ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А57-1147/14 от 20.01.2015 АС Поволжского округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

420066, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Правосудия, д. 2, тел. (843) 235-21-61

http://faspo.arbitr.ru e-mail: info@faspo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

Ф06-18831/2013

г. Казань Дело № А57-1147/2014

21 января 2015 года

Резолютивная часть постановления объявлена 20 января 2015 года.

Полный текст постановления изготовлен 21 января 2015 года.

Арбитражный суд Поволжского округа в составе:

председательствующего судьи Хакимова И.А.,

судей Желаевой М.З., Сабирова М.М.,

в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле – извещены надлежащим образом,

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства сельского хозяйства Саратовской области

на решение Арбитражного суда Саратовской области от 30.06.2014 (судья Павлова Н.В.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.09.2014 (председательствующий судья Телегина Т.Н., судьи Каплин С.Ю., Лыткина О.В.)

по делу № А57-1147/2014

по исковому заявлению Министерства сельского хозяйства Саратовской области (ОГРН <***>) к обществу с ограниченной ответственностью «РегионПром-Продукт» (ОГРН <***>) о взыскании денежных средств,

УСТАНОВИЛ:

решением Арбитражного суда Саратовской области от 30.06.2014 отказано в удовлетворении иска Министерства сельского хозяйства Саратовской области (далее – Министерство, истец) к обществу с ограниченной ответственностью «РегионПром-Продукт» (далее – Общество, ответчик) о взыскании субсидий на компенсацию части стоимости нового технологического оборудования, приобретенного в 2012 году, в сумме 714 943 руб., из которых: 562 461 руб. в бюджет Российской Федерации, 152 482 руб. в бюджет Саратовской области в лице Министерства сельского хозяйства Саратовской области.

Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.09.2014 решение Арбитражного суда Саратовской области от 30.06.2014 оставлено без изменения.

В кассационной жалобе Министерство просит отменить названные судебные акты, как принятые с нарушением норм права, заявленные исковые требования удовлетворить в полном объеме.

Суд кассационной инстанции, проверив законность обжалованных судебных актов, не находит правовых оснований для удовлетворения кассационной жалобы.

Из материалов дела следует, что Министерство в 2012 году осуществляло реализацию мероприятий, в том числе в рамках Постановления Правительства Российской Федерации от 14.07.2007 № 446 «О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008 - 2012 годы», областной целевой программы, утвержденной постановлением Правительства Саратовской области от 22.04.2010 № 47-П «Об областной целевой программе «Развитие пищевой и перерабатывающей промышленности Саратовской области на 2010 – 2015 годы».

Постановлением Правительства Саратовской области от 19.01.2012 № 215-П «Об утверждении Положения о предоставлении в 2012 году субсидий из областного бюджета на государственную поддержку сельского хозяйства» утверждено Положение о предоставлении в 2012 году субсидий, которое определяет категории и критерии отбора юридических лиц за исключением государственных (муниципальных) учреждений) и индивидуальных предпринимателей, физических лиц (граждан, ведущих личное подсобное хозяйство), имеющих право на получение субсидии, цели, условия предоставления и порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении (действовало на момент возникновения спорных правоотношений в редакции постановления Правительства Саратовской области от 24.12.2012).

В соответствии с пунктом 1 раздела III «Субсидии в рамках реализации областной целевой программы «Развитие пищевой и перерабатывающей промышленности Саратовской области на 2010 - 2015 годы», пунктом 12 раздела IV «Субсидии на государственную поддержку сельского хозяйства в рамках реализации Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008 - 2012 годы» приложения к Положению от 19.01.2012 № 215-П предусмотрено выделение субсидии на компенсацию части стоимости приобретаемого технологического оборудования.

Абзацем 2 пункта 1 раздела III указанного выше приложения к Положению от 19.01.2012 № 215-П предусмотрено, что сельскохозяйственным товаропроизводителям (кроме граждан, ведущих личное подсобное хозяйство) предоставляются субсидии на компенсацию части стоимости нового технологического оборудования, приобретенного в 2012 году, при условии ввода в эксплуатацию не позднее 31.03.2013, использования данного оборудования по целевому назначению до истечения сроков амортизации, установленных статьей 258 Налогового кодекса Российской Федерации, обеспечения в 2012 году увеличения объема отгруженной сельскохозяйственной продукции (суммы полученных доходов) в размере не менее 4% к уровню 2011 года согласно справкам-расчетам, гарантийному письму о предоставлении обязательства по увеличению объема отгруженной сельскохозяйственной продукции (суммы полученных доходов) по установленной форме, заверенным руководителем и главным бухгалтером (при наличии соответствующих должностей) получателя субсидий, копиям документов, заверенным получателем субсидий: договоров, платежных документов, счетов-фактур и (или) счетов, накладных, актов о приеме?передаче объекта основных средств (форма № ОС-1 или форма № ОС-1б) или гарантийного письма о предоставлении указанных актов до 10.04.2013 (за исключением оборудования стоимостью ниже 40 000 руб.), паспортов транспортного средства и технических паспортов на оборудование (страниц из технических паспортов на оборудование, содержащих информацию о комплектующих, принципе работы, назначении оборудования), при приобретении оборудования за иностранную валюту - договоров на приобретение оборудования, платежных документов, грузовых таможенных деклараций, паспортов импортной сделки по следующим направлениям финансирования: на реконструкцию и модернизацию действующих предприятий мукомольно-крупяной и элеваторной отраслей.

За приобретенное новое технологическое оборудование для сушки, подработки и хранения зерна, производства муки и крупы в размере 15% от стоимости приобретения, но не более 2 000 000 руб. в год на одного получателя при условии реализации мероприятий по строительству, реконструкции и (или) модернизации мукомольно-крупяного производства на территории области.

Субсидии предоставляются в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 № 1042 «Об утверждении Правил распределения и предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку экономически значимых региональных программ развития сельского хозяйства субъектов Российской Федерации».

Субсидии предоставляются по документам, принятым по 25.12.2012 включительно (при выделении лимита бюджетных обязательств позднее указанного срока - включая дату выделения лимита бюджетных обязательств), в равном процентном отношении к причитающимся суммам субсидий, указанным в справках-расчетах, в пределах остатка лимитов бюджетных обязательств по каждому направлению финансирования (в редакции Постановления Правительства Саратовской области от 24.12.2012 № 781-П).

На основании заявлений ответчика от 24.12.2012, представленных в Министерство, Обществу перечислены 714 943 руб. в качестве субсидии на компенсацию части стоимости нового технологического оборудования, приобретенного в 2012 году, из них 562 461 руб. из бюджета Российской Федерации (платежное поручение от 29.12.2012 № 4385355), 152 482 руб. из бюджета Саратовской области (платежное поручение от 28.12.2012 № 204).

Гарантийным письмом от 24.12.2012 Общество приняло на себя обязательство обеспечить прирост объема отгруженной сельскохозяйственной продукции (суммы полученных доходов от реализации сельскохозяйственной продукции) по итогам 2012 года в размере не менее 4% к уровню 2011 года, в соответствии с условиями Постановления Правительства Саратовской области от 29.01.2012 № 15-П (Раздел Ш «Развитие пищевой и перерабатывающей промышленности Саратовской области на 2010 – 2015 годы»). Ответчик также принял на себя обязательство в срок до 15.05.2013, предоставить в Министерство заверенные руководителем получателя субсидии копии отчетных документов, предоставляемых в территориальные органы государственной статистики и (или) федеральной налоговой службы, подтверждающие выполнение предоставленной письмом гарантии.

Исковые требования мотивированы неисполнением ответчиком данной истцу гарантии обеспечения прироста объема отгруженной сельскохозяйственной продукции по итогам 2012 года в размере не менее 4% к уровню 2011 года.

Отказывая в удовлетворении искового заявления, суды исходили из того, что действующее бюджетное законодательство предусматривает возвратность субсидии только в случае ее нецелевого использования, не исполнение взятого на себя гарантийным письмом обязательства, не свидетельствует о том, что субсидии были израсходованы не по целевому назначению.

Суды указали на недоказанность нецелевого использования денежных средств.

Суд кассационной инстанции признает выводы судов первой и апелляционной инстанций обоснованными и соответствующими материалам дела.

Согласно статье 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.

В силу статьи 28 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ) бюджетная система Российской Федерации основана на принципах эффективности использования бюджетных средств, адресности и целевого характера бюджетных средств.

В соответствии со статьей 289 БК РФ нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении и использовании их на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения, влечет, в том числе, изъятие в бесспорном порядке бюджетных средств, используемых не по целевому назначению.

В соответствии положениями областной целевой программы «Развитие пищевой и перерабатывающей промышленности Саратовской области на 2010 – 2015 годы», утвержденной постановлением Правительства Саратовской области от 22.04.2010 № 147-П ее целями и задачами являются развитие пищевой и перерабатывающей промышленности Саратовской области, увеличение объема переработки сельскохозяйственного сырья, рост производства пищевой продукции до 65,9 млрд. руб. в 2015 году, повышение инвестиционной привлекательности предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности области, стимулирование инвестиционной деятельности на предприятиях пищевой и перерабатывающей промышленности, увеличение объема инвестиций в основной капитал в 2015 году до 2,47 млрд. руб.

Судом установлено, что ответчиком в период с 11.07.2012 по 11.07.2013 (то есть до получения субсидии и до нового урожая 2013 года) было произведено и реализовано сельскохозяйственной продукции на общую сумму 65 429 606 руб. 87 коп.

Поскольку субсидия на компенсацию произведенных затрат была получена ответчиком 28 и 29 декабря 2012 года, использование полученных денежных средств производилось ответчиком уже в 2013 году. Вывод суда о том, что предоставление субсидий при условии обеспечения прироста объема отгруженной сельскохозяйственной продукции (суммы полученных доходов от реализации сельскохозяйственной продукции) по итогам 2012 года в размере не менее 4% к уровню 2011 года было заведомо неисполнимо по технологическим причинам, правомерен.

Цель выделения субсидий достигнута ответчиком в 2013 году, так как прирост производства сельскохозяйственной продукции в 2013 году по сравнению с 2012 годом составил 123,85 процентов, в подтверждение чего Обществом представлены оборотно-сальдовые ведомости по счету 90.01.1.

Таким образом, после оказания государственной помощи ответчиком достигнуты ожидаемые результаты государственной программы в части прироста производства сельскохозяйственной продукции.

Исследовав и оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные сторонами доказательства, установив факт целевого использования субсидии, достижение ответчиком цели государственной программы, а также учитывая социальную значимость вопроса и факт предоставления субсидии в рамках специализированной целевой программы, суды правомерно отказали в возврате денежных средств в виде представленной субсидии.

Кроме того судом правомерно указано о не соблюдении истцом установленного законодателем порядка возврата предоставленных субсидий (приказ от 24.12.2013 № 339-пр «О принятии мер по возврату субсидий в бюджет» издан после предъявления ответчику претензии от 19.12.2013 с требованием о возврате субсидий).

Иное толкование заявителем положений действующего законодательства, а также иная оценка обстоятельств спора не свидетельствует о неправильном применении судами норм права.

Нарушений норм материального права, а также требований процессуального законодательства, влекущих безусловную отмену судебного акта, судами не допущено.

При таких обстоятельствах оснований для отмены принятых по делу судебных актов, основанных на материалах дела, правильном применении норм права, не имеется.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Саратовской области от 30.06.2014 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.09.2014 по делу № А57-1147/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий судья И.А. Хакимов

Судьи М.З. Желаева

М.М. Сабиров