ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД
ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА
420066, Республика Татарстан, г.Казань, ул.Правосудия, д.2, тел.(843) 5439941
Именем Российской Федерации
арбитражного суда кассационной инстанции
06 июля 2007 года
председательствующего Сагадеева Р.Р.,
судей Хайруллиной Ф.В., Хасанова Р.Г.,
при участии:
от заявителя–Якуниной Л.Б., доверенность от 10.05.2007 № 12,
от ответчика–Афанасьева А.Н.,доверенность от 17.04.2007 №02-12/6174
от третьего лица – не явился, извещен,
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобуобщества с ограниченной ответственностью ««Навигатор-2001», г.Саратов,
на решение от 17.01.2007 (судья Потапова Н.А.) и постановление от 11.04.2007 (председательствующий Балашов Ю.И., судьи: Сидорова Ю.И., Чирков О.Г.) Арбитражного суда Саратовской области по делу №А57-12582/06
по заявлению общества с ограниченной ответственностью ««Навигатор-2001», г.Пенза, к Управлению Федерального казначейства по Саратовской области о признании незаконным ее решения, с участием третьего лица –Комитета по финансам администрации г.Саратова,
У С Т А Н О В И Л :
Общество с ограниченной ответственностью «Навигатор-2001», г. Пенза, (далее-Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федерального казначейства по Саратовской области (далее-Казначейство) о признании незаконным ее решения об отказе в принятии исполнительного листа о взыскании с Казны муниципального образования в порядке субсидиарной ответственности денежных средств в сумме 5 892 100 рублей к исполнению, с участием третьего лица – Комитета по финансам администрации г.Саратова.
Решением суда первой инстанции от 17.01.2007, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 11.04.2007, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, Общество обратилось в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит об их отмене, как принятых с нарушением норм права. По мнению заявителя жалобы, подлежали применению, но не применены положения статьи 242.5 Бюджетного Кодекса Российской Федерации.
Проверив в порядке статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения арбитражным судом норм материального и процессуального права при принятии судебных актов, заслушав доводы заявителя жалобы и возражения ответчика, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа не находит оснований для их отмены исходя из следующего.
Как видно из материалов дела, в соответствии с решением арбитражного суда от 04.04.2006 по делу № А-57-15377/05-3-15 с Казны муниципального образования г.Саратова в пользу Общества была взыскана в порядке субсидиарной ответственности задолженность в сумме 5.892.100 руб. 00 коп.
17.08.2006 арбитражным судом был выдан исполнительный лист № С 119505.
19.08.2006 ценным письмом с описью вложения в адрес Казначейства было направлено заявление вместе с исполнительным листом, вступившим в законную силу судебным актом и доверенностью представителя.
28.08.2006 письмом № 02-03/12594 Казначейством было отказано в принятии исполнительного листа к исполнению со ссылкой на то, что он осуществляет исполнение судебных актов, предусматривающих взыскание средств федерального бюджета по обязательствам федеральных бюджетных учреждений.
Не согласившись с отказом Казначейства, Общество обратилось в суд.
В соответствии с частью 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Отказывая в удовлетворении заявления общества, суды правомерно установили, что в нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявитель не представил доказательств, подтверждающих правомерность его требований, а Казначейство обосновало правомерность своих действий по отказу.
В соответствии с пунктом 4 статьи 242.2 «Исполнение судебных актов по искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию о возмещении вреда, причиненного гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов» Бюджетного Кодекса Российской Федерации для исполнения судебных актов по искам к муниципальным образованиям о возмещении вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) органов местного самоуправления или их должностных лиц, в том числе в результате издания органами местного самоуправления муниципальных правовых актов, не соответствующих закону или иному нормативному правовому акту, а также судебных актов по иным искам о взыскании денежных средств за счет средств казны муниципального образования (за исключением судебных актов о взыскании денежных средств в порядке субсидиарной ответственности главных распорядителей средств местного бюджета), документы, указанные в пункте 2 статьи 242.1 настоящего Кодекса, направляются для исполнения в финансовый орган муниципального образования.
Пленум ВАС РФ от 22.06.2006 № 23 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации», в пункте 3 разъяснил, что положения статьи 242.2 Бюджетного Кодекса Российской Федерации подлежат применению при разрешении споров, возникающих в процессе исполнения судебных актов о взыскании денежных средств с публично-правовых образований, вынесенных как по требованиям о возмещении вреда, причиненного незаконными решениями и действиями (бездействием) государственных органов (органов местного самоуправления) либо должностных лиц этих органов, так и по иным требованиям.
Кроме этого, в пункте 2 Пленум ВАС РФ разъяснил, что при разрешении споров по искам, предъявленным кредитором государственного (муниципального) учреждения (далее - учреждение) в порядке субсидиарной ответственности, судам надлежит исходить из того, что по смыслу пункта 1 статьи 161 Бюджетного Кодекса Российской Федерации с учетом положений статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) учредителем и собственником имущества учреждения, а также надлежащим ответчиком в порядке субсидиарной ответственности по обязательствам этого учреждения является соответствующее публично-правовое образование, а не его государственные (муниципальные) органы.
Согласно пункту 9 статьи 242.5 «Исполнение судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства местного бюджета по денежным обязательствам муниципальных бюджетных учреждений» Бюджетного кодекса Российской Федерации в случае удовлетворения судом заявления взыскателя о взыскании средств с главного распорядителя средств местного бюджета в порядке субсидиарной ответственности на основании полностью или частично неисполненного исполнительного документа по денежным обязательствам находящегося в его ведении получателя средств местного бюджета исполнительный документ о взыскании средств с главного распорядителя средств местного бюджета направляется в орган по месту открытия главному распорядителю средств местного бюджета лицевого счета как получателю средств местного бюджета для исполнения в порядке, установленном настоящим Кодексом.
Как усматривается из материалов дела, при удовлетворении требования о привлечении собственника к субсидиарной ответственности по долгу Муниципального учреждения ДЕЗ по Ленинскому району г.Саратова, суд в резолютивной части решения от 04.04.2006 по делу № А-57-15377/05-3-15 указал, что соответствующий долг учреждения взыскивается с муниципального образования соответственно, т.е. с казны муниципального образования в лице Комитета по финансам Администрации г.Саратова. В исполнительном листе № С 119505 от 17.08.2006 в графе «полное наименование должника» указано: Казна Муниципального образования г.Саратова в лице Комитета по финансам Администрации г.Саратова.
Таким образом, суды надлежащим образом, по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав и оценив доказательства по делу, пришли к правильному выводу, что в данном случае оснований для применения статьи 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации не имеется, так как должником является муниципальное образование, т.е. публично-правовое образовани, а исполнительный документ в соответствии с пунктом 4 статьи 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации подлежит направлению для исполнения в финансовый орган муниципального образования.
Обжалуя выводы судов в кассационном порядке, Общество не указывает на то, что судами не были оценены какие-либо доказательства, подтверждающие обоснованность его позиции, ссылаясь только на ранее приведенный довод.
Учитывая изложенное, жалоба Общества отклоняется.
Таким образом, кассационная инстанция считает, что дело рассмотрено судами первой и апелляционной инстанций полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены, выводы судов соответствуют имеющимся в деле доказательствам.
Доводы кассационной жалобы направлены на переоценку выводов судов об обстоятельствах дела и доказательствах, их подтверждающих, что недопустимо в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Правовых оснований для удовлетворения жалобы и отмены, принятых по данному делу судебных актов не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
П О С Т А Н О В И Л :
Решение от 17.01.2007 и постановление от 11.04.2007 Арбитражного суда Саратовской области по делу №А57-12582/06 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий Р.Р.Сагадеев
Судьи Ф.В.Хайруллина
Р.Г.Хасанов