АРБИТРАЖНЫЙ СУД
ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА
420066, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Красносельская, д. 20, тел. (843) 291-04-15
http://faspo.arbitr.rue-mail: info@faspo.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции
Ф06-20171/2022
г. Казань Дело № А57-12858/2021
12 июля 2022 года
Резолютивная часть постановления объявлена 07 июля 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 12 июля 2022 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Мухаметшина Р.Р.,
судей Мосунова С.В., Закировой И.Ш.,
при участии представителя в Двенадцатом арбитражном апелляционном суде:
от Государственной жилищной инспекции Саратовской области – ФИО1, по доверенности от 23.01.2020,
в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрел в открытом судебном заседании путем использования системы видеоконференц‑связи кассационную жалобу Государственной жилищной инспекции Саратовской области,
на постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.03.2022
по делу № А57-12858/2021
по заявлению общества с ограниченной ответственностью «УК «Волга-Дом» (410028, <...>, ИНН <***>, ОГРН <***>) заинтересованные лица: Государственная жилищная инспекция Саратовской области (410012, <...>, ИНН <***>, ОГРН <***>), ФИО2 (г. Саратов) о признании незаконным предписания,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Волга-Дом» (далее – ООО «УК «Волга -Дом», общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Саратовской области с заявлением о признании незаконным предписания Государственной жилищной инспекции Саратовской области (далее – Государственная жилищная инспекция Саратовской области, Инспекция) от 17.05.2021 № 376-06-05
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 17.12.2021 по делу № А57-12858/2021 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.03.2022, решение суда первой инстанции отменно, принят новый судебный акт, которым заявленные ООО «УК «Волга - Дом» требования удовлетворены. Предписание Государственной жилищной инспекции Саратовской области от 17.05.2021 № 376-06-05 признано недействительным,
В кассационной жалобе Государственная жилищная инспекция Саратовской области просит отменить постановление суда апелляционной инстанции, оставить в силе решение суда первой инстанции, ссылаясь на неправильное применение судом апелляционной инстанции норм материального права и нарушение норм процессуального права.
В соответствии со статьей 153.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) судебное заседание проведено путем использования систем видеоконференц-связи, организованной Двенадцатым арбитражным апелляционным судом.
Изучив материалы дела, оценив доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, правильность применения судами норм материального права и соблюдение норм процессуального права, а также соответствие выводов судов имеющимся в материалах дела доказательствам, Арбитражный суд Поволжского округа не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Из материалов дела следует, что Государственной жилищной инспекцией Саратовской области на основании распоряжения от 12.04.2021 № 338-06-13, проведена внеплановая документарная проверка по соблюдению ООО «УК «Волга- Дом» обязательных требований и порядка начисления собственникам помещений в многоквартирном доме по адресу: Саратовская область, г. Саратов, мкр. Жасминный, ул. Майская, д. 12, платы за коммунальный ресурс по электроэнергии, потребляемый при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме («электроэнергия на содержание общего имущества МКД») за период январь 2021 - февраль 2021 год на основании обращения от 22.03.2021 № 64-2021-2382.
Государственной жилищной инспекции Саратовской области составлен акт проверки от 17.05.2021 № 475-06-06.
В результате проверки административным органом установлено нарушение обществом требований части 9.2 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ), пункта 29 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 №491 (далее – Правила № 491), пункта 27 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 №306, постановления Комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области от 17.06.2016 №25/3 «Об утверждении нормативов потребления коммунальной услуги по электроснабжению на общедомовые нужды на территории Саратовской области».
Инспекция выдала заявителю предписание № 376-06-05 от 17.05.2021 , которым на заявителя возложено выполнение следующих мероприятий:
1) прекратить нарушение части 9.2 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункта 29 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года № 491, пункта 27 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года № 306, постановления комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области от 17 июня 2016 года № 25/3 «Об утверждении нормативов потребления коммунальной услуги по электроснабжению на общедомовые нужды на территории Саратовской области»;
2) собственникам (нанимателям) помещений в многоквартирном доме № 12 по ул. Майская в мкр. Жасминный г. Саратова: произвести перерасчет в сторону уменьшения начисленной в феврале 2021 года по настоящее время платы по статье «электроэнергия на содержание общего имущества МКД», а именно: определить размер платы за коммунальный ресурс электрической энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме исходя из норматива потребления на указанные нужды; 2.1) прекратить в дальнейшем начисление платы за коммунальный ресурс электроэнергии, потребляемый при содержании общего имущества в размере, превышающем норматив;
3) с даты получения настоящего предписания исключить нарушения, указанные в пункте 1 предписания. Срок выполнения предписания определен: до 20.08.2021..
ООО «УК «Волга-Дом» оспорило данное предписание в судебном порядке.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, пришел к выводу, что, несмотря на наличие решения, принятого собственниками МКД, общество не обладало правом перерасчета платы за содержание общего имущества в МКД с применением показаний установленных в домах коллективных (общедомовых) приборов учета, поскольку величина их показателей являлась выше императивно установленного норматива потребления соответствующих коммунальных ресурсов, при этом доказательств превышения обществом минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг материалы дела не содержат.
Суд апелляционной инстанции, признал указанные выводы суда первой инстанции ошибочными, отменил решение суда первой инстанции и удовлетворил заявленные обществом требования, при этом исходил из следующего.
В силу пункта 1 статьи 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
В соответствии с пунктом 3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирным домом, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 №1110, лицензионными требованиями являются соблюдение требований, предусмотренных частью 2.3 статьи 161 ЖК РФ; исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных частью 2 статьи 162 ЖК РФ.
Согласно положениям частей 11, 12 статьи 161, части 2 статьи 162 ЖК РФ, заключение управляющей организацией договора на поставку коммунального ресурса обусловлено наличием у нее цели оказывать собственникам жилых помещений в многоквартирном доме коммунальные услуги в соответствии с договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.
В соответствии с частью 1 статьи 153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Согласно части 2 статьи 154 ЖК РФ структура платы за жилое помещение и коммунальные услуги для собственников помещений в многоквартирном доме включает в себя: 1) плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме; 2) взнос на капитальный ремонт; 3) плату за коммунальные услуги.
С 10.08.2017 пункт 1 части 2 статьи 154 ЖК РФ действует в новой редакции, в соответствии с которой структура платы включает в себя плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме.
В силу части 9.1 статьи 156 ЖК РФ плата за содержание жилого помещения включает в себя плату за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, при условии, что конструктивные особенности многоквартирного дома предусматривают возможность потребления соответствующего вида коммунальных ресурсов при содержании общего имущества, определяемую в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Частью 9.2 статьи 156 ЖК РФ определено, что размер расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, определяется при наличии коллективного (общедомового) прибора учета исходя из норматива потребления соответствующего вида коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, который утверждается органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, с проведением перерасчета размера таких расходов исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Исключения составляют случай оснащения многоквартирного дома автоматизированной информационно-измерительной системой учета потребления коммунальных ресурсов и коммунальных услуг, при котором размер расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, определяется исходя из показаний этой системы учета при условии обеспечения этой системой учета возможности одномоментного снятия показаний, а также случаи принятия на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме решения об определении размера расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме: 1) исходя из среднемесячного объема потребления коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, с проведением перерасчета размера таких расходов исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета в порядке, установленном Правительством Российской Федерации; 2) исходя из объема потребления коммунальных ресурсов, определяемого по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Пунктом 29 Правил № 491 предусмотрено, что расходы за содержание жилого помещения определяются в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, включая в том числе оплату расходов на содержание внутридомовых инженерных систем электро, тепло-, газо- и водоснабжения, водоотведения, расходов на оплату холодной воды, горячей воды, электрической энергии, потребляемых при выполнении минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме
С 01.01.2017 в указанные расходы также включаются расходы на оплату холодной воды, горячей воды, отведения сточных вод, электрической энергии, потребляемых при выполнении минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг.
При первоначальном включении указанных расходов на оплату коммунальных ресурсов для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме их размер не может превышать норматив потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды, установленный субъектом Российской Федерации по состоянию на 01.11.2016.
При последующих включениях размер указанных расходов на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, определяется исходя из нормативов потребления соответствующих видов коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом. В случае, если перечень работ по содержанию общего имущества превышает минимальный перечень, общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме вправе принять решение о включении в плату за содержание жилого помещения расходы на приобретение объема коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, с учетом превышения нормативов потребления соответствующих видов коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Постановлением Комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области от 17.06.2016 № 25/3 «Об утверждении нормативов потребления электрической энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме на территории Саратовской области» - П. 1. Утверждены нормативы потребления электрической энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме на территории Саратовской области, определенные расчетным методом, согласно приложению № 1 (пункт 1 в ред. постановления Комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области от 19.05.2017 № 25/2). При этом, пункт 2 постановления, которым ранее были утверждены иные нормативы в приложении № 2 - исключен с 01.06.2017 - Постановление комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области от 19.05.2017 № 25/2.
Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 19 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.06.2017 №22 «О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности» по общему правилу размер платы за коммунальные услуги определяется прежде всего исходя из фактических объемов потребления, определенных с использованием показаний индивидуальных и (или) общедомовых приборов учета. Только при отсутствии приборов учета допускается определение размера платы за коммунальные услуги исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (части 1, 2 статьи 157 ЖК РФ).
В пункте 16 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.06.2017 № 22 разъяснено, что при разрешении споров, связанных с внесением платы за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, услуги и работы по управлению таким домом, следует учитывать, что утвержденный общим собранием собственников размер такой платы не может устанавливаться произвольно, должен обеспечивать содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства и отвечать требованиям разумности (часть 1 статьи 156 ЖК РФ).
Как следует из материалов дела, основанием для вынесения указанного предписания послужили выводы Инспекции о неправомерном начислении Обществом оплаты за коммунальные ресурсы в многоквартирном доме по адресу: Саратовская область, г. Саратов, мкр. Жасминный, ул. Майская, д. 12 (электроэнергия на содержание общего имущества МКД) в феврале 2021 г., потребленные при содержании общего имущества, исходя из показаний общедомового прибора учета с превышением над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунального ресурса на содержание общего имущества многоквартирного дома
Судами установлено, что ООО «УК «Волга-Дом» осуществляет управление многоквартирным домом № 12А по ул. Майская в мкр. Жасминный г. Саратова на основании договора управления от 22.12.2016, сведения имеются на сайте ГИС ЖКХ.
Многоквартирный дом № 12А по ул. Майская мкр. Жасминный г. Саратов оборудован общедомовым прибором учета коммунальных ресурсов (в том числе электроснабжения); согласно условиям договора управления многоквартирным домом размер платы за коммунальные услуги определяется исходя из показаний общедомового прибора учета.
На общем собрании собственники помещений в многоквартирном доме приняли решение по определению размера расходов на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, на основании пункта 44 Постановления Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354, подпункта 2 пункта 9.2. статьи 156 ЖК РФ, исходя из объема потребления коммунальных ресурсов, определяемого по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Согласовано дополнительное соглашение к договору управления о включении дополнительных услуг (установка и обслуживание видеонаблюдения).
Собственники помещений по данному вопросу проголосовали «за» единогласно (67,4%).
Собственники голосовали и приняли решение за оплату коммунального ресурса при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, исходя из объема потребления коммунальных ресурсов, определяемого по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета, поскольку принято решение установить «Видеонаблюдение» (дополнительную услугу). 18.11.2020г. заключено дополнительное соглашение №1 к договору управления многоквартирным домом б/н от 22.12.2016г., в котором указано: пункт 2.2.6 договора управления многоквартирным домом дополнить: «Установка и обслуживание видеонаблюдения».
18.11.2020. заключено дополнительное соглашение №1 к договору управления многоквартирным домом б/н от 22.12.2016г., в котором указано: пункт 2.2.6 договора управления многоквартирным домом дополнить: «Установка и обслуживание видеонаблюдения»
Как верно отмечено судом апелляционной инстанции, в рассматриваемом случае спор возник не в результате отсутствия решения общего собрания собственников помещений многоквартирного жилого дома №12А по ул. Майская мкр. Жасминный г. Саратов, а в связи с различным толкованием действующего протокола общего собрания собственников помещений этого дома органом жилищного контроля и управляющей компанией.
Общество считает, что формулировки «по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета», содержащейся в протоколе от 18.11.2020 общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, достаточно для констатации волеизъявления собственников многоквартирного дома №12А по ул. Майская мкр. Жасминный г. Саратов о согласии на начисление платы за электроснабжение на общедомовые нужды по фактическим показаниям общедомового прибора учета, а не по нормативу.
По мнению административного органа, основанном на положениях пункта 29 Правил содержания общего имущества (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 26.12.2016 №1498 «О вопросах предоставления коммунальных услуг и содержания общего имущества в многоквартирном доме», действующей с 01.01.2017), такое решение должно содержать формулировку именно о согласии собственников на сверхнормативное потребление на общедомовые нужды, что в данном случае отсутствует.
Судом апелляционной инстанции правомерно указано, что часть 9.2 статьи 156 ЖК РФ в редакции Федерального закона от 29.07.2017 №258-ФЗ «О внесении изменений в статьи 154 и 156 Жилищного кодекса Российской Федерации и статью 12 Федерального закона «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», действующая с 10.08.2017, не предусматривает формулировку, содержащую именно согласие собственников на «сверхнормативное потребление на общедомовые нужды», а лишь определяет принцип распределения общедомовых нужд даже при наличии коллективного общедомового прибора учета: с учетом норматива на общедомовые нужды, но с перерасчетом по коллективным приборам учета в порядке, определенном Правительством Российской Федерации, а также в случае выражения волеизъявления собственниками о расчетах на общедомовые нужды по среднемесячному потреблению или фактическим показаниям прибора учета в каждом месяце без использования в расчетах норматива на общедомовые нужды.
В рассматриваемом случае собственники помещений в спорном многоквартирном доме 18.11.2020 определили способ оплаты ОДН именно по фактическим показателям коллективного прибора учета в полном соответствии с пунктом 2 части 9.2 статьи 156 ЖК РФ, действующим с 10.08.2017.
Доводы Инспекции о том, что общество не обладало правом расчета платы за содержание общего имущества в МКД с применением показаний установленных в доме коллективных (общедомовых) приборов учета, об отсутствии волеизъявления собственников помещений МКД на оплату энергопотребления на ОДН сверх норматива, отклонены судом апелляционной инстанции как противоречащие пункту 2 части 9.2 статьи 156 ЖК РФ.
Доводы Инспекции о непредставлении обществом утвержденного решением собрания собственников перечня работ и услуг по содержанию общего имущества, превышающих минимальный перечень, судом апелляционной инстанции также отклонены, поскольку право собственников помещений в многоквартирном доме принимать решение о начислении платы за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества по показаниями ОДПУ, действующим жилищным законодательством (частью 9.2 статьи 156 ЖК РФ в редакции Федерального закона от 29.07.2017 № 258-ФЗ, действующей с 10.08.2017) не ставится в зависимость от превышения, либо не превышения перечня работ по содержанию имущества минимальному перечню работ и услуг, установленному постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 № 290 «О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения».
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции правомерно пришел к выводу об отмене решения суда первой инстанции и об удовлетворении заявленных требования.
Оснований не согласиться с указанными выводами суда апелляционной инстанции у кассационной инстанции не имеется.
Приведенные в кассационной жалобе доводы повторяют утверждения, которые являлись предметом рассмотрения в суде апелляционной инстанции, получили соответствующую правовую оценку и обоснованно были отклонены.
Принимая во внимание, что фактические обстоятельства установлены судом апелляционной инстанции на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, нормы материального права применены правильно, процессуальных нарушений, в том числе предусмотренных статьей 288 АПК РФ, судом не допущено, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены постановления суда апелляционной инстанции и удовлетворения кассационной жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.03.2022 по делу № А57-12858/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, предусмотренные статьями 291.1, 291.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья Р.Р. Мухаметшин
Судьи С.В. Мосунов
И.Ш. Закирова