ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А57-12469/14 от 02.07.2015 АС Поволжского округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

420066, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Правосудия, д. 2, тел. (843) 235-21-61

http://faspo.arbitr.ru e-mail: info@faspo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

Ф06-25126/2015

г. Казань Дело № А57-12469/2014

02 июля 2015 года

Арбитражный суд Поволжского округа в составе:

председательствующего судьи Баширова Э.Г.,

судей Сафина Н.Н., Закировой И.Ш.,

при участии представителей:

истца – Ивашкина С.П., по доверенности от 31.12.2014 (б/н), Зорина С.О., по доверенности от 31.12.2014 (б/н),

заинтересованного лица – администрации муниципального образования «Город Саратов» – Логиновой Н.И., по доверенности от 11.06.2015 № 01-03/52, Макаренко М.Н., по доверенности от 20.01.2015 № 01-03/13,

в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации муниципального образования «Город Саратов»

на решение Арбитражного суда Саратовской области от 10.10.2014 (судья Викленко Т.И.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.04.2015 (председательствующий судья Смирников А.В., судьи: Комнатная Ю.А., Кузьмичев С.А.)

по делу № А57-12469/2014

по заявлению открытого акционерного общества «Роспечать» (ОГРН 1026403346640, ИНН 6454006357), г. Саратов, заинтересованные лица: администрация муниципального образования «Город Саратов» (ОГРН 1036405000280, ИНН 6450011003), г. Саратов, комитет по управлению имуществом города Саратова (ОГРН 1026402195511, ИНН 6450003860), г. Саратов, Управление развития потребительского рынка и защиты прав потребителей администрации муниципального образования «Город Саратов», г. Саратов, комитет по градостроительной политике, архитектуре и капитальному строительству администрации муниципального образования «Город Саратов» (ОГРН 1126450007155, ИНН 6450056004), г. Саратов, о признании незаконным постановления от 08.04.2014 № 969,

УСТАНОВИЛ:

открытое акционерное общество «Роспечать» (далее – ОАО «Роспечать», общество) обратилось в Арбитражный суд Саратовской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), о признании незаконным постановления администрации муниципального образования «Город Саратов» (далее – администрация) от 08.04.2014 № 969 «О внесении изменений в постановление администрации от 16.03.2011 № 516 «Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования «Город Саратов» на 2011-2015 годы» в части указания «В приложении № 4 к постановлению из раздела «Нестационарные торговые объекты по реализации газетно-журнальной продукции» исключить слова: «1. Просп. Строителей, 36, кадастровый номер 64:48:04 04 15:0001; 15. Просп. Строителей, 30, кадастровый номер 64:48:04 04 21:0001; 16. Московское шоссе, 31 (у магазина № 47, ООО «Любава»), кадастровый номер 64:48:04 02 34:0001; 17. Ул. Измайлова, 9, кадастровый номер 64:48:04 03 33:0001».

Решением Арбитражного суда Саратовской области от 10.10.2014, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.04.2015, заявленные требования удовлетворены.

Не согласившись с принятыми судебными актами, администрация обратилась в арбитражный суд с кассационной жалобой, в которой просит данные судебные акты отменить, заявленные требования удовлетворить.

Судебная коллегия кассационной инстанции, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в соответствии со статьей 286 АПК РФ правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм права, установила следующее.

Как усматривается из материалов дела, постановлением администрации от 18.05.1998 № 250-82 ОАО «Роспечать» в аренду предоставлены земельные участки, занимаемые нестационарными торговыми объектами – киосками по распространению газетно-печатной продукции в Ленинском районе города Саратова, в том числе, земельный участок площадью 0,0006 га с кадастровым номером 64:48:04 04 15:0001, занимаемый киоском № 6 по адресу: г. Саратов, пр. Строителей, д. 36, земельный участок площадью 0,0006 га с кадастровым номером 64:48:04 04 21:0001, занимаемый киоском № 114 по адресу: г. Саратов, пр. Строителей, д. 30, земельный участок площадью 0,0006 га с кадастровым номером 64:48:04 02 34:0001, занимаемый киоском № 115 по адресу: г. Саратов, Московское шоссе, д. 31 (у магазина № 47 ООО «Любава»), земельный участок площадью 0,0006 га с кадастровым номером 64:48:04 03 33:0001, занимаемый киоском № 118 по адресу: г. Саратов, ул. Измайлова, д. 9.

На основании вышеуказанного постановления между администрацией и ОАО «Роспечать» заключены договоры аренды указанных земельных участков.

Администрацией принято постановление от 16.03.2011 № 516, которым утверждена Схема размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования «Город Саратов» на 2011-2015 годы.

В приложение № 4 к данному постановлению в раздел «Нестационарные торговые объекты по реализации газетно-журнальной продукции» включены, в том числе объекты, расположенные по адресам: просп. Строителей, д. 36, кадастровый номер земельного участка 64:48:04 04 15:0001 (пункт 1); просп. Строителей, д. 30, кадастровый номер земельного участка 64:48:04 04 21:0001 (пункт 15); Московское шоссе, д. 31 (у магазина № 47, ООО «Любава»), кадастровый номер земельного участка 64:48:04 02 34:0001 (пункт 16); ул. Измайлова, д. 9, кадастровый номер земельного участка 64:48:04 03 33:0001 (пункт 17).

Администрацией принято постановление от 08.04.2014 № 969 «О внесении изменений в постановление администрации муниципального образования «Город Саратов» от 16.03.2011 № 516 «Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования «Город Саратов» на 2011-2015 годы», пунктом 1.2. которого в приложение № 4 к постановлению от 16.03.2011 № 516 внесены изменения, а именно, из раздела «Нестационарные торговые объекты по реализации газетно-журнальной продукции» исключены объекты нестационарной торговой сети, расположенные по вышеуказанным адресам.

Полагая, что постановление администрации от 08.04.2014 № 969 в части исключения из раздела «Нестационарные торговые объекты по реализации газетно-журнальной продукции» приложения № 4 указанных объектов является незаконным, нарушает права и охраняемые законом интересы, общество, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Удовлетворяя заявленные требования, суды первой и апелляционной инстанций указали, что при наличии действующего права аренды на земельные участки, целью использования которых является размещение нестационарных торговых объектов (киосков), которые ранее были включены в Схему размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования «Город Саратов», исключение названных нестационарных объектов торговли противоречит части 6 статьи 10 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 381-ФЗ), Правилам включения нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях и сооружениях, находящихся в государственной собственности, в схему размещения нестационарных торговых объектов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.09.2010 № 772.

Рассмотрев материалы дела, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы исходя из следующего.

В соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона № 381-ФЗ размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.

В силу части 3 статьи 10 Федерального закона № 381-ФЗ Схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Согласно пункту 2 части 3 статьи 17 Федерального закона № 381-ФЗ органы местного самоуправления в целях обеспечения жителей муниципального образования услугами торговли разрабатывают и утверждают схемы размещения нестационарных торговых объектов с учетом нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.09.2010 № 772 утверждены Правила включения нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях и сооружениях, находящихся в государственной собственности, в схему размещения нестационарных торговых объектов (далее – Правила).

В соответствии с пунктами 2, 3 Правил включение нестационарных торговых объектов в схему их размещения осуществляется органом местного самоуправления, осуществляющим полномочия собственника имущества по согласованию и в порядке, установленном органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в целях достижения установленных нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов; размещения нестационарных торговых объектов, используемых субъектами малого или среднего предпринимательства, осуществляющими торговую деятельность; формирования торговой инфраструктуры с учетом видов и типов торговых объектов, форм и способов торговли; повышения доступности товаров для населения.

В силу пункта 8 Правил основанием для отказа в согласовании включения объектов в схему размещения является отсутствие неиспользуемых земельных участков, находящихся в государственной собственности, а также установленные законодательством Российской Федерации ограничения в их обороте.

Приказом Министерства экономического развития и инвестиционной политики Саратовской области от 25.09.2013 № 2839 (ред. от 14.01.2014) определен Порядок разработки и утверждения схемы нестационарных торговых объектов.

Пунктом 4 Порядка установлено, что схема размещения нестационарных торговых объектов учитывает необходимость обеспечения устойчивого развития территорий, необходимость достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов, размещение нестационарных торговых объектов, используемых субъектами малого или среднего предпринимательства, осуществляющими торговую деятельность, с учетом требований части 4 статьи 10 Федерального закона № 381-ФЗ, необходимость формирования торговой инфраструктуры с учетом видов и типов торговых объектов, форм и способов торговли; необходимость повышения доступности товаров для населения.

Согласно пункту 5 Порядка при разработке схемы размещения нестационарных торговых объектов орган местного самоуправления, определенный в соответствии с уставом муниципального образования, учитывает нестационарные торговые объекты, расположенные на земельных участках, в зданиях, строениях и сооружениях, находящихся в государственной собственности, нестационарные торговые объекты, расположенные на земельных участках, в зданиях, строениях и сооружениях, находящихся в муниципальной собственности, нестационарные торговые объекты, расположенные на земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена.

В соответствии с пунктом 6 Порядка внесение изменений в схему размещения нестационарных торговых объектов осуществляется по мере необходимости, но не чаще одного раза в квартал в соответствии с пунктами 2-5 Порядка разработки и утверждения схемы нестационарных торговых объектов.

Материалами дела установлено, что договоры аренды вышеуказанных земельных участков не расторгнуты и по истечении срока их действия и считаются возобновленными на прежних условиях на неопределенный срок.

Следовательно, на дату принятия администрацией постановления от 08.04.2014 № 969, которым из раздела «Нестационарные торговые объекты по реализации газетно-журнальной продукции» исключены объекты нестационарной торговой сети, расположенные по вышеуказанным адресам, общество обладало правом аренды на земельные участки с адресными ориентирами нестационарных торговых объектов, включенных в Схему нестационарных торговых объектов муниципального образования «Город Саратов» на 2011-2015 годы.

Внесение изменений в схему размещения нестационарных торговых объектов, исключение из нее ряда объектов нестационарной торговли не обосновано администрацией какой-либо необходимостью формирования торговой инфраструктуры, повышения доступности товаров для населения или иными причинами в соответствии с требованиями пункта 3 Правил, пунктов 4, 5 Порядка разработки и утверждения схемы нестационарных торговых объектов.

В соответствии с письмом Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 27.01.2014 № ЕВ-820/08 произвольный пересмотр схем размещения нестационарных торговых объектов, невключение в схемы размещения или исключение их них уже функционирующих объектов приводит к административному сокращению и даже прекращению бизнеса рядом хозяйствующих субъектов, что противоречит смыслу приведённых правовых актов в совокупности, из смысла которых следует, что схема размещения является инструментом систематизации размещения объектов исходя из долгосрочных планов развития территорий и создания комфортной среды для граждан, в том числе для удобства осуществления и развития торговой деятельности, а не средство для административного сокращения количества торговых объектов и ограничения предпринимательской активности.

Таким образом, у администрации не имелось правовых оснований для произвольного исключения нестационарных торговых объектов ОАО «Роспечать» из схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования «Город Саратов», в связи с чем постановление от 08.04.2014 № 969 в обжалуемой обществом части правомерно признано недействительным.

Обоснованно отклонен довод администрации на превышение нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов по муниципальным районам Саратовской области и г. Саратову, утвержденных Законом Саратовской области от 03.07.2012 № 110-ЗСО «Об утверждении Программы социально-экономического развития Саратовской области до 2015 года», по городу Саратову на 40,5 %, что, по мнению администрации, свидетельствует об отсутствии необходимости размещения прежнего количества нестационарных торговых объектов ОАО «Роспечать», поскольку указанные нормативы приведены с учетом всех торговых объектов по муниципальным районам Саратовской области и г. Саратову, без разграничений на нестационарные объекты и объекты стационарной торговой сети (гипермаркеты, супермаркеты). Суммарный норматив минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов (кв.м на 1 тыс. чел.) установлен из общего количества предприятий торговли по продаже продовольственных и непродовольственных товаров.

Администрацией разработаны и утверждены схемы размещения нестационарных торговых объектов, обеспечивающих продовольственными товарами и товарами повседневного спроса население, к которым в рассматриваемом случае относятся нестационарные торговые объекты ОАО «Роспечать» по реализации газетно-журнальной продукции.

Администрацией не представлено доказательств, что исключение торговых объектов ОАО «Роспечать» из утвержденной схемы размещения торговых объектов отвечает целям формирования такой схемы, изложенным в пункте 3 Правил включения нестационарных торговых объектов в схему размещения нестационарных торговых объектов, а именно формированию торговой инфраструктуры с учетом видов и типов торговых объектов, форм и способов торговли, повышению доступности товаров для населения.

Наличие на территории муниципального образования «Город Саратов» значительного количества объектов сетевой розничной торговли, крупных торговых комплексов само по себе не свидетельствует о достаточной обеспеченности населения газетно-журнальной продукцией с учетом шаговой доступности и о необходимости сокращения торговых объектов, реализующих данную продукцию.

Исходя из изложенного, постановление от 08.04.2014 № 969 «О внесении изменений в постановление администрации муниципального образования «Город Саратов» от 16.03.2011 № 516 принято администрацией без учета требований пунктов 3, 8 Правил, пунктов 4, 5, 6 Порядка разработки и утверждения схемы нестационарных торговых объектов.

Правомерно признан судами необоснованным довод администрации о размещении нестационарных торговых объектов ОАО «Роспечать», находящихся на земельных участках по адресам: просп. Строителей, д. 0, кадастровый номер - 64:48:04 04 21:0001; Московское шоссе, д. 31 (у магазина № 47, ООО «Любава»), кадастровый номер - 64:48:04 02 34:0001; ул. Измайлова, д. 9, кадастровый номер - 64:48:04 03 33:0001, расположенных за пределами границ территорий общего пользования в территориальных зонах ОД, Ж1, Ж2, поскольку в соответствии с положениями статьи 39.36. Земельного кодекса Российской Федерации в совокупности с положениями части 1 статьи 10 Федерального закона № 381-ФЗ в настоящее время размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без предоставления земельного участка только на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов в соответствии с Федеральным законом № 381-ФЗ, при этом законодатель не ставит возможность размещения нестационарного торгового объекта в зависимость от территориальной зоны, в границах которой расположен занимаемый таким объектом земельный участок.

Исходя из изложенного, поскольку нестационарные торговые объекты ОАО «Роспечать», находящиеся на земельных участках по вышеуказанным адресам были включены администрацией в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования «Город Саратов» на 2011-2015 годы, факт нахождения указанных земельных участков за пределами границ территории общего пользования правового значения не имеет.

Принимая во внимание изложенное, выводы суда первой и апелляционной инстанций являются правильными, соответствующими материалам дела и действующему законодательству, оснований для отмены или изменения состоявшихся по делу судебных актов кассационная инстанция не находит.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Саратовской области от 10.10.2014 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.04.2015 по делу № А57-12469/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу администрации муниципального образования «Город Саратов» – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий судья Э.Г. Баширов

Судьи Н.Н. Сафин

И.Ш. Закирова