ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А57-1303/17 от 30.05.2019 АС Поволжского округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

420066, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Красносельская, д. 20, тел. (843) 291-04-15

http://faspo.arbitr.rue-mail: info@faspo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

Ф06-31149/2018

г. Казань                                                 Дело № А57-1303/2017

06 июня 2019 года

Резолютивная часть постановления объявлена 30 мая 2019 года.

Полный текст постановления изготовлен 06 июня 2019 года.

Арбитражный суд Поволжского округа в составе:

председательствующего судьи Арукаевой И.В.,

судей Сибгатуллина Э.Т., Тюриной Н.А.,

в отсутствие лиц, участвующих в деле – извещены надлежащим образом,

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу  ассоциации товариществ собственников жилья Ленинского района

на решение Арбитражного суда Саратовской области от 20.11.2018 (судья Игнатьев Д.Ю.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.01.2019 (председательствующий судья Цуцкова М.Г., судьи Клочкова Н.А., Телегина Т.Н.,)

по делу № А57-1303/2017

по исковому заявлению Ассоциации товариществ собственников жилья Ленинского района (ОГРН 1036405320456, ИНН 6453074026) к муниципальному образованию «Город Саратов» в лице администрации муниципального образования «Город Саратов» (ОГРН 1036405000280, ИНН 6450011003) об обязании произвести капитальный ремонт общего имущества,третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, - Комитет по управлению имуществом города Саратова, Комитет по финансам администрации муниципального образования «Город Саратов», Комитет по жилищно-коммунальному хозяйству администрации муниципального образования «Город Саратов», администрация Ленинского района муниципального образования «Город Саратов», муниципальное учреждение «Дирекция единого заказчика по Ленинскому району города Саратова» в лице ликвидационной комиссии, Прокуратура Саратовской области,

УСТАНОВИЛ:

ассоциация товариществ собственников жилья Ленинского района (далее – Ассоциация, истец) обратилась в Арбитражный суд Саратовской области с исковым заявлением к муниципальному образованию «Город Саратов» в лице администрации муниципального образования «Город Саратов» (далее – администрация, ответчик) с требованием об обязании муниципального образования «Город Саратов» в лице администрации муниципального образования «Город Саратов» за счет средств казны муниципального образования «Город Саратов» в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу произвести:

- в многоквартирном доме № 19 по ул. Лунная г. Саратова капитальный ремонт общего имущества дома, в том числе замену оборудования общего имущества, согласно локальным сметным расчетам Приложения № 2 к заключению эксперта от 19.06.2017 № 2257/6-3 (в ценах на момент проведения экспертизы), а именно: утепление торцевых стен дома (подъезда № 4) на сумму 383 964 руб.; ремонт цоколя жилого дома на сумму 69 245 руб.; ремонт в подъездах (№№ 1, 2, 3, 4), замена оконных блоков на сумму 482 303 руб.; ремонт отмостки на сумму 263 461 руб.; ремонт системы водоотведения (замена розлива и стояков) на сумму 196 114 руб.; ремонт системы теплоснабжения (замена розлива и стояков) на сумму 2 352 066 руб.; ремонт системы холодного водоснабжения на сумму 298 289 руб.;

- в многоквартирном доме № 27 по ул. Лунная г. Саратова капитальный ремонт общего имущества дома, в том числе замену оборудования общего имущества, согласно локальным сметным расчетам Приложения № 2 к заключению эксперта от 19.06.2017 № 2257/6-3 (в ценах на момент проведения экспертизы), а именно: утепление торцевых стен дома (подъездов №№ 1 и 9) на сумму 1 000 459 руб.; ремонт поверхности кровли дома (подъездов №№ 1-5, 9, 12) на сумму 3 307 080 руб.: ремонт цоколя жилого дома на сумму 161 830 руб.; ремонт подъездов (подъездов №№ 1-5, 10) с заменой оконных блоков на сумму 3 837 807 руб.; ремонт отмостки на сумму 686 771 руб., а также в подъездах №№ 1, 2, 3, 4 произвести капитальный ремонт лифтов, с заменой узлов, элементов узлов, механизмов и оборудования, выработавших свой ресурс в соответствии с пунктом 7.6.3 Национального стандарта РФ ГОСТ Р 55964-2014 «Лифты. Общие требования безопасности при эксплуатации» и требованиями Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 011/2011 «Безопасность лифтов», утвержденного решением Комиссии Таможенного союза от 18.10.2011 № 824 (дело № А57-1303/2017).

Дело рассматривалось с участием третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, - Комитета по управлению имуществом города Саратов, Комитета по финансам администрации муниципального образования «Город Саратов», Комитета по жилищно-коммунальному хозяйству администрации муниципального образования «Город Саратов», администрации Ленинского района муниципального образования «Город Саратов», муниципального учреждения «Дирекция единого заказчика по Ленинскому району г. Саратова» (далее – МУ «ДЕЗ по Ленинскому району») в лице ликвидационной комиссии.

Решением Арбитражного суда Саратовской области от 14.09.2017, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.12.2017 по делу № А57-1303/2017, иск удовлетворен. Также с муниципального образования «Город Саратов» в лице администрации муниципального образования «Город Саратов» за счет средств казны муниципального образования «Город Саратов» в пользу истца взысканы расходы по оплате судебной экспертизы в размере 16 100 руб.

Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 02.04.2018 решение Арбитражного суда Саратовской области от 14.09.2017 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.12.2017 по делу № А57-1303/2017 отменены, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Саратовской области.

При новом рассмотрении дела суд привлек к участию в деле, в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, Прокуратуру Саратовской области.

В ходе судебных разбирательств истец неоднократно уточнял исковые требования.

В окончательной редакции истец по делу № А57-1303/2017 просил обязать муниципальное образование «Город Саратов», в лице администрации муниципального образования «Город Саратов» за счет средств казны муниципального образования «Город Саратов», в течение 9-ти месяцев, с момента вступления решения суда в законную силу произвести:

 - в многоквартирном доме № 19 по ул. Лунная г. Саратова капитальный ремонт общего имущества дома, в том числе замену оборудования общего имущества, согласно локальных сметных расчетов Приложения № 2 к заключению эксперта от 19.06.2017 № 2257/6-3, а именно: утепление торцевых стен дома (подъезд № 4), ремонт цоколя и отмостки; ремонт в подъездах (№№ 1, 2, 3, 4), замена оконных блоков; ремонт системы водоотведения и центрального отопления (замену розлива и стояков);

- в многоквартирном доме № 27 по ул. Лунная г. Саратова капитальный ремонт общего имущества дома, в том числе замену оборудования общего имущества, согласно локальных сметных расчетов Приложения № 2 к заключению эксперта от 19.06.2017 года № 2257/6-3, а именно: утепление торцевых стен дома (подъезды № 1 и № 9), ремонт поверхности кровли дома (подъезды №№ 1-5, 9, 12); ремонт цоколя и отмостки; ремонт подъездов (подъезды №№ 1-5, 10) с заменой оконных блоков, а также в подъездах №№ 1, 2, 3, 4 произвести капитальный ремонт лифтов, с заменой узлов, элементов узлов, механизмов и оборудования, выработавших свой ресурс в соответствии с пунктом 7.6.3 Национального стандарта РФ ГОСТ Р 55964-2014 «Лифты. Общие требования безопасности при эксплуатации» и требованиями Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 011/2011 «Безопасность лифтов», утвержденного решением Комиссии Таможенного союза от 18.10.2011 № 824. А также истец просил распределить судебные расходы в сумме 16 100 руб., понесенные за проведение судебной экспертизы.

Ассоциация товариществ собственников жилья Ленинского района г. Саратова обратилась в Арбитражный суд Саратовской области с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к муниципальному образованию «Город Саратов» в лице администрации муниципального образования «Город Саратов» (об обязании за счет средств казны МО «г. Саратов» в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу произвести:

- в многоквартирном доме № 4 по 3-му проезду Строителей в г. Саратове капитальный ремонт общего имущества дома, в том числе: замену оборудования общего имущества, согласно локальным сметным расчетам Приложения № 2 к заключению эксперта от 30.05.2017 № 2134/6-3 (в ценах на момент проведения экспертизы), а именно: ремонт цоколя жилого дома на сумму 53 236 руб., ремонт отмостки жилого дома на сумму 220 012 руб., ремонт кровли жилого дома на сумму 841 503 руб., ремонт розлива и стояков водоотведения (канализации) жилого дома на сумму 320 050 руб., ремонт стояков горячего водоснабжения, полотенцесушителей, розлива полотенцесушителей и розлива системы горячего водоснабжения жилого дома на сумму 686 228 руб., ремонт стояков и розлива системы холодного водоснабжения жилого дома на сумму 380 631 руб., ремонт подъездов жилого дома на сумму 1 466 197 руб.;

- в многоквартирном доме № 5 по 3-му проезду Строителей в г. Саратове капитальный ремонт общего имущества дома, в том числе: замену оборудования общего имущества, согласно локальным сметным расчетам Приложения № 3 к заключению эксперта от 30.05.2017 № 2134/6-3 (в ценах на момент проведения экспертизы), а именно: ремонт отмостки жилого дома на сумму 227 240 руб., ремонт цоколя жилого дома на сумму 55 231 руб., ремонт кровли жилого дома на сумму 846 756 руб., утепление торцевых стен и ремонт межпанельных швов жилого дома на сумму 1 326 232 руб., ремонт системы центрального отопления жилого дома на сумму 1 427 182 руб., ремонт розлива и стояков водоотведения (канализации) жилого дома на сумму 206 918 руб., ремонт подъездов (с № 1 по № 4) жилого дома на сумму 1 217 330 руб.;

- в многоквартирном доме № 8 по 3-му проезду Строителей в г. Саратове капитальный ремонт общего имущества дома, в том числе: замену оборудования общего имущества, согласно локальным сметным расчетам Приложения № 4 к заключению эксперта от 30.05.2017 № 2134/6-3 (в ценах на момент проведения экспертизы), а именно: ремонт отмостки жилого дома на сумму 200 352 руб., ремонт цоколя жилого дома на сумму 48 024 руб., утепление торцевых стен и ремонт межпанельных швов жилого дома на сумму 1 282 018 руб., ремонт кровли жилого дома на сумму 852 017 руб., ремонт розлива и стояков водоотведения (канализации) жилого дома на сумму 206 918 руб., ремонт системы центрального отопления жилого дома, на сумму 2 011 597 руб., ремонт стояков горячего водоснабжения, полотенцесушителей, розлива полотенцесушителей системы горячего водоснабжения жилого дома на сумму 459 809,0 руб., ремонт стояков и розлива системы холодного водоснабжения жилого дома, на сумму 296 684 руб., ремонт подъездов (с № 1 по № 4) жилого дома на сумму 1 137 815 руб.;

- в многоквартирном доме № 8А по 3-му проезду Строителей в г. Саратове капитальный ремонт общего имущества дома, в том числе замену оборудования общего имущества, согласно локальным сметным расчетам Приложения № 5 к заключению эксперта от 30.05.2017 № 2134/6-3 (в ценах на момент проведения экспертизы), а именно: ремонт отмостки жилого дома на сумму 199 911 руб., ремонт цоколя жилого дома на сумму 52 470 руб., ремонт кровли жилого дома на сумму 848 400 руб., утепление торцевых стен и ремонт межпанельных швов жилого дома на сумму 1 335 890 руб., ремонт системы центрального отопления жилого дома на сумму 1 427 182 руб., ремонт розлива и стояков водоотведения жилого дома на сумму 206 918 руб., ремонт стояков горячего водоснабжения, полотенцесушителей, розлива полотенцесушителей системы горячего водоснабжения жилого дома на сумму 460 886 руб., ремонт стояков и розлива системы холодного водоснабжения жилого дома на сумму 296 684 руб., ремонт подъездов (с № 1 по № 4) жилого дома на сумму 1 141 280 руб.;

- в многоквартирном доме № 10 по 3-му проезду Строителей в г. Саратове капитальный ремонт общего имущества дома, в том числе замену оборудования общего имущества, согласно локальным сметным расчетам Приложения № 6 к заключению эксперта от 30.05.2017 № 2134/6-3 (в ценах на момент проведения экспертизы), а именно: ремонт цоколя жилого дома на сумму 52 891 руб., ремонт отмостки жилого дома на сумму 185 940 руб., утепление торцевых стен и ремонт межпанельных швов жилого дома на сумму 1 338 409 руб., ремонт розлива и стояков водоотведения жилого дома на сумму 206 918 руб., ремонт системы центрального отопления жилого дома на сумму 2 011 597 руб., ремонт стояков горячего водоснабжения, полотенцесушителей, розлива полотенцесушителей системы горячего водоснабжения жилого дома на сумму 560 095 руб., ремонт стояков и розлива системы холодного водоснабжения жилого дома на сумму 300 812 руб. (дело № А57-1837/2017).

Решением Арбитражного суда Саратовской области от 18.09.2017, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.11.2017 по делу № А57-1837/2017, исковые требования удовлетворены в полном объеме.

Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 16.03.2018 по делу № А57-1837/2017 решение Арбитражного суда Саратовской области от 18.09.2017 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.11.2017 отменены, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Саратовской области.

При новом рассмотрении дела № А57-1837/2017 согласно уточненным исковым требованиям истец просил обязать муниципальное образование «Город Саратов» в лице администрации муниципального образования «Город Саратов», за счет средств казны муниципального образования «Город Саратов» в течение девяти месяцев, с момента вступления решения суда в законную силу произвести:

- в многоквартирном доме № 4 по 3-му проезду Строителей в г. Саратове капитальный ремонт общего имущества дома, в том числе замену оборудования общего имущества, согласно локальным сметным расчетам Приложения № 2 к заключению эксперта от 30.05.2017 № 2134/6-3, а именно: ремонт отмостки и цоколя; ремонт кровли; ремонт розлива и стояков водоотведения; ремонт стояков горячего водоснабжения, полотенцесушителей, розлива полотенцесушителей и розлива системы горячего водоснабжения; ремонт стояков и розлива системы холодного водоснабжения; ремонт подъездов дома;

 - в многоквартирном доме № 5 по 3-му проезду Строителей в г. Саратове капитальный ремонт общего имущества дома, в том числе замену оборудования общего имущества, согласно локальным сметным расчетам Приложения № 3 к заключению эксперта от 30.05.2017 № 2134/6-3, а именно: ремонт отмостки и цоколя; ремонт кровли; утепление торцевых стен и ремонт межпанельных швов дома; ремонт системы центрального отопления; ремонт розлива и стояков водоотведения;

- в многоквартирном доме № 8 по 3-му проезду Строителей в г. Саратове капитальный ремонт общего имущества дома, в том числе замену оборудования общего имущества, согласно локальным сметным расчетам Приложения № 4 к заключению эксперта от 30.05.2017 № 2134/6-3, а именно: ремонт отмостки и цоколя; утепление торцевых стен и ремонт межпанельных швов дома; ремонт кровли; ремонт розлива и стояков водоотведения; ремонт системы центрального отопления; ремонт стояков горячего водоснабжения, полотенцесушителей, розлива полотенцесушителей системы горячего водоснабжения; ремонт стояков и розлива системы холодного водоснабжения; ремонт подъездов (с № 1 по № 4) дома;

- в многоквартирном доме № 8А по 3-му проезду Строителей в г. Саратове капитальный ремонт общего имущества дома, в том числе замену оборудования общего имущества, согласно локальным сметным расчетам Приложения № 5 к заключению эксперта от 30.05.2017 № 2134/6-3, а именно: ремонт отмостки и цоколя; ремонт кровли; утепление торцевых стен и ремонт межпанельных швов дома; ремонт системы центрального отопления; ремонт розлива и стояков систем холодного водоснабжения и водоотведения; ремонт стояков горячего водоснабжения, полотенцесушителей, розлива полотенцесушителей системы горячего водоснабжения;

- в многоквартирном доме № 10 по 3-му проезду Строителей в г. Саратове капитальный ремонт общего имущества дома, в том числе замену оборудования общего имущества, согласно локальным сметным расчетам Приложения № 6 к заключению эксперта от 30.05.2017 № 2134/6-3. а именно: ремонт отмостки и цоколя; утепление торцевых стен и ремонт межпанельных швов дома; ремонт розлива и стояков систем холодного водоснабжения и водоотведения; ремонт системы центрального отопления; ремонт стояков горячего водоснабжения, нолотенцесушителей, розлива полотенцесушителей системы горячего водоснабжения.

Также истец просит распределить судебные расходы в сумме 16 100 руб., понесенные Ассоциацией за проведение судебной экспертизы.

Ассоциация товариществ собственников жилья Ленинского района обратилась в Арбитражный суд Саратовской области с исковым заявлением (с учетом принятых судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточнений) к муниципальному образованию «Город Саратов» в лице администрации муниципального образования «Город Саратов» с требованием об обязании муниципального образования «Город Саратов» в лице администрации муниципального образования «Город Саратов» за счет средств казны муниципального образования «Город Саратов» в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу произвести:

- в многоквартирном доме № 84А по ул. им. Лебедева-Кумача В.И. в г. Саратове капитальный ремонт общего имущества дома, в том числе, замену оборудования общего имущества, согласно локальным сметным расчетам Приложения № 2 к заключению эксперта от 23.05.2017 № 1966/6- 3 (в ценах на момент проведения экспертизы), а именно: ремонт подъездов жилого дома на сумму 909 008 руб.; ремонт стояков и розлива холодного водоснабжения жилого дома на сумму 454 348 руб.; ремонт стояков горячего водоснабжения жилого дома, на сумму 272 068 руб.; ремонт розлива и стояков водоотведения (канализации) жилого дома на сумму 355 381 руб.; утепление фасада жилого дома на сумму 1 753 168 руб.; ремонт цоколя по периметру жилого дома на сумму 58 683 руб.; ремонт отмостки по периметру жилого дома на сумму 264 206 руб.; ремонт розлива отопления жилого дома на сумму 525 650 руб.;

- в многоквартирном доме № 88 по ул. им. Лебедева-Кумача В.И. в г. Саратове капитальный ремонт общего имущества дома, в том числе, замену оборудования общего имущества согласно локальным сметным расчетам Приложения № 3 к заключению эксперта от 23.05.2017 № 1966/6- 3 (в ценах на момент проведения экспертизы), а именно: ремонт подъездов жилого дома на сумму 2 171 143 руб.; ремонт стояков и розлива холодного водоснабжения жилого дома на сумму 293 674 руб.; ремонт электроснабжения жилого дома на сумму 337 677 руб.; ремонт розлива и стояков горячего водоснабжения жилого дома на сумму 331 785 руб.; ремонт розлива и стояков водоотведения (канализации) жилого дома, на сумму 430 737 руб.; ремонт стояков отопления жилого дома на сумму 1 924 237 руб.; ремонт розлива отопления жилого дома на сумму 369 075 руб.; ремонт кровли жилого дома на сумму 862 185 руб.; ремонт цоколя жилого дома по периметру жилого дома на сумму 84 115 руб.; ремонт отмостки по периметру жилого дома на сумму 117 077 руб., а также в подъезде дома произвести капитальный ремонт 2-х лифтов, с заменой узлов, элементов узлов, механизмов и оборудования, выработавших свой ресурс в соответствии с пунктом 7.6.3 Национального стандарта РФ ГОСТ Р 55964-2014 «Лифты. Общие требования безопасности при эксплуатации» и требованиями Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 011/2011 «Безопасность лифтов», утвержденного решением Комиссии Таможенного союза от 18.10.2011 № 824 (дело № А57-2065/2017).

Решением Арбитражного суда Арбитражного суда Саратовской области от 11.09.2017 (с учетом дополнительного решения от 10.102017), оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.11.2017 по делу № А57-2065/2017, иск удовлетворен.

Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 15.03.2017 по делу № А57-2065/2017 вышеназванные судебные акты отменены, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Саратовской области.

При новом рассмотрении дела № А57-2065/2017 согласно уточненным исковым требованиям истец просил обязать муниципальное образование «Город Саратов» в лице администрации муниципального образования «Город Саратов», за счет средств казны муниципального образования «Город Саратов» в течение девяти месяцев с момента вступления решения суда в законную силу произвести:

- в многоквартирном доме № 84А по ул. им. Лебедева-Кумача В.И. в г. Саратове капитальный ремонт общего имущества дома, в том числе замену оборудования общего имущества, согласно локальным сметным расчетам Приложения № 2 к заключению эксперта от 23.05.2017 № 1966/6-3, а именно: ремонт подъездов; ремонт стояков и розлива холодного водоснабжения и водоотведения; ремонт стояков горячего водоснабжения; утепление фасада; ремонт отмостки и цоколя; ремонт розлива отопления;

- в многоквартирном доме № 88 по ул. им. Лебедева-Кумача В.И. в г. Саратове капитальный ремонт общего имущества дома, в том числе замену оборудования общего имущества, согласно локальным сметным расчетам Приложения № 3 к заключению эксперта от 23.05.2017 № 1966/6-3, а именно: ремонт стояков и розлива холодного и горячего водоснабжения, водоотведения; ремонт системы электроснабжения; ремонт стояков и розлива системы центрального отопления; ремонт отмостки и цоколя, а также в подъезде дома произвести капитальный ремонт 2-х лифтов, с заменой узлов, элементов узлов, механизмов и оборудования, выработавших свой ресурс в соответствии с пунктом 7.6.3 Национального стандарта РФ ГОСТ Р 55964-2014 «Лифты. Общие требования безопасности при эксплуатации» и требованиями Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 011/2011 «Безопасность лифтов», утвержденного решением Комиссии Таможенного союза от 18.10.2011 № 824.

Также истец просил распределить судебные расходы в сумме 16 100 руб., понесенные Ассоциацией за проведенную в ходе рассмотрения дела судебную экспертизу.

Ассоциация товариществ собственников жилья Ленинского района обратилась в Арбитражный суд Саратовской области с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к муниципальному образованию «Город Саратов» в лице администрации муниципального образования «Город Саратов» об обязании за счет средств казны МО «Город Саратов» в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу произвести:

– в многоквартирном доме № 5 по ул. им. Чемодурова В.И. в г. Саратове капитальный ремонт общего имущества дома, в том числе: замену оборудования общего имущества, согласно локальных сметных расчетов Приложения № 2 к заключению эксперта от 15.06.2017 №2253/6-3 (в ценах на момент проведения экспертизы), а именно: ремонт подъездов (с №1 по №4) с заменой оконных блоков жилого дома на сумму 485 297 руб.; ремонт цоколя жилого дома на сумму 67 271 руб.; ремонт кровли жилого дома на сумму 851 539 руб.; ремонт отмостки жилого дома на сумму 211 904 руб.; ремонт межпанельных швов и утепление торцевых стен жилого дома на сумму 1 752 035 руб.; ремонт системы горячего водоснабжения жилого дома на сумму 317 068 руб.; ремонт системы водоотведения жилого дома на сумму 212 342 руб.; ремонт системы центрального отопления жилого дома на сумму 2 352 775 руб.; ремонт системы холодного водоснабжения жилого дома на сумму 315 469 руб.;

– в многоквартирном доме № 5А по ул. им. Чемодурова В.И. в г. Саратове капитальный ремонт общего имущества дома, в том числе замену оборудования общего имущества, согласно локальных сметных расчетов приложения № 3 к заключению эксперта от 15.06.2017 № 2253/6-3 (в ценах на момент проведения экспертизы), а именно ремонт подъездов (с № 1 по № 4) с заменой оконных блоков жилого дома на сумму 485 297 руб.; ремонт цоколя жилого дома на сумму 72 984 руб.; ремонт кровли жилого дома на сумму 851 539 руб.; ремонт отмостки жилого дома на сумму 219 585 руб.; ремонт межпанельных швов и утепление торцевых стен дома жилого дома на сумму 1 752 035 руб.; ремонт системы водоотведения (стояков, розлива) жилого дома на сумму 212 342 руб.; ремонт системы центрального отопления (стояков) жилого дома на сумму 1 680 037 руб.; ремонт системы горячего водоснабжения жилого дома на сумму 322 336 руб.; ремонт системы холодного водоснабжения (розлива, стояков) жилого дома на сумму 318 103 руб.;

– в многоквартирном доме № 8 по ул. им. Чемодурова В.И. в г. Саратове капитальный ремонт общего имущества дома, в том числе замену оборудования общего имущества, согласно локальных сметных расчетов Приложения № 4 к заключению эксперта от 15.06.2017 года № 2253/6-3 (в ценах на момент проведения экспертизы), а именно: ремонт подъездов (с № 1 по № 4) с заменой оконных блоков жилого дома на сумму 485 297 руб.; ремонт цоколя жилого дома на сумму 40 270 руб.; ремонт отмостки жилого дома на сумму 224 032 руб.; ремонт межпанельных швов и утепление торцевых стен дома жилого дома на сумму 1 752 035 руб.; ремонт системы водоотведения жилого дома на сумму 212 342 руб.; ремонт системы центрального отопления жилого дома на сумму 2 352 879 руб.; ремонт системы горячего водоснабжения жилого дома на сумму 317 465 руб.; ремонт системы холодного водоснабжения жилого дома на сумму 326 527 руб.

А также просил распределить судебные расходы в сумме 16 100 руб., понесенные за проведение судебной экспертизы (дело № А57-3063/2017).

Решением Арбитражного суда Саратовской области от 14.09.2017, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.12.2017 по делу № А57-3063/2017, исковые требования удовлетворены в полном объеме.

Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 03.04.2018 вышеуказанные судебные акты отменены. Дело № А57-3063/2017 передано на новое рассмотрение в Арбитражный суд Саратовской области.

При новом рассмотрении дела № А57-3063/2017 согласно уточненным исковым требованиям истец просил обязать муниципальное образование «Город Саратов» в лице администрации муниципального образования «Город Саратов» за счет средств казны муниципального образования «Город Саратов» в течение девяти месяцев с момента вступления решения суда в законную силу произвести:

- в многоквартирном доме № 5 по ул. им. Чемодурова В.И. в г. Саратове капитальный ремонт общего имущества дома, в том числе замену оборудования общего имущества, согласно локальным сметным расчетам Приложения № 2 к заключению эксперта от 15.06.2017 № 2253/6-3, а именно: ремонт подъездов (с № 1 по № 4) с заменой оконных блоков жилого дома; ремонт цоколя; ремонт кровли; ремонт отмостки; ремонт межпанельных швов и утепление торцевых стен; ремонт системы центрального отопления; ремонт системы водоотведения жилого дома;

- в многоквартирном доме № 5А по ул. им. Чемодурова В.И. в г. Саратове капитальный ремонт общего имущества дома, в том числе замену оборудования общего имущества, согласно локальным сметным расчетам Приложения № 3 к заключению эксперта от 15.06.2017 № 2253/6-3, а именно: ремонт подъездов (с № 1 по № 4) с заменой оконных блоков жилого дома; ремонт цоколя; ремонт кровли и отмостки; ремонт межпанельных швов и утепление торцевых стен; ремонт системы водоотведения (стояков, розлива); ремонт системы центрального отопления (стояков); ремонт систем горячего и холодного водоснабжения;

- в многоквартирном доме № 8 по ул. им. Чемодурова В.И. в г. Саратове капитальный ремонт общего имущества дома, в том числе замену оборудования общего имущества, согласно локальным сметным расчетам Приложения № 4 к заключению эксперта от 15.06.2017 № 2253/6-3, а именно: ремонт подъездов (с № 1 по № 4) с заменой оконных блоков; ремонт цоколя жилого дома; ремонт отмостки; ремонт межпанельных швов и утепление торцевых стен дома; ремонт системы водоотведения; ремонт систем центрального отопления, горячего и холодного водоснабжения.

Также истец просил распределить судебные расходы в сумме 16 100 руб., понесенные Ассоциацией за проведенную в ходе рассмотрения дела судебную экспертизу.

Ассоциация товариществ собственников жилья Ленинского района г. Саратова обратилась в Арбитражный суд Саратовской области с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к муниципальному образованию «Город Саратов» в лице администрации муниципального образования «г. Саратов» об обязании за счет средств казны МО «г. Саратов» в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу произвести:

- в многоквартирном доме № 66 по ул. им. Лебедева-Кумача В.И. в г. Саратове капитальный ремонт общего имущества дома, в том числе: замену оборудования общего имущества, согласно локальным сметным расчетам Приложения № 2 к заключению эксперта от 15.06.2017 № 2254/6-3 (в ценах на момент проведения экспертизы), а именно: ремонт стояков системы горячего водоснабжения жилого дома на сумму 239 518 руб.; ремонт стояков системы водоотведения (канализации) жилого дома на сумму 240 929 руб.; ремонт стояков розлива, полотенцесушителей системы центрального отопления жилого дома на сумму 1 300 618 руб.; ремонт стояков системы холодного водоснабжения жилого дома на сумму 319 084 руб.; ремонт отмостки жилого дома на сумму 301 153 руб.; ремонт подъездов (с № 1 по № 6) жилого дома на сумму 979 853 руб.; ремонт цоколя жилого дома на сумму 40 951 руб.;

- в многоквартирном доме № 24 по ул. им. Тархова С.Ф. в г. Саратове капитальный ремонт общего имущества дома, в том числе замену оборудования общего имущества, согласно локальным сметным расчетам Приложения № 3 к заключению эксперта от 15.06.2017 № 2254/6-3 (в ценах на момент проведения экспертизы), а именно: ремонт отмостки жилого дома на сумму 310 195 руб.; ремонт цоколя жилого дома на сумму 55 866 руб.; ремонт подъездов (с № 1 по № 9) жилого дома на сумму 7 575 398 руб.; ремонт стояков всего дома и розлива (подъездов № 8, № 9) системы горячего водоснабжения жилого дома на сумму 1 873 600 руб.; ремонт стояков водоотведения (канализации) жилого дома на сумму 909 586 руб.; ремонт стояков и розлива системы холодного водоснабжения жилого дома на сумму 1 912 813 руб.; ремонт розлива системы центрального отопления жилого дома на сумму 8 904 971 руб.; ремонт фасада (утепление торцевых стен) жилого дома на сумму 2 873 429 руб., а также во всех подъездах дома (с № 1 по № 9 включительно) произвести капитальный ремонт лифтов с заменой узлов, элементов узлов, механизмов и оборудования, выработавших свой ресурс в соответствии с пунктом 7.6.3 Национального стандарта РФ ГОСТ Р 55964-2014 «Лифты. Общие требования безопасности при эксплуатации» и требованиями Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 011/2011 «Безопасность лифтов», утвержденного решением Комиссии Таможенного союза от 18.10.2011 № 824 (дело № А57-1835/2017).

Решением Арбитражного суда Саратовской области от 14.09.2017, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.12.2017 по делу № А57-1835/2017, исковые требования удовлетворены в полном объеме.

Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 11.04.2018 вышеуказанные судебные акты отменены. Дело № А57-1835/2017 передано на новое рассмотрение в Арбитражный суд Саратовской области.

При новом рассмотрении дела № А57-1835/2017 согласно уточненным исковым требованиям истец просил обязать муниципальное образование «Город Саратов» в лице администрации муниципального образования «Город Саратов» за счет средств казны муниципального образования «Город Саратов» в течение девяти месяцев с момента вступления решения суда в законную силу произвести:

- в многоквартирном доме № 66 по ул. им. Лебедева-Кумача В.И. в г. Саратове капитальный ремонт общего имущества дома, в том числе замену оборудования общего имущества, согласно локальным сметным расчетам Приложения № 2 к заключению эксперта от 15.06.2017 № 2254/6-3 (в ценах на момент проведения экспертизы), а именно: ремонт стояков системы горячего водоснабжения жилого дома на сумму 239 518 руб.; ремонт стояков системы водоотведения (канализации) жилого дома на сумму 240 929 руб.; ремонт стояков розлива, полотенцесушителей системы центрального отопления жилого дома на сумму 1 300 618 руб.; ремонт стояков системы холодного водоснабжения жилого дома на сумму 319 084 руб.; ремонт отмостки жилого дома на сумму 301 153 руб.; ремонт подъездов (с № 1 по № 6) жилого дома на сумму 979 853 руб.; ремонт цоколя жилого дома на сумму 40 951 руб.;

- в многоквартирном доме № 24 по ул. им. Тархова С.Ф. в г. Саратове капитальный ремонт общего имущества дома, в том числе: замену оборудования общего имущества, согласно локальным сметным расчетам Приложения № 3 к заключению эксперта от 15.06.2017 № 2254/6-3 (в ценах на момент проведения экспертизы), а именно: ремонт отмостки жилого дома на сумму 310 195 руб.; ремонт цоколя жилого дома на сумму 55 866 руб.; ремонт подъездов (с № 1 по № 9) жилого дома на сумму 7 575 398 руб.; ремонт стояков всего дома и розлива (подъездов № 8 и № 9) системы горячего водоснабжения жилого дома на сумму 1 873 600 руб.; ремонт стояков водоотведения (канализации) жилого дома на сумму 909 586 руб.; ремонт стояков и розлива системы холодного водоснабжения жилого дома на сумму 1 912 813 руб.; ремонт розлива системы центрального отопления жилого дома на сумму 8 904 971 руб.; ремонт фасада (утепление торцевых стен) жилого дома на сумму 2 873 429 руб., а также во всех подъездах дома (с № 1 по № 9 включительно) произвести капитальный ремонт лифтов с заменой узлов, элементов узлов, механизмов и оборудования, выработавших свой ресурс в соответствии с пунктом 7.6.3 Национального стандарта РФ ГОСТ Р 55964-2014 «Лифты. Общие требования безопасности при эксплуатации» и требованиями Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 011/2011 «Безопасность лифтов», утвержденного решением Комиссии Таможенного союза от 18.10.2011 № 824.

Также истец просил распределить судебные расходы в сумме 16 100 руб., понесенные Ассоциацией за проведенную в ходе рассмотрения дела судебную экспертизу.

Ассоциация товариществ собственников жилья Ленинского района обратилась в Арбитражный суд Саратовской области с исковым заявлением, с учетом уточнений, принятых судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к муниципальному образованию «Город Саратов» в лице администрации муниципального образования «Город Саратов» с требованием обязать муниципальное образование «Город Саратов в лице администрации муниципального образования «Город Саратов» за счет средств казны муниципального образования «Город Саратов» в течение 6-ти месяцев, с момента вступления решения суда в законную силу произвести:

- в многоквартирном доме № 6 по ул. им. Уфимцева К.Г. (корпуса №№ 1- 5) в г. Саратове капитальный ремонт общего имущества дома, в том числе: замену оборудования общего имущества, согласно локальных сметных расчетов Приложения № 2 к заключению эксперта от 26.06.2017 № 2297/6-3 (в ценах на момент проведения экспертизы), а именно: ремонт электромонтажных работ жилого дома на сумму 2 237 895 руб., ремонт розлива системы центрального отопления жилого дома на сумму 3 127 054 руб., ремонт стояков и розлива системы горячего водоснабжения жилого дома на сумму 6 300 378 руб., ремонт стояков (подъезды №№ 1-23) и розлива (корпус № 5) системы холодного водоснабжения жилого дома на сумму 3 732 515,0 руб., ремонт розлива и стояков системы водоотведения (канализации) жилого дома на сумму 3 096 988 руб., ремонт кровли (корпуса № 2, подъездов №№ 2,3,4,5,6) жилого дома на сумму 1 712 058 руб., ремонт цоколя жилого дома на сумму 17 383 руб., ремонт подъездов (№№ 1-23) с заменой оконных блоков и мусоропроводов в жилом доме на сумму 16 347 551 руб., утепление торцевых стен и выступов зала в жилом доме на сумму 8 467 575 руб., а также во всех подъездах дома (с № 1 по № 23 включительно) произвести капитальный ремонт лифтов, с заменой узлов, элементов узлов, механизмов и оборудования, выработавших свой ресурс в соответствии с пунктом 7.6.3 Национального стандарта РФ ГОСТ Р 55964-2014 «Лифты. Общие требования безопасности при эксплуатации» и требованиями Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 011/2011 «Безопасность лифтов», утвержденного решением Комиссии Таможенного союза от 18.10.2011 № 824, а также распределить судебные расходы в сумме 16 100 руб., понесенные за проведение судебной экспертизы (дело № А57-2937/2017).

Решением Арбитражного суда Саратовской области от 14.09.2017, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.11.2017 по делу № А57-2937/2017 иск удовлетворен.

Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 09.04.2018 вышеуказанные судебные акты отменены. Дело № А57-2937/2017 передано на новое рассмотрение в Арбитражный суд Саратовской области.

При новом рассмотрении дела № А57-2937/2017 согласно уточненным исковым требованиям истец просил обязать муниципальное образование «Город Саратов» в лице администрации муниципального образования «Город Саратов» за счет средств казны муниципального образования «Город Саратов» в течение девяти месяцев с момента вступления решения суда в законную силу произвести:

- в многоквартирном доме №6 по ул. им. Уфимцева К.Г. (корпуса № 1-5) в г. Саратове капитальный ремонт общего имущества дома, в том числе замену оборудования общего имущества, согласно локальным сметным расчетам Приложения № 2 к заключению эксперта от 26.06.2017 № 2297/6-3, а именно: ремонт системы электроснабжения; ремонт розлива системы центрального отопления; ремонт стояков и розлива системы горячего водоснабжения; ремонт стояков (подъездов №№ 1-23) и розлива (корпус № 5) системы холодного водоснабжения; ремонт розлива и стояков системы водоотведения; ремонт кровли (корпуса № 2, подъездов №№ 2, 3, 4, 5, 6) дома; ремонт цоколя; ремонт подъездов (№№ 1-23) с заменой оконных блоков и мусоропроводов; утепление торцевых стен и выступов зала в доме, а также во всех подъездах дома (с № 1 по № 23 включительно) произвести капитальный ремонт лифтов, с заменой узлов, элементов узлов, механизмов и оборудования, выработавших свой ресурс в соответствии с пунктом 7.6.3 Национального стандарта РФ ГОСТ Р 55964-2014 «Лифты. Общие требования безопасности при эксплуатации» и требованиями Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 011/2011 «Безопасность лифтов», утвержденного решением Комиссии Таможенного союза от 18.10.2011 № 824.

Также истец просил распределить судебные расходы в сумме 16 100 руб., понесенные Ассоциацией за проведенную в ходе рассмотрения дела судебную экспертизу.

Ассоциация товариществ собственников жилья Ленинского района (обратилась в Арбитражный суд Саратовской области с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса российской Федерации, об обязании муниципального образования «Город Саратов» в лице администрации МО «Город Саратов» за счет средств казны МО «Город Саратов» в течение 6-ти месяцев с момента вступления решения суда в законную силу произвести:

- в многоквартирном доме № 12 по ул. им. Тархова С.Ф. в г. Саратове капитальный ремонт общего имущества дома, в том числе замену оборудования общего имущества, согласно локальным сметным расчетам Приложения № 2 к заключению эксперта от 15.07.2017 № 2252/6-3 (в ценах на момент проведения экспертизы), а именно: ремонт отмостки жилого дома на сумму 166 978 руб.; ремонт подъездов (№№ 1, 2) жилого дома на сумму 510 228 руб.; ремонт цоколя жилого дома на сумму 38 073 руб.; ремонт системы горячего водоснабжения (розлива, стояков) жилого дома на сумму 631 954 руб.; ремонт системы холодного водоснабжения (розлива, стояков) жилого дома на сумму 334 076 руб.; ремонт системы водоотведения жилого дома на сумму 183 298 руб.; ремонт системы центрального отопления жилого дома на сумму 294 688 руб.;

- в многоквартирном доме № 15 по ул. им. Тархова С.Ф. в г. Саратове капитальный ремонт общего имущества дома, в том числе замену оборудования общего имущества, согласно локальным сметным расчетам Приложения № 3 к заключению эксперта от 15.06.2017 № 2252/6-3 (в ценах на момент проведения экспертизы), а именно: ремонт отмостки жилого дома на сумму 125 917 руб.; ремонт подъездов (№№ 1, 2) жилого дома на сумму 966 773 руб.; ремонт цоколя жилого дома на сумму 34 570 руб.; ремонт системы горячего водоснабжения (розлива, стояков, полотенцесушителей, розлива полотенцесушителей) жилого дома на сумму 689 029 руб.; ремонт системы холодного водоснабжения (розлива, стояков) жилого дома на сумму 315 178 руб.; электромонтажные работы жилого дома на сумму 348 268 руб.; ремонт системы водоотведения (стояки канализации) жилого дома на сумму 186 807 руб.; ремонт системы центрального отопления (стояков и розлива) жилого дома на сумму 2 061 540 руб.; ремонт фасада (утепление торцов дома и ремонт межпанельных швов) жилого дома на сумму 2 358 265 руб., а также во всех подъездах дома (с № 1 по № 2 включительно) произвести капитальный ремонт лифтов с заменой узлов, элементов узлов, механизмов и оборудования, выработавших свой ресурс в соответствии с пунктом 7.6.3 Национального стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 55964-2014 «Лифты. Общие требования безопасности при эксплуатации» и требованиями Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 011/2011 «Безопасность лифтов», утвержденного решением Комиссии Таможенного союза от 18.10.2011 № 824;

- в многоквартирном доме № 17А по ул. им. Тархова С.Ф. в г. Саратове капитальный ремонт общего имущества дома, в том числе замену оборудования общего имущества, согласно локальным сметным расчетам Приложения № 4 к заключению эксперта от 15.06.2017 № 2252/6-3 (в ценах на момент проведения экспертизы), а именно: ремонт подъездов (№№ 1, 2) жилого дома на сумму 966 773 руб.; ремонт цоколя жилого дома на сумму 37 572 руб.; ремонт отмостки жилого дома на сумму 166 444 руб.; ремонт фасада (ремонт межпанельных швов и стен машинного отделения) жилого дома на сумму 2 396 513 руб.; ремонт системы горячего водоснабжения (розлива, стояков, полотенцесушителей, розлива полотенцесушителей) жилого дома на сумму 603 958 руб.; ремонт системы холодного водоснабжения (розлива, стояков) жилого дома на сумму 305 705 руб.; ремонт системы водоотведения (стояков, розлива) жилого дома на сумму 215 831 руб. (дело № А57-2072/2017).

Решением Арбитражного суда Саратовской области от 14.09.2017, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.12.2017 по делу № а57-2072/2017, исковые требования Ассоциации удовлетворены.

Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 10.04.2018 вышеуказанные судебные акты отменены. Дело № А57-2072/2017 передано на новое рассмотрение в Арбитражный суд Саратовской области.

При новом рассмотрении дела № А57-2072/2017 согласно уточненным исковым требованиям истец просил обязать муниципальное образование «Город Саратов» в лице администрации муниципального образования «Город Саратов» за счет средств казны муниципального образования «Город Саратов» в течение девяти месяцев с момента вступления решения суда в законную силу произвести:

- в многоквартирном доме № 12 по ул. им. Тархова С.Ф. в г. Саратове капитальный ремонт общего имущества дома, в том числе замену оборудования общего имущества, согласно локальным сметным расчетам Приложения № 2 к заключению эксперта от 15.06.2017 № 2252/6-3, а именно: ремонт отмостки и цоколя; ремонт подъездов (№№ 1, 2) дома; ремонт систем водоотведения и центрального отопления;

- в многоквартирном доме № 15 по ул. им. Тархова С.Ф. в г. Саратове капитальный ремонт общего имущества дома, в том числе замену оборудования общего имущества, согласно локальным сметным расчетам Приложения № 3 к заключению эксперта от 15.06.2017 № 2252/6-3, а именно: ремонт отмостки и цоколя; ремонт подъездов (№№ 1, 2) дома; ремонт системы горячего водоснабжения (розлива, стояков, полотенцесушителей, розлива полотенцесушителей); ремонт системы холодного водоснабжения (розлива, стояков); ремонт системы электроснабжения; ремонт системы водоотведения (стояки канализации); ремонт системы центрального отопления (стояков и розлива); ремонт фасада (утепление торцов дома и ремонт межпанельных швов) дома, а также во всех подъездах дома (с № 1 по № 2 включительно) произвести капитальный ремонт лифтов, с заменой узлов, элементов узлов, механизмов и оборудования, выработавших свой ресурс в соответствии с пунктом 7.6.3 Национального стандарта РФ ГОСТ Р 55964-2014 «Лифты. Общие требования безопасности при эксплуатации» и требованиями Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 011/2011 «Безопасность лифтов», утвержденного решением Комиссии Таможенного союза от 18.10.2011 № 824;

- в многоквартирном доме № 17А по ул. им. Тархова С.Ф. в г. Саратове капитальный ремонт общего имущества дома, в том числе замену оборудования общего имущества, согласно локальным сметным расчетам Приложения № 4 к заключению эксперта от 15.06.2017 № 2252/6-3, а именно: ремонт подъездов (№№ 1, 2) дома; ремонт отмостки и цоколя; ремонт фасада (ремонт межпанельных швов и стен машинного отделения); ремонт системы горячего водоснабжения (розлива, стояков, полотенцесушителей, розлива полотенцесушителей); ремонт систем холодного водоснабжения и водоотведения.

Также истец просил распределить судебные расходы в сумме 16 100 руб., понесенные Ассоциацией за проведенную в ходе рассмотрения дела судебную экспертизу.

Определением Арбитражного суда Саратовской области от 09.08.2017 дела № А57-1837/2017, № А57-2065/2017, № А57-3063/2017, № А57-1835/2017, № А57-2937/2017, № А57-2072/2017, № А57-1303/2017 объединены в одно производство, делу присвоен номер А57-1303/2017.

Решением Арбитражного суда Саратовской области от 20.11.2018, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.01.2019 по делу № А57-1303/2017, в удовлетворении иска отказано.

Не согласившись с принятыми при новом рассмотрении дела судебными актами, Ассоциация обратилась в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить, направить дело на новое рассмотрение.

В обоснование доводов жалобы истец ссылается на необходимость проведения капитального ремонта общего имущества домов и правомерность возложения соответствующей обязанности на муниципальное образование.

Заявитель кассационной жалобы указывает, что исковые требования касались исключительно общего имущества спорных многоквартирных домов, которые муниципалитет никогда не ремонтировал, никакие дополнительные условия их приема-передачи не составлялись, никаких решений судов по капитальному ремонту этих домов не выносилось; полагает, что суды обжалуемыми судебными актами обязанность муниципалитета по исполнению им статьи 16 Закона о приватизации жилья переложили на плечи граждан, которые в свою очередь из своих средств формируют фонды капитального ремонта спорных многоквартирных домов.

По мнению заявителя жалобы, вывод судов о том, что истец не доказал, что на момент последних приватизаций квартир в спорных домах эти дома не нуждались в капитальном ремонте опровергается постановлением Правительства Саратовской области от 31.12.2013 № 800-П, которым утверждена Областная программа капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов в Саратовской области, в которую вошли также и спорные многоквартирные дома.

В отзывах на кассационную жалобу комитет по финансам администрации муниципального образования «Город Саратов», комитет по жилищно-коммунальному хозяйству администрации муниципального образования «Город Саратов» просят оспариваемые судебные акты оставить без изменения как соответствующие действующему законодательству.

Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы (путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на официальном сайте Арбитражного суда Поволжского округа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в соответствии с требованиями абзаца 2 части 1 статьи 121 АПК РФ), представителей в суд не направили.

Согласно части 3 статьи 284 АПК РФ неявка извещенных надлежащим образом лиц, участвующих в деле, не может служить препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.

Арбитражный суд Поволжского округа, проверив законность обжалуемых судебных актов, на основании статьи 286 АПК РФ, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, приходит к следующим выводам.

Как установлено судами с 01.09.2015 Ассоциация ТСЖ Ленинского района на основании заключенных договоров управления от 24.08.2015, утвержденных решениями общих собраний собственников помещений спорных многоквартирных домов, оформленных протоколами от 21.08.2015, и лицензии от 30.04.2015 № 064-000149 на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, выданной Государственной жилищной инспекцией Саратовской области, осуществляет в качестве управляющей организации управление многоквартирными домами в г. Саратове (включенными в Реестр лицензий на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами Саратовской области):

- № 27 по ул. Лунная (10-ти этажный, 10-ти подъездный, кирпичный, дом вводился в эксплуатацию по секциям с 1989 по 1993 годы);

- № 19 по ул. Лунная (5-ти этажный, 4-х подъездный, панельный, 1970 года постройки).

- № 4 по 3-му проезду Строителей (5-ти этажный, 5-ти подъездный, панельный, 1966 года постройки);

- № 5 по 3-му проезду Строителей (5-ти этажный, 4-х подъездный, панельный, 1965 года постройки);

- № 8 по 3-му проезду Строителей (5-ти этажный, 4-х подъездный, панельный, 1965 года постройки);

- № 8А по 3-му проезду Строителей (5-ти этажный, 4-х подъездный, панельный, 1965 года постройки);

- № 10 по 3-му проезду Строителей (5-ти этажный, 4-х подъездный, панельный, 1965 года постройки),

- № 84А по ул. им. Лебедева-Кумача В.И. (5-ти этажный, 6-ти подъездный, панельный, 1974 года постройки),

- № 88 по ул. им. Лебедева-Кумача В.И. (9-ти этажный, 1 подъездный, кирпичный, 1978 года постройки),

- № 5 по ул. им. Чемодурова В.И. (5-ти этажный, 4-х подъездный, панельный, 1967 года постройки);

- №°5А по ул. им. Чемодурова В.И. (5-ти этажный, 4-х подъездный, панельный, 1967 года постройки);

- № 8 по ул. им. Чемодурова В.И. (5-ти этажный, 4-х подъездный, панельный, 1966 года постройки);

- № 24 по ул. им. Тархова С.Ф. (9-ти этажный, 9-ти подъездный, панельный, 1988 года постройки);

- № 66 по ул. им. Лебедева-Кумача В.И. (5-ти этажный, 6-ти подъездный, панельный, 1968 года постройки);

- № 6 по ул.им. Уфимцева К.Г., корпуса с № 1 по № 5 (23-ти подъездный, 9-ти этажный, панельный, 1987 года постройки);

- № 12 по ул. им. Тархова С.Ф. (9-ти этажный, 2-х подъездный, панельный, 1972 года постройки);

- № 15 по ул. им. Тархова С.Ф. (9-ти этажный, 2-х подъездный, панельный, 1980 года постройки);

- № 17А по ул. им. Тархова С.Ф. (9-ти этажный, 2-х подъездный, панельный, 1973 года постройки).

В соответствии с пунктом 4.2.4 указанных договоров управления Ассоциация в интересах собственников жилых и нежилых помещений без доверенности имеет право представлять их законные интересы в судах; предъявление иска в суд об обязании бывшего наймодателя произвести капитальный ремонт дома в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда (статья 16 Закона Российской Федерации  от 04.07.1991 № 1541-I «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» (далее – Закон о приватизации жилищного фонда)); а также предъявление иных исков, связанных с управлением, содержанием и ремонтом общего имущества дома).

При проведении общих осмотров спорных многоквартирных домов выявлено, что они требуют капитального ремонта, о чем составлены соответствующие акты.

Как указано судами, осмотры проведены в соответствии с положениями Ведомственных строительных норм ВСН 58-88 (р) «Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения», согласно которым капитальный ремонт здания – это ремонт здания с целью восстановления его ресурса с заменой при необходимости конструктивных элементов и систем инженерного оборудования, а также улучшения эксплуатационных показателей.

Судами установлено, что по результатам осмотра в сентябре 2015 года составлены соответствующие акты общего осмотра спорных многоквартирных домов.

В свою очередь во всех спорных многоквартирных домах Комитет по управлению имуществом города Саратова от имени администрации муниципального образования «Город Саратов» производил приватизацию муниципальных жилых помещений.

Полагая, что бывший наймодатель несет обязательства по капитальному ремонту, как жилых помещений, так и общего имущества в многоквартирных домах до момента исполнения обязательства, поскольку на момент приватизации вышеуказанных квартир дома требовали капитального ремонта, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.

Отказывая в удовлетворении иска, суды первой и апелляционной инстанций правомерно исходили из следующего.

В ответе на вопрос 5 Обзора законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за 2 квартал 2007 года, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 01.08.2007, сохраняется ли у бывшего наймодателя – собственника жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда при приватизации гражданами жилых помещений обязанность по производству капитального ремонта жилых помещений многоквартирного дома, требующих на момент приватизации капитального ремонта, дано следующее разъяснение.

Согласно статье 16 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» (далее - Закон о приватизации жилищного фонда) приватизация занимаемых гражданами жилых помещений в домах, требующих капитального ремонта, осуществляется в соответствии с указанным Законом.

При этом за бывшим наймодателем сохраняется обязанность производить капитальный ремонт дома в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда.

Из данной нормы следует, что обязанность по производству капитального ремонта жилых помещений многоквартирного дома, возникшая у бывшего наймодателя (органа государственной власти или органа местного самоуправления) и неисполненная им на момент приватизации гражданином занимаемого в этом доме жилого помещения, сохраняется до исполнения обязательства.

С 01.03.2005 введен в действие Жилищный кодекс Российской Федерации, статья 158 которого предусматривает, что собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.

Норма, возлагающая на собственника обязанность по содержанию принадлежащего ему имущества, содержится также в статье 210 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Исходя из системного толкования статьи 16 вышеназванного Закона, статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации и статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации, после исполнения бывшим наймодателем обязательства по капитальному ремонту жилых помещений, а также общего имущества в многоквартирном доме обязанность по производству последующих капитальных ремонтов лежит на собственниках жилых помещений, в том числе на гражданах, приватизировавших жилые помещения.

Таким образом, согласно вышеуказанному разъяснению Верховного Суда Российской Федерации при проведении бывшим наймодателем капитального ремонта общего имущества многоквартирного дома, обязанность по производству последующих капитальных ремонтов лежит на собственниках помещений данного дома.

Аналогичный правовой подход изложен в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 12.04.2016 № 10-П «По делу о проверке конституционности положений части 1 статьи 169, частей 4 и 7 статьи 170 и части 4 статьи 179 Жилищного кодекса Российской Федерации в связи с запросами групп депутатов государственной Думы».

Как указал Конституционный Суд в вышеприведенном постановлении, изменения, внесенные в правовое регулирование отношений в области организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Федеральным законом от 25.12.2012 № 271-ФЗ, не затронули статью 16 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», которая не утратила силу и продолжает действовать, то есть обязывает прежних наймодателей жилых помещений (коими, как правило, выступали публично-правовые образования) надлежащим образом исполнять вытекающую из данной статьи публичную по своей правовой природе обязанность по проведению капитального ремонта нуждающихся в нем многоквартирных домов. Обязанность же по производству последующих капитальных ремонтов ложится на собственников жилых помещений, в том числе на граждан, приватизировавших жилые помещения.

В рамках настоящего дела судами установлено, а сторонами не оспаривается, что, что приватизация квартир в спорных многоквартирных домах 1965 и позднее годов постройки началась в 1992-1993 годах.

Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц Ассоциация зарегистрирована 14.11.2003, ее участниками являются, в том числе, ТСЖ «Днепр-1», ТСЖ «Бардино», ТСЖ «Днепр-2004»; ТСЖ «Уфимский», ТСЖ «Дом».

Между указанными товариществами собственников жилья и Ассоциацией заключены типовые договоры управления многоквартирными домами, которые в последующем пролонгировались.

В 2004 году дома, с начала приватизации квартир, находившиеся на балансе МУ «ДЕЗ по Ленинскому району г. Саратова», были переданы в управление ТСЖ «Днепр-1», ТСЖ «Бардино», ТСЖ «Днепр-2004», ТСЖ «Уфимский», ТСЖ «Дом» (в последующем присоединенных к Ассоциации).

На основании содержания дополнительных условий и в соответствии со вступившими в законную силу судебными актами по делам № А57-606/2008, № А57-609/2008, № А57-14148/2009, № А57-14149/2009, № А57-14751/2010, № А57-8525/2010, № А57-17664/2012, № А57-5486/2010, № А57-15764/2012, № А57-25139/2008, № А57-16246/2007, № А57-16247/2007, № А57-16248/2007, № А57-9893/2010, МУ «ДЕЗ по Ленинскому району» в порядке статьи 16 Закона о приватизации жилищного фонда исполнило свою обязанность по осуществлению капитального ремонта определенных, отличных от рассматриваемых, позиций общего имущества спорных домов.

Из материалов дела следует и истцом не оспаривается, что положенные в основу заявленных требований вновь выявленные недостатки, квалифицируемые как требующие капитального ремонта, не были отражены в дополнительных условиях приема-передачи жилых домов на дату передачи домов в управление ТСЖ в 2004 году, их наличие в указанный период первичными документами не подтверждается.

При этом согласно сложившейся практике оформления правоотношений между МУ «ДЕЗ по Ленинскому району» и ТСЖ, в случае наличия дефектов и недостатков общего имущества домов составлялись дополнительные условия приема-передачи жилых домов, в которых выявленные дефекты и недостатки подробно фиксировались.

Как было указано ранее, на момент передачи ряд спорных многоквартирных домов, в том числе дома № 84А и № 88 по ул. Лебедева-Кумача имели дефекты и недостатки, зафиксированные в дополнительных условиях приема-передачи жилых домов №№ 84А и 88 по ул. им. Лебедева-Кумача В.И. в г. Саратове от 21.02.2004 с баланса МУ «ДЕЗ по Ленинскому району» в управление (на баланс) ТСЖ.

Решением Арбитражного суда Саратовской области от 12.01.2010 по делу № А57-14149/2009 на МУ «ДЕЗ по Ленинскому району» была возложена обязанность, в том числе, произвести установку автоматических тепловых пунктов систем горячего водоснабжения в многоквартирных жилых домах №№ 84А и 88 по ул. им. Лебедева-Кумача В.И. в г. Саратове.

В последующем Ассоциация обратилась в Арбитражный суд Саратовской области с заявлением об изменении способа и порядка исполнения указанного судебного решения.

Определением Арбитражного суда Саратовской области от 27.07.2010 по делу № А57-14149/2009 заявление Ассоциации об изменении способа и порядка исполнения решения суда удовлетворено. Взыскано с МУ «ДЕЗ по Ленинскому району» в пользу Ассоциации 26 527 204 руб.

В последующем Ассоциация обратилась в Арбитражный суд Саратовской области с исковым заявлением о взыскании с муниципального образования «Город Саратов» в лице Комитета по финансам за счет казны в порядке субсидиарной ответственности задолженности МУ «ДЕЗ по Ленинскому району» в размере 26 527 204 руб.

Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.03.2011 по делу № А57-14751/2010 указанное заявление удовлетворено.

С муниципального образования «Город Саратов» в лице комитета по финансам администрации муниципального образования «Город Саратов» за счет казны муниципального образования «Город Саратов» в пользу Ассоциации в порядке субсидиарной ответственности взыскана задолженность МУ «ДЕЗ по Ленинскому району» в размере 26 527 204 руб.

Судебный акт был полностью исполнен комитетом по финансам администрации муниципального образования «Город Саратов».

Спорные дома № 15 и № 17А по ул. им. Тархова С.Ф., № 84А и № 88 по ул. Лебедева-Кумача были включены в дополнительные условия и обязанность по их капитальному ремонту при участии ответчика, как субсидиарного должника, была исполнена.

Кроме того, постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.10.2008 по делу № А57-606/08-39 МУ «ДЕЗ по Ленинскому району» обязано произвести, в том числе, следующие ремонтные работы: на придомовой территории жилого дома № 88 по ул. им. Лебедева-Кумача В.И. в г. Саратове капитальный ремонт асфальтового покрытия тротуаров и проездов, являющихся общим имуществом данного многоквартирного дома.

Определением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.05.2010 по делу № А57-606/2008 изменен способ и порядок исполнения постановления Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.10.2008 по делу № А57-606/08-39. С Муниципального учреждения «Дирекция единого заказчика по Ленинскому району г. Саратова» в пользу Ассоциации товариществ собственников жилья Ленинского района г. Саратова взысканы денежные средства в сумме 8 744 767,00 руб.

Решением Арбитражного суда Саратовской области от 14.09.2010 по делу № А57-8525/2010 с субсидиарного должника – муниципального образования «Город Саратов»в лице комитета по финансам администрации муниципального образования «Город Саратов» за счет средств казны муниципального образования «Город Саратов» в пользу Ассоциации взыскана задолженность муниципального учреждения «Дирекция единого заказчика по Ленинскому району г. Саратова» в размере 8 744 767,00 руб., согласно определению Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.05.2010 по делу № А57-606/2008.

Судебный акт был полностью исполнен комитетом по финансам администрации муниципального образования «Город Саратов». Все существующие на момент передачи многоквартирных жилых домов дефекты и недостатки были отражены в дополнительных условиях.

Спорные дома № 15 и № 17 А по ул. Тархова, также имели дефекты и недостатки, зафиксированные в дополнительных условиях приема-передачи жилых домов от 21.02.2004.

При этом, как установлено судами, обязанность по их устранению при участии ответчика, как субсидиарного должника, была исполнена.

Положенные в основу заявленных требований о проведении капитального ремонта домов № 15 и № 17 А по ул. Тархова, № 84А и № 88 по ул. Лебедева-Кумача вновь выявленные недостатки, квалифицируемые как требующие капитального ремонта, не были отражены в дополнительных условиях приема-передачи жилых домов в управление ТСЖ в 2004 году, их наличие в указанный период первичными документами не подтверждается.

При этом часть спорных многоквартирных домов в дополнительные условия приема-передачи с баланса МУ «ДЕЗ по Ленинскому району г. Саратова» в управление (на баланс) ТСЖ, входящих в состав Ассоциации, включены не были.

Следовательно, судами сделан правильный вывод, что обязанность по их капитальному ремонту при участии ответчика, как субсидиарного должника, либо была исполнена, либо необходимость проведения капитального ремонта отсутствовала (доказательств обратного не представлено).

При этом уровень физического износа спорных элементов общего имущества многоквартирных домов по состоянию на начало приватизации помещений муниципального жилищного фонда и на дату передачи домов МУ «ДЕЗ по Ленинскому району» в управление ТСЖ на предмет превышения нормативных показателей, установленных Ведомственными строительными нормами и Правилами оценки физического износа жилых зданий (ВСН 58-88 (р) и ВСН 53-86 (р), определяющих минимальную продолжительность эффективной эксплуатации зданий и объектов, а также, относительно замены лифтового оборудования, - установленных соответствующей нормативной документацией, допустимой к применению, исходя из даты ее вступления в законную силу определить невозможно, на что указали эксперты при проведении судебной экспертизы по настоящему делу.

Осмотры спорных домов, результаты которых были положены в основу исковых требований, произведены истцом спустя существенный промежуток времени как после начала приватизации, так и после приватизации последних помещений в спорных домах, и не могут быть признаны доказательством неисполнения ответчиком его обязанности по выполнению капитального ремонта.

При названных обстоятельствах, как верно указано судами предыдущих инстанций, доказательств неисполнения ответчиком его обязательств по проведению капитального ремонта на даты начала приватизации в спорных домах, в период, когда дома передавались в управление ТСЖ, а также на даты последних приватизаций помещений в домах, истцом не представлено, а в дальнейшем при ухудшении состояния общего имущества повторно такая обязанность возложена быть не может, соответственно, оснований для удовлетворения исковых требований не имеется.

Иное толкование позволило бы до окончания приватизации всех жилых помещений в каждом многоквартирном доме по мере наступления необходимости в выполнении капитального ремонта, производить его только за счет бывшего наймодателя и исключить из данного процесса собственников, на которых такая обязанность возложена статьей 158 ЖК РФ и статьей 210 ГК РФ.

Ссылка заявителя кассационной жалобы на то, что суды обжалуемыми судебными актами переложили обязанность муниципалитета по исполнению им статьи 16 Закона о приватизации жилья на плечи граждан, которые в свою очередь из своих средств формируют фонды капитального ремонта спорных многоквартирных домов, не может быть принята судом кассационной инстанции, поскольку средства на капитальный ремонт спорных домов аккумулируются на специальном счете, предназначенном для перечисления средств на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме. Сами собственники должны принимать решения о необходимости проведения капитального ремонта и определять размер взносов, достаточный для его выполнения, что также соотносится с законодательно установленной обязанностью управляющей организации обеспечить надлежащее содержание общего имущества многоквартирных домов, в том числе, путем проведения текущего и капитального ремонтов.

По мнению судов, такая обязанность истцом исполнена не была.

Поскольку при передаче домов в управление ТСЖ, входившим в состав Ассоциации, ответчиком была исполнена обязанность по выполнению капитального ремонта, либо обязанность ответчика по проведению капитального ремонта истцом доказана не была, судами сделан правильный вывод, что в дальнейшем при ухудшении состояния общего имущества повторно такая обязанность возложена быть не может.

Таким образом, истцом не представлено доказательств того, что на момент приватизаций заявленных квартир в спорных домах, эти дома нуждались в капитальном ремонте, что является самостоятельным основанием для отказа в иске.

Кроме того, в определении от 01.03.2012 №389-О-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы администрации города Омска на нарушение конституционных прав и свобод статьей 16 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» Конституционный Суд Российской Федерации указал, что конкретные возлагаемые федеральным законодателем на органы местного самоуправления в порядке реализации норм статьи 40 Конституции Российской Федерации обременения должны быть юридически и социально обоснованными, пропорциональными, согласовываться с конституционной природой местного самоуправления и не должны нарушать самостоятельность и иные конституционные принципы, на которых строятся взаимоотношения государственной власти и местного самоуправления.

Определяя в Законе Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда Российской Федерации» основные принципы осуществления приватизации государственного и муниципального жилищного фонда социального использования на территории Российской Федерации, федеральный законодатель, руководствуясь принципами социального государства и поддержания доверия граждан к действиям публичной власти, в целях обеспечения дополнительных гарантий права на приватизацию для граждан, занимающих жилые помещения в домах, требующих капитального ремонта, предусмотрел сохранение за бывшим наймодателем обязанности производить капитальный ремонт дома в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда (статья 16).

Это законоположение, как ранее указывал Конституционный Суд Российской Федерации, направлено на защиту имущественных и жилищных прав названной категории граждан (определения от 19.10.2010  № 1334-О-О и от 14.07.2011 № 886-О-О).

Применительно к муниципальным образованиям в лице органов местного самоуправления это законоположение не предопределяет конкретные формы, способы и сроки его исполнения, а, будучи одним из общих принципов осуществления приватизации, в системе действующего законодательства предполагает возможность его конкретизации в муниципальных правовых актах с учетом специфических местных условий для установления наиболее оптимального механизма достижения заложенной в нем цели на основе баланса интересов местного сообщества в целом и группы собственников жилых помещений (часть 3 статьи 51 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).

Муниципальным образованием «Город Саратов» также были перечислены на счет Ассоциации и входящим в ее состав ТСЖ  взносы на капитальный ремонт спорных многоквартирных домов. Постановлением Правительства Саратовской области от 31.12.2013 № 800-П утверждена областная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Саратовской области, согласно которой в спорном многоквартирном доме предусмотрено проведение различных видов капитального ремонта в 2017, 2020, 2021, 2024, 2025, 2027, 2033, 2037, 2040 годах.

Как отмечено судами, источником финансирования Программы являются взносы на капитальный ремонт, уплаченные собственниками помещений в многоквартирном доме; проценты, уплаченные собственниками таких помещений в связи с ненадлежащим исполнением ими обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт; проценты, начисленные за пользование денежными средствами, находящимися на специальном счете. Начало срока реализации Программы – 2014 год. Приведенные выше, включенные в Программу виды капитального ремонта спорных многоквартирных домов, полностью соответствуют видам работ по капитальному ремонту, заявленным Ассоциацией.

Доказательств проведения капитального ремонта общего имущества домов, включенных в адресную программу за счет собственников, материалы дела не содержат, при том, что обязанность по выполнению капитального ремонта собственниками за счет взносов была установлена еще в 2014 году, то есть с начала действия программы.

Вместе с тем, вопреки вышеприведенным нормам материального права, истец, обращаясь с настоящим иском, посчитал возможным переложить данную обязанность на муниципальное образование в связи с единичными фактами приватизации квартир.

Иные доводы заявителя кассационной жалобы, в том числе об обязанности ответчика заметить лифты и отдельные элементы данного оборудования в спорных домах, были предметом исследования судов предыдущих инстанций и получили надлежащую правовую оценку.

Согласно положениям статей 168, 268 АПК РФ полномочиями по оценке и переоценке фактических обстоятельств дела и представленных сторонами доказательств наделены суды первой и апелляционной инстанций.

Компетенция суда кассационной инстанции определена статьями 286, 287 АПК РФ, согласно которым суд кассационной инстанции проверяет правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов о применении норм права установленным обстоятельствам и доказательствам, имеющимся в деле.

Доводы заявителя жалобы о ненадлежащей оценке судами первой и апелляционной инстанций представленных в материалы дела доказательств не могут быть приняты как недопустимые в суде кассационной инстанции, не наделенного полномочиями разрешать вопросы факта, исследовать и оценивать доказательства. Процессуальный закон относит это к прерогативе судов первой и апелляционной инстанций.

Несогласие заявителя с установленными по делу обстоятельствами и с оценкой судом доказательств не является основанием для отмены принятых судебных актов в суде кассационной инстанции.

В силу части 1 статьи 288 АПК РФ основаниями для изменения или отмены решения, постановления арбитражного суда первой и апелляционной инстанций являются несоответствие выводов суда, содержащихся в решении, постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, и имеющимся в деле доказательствам, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Доводы, изложенные в кассационной жалобе, подлежат отклонению, поскольку были предметом исследования судов первой и апелляционной инстанций, фактически направлены на переоценку установленных судами предыдущих инстанций обстоятельств и имеющихся в деле доказательств, не влияют на законность принятых судебных актов.

Иная оценка заявителем кассационной жалобы установленных судом фактических обстоятельств дела и толкование положений закона не означает допущенной судом при рассмотрении дела судебной ошибки.

Нарушений норм процессуального права, которые могли бы повлечь изменение или отмену судебных актов в соответствии с частью 4 статьи 288 АПК РФ, судом кассационной инстанции также не выявлено.

Принимая во внимание изложенное, оснований для отмены обжалуемых судебных актов не имеется.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Саратовской области от 20.11.2018 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда  от 25.01.2019 по делу № А57-1303/2017 оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий судья                                   И.В. Арукаева

Судьи                                                                          Э.Т. Сибгатуллин

                                                                                     Н. А. Тюрина