ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А57-13855/2021 от 09.06.2022 АС Поволжского округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

http://faspo.arbitr.ru e-mail: info@faspo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

Ф06-17760/2022

г. Казань Дело № А57-13855/2021

16 июня 2022 года

Резолютивная часть постановления объявлена 09 июня 2022 года.

Полный текст постановления изготовлен 16 июня 2022 года.

Арбитражный суд Поволжского округа в составе:

председательствующего судьи Закировой И.Ш.,

судей Сибгатуллина Э.Т., Хабибуллина Л.Ф.,

при участии представителей:

Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 8 по Саратовской области – ФИО1, доверенность от 27.10.2021 (до и после перерыва),

Управления Федеральной налоговой службы по Саратовской области – ФИО1, доверенность от 08.11.2021 (до и после перерыва),

Общества с ограниченной ответственностью «Икар-Авто» – ФИО2, доверенность от 09.07.2021 (до и после перерыва), ФИО3, доверенность от 09.07.2021 (до перерыва),

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Икар-Авто»

на решение Арбитражного суда Саратовской области от 07.12.2021 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.02.2022

по делу №А57-13855/2021

по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Икар-Авто» (ОГРН <***>, ИНН <***>, 410047), заинтересованные лица: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 8 по Саратовской области (ОГРН <***>, ИНН <***>), Управление Федеральной налоговой службы по Саратовской области (ОГРН <***>, ИНН <***>), о признании недействительным решения,

УСТАНОВИЛ

общество с ограниченной ответственностью «Икар-Авто» (далее – ООО «Икар-Авто», общество, налогоплательщик, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Саратовской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 8 по Саратовской области (далее – Межрайонная ИФНС России № 8 по Саратовской области, налоговый орган, Инспекция) от 12.01.2021 № 71 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Решением Арбитражного суда Саратовской области от 07.12.2021 в удовлетворении заявленных требований отказано.

Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.02.2022 решение Арбитражного суда Саратовской области оставлено без изменения.

Общество, не согласившись с решением суда первой инстанции и постановлением суда апелляционной инстанции, обратилось в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой в которой просит судебные акты отменить, дело направить на новое рассмотрение в арбитражный суд первой инстанции.

В отзыве на кассационную жалобу налоговый орган доводы жалобы отклонил, просил оставить принятые судебные акты без изменения, считая их законными и обоснованными.

Определением Арбитражного суда Поволжского округа от 12.05.2022 на основании части 4 статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) судебное разбирательство отложено на 02.06.2022 на 11 часов 45 минут.

В судебном заседании 02.06.2022 в соответствии со статьей 163 АПК РФ объявлялся перерыв до 09.06.2022 года в 13 часа(ов) 45 минут.

Представители общества в судебном заседании поддержали доводы, изложенные в кассационной жалобе.

Представитель налоговых органов в судебном заседании отклонил кассационную жалобу по основаниям, изложенным в отзыве.

Кассационная инстанция, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, заслушав явившихся в судебное заседание представителей лиц, участвующих в деле, проверив в соответствии со статьей 286 АПК РФ законность обжалуемых судебных актов, приходит к нижеследующим выводам.

Судами установлено и подтверждается материалами дела, 24.10.2019 ООО "Икар-Авто" представило в налоговый орган налоговую декларацию по налогу на добавленную стоимость (далее - НДС) за 3 квартал 2019 года.

Межрайонной ИФНС России № 8 по Саратовской области проведена камеральная налоговая проверка указанной декларации, по результатам которой составлен акт от 07.02.2020 № 514, и принято решение от 12.01.2021 за № 71 о привлечении предпринимателя к ответственности за совершение налогового правонарушения по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа в сумме 61 546 рублей. Кроме того, данным решением налогоплательщику доначислен НДС в сумме 615 469 рублей, начислены пени в сумме 83 593,03 рублей.

Решением УФНС России по Саратовской области от 04.03.2021 нижестоящего налогового органа оставлено без изменения.

Полагая, что решение Инспекции от 12.01.2021 № 71 является незаконным, нарушает его права и законные интересы, ООО "Икар-Авто" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Суд первой инстанции согласился с выводами налогового органа о неправомерном занижении налогооблагаемой базы по НДС в результате невключения доходов от реализации услуг по перевозке и отказал в удовлетворении заявленных требований.

Посчитав, что налогоплательщиком не были представлены доказательства предоставления предусмотренных льгот на проезд при осуществлении регулярных перевозок, апелляционная инстанция оставила без изменения решение нижестоящего суда.

Заявитель в кассационной жалобе настаивает на своей позиции, указывая на то, что судами неправильно истолкован подпункт 7 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ). По его мнению, инспекция неправомерно отказала налогоплательщику в получении заявленной льготы, поскольку общество выполняло все условия, необходимые для ее использования. Автобусные перевозки осуществлялись по тарифу, установленному для городских пассажирских перевозок, осуществляемых муниципальным транспортом. Указывает на неполное исследование обстоятельства дела, неправильное применение и толкование норм права, что привело к принятию незаконного решения.

Судебная коллегия кассационной инстанции соглашается с доводами кассационной жалобы в части неполного исследования всех обстоятельств дела, имеющих значение для правильного разрешения настоящего спора.

Заявитель осуществляет перевозки по маршрутам регулярных перевозок на основании свидетельств об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок, выданного комитетом дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации МО "Город Саратов" с 16.07.2018 по 16.07.2023 по маршрутам № 4, № 5, 8А.

Постановлением администрации муниципального образования "Город Саратов" от 29.01.2019 № 73 утвержден «Документ планирования регулярных перевозок по муниципальным маршрутам регулярных перевозок на территории муниципального образования «Город Саратов» на 2019 год».

Согласно приложению к данному постановлению маршруты регулярных перевозок: № 4 - "Микрорайон Цветочный - ГУЗ "Клинический перинатальный центр Саратовской области"; № 5 - "Микрорайон Цветочный - пос. Новосоколовогорский"; № 8А - "Рынок "На Топольчанской" - парк "Липки", по которым осуществляет перевозки ООО «Икар Авто», относятся к регулярным маршрутам по нерегулируемым тарифам.

Обращаясь в арбитражный суд с настоящим заявлением и, отстаивая свое право на применение подпункта 7 пункта 2 статьи 149 НК РФ, налогоплательщик указал на то, что все маршруты имеют установленное расписание (график) движения, тарификацию маршрута, обязательные остановки в утвержденных пунктах, автобусами осуществлялась перевозка всех категорий льготников. Тарифы на услуги по перевозке пассажиров и багажа на внутригородских и пригородных маршрутах установлены Решением Саратовской городской Думы от 21.04.2017 № 15-130 "Об установлении регулируемых тарифов на перевозки пассажиров по муниципальным маршрутам регулярных перевозок в границах муниципального образования "Город Саратов"", то есть в рассматриваемый период в Саратовской области действовал единый тариф на перевозку пассажиров и багажа автомобильным транспортом по внутригородским, районным, пригородным, внутрирайонному, междугородному сообщениям, установленный с учетом освобождения от уплаты НДС.

Судебная коллегия кассационной инстанции считает кассационную жалобу подлежащей удовлетворению в связи со следующим.

Предметом спора по настоящему спору является обоснованность применения налогоплательщиком льготы, предусмотренной подпунктом 7 пункта 2 статьи 149 НК РФ.

В соответствии с указанной нормой не подлежит обложению налогом на добавленную стоимость (освобождается от налогообложения) услуги по перевозке городским пассажирским транспортом общего пользования (за исключением такси, в том числе маршрутного). В целях настоящей статьи к услугам по перевозке пассажиров городским пассажирским транспортом общего пользования относятся услуги по перевозке пассажиров по единым условиям перевозок пассажиров по единым тарифам за проезд, установленным органами местного самоуправления, в том числе с предоставлением всех льгот на проезд, утвержденных в установленном порядке; морским, речным, железнодорожным или автомобильным транспортом (за исключением такси, в том числе маршрутного) в пригородном сообщении при условии осуществления перевозок пассажиров по единым тарифам с предоставлением всех льгот на проезд, утвержденных в установленном порядке.

Из смысла и содержания приведенной нормы следует, что основным критерием для освобождения от обложения налогом на добавленную стоимость является осуществление определенного вида деятельности, а именно услуг по перевозке пассажиров с соблюдением перевозчиком единых условий перевозки, использованием единого тарифа за проезд, утвержденного уполномоченным органом и с предоставлением всех льгот за проезд.

Как установлено судом и подтверждается материалами дела, в проверяемый период, общество осуществляло услуги по перевозке пассажиров городским пассажирским транспортом общего пользования с применением регулируемых тарифов на перевозки по муниципальным маршрутам регулярных перевозок в границах муниципального образования "Город Саратов», утвержденных Решением Саратовской городской Думы от 21.04.2017 № 15-130 "Об установлении регулируемых тарифов на перевозки пассажиров по муниципальным маршрутам регулярных перевозок в границах муниципального образования "Город Саратов"" (далее - Постановление Правительства Саратовской области от 30.12.2015 № 678-П) - в транспортных средствах категорий М2 и МЗ в размере 23 рублей за одну поездку при наличном расчете.

Предусмотренный указанным Решением Саратовской городской Думы тариф в размере 21 рублей в случае безналичного расчета общество не применяло в силу отсутствия технической возможности осуществления безналичного расчета.

Факт перевозки пассажиров по единому тарифу налоговым органом в судебном заседании суда кассационной инстанции не оспаривался.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды к данным правоотношениям применили как подпункт 7 пункта 2 статьи 149 НК РФ, так и подпункт 7.1 пункта 2 статьи 149 НК РФ, согласно которому не подлежит налогообложению работы, связанные с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом по регулируемым тарифам на основании государственного или муниципального контракта. Поскольку администрацией, а также Министерством труда и социальной защиты Саратовской области договоры об осуществлении расходов на реализацию мер социальной поддержки по обеспечению перевозки по единым социальным проездным билетам в автобусах городского сообщения с Заявителем не заключались, суды пришли к выводу о том, что доказательств, предоставления предусмотренных льгот на проезд при осуществлении регулярных перевозок заявителем не представлено.

Между тем спорные правоотношения по настоящему делу регулируются только подпунктом 7 пункта 2 статьи 149 НК РФ (услуги по перевозке), согласно которой основным критерием для освобождения от обложения налогом на добавленную стоимость является осуществление определенного вида деятельности, а именно услуг по перевозке пассажиров с соблюдением перевозчиком единых условий перевозки и использованием единого тарифа за проезд, утвержденного уполномоченным органом и с предоставлением всех льгот за проезд. Данный пункт не предусматривает наличие государственного либо муниципального контракта.

Еще одним основанием для отказа в освобождении от уплаты налога на добавленную стоимость по указанной норме судами явилось отсутствие доказательств предоставления льгот гражданам. Отрывные талоны, представленные в суд первой инстанции, не приняты во внимание судом, поскольку, по мнению суда, не подтверждают факт их применения и использования именно заявителем, то есть относимость к конкретному перевозчику.

Как следует из пункта 1.1 Положения о порядке обеспечения отдельных граждан единым социальным проездным билетом, утвержденного постановлением Правительства Саратовской области от 30.12.2015 № 678-П (далее – Положение) под социальным проездным документом на территории Саратовской области понимаются единый социальный проездной билет на один календарный месяц с отрывными талонами на одну поездку (каждый отрывной талон дает право на совершение одной поездки).

Для осуществления поездки граждане предъявляют именной проездной билет и отрывной талон к нему. При этом номер на отрывном талоне должен соответствовать номеру на едином социальном проездном билете (пункт 3.3 Положения).

Согласно пункту 3.4 Положения отрывной талон к проездному билету изымается перевозчиком.

Единые социальные проездные билеты не предусматривают указание на конкретного перевозчика. Необходимо отметить, что единые социальные билеты и отрывные талоны к ним являютея документами строгой отчетности.

Налогоплателыциком в материалы дела представлены копии, а в суд кассационной инстанции для обозрения оригиналы первичных документов, а именно отрывные талоны, подтверждающие перевозку льготных категорий граждан (У - ученические, БЛ - бесплатные льготники для многодстных семей, ФРЛ - федерально - региональные льготники).

Учитывая, что данные документы являются бланками строгой отчетности и оценка данных первичных документов напрямую влияет на право применения налогоплательщиком пункта 7 статьи 149 НК РФ, вывод судов об отсутствии оснований для освобождения от налогообложения услуг по перевозке пассажиров является преждевременным и основан на неполном выяснении существенных для дела фактических обстоятельств.

Поскольку судебный акт принят по неполно исследованным обстоятельствам, а полномочия суда кассационной инстанции по исследованию и оценке доказательств и установлению новых обстоятельств ограничены статьей 286 АПК РФ, решение суда первой и постановление суда апелляционной инстанции подлежат отмене, а дело – направлению на новое рассмотрению в арбитражный суд первой инстанции.

При новом рассмотрении дела суду необходимо устранить допущенные нарушения, дать оценку всем доводам общества и инспекции, оценить доказательства, представленные каждой из сторон в обоснование своих доводов и возражений, обязать стороны при необходимости представить дополнительные доказательства, установить все имеющие существенное значение для дела обстоятельства и на основании их правовой оценки вынести законное и обоснованное решение по существу заявленного требования.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 287, статьями 286, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Саратовской области от 07.12.2021 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.02.2022 по делу № А57-13855/2021 отменить.

Направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Саратовской области.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий судья И.Ш. Закирова

Судьи Э.Т. Сибгатуллин

Л.Ф. Хабибуллин