» обратилось в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемые судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права и нарушение судами норм процессуального права, а также на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела.

В соответствии со статьей 163 АПК РФ в судебном заседании объявлялся перерыв с 18.08.2015 до 25.08.2015. Информация о перерыве размещена на официальном сайте Арбитражного суда Поволжского округа.

Законность обжалуемых судебных актов проверена в порядке, предусмотренном главой 35 АПК РФ по доводам, изложенным в кассационной жалобе.

Изучив материалы дела, выслушав представителей сторон, обсудив доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, суд кассационной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения исходя из нижеследующего.

Как установлено судами, постановлением Совета министров РСФСР от 07.09.1976 № 495 «О дополнении постановления Совета министров РСФСР от 30.08.1960 № 1327 «О дальнейшем улучшении дела охраны памятников культуры в РСФСР» объект культурного наследия (памятник истории и культуры) федерального значения «Усадьба Нарышкиных» включен в список памятников культуры, подлежащих охране как памятники государственного значения.

Согласно выпискам из реестра федерального имущества объект культурного наследия федерального значения «Усадьба Нарышкиных», находящийся по адресу: Саратовская обл., Балашовский р-н., <...> включает в себя объекты недвижимого имущества: нежилое здание (Дом Александра) общей площадью 204,2 кв. м, нежилое здание (Фундамент дома декабриста ФИО3) общей площадью 49,2 кв. м, сооружение - часть кирпичного забора усадьбы ФИО4, нежилое здание - дом прачечной площадью 142,1 кв. м, жилое здание амбара площадью 123,8 кв. м, жилое здание - дом ФИО4 с пекарней площадью 1109,1 кв. м, жилое здание - барак деревянный площадью 101,9 кв. м, жилое здание - барак деревянный площадью 223,4 кв. м, жилое здание - дом ФИО4 площадью 779 кв. м, жилое здание - барак деревянный площадью 121,8 кв. м.

06.05.2008, 29.07.2008 на основании подпункта 3 пункта 1 приложения 1 постановления Верховного совета Российской Федерации от 27.12.1991 № 3020‑1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность Республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» зарегистрировано право собственности Российской Федерации на указанные объекты, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от 27.06.2014 серия 64‑АД № 375530, № 375531, № 375532, № 375533, № 375534, № 375535, № 375536, № 375537, № 375538, № 375539.

Постановлением администрации от 13.10.1993 № 488 Падовскому санаторию им. В.И. Ленина в бессрочное (постоянное) пользование предоставлен земельный участок площадью 21,25 га, расположенный в с. Пады Балашовского района.

На основании указанного постановления выдан государственный акт № САР-07-000113 на право бессрочного (постоянного) пользования землей.

07.08.2000 администрацией объединенного муниципального образования Балашовского района Саратовской области принято распоряжение № 2344-р, в соответствии с которым в связи с изменением организационно-правовой формы предприятия представить ЗАО «Санаторий Пады» на праве постоянного (бессрочного) пользования земельные участки площадью 15,8942 га, 4,3886 га, 0,4692 га, 0,1245 га, 0,0217 га, 0,1154 га, 0,0061 га, 0,2495 га, расположенные по адресу: Саратовская область, Балашовский район, с. Пады.

Впоследствии зарегистрировано право постоянного (бессрочного) пользования ЗАО «Санаторий Пады» в отношении указанных земельных участков, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от 30.08.2000 серия <...>, от 09.12.2000 серия 64-АА № 026911, от 09.12.2000 серия 64-АА № 026912, 026913, № 026914, № 026915, от 13.12.2000 серия 64-АА № 033656, № 033657.

19.11.2009 администрацией принято распоряжение № 3431-р «Об утверждении схем расположения земельных участков на кадастровом плане», согласно которому земельный участок общей площадью 158 942 кв. м, расположенный по адресу: Саратовская область, Балашовский р-н., <...>, разделен на земельные участки площадью 24 953 кв. м, 860 кв. м, 2165 кв. м, 118 771 кв. м, 5763 кв. м, 1673 кв. м, 4757 кв. м.

Судом первой инстанции установлено, что в границах земельного участка 158 942 кв. м расположен имущественный комплекс - объект культурного наследия федерального значения «Усадьба Нарышкиных».

27.11.2009 на основании распоряжения от 19.11.2009 № 3431-р МУП «Меридиан» проведены кадастровые работы и изготовлен межевой план уточнения месторасположения границы и площади земельного участка с кадастровым номером 64:06:010601:52 площадью 118 771 кв. м, расположенного по адресу: <...>.

18.02.2010 администрацией принято распоряжение № 396-р, в соответствии с которым комитету по управлению муниципальным имуществом администрации поручено заключить с ЗАО «Санаторий Пады» договор купли‑продажи земельного участка площадью 118 771 кв. м, расположенного по адресу: Саратовская область, Балашовский р-н., <...>, с кадастровым номером 64:06:010601:52 для размещения объектов рекреационного и лечебно-оздоровительного назначения.

25.02.2010 на основании указанного распоряжения между администрацией и ЗАО «Санаторий Пады» заключен договор № 54 купли‑продажи земельного участка с кадастровым номером 64:06:010601:52, расположенного по адресу: <...>.

08.06.2010 в Едином государственном реестре прав на недвижимое имуществом и сделок с ним зарегистрировано право собственности ЗАО «Санаторий Пады» на земельный участок площадью 118 771 кв. м с кадастровым номером 64:06:010601:52, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 08.06.2010 серия 64-АВ № 849846.

25.05.2010 администрацией принято распоряжение № 1435-р «О внесении изменений в распоряжение администрации Балашовского муниципального района от 19.11.2009 № 3431-р», которым прекращено существование земельного участка площадью 158 942 кв. м, утверждена схема расположения на кадастровом плане земельного участка площадью 118 771 кв. м.

ТУ Росимущества, полагая, что раздел земельного участка площадью 158 942 кв. м, расположенного по адресу: Саратовская область, Балашовский р-н., <...>, произведен с нарушением закона, без согласия собственника объектов недвижимости, расположенных на данном земельном участке, указанные распоряжения администрации являются незаконными, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Удовлетворяя требования заявителя, суды первой и апелляционной инстанций правомерно исходили из того, что при разделе земельного участка площадью 158 942 кв. м согласие Российской Федерации - собственника объектов недвижимости, расположенных на данном земельном участке, и земельного участка, необходимого для их использования, не испрашивалось, акт согласования границ образуемого земельного участка, составленный с участием ТУ Росимущества, отсутствует, межевание земельного участка проведено без учета интересов Российской Федерации, межевой план, составленный МУП «Меридиан», не соответствует требованиям Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастровом учете», в связи с чем у органа кадастрового учета отсутствовали правовые основания для постановки на кадастровый учет земельного участка площадью 118 771 кв. м, расположенного по адресу: <...>, с кадастровым номером 64:06:010601:52.

Суды предыдущих инстанций правомерно отказали ЗАО «Санаторий Пады» в применении срока исковой давности по требованию о признании недействительным договора купли-продажи земельного участка от 25.02.2010 № 54, поскольку об исполнении данной сделки ТУ Росимущества стало известно из письма администрации от 11.03.2014 № 1018-03.

Отказывая в удовлетворении заявления ТУ Росимущества в части признания незаконными действий по межеванию земельного участка, осуществленного МУП «Меридиан» и признанию незаконным межевого плана, суды указали, что межевой план не относится к публично‑правовым актам и не предписывает властно-распорядительных действий, а оспариваемые действия МУП не нарушают прав Управления, поскольку не являются действиями, влекущими правовые последствия для заявителя.

Суд кассационной инстанции считает выводы суда первой и апелляционной инстанций обоснованными исходя из нижеследующего.

В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 3 статьи 201 АПК РФ основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, является наличие одновременно двух условий:  их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.

В соответствии с частью 4 статьи 198 АПК РФ заявление о признании недействительными ненормативных правовых актов может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.

В соответствии с правовой позицией, изложенной в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 18.11.2004 № 367-О, установленный в части 4 статьи 198 АПК РФ срок определен законодателем в соответствии с его исключительной компетенцией; само по себе установление в законе сроков для обращения в суд с заявлением о признании ненормативных актов недействительными обусловлено необходимостью обеспечить стабильность и определенность административных и иных публичных правоотношений и не может рассматриваться как нарушающее право на судебную защиту, поскольку несоблюдение установленного срока, в силу соответствующих норм Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не является основанием для отказа в принятии заявлений по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений, - вопрос о причинах пропуска срока решается судом после возбуждения дела, то есть в судебном заседании. Заинтересованные лица вправе ходатайствовать о восстановлении пропущенного срока, и, если пропуск срока был обусловлен уважительными причинами, такого рода ходатайства подлежат удовлетворению судом.

В обоснование заявленного ходатайства ТУ Росимущества указало, что о нарушении своих прав ему стало известно из письма администрации Балашовского района от 11.03.2014 № 1018-03.

Поскольку с заявлением в Арбитражный суд Саратовской области ТУ Росимущества обратилось 28.05.2014, суд правомерно удовлетворил его ходатайство о восстановлении срока, предусмотренного частью 4 статьи 198 АПК РФ, посчитав, что отсутствие у ТУ Росимущества сведений о принятии администрацией оспариваемых распоряжений и о постановке вновь образованного земельного участка на кадастровый учет является объективным обстоятельством, препятствующим обращению в арбитражный суд с соответствующим заявлением.

Доказательства наличия у Управления таких сведений до получения письма от 11.03.2014 № 1018-03 в материалы дела не представлено.

Признавая незаконным раздел земельного участка площадью 158 942 кв. м в отсутствие согласия ТУ Росимущества и отсутствие у ФГБУ «ФКП Росреестра» оснований для постановки на кадастровый учет земельного участка, образованного в результате раздела, суды обоснованно исходили из следующего.

В силу пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее – Закон от 21.07.1997 № 122-ФЗ) государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним представляет собой юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.

Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.

Право собственности Российской Федерации на объекты недвижимого имущества, входящие в состав объекта культурного наследия федерального значения «Усадьба Нарышкиных», находящегося по адресу: Саратовская обл., Балашовский р-н., <...> зарегистрировано в установленном законом порядке, никем не оспорено, отсутствующим не признано.

Согласно статье 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 25.10.2001 № 137-ФЗ) в целях разграничения государственной собственности на землю к федеральной собственности относятся, в том числе, земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности Российской Федерации.

В соответствии со статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации юридическое лицо, являющееся собственником зданий, строений, сооружений, имеет исключительное право на приобретение в собственность или в аренду земельного участка, на котором расположены данные объекты недвижимости.

В силу пункта 7 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.

Согласно пункту 2 статьи 35 Земельного кодекса Российской Федерации площадь части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, определяется в соответствии с пунктом 3 статьи 33 Земельного кодекса Российской Федерации.

Согласно пункту 13 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 11 «О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства», исходя из положений пункта 2 статьи 35 Земельного кодекса Российской Федерации во взаимосвязи с пункта 3 статьи 33 Земельного кодекса Российской Федерации площадь части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, определяется в соответствии с утвержденными в установленном порядке нормами отвода земель для конкретных видов деятельности или в соответствии с правилами землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документацией.

Таким образом, предоставление земельного участка, занятого объектом недвижимости, должно осуществляться таким образом, чтобы собственник этого объекта имел возможность осуществлять его обслуживание и эксплуатацию, то есть в границы передаваемого земельного участка должны входить как часть, которая занята недвижимостью, так и часть, необходимая для ее использования.

С учетом изложенного является верным вывод судов предыдущих инстанций о наличии у Российской Федерации как собственника объектов недвижимого имущества исключительного права на земельный участок, занятый данными объектами и необходимый для их использования.

Согласно пункту 1 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

В силу пункта 4 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации образование земельных участков допускается при наличии в письменной форме согласия землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки. Не требуется такое согласие на образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставленных государственным или муниципальным унитарным предприятиям, государственным или муниципальным учреждениям, а также в случаях, указанных в пункте 6 данной статьи (образование земельных участков на основании решения суда).

Образование земельных участков может быть осуществлено на основании решения суда в обязательном порядке независимо от согласия собственников, землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки (пункт 6 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации).

Согласно пункту 2 части 1 статьи 22 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее - Федеральный закон от 24.07.2007 № 221-ФЗ) необходимым для кадастрового учета документом является межевой план (при постановке на учет земельного участка, учете части земельного участка или кадастровом учете в связи с изменением уникальных характеристик земельного участка), а также копия документа, подтверждающего разрешение земельного спора о согласовании местоположения границ земельного участка в установленном земельным законодательством порядке (если в соответствии со статьей 38 Закона местоположение таких границ подлежит обязательному согласованию и представленный с учетом настоящего пункта межевой план не содержит сведений о состоявшемся согласовании местоположения таких границ).

Согласно статьям 38, 39, 40 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ согласование местоположения границ земельного участка является обязательной стадией кадастровых работ, производимых в целях осуществления кадастрового учета.

Наличие данной информации направлено также на соблюдение прав смежных землепользователей (собственников, арендаторов и т.п.), поскольку неправильное определение площади и границ образуемого земельного участка может повлечь нарушение прав и законных интересов обладателей смежных земельных участков.

Частью 7 статьи 39 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ установлено, что согласование местоположения границ по выбору кадастрового инженера проводится посредством проведения собрания заинтересованных лиц или согласования в индивидуальном порядке с заинтересованным лицом.

Согласно пункту 11 Методических рекомендаций по проведению межевания объектов землеустройства, утвержденные Федеральной службой земельного кадастра 17.02.2003, (далее - Методические рекомендации) лица, права которых могут быть затронуты при проведении межевания (собственники земельных участков, землевладельцы, землепользователи и арендаторы земельных участков, соответствующие органы государственной власти и (или) органы местного самоуправления), не позднее чем за 7 календарных дней до начала работ извещаются о времени и месте проведения межевания.

Определение границ объекта землеустройства на местности и их согласование проводится в присутствии лиц, права которых могут быть затронуты при проведении межевания (пункт 14.1 Методических рекомендаций).

В соответствии с пунктом 14.4 Методических рекомендаций результаты согласования границ оформляются актом согласования границ объекта землеустройства, который подписывается всеми участниками процедуры согласования границ, включая исполнителя работ.

Кроме этого, согласно пункту 1 статьи 22.2 Закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ основанием для государственной регистрации прав собственности и иных вещных прав на земельные участки, образуемые при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, является: решение о разделе или об объединении находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков; соглашение о разделе, об объединении, о перераспределении земельных участков или о выделе из земельных участков; иной документ, на основании которого в соответствии с названным Федеральным законом и другими федеральными законами осуществляется образование земельных участков.

В соответствии с подпунктом 3 пункта 3 статьи 22.2 Закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ одним из обязательных приложений к документам, представляемым в соответствии с пунктами 1 и 2 данной статьи для государственной регистрации прав на земельные участки, образуемые при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, является согласие в письменной форме лиц на образование земельных участков в случае, если необходимость такого согласия предусмотрена Земельным кодексом Российской Федерации.

Судами установлено, материалами дела подтверждается, что согласие ТУ Росимущества, действующего от имени собственника объектов недвижимости, на образование земельного участка с кадастровым номером 64:06:010601:52 общей площадью 118 771 кв. м, расположенного по адресу: Саратовская область, Балашовский район, с. Пады, не испрашивалось, о времени и месте проведения межевания Управление не извещалось в установленном порядке, акт согласования границ объекта землеустройства - земельного участка с кадастровым номером 64:06:010601:52 общей площадью 118 771 кв. м, расположенного по адресу: Саратовская область, Балашовский район, с. Пады, с участием Управления не составлялся.

При указанных обстоятельствах суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу о неправомерности проведения землеустроительных работ по разделу земельного участка 158 942 кв. м, расположенного по адресу: <...>, на котором находятся объекты недвижимости, принадлежащие на праве  собственности Российской Федерации и образующие единый имущественный комплекс  - объект культурного наследия федерального значения «Усадьба Нарышкиных», в результате которого эти объекты оказались на разных земельных участках.

Суды обеих инстанций правильно указали, что межевой план, не содержащий сведений о согласовании границ образуемого земельного участка с собственником объекта недвижимости, расположенного на образованном земельном участке, не соответствует требованиям абзаца 2 пункта 1 статьи 22 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ, в связи с чем в силу пункта 2 части 2, пункта 9 части 3 статьи 27 этого же закона (в редакции, действовавшей в спорный период) у органа кадастрового учета не имелось правовых оснований для постановки образованного земельного участка на кадастровый учет.

Действия органа кадастрового учета по постановке на государственный кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 64:06:010601:52 противоречат Федеральному закону от 24.07.2007 № 221-ФЗ и нарушают права ТУ Росимущества, поскольку кадастровый учет указанного земельного участка привел ущемлению имущественных интересов Российской Федерации в части прав на земельный участок, занятый принадлежащими ей на праве собственности объектами и необходимый для их использования.

С учетом изложенного судом первой инстанции обоснованно удовлетворены требования заявителя о признании недействительными распоряжений администрации, распорядившейся земельным участком, на котором расположены объекты федеральной собственности без согласия собственника, а также о признании незаконными действий органа кадастрового учета по постановке на кадастровый учет образованного земельного участка.

Поскольку основанием для заключения между администрацией и ЗАО «Санаторий Пады» договора купли‑продажи земельного участка от 25.02.2010 № 54 послужило противоречащее закону распоряжение администрации и сделка совершена с нарушением требований закона – статей 11.2, 36 Земельного кодекса Российской Федерации, части 3 статьи 38 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ, являются верными выводы судов о недействительности договора купли‑продажи земельного участка от 25.02.2010 № 54.

Приведенные в кассационной жалобе доводы исследованы судебной коллегией, подлежат отклонению, поскольку  противоречат приведенным правовым нормам и не опровергают выводов судов, свидетельствуют о несогласии заявителя с установленными по делу фактическими обстоятельствами и оценкой судами доказательств. Переоценка доказательств и установленных судами фактических обстоятельств дела в силу статьи 286 и части 2 статьи 287 АПК РФ  не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.

Поскольку нарушений норм материального и процессуального права, которые в соответствии со статьей 288 АПК РФ являются основанием к отмене или изменению обжалуемых судебных актов, не установлено, коллегия считает необходимым решение Арбитражного суда Саратовской области от 29.01.2015 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.04.2015 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Саратовской области от 29.01.2015 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.04.2015 по делу № А57-11374/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные законом.

Председательствующий судья                                   Ф.В. Хайруллина

Судьи                                                                          М.В. Коноплёва

                                                                                    А.Л. Петров