ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А57-1442/2023 от 17.01.2024 АС Поволжского округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

420066, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Красносельская, д. 20, тел. (843) 291-04-15

http://faspo.arbitr.ru e-mail: info@faspo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

Ф06-12255/2023

г. Казань Дело № А57-1442/2023

29 января 2024 года

Резолютивная часть постановления объявлена 17 января 2024 года.

Полный текст постановления изготовлен 29 января 2024 года.

Арбитражный суд Поволжского округа в составе:

председательствующего судьи Хисамова А.Х.,

судей Арукаевой И.В., Тюриной Н.А.,

при осуществлении видеозаписи и ведении протокола секретарем судебного заседания Гариповой Л.А.,

при участии в судебном заседании с использованием системы видеоконференц-связи присутствующих в Арбитражном суде Саратовской области представителей:

истца – ФИО1 (доверенность от 17.01.2023),

ответчика – ФИО2 (доверенность от 01.01.2024),

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Завод строительных изделий и стеклопакетов»

на решение Арбитражного суда Саратовской области от 15.07.2023 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.09.2023

по делу № А57-1442/2023

по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Завод строительных изделий и стеклопакетов» (ОГРН <***>, ИНН <***>) к обществу с ограниченной ответственностью «Газпром Межрегионгаз Саратов» (ИНН <***>) об обязании,

УСТАНОВИЛ:

общество с ограниченной ответственностью «Завод строительных изделий и стеклопакетов» (далее – истец, ООО «Завод строительных изделий и стеклопакетов») обратилось в Арбитражный суд Саратовской области с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), к обществу с ограниченной ответственностью «Газпром Межрегионгаз Саратов» (далее – ответчик, ООО «Газпром Межрегионгаз Саратов») об обязании производить расчет начислений по договору поставки газа от 01.10.2017 № 46-5-14107/18 за период с 01.11.2022 по 31.12.2022 с учетом показаний истца на основании счетчика газа BK-G16, а также корректора ТC210 зав. № 80106725, узла учета газа СГ-ТК1-Д-25 № 3801019; а также об обязании привести корректировку ежемесячных начислений в соответствии с показаниями узла учета газа истца на основании счетчика газа BK-G16, а также корректора ТC210 зав. № 80106725, узла учета газа СГ-ТК1-Д-25 № 3801019 по договору поставки газа от 30.12.22 № 46-5-14107/23 за период с 01.01.2023 по 17.04.2023; о взыскании судебных расходов на уплату государственной пошлины в размере 6000 руб.

Решением Арбитражного суда Саратовской области от 15.07.2023, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.09.2023, в удовлетворении исковых требований отказано.

Не согласившись с принятыми судебными актами, истец обратился в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить.

В обоснование кассационной жалобы заявитель ссылается на неправильное применение судами норм материального и процессуального права и несоответствие выводов, сделанных судами, фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.

Ответчик представил отзыв на кассационную жалобу, просит оставить ее без удовлетворения, принятые по делу судебные акты без изменения.

В судебном заседании суда кассационной инстанции с использованием системы видеоконференц-связи в Арбитражном суде Саратовской области принимали участие представители сторон.

Арбитражный суд Поволжского округа, обсудив доводы кассационной жалобы, изучив материалы дела, и, проверив законность обжалуемых судебных актов в порядке, предусмотренном статьями 274, 284, 286 АПК РФ, только в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе, а также, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемых судебных актах, установленным по делу обстоятельствам, имеющимся в материалах дела доказательствам, приходит к следующим выводам.

Как установлено судами и следует из материалов дела,между истцом и ответчиком заключены договоры поставки газа от 01.10.2017 № 46-5-14107/18 и 30.12.2022 № 46-5-14107/23, в соответствии с условиями которых поставщик обязался поставлять покупателю газ горючий природный и/или газ горючий природный сухой отбензиненный, добытый публичным акционерным обществом «Газпром», его аффилированными лицами, а также независимыми производителями газа, не являющимися его аффилированными лицами, а покупатель - получать (выбирать) газ и оплачивать его стоимость в соответствии с разделом 5 данных договоров.

В соответствии с пунктом 4.1 договора от 01.10.2017 № 46-5-14107/2018 учет газа осуществляется в соответствии с постановлениями Правительства Российской Федерации, Правилами учета газа, ГОСТ Р 53865-2010, ГОСТ 8.741-2011 и иными нормативными документами.

Количество газа, поставляемого поставщиком покупателю, определяется в соответствии с ГОСТ 8.586.1-5-2005, ГОСТ Р 8.740-2011 во взаимосвязи с ГОСТ 30319.1.2.3-2015 по показаниям средств измерений и/или технических устройств с измерительными функциями, установленных на узле учета газа поставщика.

В соответствии с пунктом 4.3 договора от 01.10.2017 № 46-5-14107/2018 при отсутствии узлов учета газа у поставщика, их неисправности, несоответствии требованиям нормативной документации, отсутствии действующего поверительного клейма количество поданного газа определяется по показаниям узла учета газа покупателя. При отсутствии узлов учета газа у покупателя, их неисправности, отсутствии или повреждении действующего поверительного клейма, пломб завода-изготовителя, препятствующих доступу к узлам регулировки средств измерений или внутренним элементам их устройства, пломб, установленных поставщиком на узлах учёта или задвижках байпасов узлов учета, на вводных задвижках, при несанкционированном газопотреблении покупателем, при непредставлении покупателем данных о расходе газа (показания счётчиков, распечаток по расходу с электронных корректоров (вычислителей) и т.д.), а также при недопуске представителей поставщика к газоиспользующему оборудованию и к узлу учета газа, определение количества поставляемого газа производится по проектной мощности неопломбированных газоиспользующих установок, исходя из их круглосуточной работы за весь период со дня проведения последней проверки. Под неисправностью средств измерений узлов учета газа, стороны данного договора понимают такое состояние этих средств измерений, при котором они не соответствуют хотя бы одному из требований нормативно-технической документации.

Аналогичные по своему содержанию положения содержатся также в договоре поставки газа от 30.12.2022 № 46-5-14107/23.

Дополнительным соглашением № ДС3 от 01.12.2021 к договору поставки газа от 01.10.2017 № 46-5-14107/2018 стороны определили в пункте 4.1. договора слова «ГОСТ 8.741-2019» заменить словами «ГОСТ Р 841-2019».

Абзац первый пункта 4.2. договора изложить в следующей редакции: «4.2. Количество газа, поставляемого поставщиком покупателю, определяется в соответствии с ГОСТ 8.586.1-5-2005, ГОСТ Р 8.740-2011, ГОСТ Р 8.995-2020 во взаимосвязи с ГОСТ 30319.1.2.3-2015 по показаниям средств измерений и/или технических устройств с измерительными функциями, установленных на узле учета газа поставщика.

При проведении обследования узла учета газа истца 02.12.2021 установлено, что корректор ТС 210 (заводской номер 80106725) не соответствует пункту 7.6.2 ГОСТ Р 8.741-2019 (отсутствует фиксация среднечасовой температуры и среднечасового давления газа), рекомендовано произвести реконструкцию узла учета газа до 01.05.2022.

Ранее письмом от 02.07.2021 № 13 истец просил продлить срок реконструкции УУГ до окончания срока поверки корректора ТС210 - до 19.07.2022.

В письме от 21.07.2021 № 21-16/11802 ООО «Газпром межрегионгаз Саратов» указало истцу на необходимость обращения в проектную организацию, выполнявшую проект газоснабжения его объекта, для внесения изменений в части выбора средств измерения, соответствующих требованиям НТД, в проектные решения. Также было указано на необходимость приведения существующего узла учета газа в составе счетчика ВК G 16 № 24307085 и корректора ТС210 № 80106725 в соответствие с требованиями НТД до 01.05.2022. Указывалось на возможность временного использования существующего УУГ до вышеуказанного срока при условии согласования настроечной базы корректора. Покупатель предупреждался, что после указанного срока начисления будут производиться по проектной мощности неопломбированного газоиспользующего оборудования.

Таким образом, из указанной переписки сторон усматривается осведомленность о несоответствии корректора ТС 210 (заводской номер 80106725) пункту 7.6.2 ГОСТ Р 8.741-2019.

При проведении обследований узла учета газа покупателя 03.10.2022 и 20.10.2022 отмечено, что корректор ТС 210 не соответствует пункту 7.6.2 ГОСТ Р 8.741-2019, не предоставлен акт проверки реализации методики выполнения измерений (далее – МВИ).

Письмом от 25.10.2022 № 21-16/20682 истцу указано на несоответствие корректора ТС210 требованиям законодательства по обеспечению единства измерений, на отсутствие реализации в существующем УУГ возможности регистрации, содержания и хранения данных о расходе и параметрах газа в соответствии с пунктом 7.6.2 ГОСТ Р 8.741-2019, в связи с чем данный УУГ не может применяться для измерений, относящихся к сфере государственного регулирования. Покупателю также было предложено определять объем потребляемого газа по механическим показаниям счетчика газа с приведением к стандартным условиям в соответствии с ГОСТ 2939-63 расчетным методом, при условии согласования коэффициента привидения объема потребленного газа к стандартным условиям посредством подписания дополнительного соглашения к договору поставки газа.

Между тем, истцом данное дополнительное соглашение подписано не было.

В письме от 26.10.2022 № 21-16/20817 истцу указано на несоответствие корректора ТС210 требованиям НТД, на непредставление акта проверки реализации МВИ, на не проведение реконструкции УУГ.

Данные обстоятельства также отражены в акте обследования узла учета газа от 02.11.2022.

Между тем, по мнению истца, ответчик неправомерно производил начисление потребленного истцом природного газа по вышеуказанным договорам в спорный период, исходя из мощности установленного у истца оборудования, поскольку прибор учета газа истца прошел поверку, исправен и у ответчика отсутствовали основания для начисления потребления природного газа истцу по мощности газоиспользующего оборудования.

Претензия о необходимости приведения учетных документов в соответствии с показаниями узла учета и фактического потребления газа, направленная 13.12.2022 в адрес ответчика, оставлена последним без удовлетворения.

Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском.

Разрешая исковые требования, суды первой и апелляционной инстанции правомерно руководствовались положениями статей 8, 307, 309, 310, 421, 432, 539, 544, 548 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), Федерального закона от 29.06.2015 № 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации» (далее – Закон о стандартизации), Федерального закона от 25.06.2008 № 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений», Правил учета газа, утвержденных приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 30.12.2013 № 961 (далее – Правила учета газа), и, установив факт не соответствия узла учета газа и корректора требованиям законодательства с учетом условий договоров, пришли к правильному выводу об отказе в удовлетворении исковых требований.

Как верно указано судами, в соответствии со статьей 9 Федерального закона от 25.06.2008 № 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений» в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений к применению допускаются средства измерений утвержденного типа, прошедшие поверку в соответствии с положениями настоящего Федерального закона, а также обеспечивающие соблюдение установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений обязательных требований, включая обязательные метрологические требования к измерениям, обязательные метрологические и технические требования к средствам измерений, и установленных законодательством Российской Федерации о техническом регулировании обязательных требований. Конструкция средств измерений должна обеспечивать ограничение доступа к определенным частям средств измерений (включая программное обеспечение) в целях предотвращения несанкционированных настройки и вмешательства, которые могут привести к искажениям результатов измерений.

Согласно пунктам 1.6 - 1.8 Правил учета газа средства измерений и (или) технические системы и устройства с измерительными функциями, применяемые для учёта газа в сферах государственного регулирования, должны отвечать требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений. Измерения объемов газа, в том числе показатели точности измерений объемов газа, определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений. Средства измерений и (или) технические системы и устройства с измерительными функциями должны быть защищены от несанкционированного вмешательства.

При отсутствии либо неисправности средств измерений и (или) технических систем и устройств с измерительными функциями у потребителя количество поданного газа поставщиком или газораспределительной организацией определяется по проектной мощности газопотребляющих объектов исходя из времени, в течение которого подавался газ в период отсутствия либо неисправности средств измерения и (или) технических систем и устройств с измерительными функциями (пункт 3.9 Правил учета газа).

Как было указано выше, условиями договора стороны определили, что под неисправностью средств измерений узлов учета газа, стороны данного договора понимают такое состояние этих средств измерений, при котором они не соответствуют хотя бы одному из требований нормативно-технической документации.

Приказом Росстандарта от 12.09.2019 № 678-ст «Об утверждении национального стандарта Российской Федерации» утвержден национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 8.741-2019 «Государственная система обеспечения единства измерений. Объем природного газа. Общие требования к методикам измерений» с датой введения в действие с 1 ноября 2019 года вместо ГОСТ Р 8.741-2011.

По общему правилу применение национальных стандартов носит добровольный характер, за исключением случаев, предусмотренных статьей 26 Закона о стандартизации.

Так, согласно пункту 3 статьи 26 Закона о стандартизации применение национального стандарта является обязательным для изготовителя и (или) исполнителя в случае публичного заявления о соответствии продукции национальному стандарту, в том числе в случае применения обозначения национального стандарта в маркировке, в эксплуатационной или иной документации, и (или) маркировки продукции знаком национальной системы стандартизации.

В рассматриваемом случае применение истцом и ответчиком в спорном периоде ГОСТ Р 8.741-2011 (в последующем ГОСТ Р 8.741-2019) выражено волеизъявлением сторон и отражено в пункте 4.1 договоров поставки газа.

Таким образом, указав в данном пункте ГОСТ Р 8.741-2011 (в последующем ГОСТ Р 8.741-2019), стороны добровольно приняли на себя обязательства выполнения его требований в соответствии со статьей 26 Закона о стандартизации. Кроме того, применение в отношениях сторон договора поставки газа названных ГОСТов, является обязательным ввиду применения обозначения указанного национального стандарта в самом договоре в силу названной нормы права.

На основании пункта 1 статьи 432 ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.

Как правильно указано судами со ссылкой на решение Верховного Суда Российской Федерации от 12.01.2015 по делу № АКПИ14-1259, национальные стандарты, включая ГОСТ Р 8.741-2011 и ГОСТ Р 8.741-2019, являются нормативными (техническими) документами, а не нормативно-правовыми актами.

Условиями договора стороны предусмотрели применение к спорным правоотношениям ГОСТ Р 8.741-2019, а также правовые последствия неприменения условий нормативно-технической документации.

На необходимость применения названного ГОСТа указывает и вышеприведенная переписка сторон, предоставление истцу значительного срока для приведения УУГ в соответствие с нормативными (техническими) документами.

Таким образом, довод истца о неверной оценке судами обязательности применения национальных стандартов, со ссылкой на письма технического комитета по стандартизации является не состоятельным.

Довод заявителя кассационной жалобы о неверной оценки судами условий дополнительного соглашения № ДС3 от 01.12.2021 признается судом кассационной инстанции несостоятельным.

Как правильно указал суд апелляционной инстанции, в пункте 4.1. договора стороны предусмотрели необходимость применения ГОСТ Р 8.741-2011.

Приказом Росстандарта от 12.09.2019 № 678-ст «Об утверждении национального стандарта Российской Федерации» утвержден национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р8.741-2019 «Государственная система обеспечения единства измерений. Объем природного газа. Общие требования к методикам измерений» с датой введения в действие с 1 ноября 2019 года взамен ГОСТ Р 8.741-2011.

Пунктом 2 дополнительного соглашения № ДС3 от 01.12.2021 к договору поставки газа от 01.10.2017 № 46-5-14107/2018 стороны определили в пункте 4.1. договора слова «ГОСТ 8.741-2019» заменить словами «ГОСТ Р 841-2019».

Учитывая, что ГОСТ Р8.741-2019 был введен в действие взамен ГОСТ Р 8.741-2011, а также дальнейшую переписку сторон, вывод суда апелляционной инстанции, основанный на совокупности представленных в дело доказательств о том, что допущенная в пункте 2 указанного дополнительного соглашения опечатка не понесла негативных юридических последствий, является верным.

При этом, вопреки доводу заявителя кассационной жалобы, отсутствие в пункте 4.2 ссылки на ГОСТ Р8.741-2019 не влияет на верность вывода судов, поскольку, как до, так и после заключения спорного дополнительного соглашения пункт 4.2. не содержал ссылки на ГОСТ Р 8.741-2011, в пункте 4.2. договора имелась ссылка на иной ГОСТ - ГОСТ Р 8.740-2011.

Довод истца об отсутствии необходимости фиксации ежечасных сведений правомерно отклонен судами в силу предусмотренного пунктами 4.3 договоров поставки газа порядка учета газа, в том числе среднечасового и среднесуточного давления газа.

Кроме того, пунктом 7.6.2 «ГОСТ Р 8.741-2019. Национальный стандарт Российской Федерации. Государственная система обеспечения единства измерений. Объем природного газа. Общие требования к методикам измерений» предусмотрено, что отчетные документы должны содержать параметры потока и состояния газа за отчетный период времени, среди которых, среднечасовое и среднесуточное давление газа.

Также судами обоснованно отклонен довод истца о несогласии с актом обследования узла учета газа от 02.12.2021, в силу отсутствия конкретизации несоответствия корректора ТС-210 требованиям НТД. ГОСТ Р 8.741-2019. Данный акт подписан представителями обеих сторон без замечаний, в установленном законом порядке не оспорен.

Довод ООО «Завод строительных изделий и стеклопакетов» о неверной оценке ответа завода-изготовителя также подлежит отклонению, поскольку указанный ответ подтверждает несоответствие корректора ТС 210 требованиям ГОСТ Р 8.741-2019.

Так, согласно письму от 27.06.2023 № РГЭ 274, корректор модели ТС 210 по умолчанию делает запись значений один раз в день, то есть, установлена фиксация среднесуточных параметров. Для фиксации среднечасовых параметров необходимо переключение параметра «Период архивации» на значение «In» (1 час анг.), то есть фиксация среднечасовых параметров по умолчанию корректором модели ТС 210 не производится.

Истцом в материалы дела доказательств переключения (перепрограммирования) параметра «Период архивации» корректора ТС 210 (заводской номер 80106725) не представлено.

Представленный истцом в суд апелляционной инстанции ответ общества с ограниченной ответственностью «Эльстер газэлектроника» (общество с ограниченной ответственностью «Раско газэлектроника») от 26.07.2023 № 68-ОК, правомерно отклонен судом со ссылкой на положения части 2 статьи 268 АПК РФ, поскольку документы, которые не были предметом исследования суда первой инстанции при рассмотрении дела, не могут быть приняты судом апелляционной инстанции.

Представленное ответчиком в материалы настоящего дела заключение эксперта от 09.12.2022 № 2022/о/э/364, выполненное Пятигорским филиалом федерального бюджетного учреждения «Северо-Кавказский ЦСМ» в рамках иного дела, в соответствии с требованиями статьи 67, 68, 71 АПК РФ, правомерно принято и оценено судом первой инстанции наряду с иными имеющимися доказательствами как одно из письменных доказательств по делу, предметом исследования которого был аналогичной модели корректор ТС 210 по аналогичным вопросам оформления параметров среднечасового давления и среднечасовой температуры газа.

Учитывая изложенное, суды обеих инстанций пришли к правильному выводу, что истец ненадлежащим образом исполнил свои обязательства по заключённым с ответчиком договорам поставки газа, что, в свою очередь, привело к начислению поставщиком размера потреблённого покупателем природного газа по мощности газоиспользующего оборудования.

При указанных обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу, что суды первой и апелляционной инстанций приняли законное и обоснованное решение по делу, полно и всесторонне исследовав и оценив представленные доказательства, установив имеющие значение для дела фактические обстоятельства, правильно применив нормы права.

Доводы заявителя кассационной жалобы фактически повторяют доводы, изложенные в апелляционной жалобе, и направлены на переоценку установленных судебными инстанциями обстоятельств дела, что в силу статьи 286 АПК РФ не входит в компетенцию суда округа.

Принимая во внимание изложенное, оснований для отмены судебных актов судов первой и апелляционной инстанций не имеется.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Саратовской области от 15.07.2023 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.09.2023 по делу № А57-1442/2023 оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные статьями 291.1, 291.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий судья А.Х. Хисамов

Судьи И.В. Арукаева

Н.А. Тюрина