ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А57-14870/2021 от 14.07.2022 АС Поволжского округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

420066, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Красносельская, д. 20, тел. (843) 291-04-15

http://faspo.arbitr.rue-mail: info@faspo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

Ф06-20551/2022

г. Казань                                                       Дело № А57-14870/2021

21 июля 2022 года

Резолютивная часть постановления объявлена 14 июля 2022 года

Полный текст постановления изготовлен 21 июля 2022 года.

Арбитражный суд Поволжского округа в составе:

председательствующего судьи Ананьева Р.В.,

судей Муравьева С.Ю., Хайруллиной Ф.В.

при участии представителей:

публичного акционерного общества «Т Плюс» – Царевой О.В. (доверенность от 24.03.2022), Муравьевой М.С. (доверенность от 09.11.2020)

в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещены надлежащим образом,

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу публичного акционерного общества «Т Плюс»

на решение Арбитражного суда Саратовской области от 14.12.2021 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.03.2022

по делу №А57-14870/2021

по заявлению публичного акционерного общества «Т Плюс» (ИНН 6315376946, ОГРН 1056315070350), район Красногорский Московской области, о признании недействительными постановлений, при участии заинтересованных лиц: администрации Энгельсского муниципального района Саратовской области (ИНН 6449013567, ОГРН 1026401988183), г. Энгельс Саратовской области, Комитета по земельным ресурсам администрации Энгельсского муниципального района (ИНН 6449031750, ОГРН 1026401995729), г. Энгельс Саратовской области,

УСТАНОВИЛ:

публичное акционерное общество «Т Плюс» (далее – ПАО «Т Плюс», общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Саратовской области с заявлением о признании недействительными постановлений администрации Энгельсского муниципального района Саратовской области (далее – администрация) от 15.04.2021 №№ 1387, 1388, 1389, 1390, от 04.06.2021 № 2078, от 07.06.2021 №№ 2071, 2076, 2077 об установлении публичных сервитутов в отношении частей земельных участков и земель, государственная собственность на которые не разграничена, в целях размещения объектов тепловых сетей, принадлежащих ПАО «Т Плюс», в части установления платы за публичный сервитут.

Решением Арбитражного суда Саратовской области от 14.12.2021, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.03.2022, в удовлетворении заявленных требований отказано.

ПАО «Т Плюс», не согласившись с принятыми судебными актами, обратилось в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемые судебные акты отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.

Заявитель кассационной жалобы указал на неправильное применение судами первой и апелляционной инстанций норм материального права, а также несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела.

ПАО «Т Плюс» к кассационной жалобе приложены дополнительные доказательства, которые не были предметом исследования судов первой и апелляционной инстанций.

В силу пункта 4 части 2 статьи 277 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лицо, подающее кассационную жалобу, вправе ссылаться только на обстоятельства дела, установленные судом первой и апелляционной инстанций, и имеющиеся в деле доказательства.

В соответствии с частью 3 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела арбитражный суд кассационной инстанции проверяет, соответствуют ли выводы арбитражного суда первой и апелляционной инстанций о применении нормы права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.

В пункте 30 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 № 13 «О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде кассационной инстанции» разъяснено, что новые и (или) дополнительные доказательства, имеющие отношение к установлению обстоятельств по делу, судом кассационной инстанции не принимаются. Если лицо, участвующее в деле, представило в суд кассационной инстанции дополнительные доказательства, не представленные им в суд первой, апелляционной инстанции, в том числе вместе с отзывом на кассационную жалобу, то такие доказательства судом кассационной инстанции к материалам дела не приобщаются.

Таким образом, Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации не предусмотрено представление в суд кассационной инстанции новых доказательств, которые не были предметом оценки в судах первой и апелляционной инстанций, в связи с чем судебная коллегия считает необходимым возвратить ПАО «Т Плюс» дополнительные доказательства, приложенные к кассационной жалобе.

В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в ходе судебного заседания 07.07.2022 в составе председательствующего судьи Ананьева Р.В., судей Муравьева С.Ю., Хайруллиной Ф.В. был объявлен перерыв до 14.07.2022 в 11 часов 40 минут.

После перерыва судебное заседание продолжено 14.07.2022 в 11 часов 40 минут в том же составе.

Представители ПАО «Т Плюс», явившиеся в судебное заседание, доводы, изложенные в кассационной жалобе, поддержали.

Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного разбирательства уведомлены, явку представителей в судебное заседание не обеспечили, что в силу статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием к рассмотрению кассационной жалобы.

Судебная коллегия, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и проверив в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, считает, что обжалуемые судебные акты подлежат отмене.

Как следует из материалов дела и установлено судами, ПАО «Т Плюс» на праве собственности принадлежат следующие тепловые сети: тепломагистраль № 5 от точки «Б» до У-503 «Б», от У-503 «Б» до производственной базы и от У-503 «А» до производственной базы 4-го района протяженностью 313 м, кадастровый номер 64:50:000000:12269, расположенная по адресу: Саратовская область, г.Энгельс, промзона, о чем 06.02.2007 в Едином государственном реестре недвижимости сделана запись регистрации; тепломагистраль № 1 от ТЭЦ-3 У-101-ШО-103-ТК-123А-ЦТП, тепломагистраль № 1А от ШО 103-ШП107-Ш0108-ТК118, протяженностью 10 060 м, кадастровый номер 64:50:020604:2488, расположенная по адресу: Саратовская область, г.Энгельс, проспект Строителей, о чем 01.12.2005 в Едином государственном реестре недвижимости сделана запись регистрации; тепломагистраль № 2 от У201-224, от У-219-«САРЦВЕТМЕТ» от У204-209, от АЗТК У-207-У-210А, № 2А ТЭЦ-3-У-202, протяженностью 7 942 м, кадастровый номер 64:50:021303:944, расположенная по адресу: Саратовская область, г.Энгельс, промзона, о чем 01.12.2005 в Едином государственном реестре недвижимости сделана запись регистрации; тепломагистраль № 4 от У412 до У-«Б» протяженностью 4 329 м, кадастровый номер 64:50:021303:804, расположенная по адресу: Саратовская область, г.Энгельс, промзона, о чем 06.02.2007 в Едином государственном реестре недвижимости сделана запись регистрации; тепломагистраль № 4 от У-101 (У-«А») до У-202 протяженностью 510 м, кадастровый номер 64:50:021303:859, расположенная по адресу: Саратовская область, г.Энгельс, промзона, о чем 06.02.2007 в Едином государственном реестре недвижимости сделана запись регистрации; тепломагистраль № 8 от ТК-112-ТК806, № 8А от ТК-806-ЦТП-1, ТК-803-ЦТП-5, кадастровый номер 64:38:180226:678, расположенная по адресу: Саратовская область, г. Энгельс, ул. Полтавская, о чем 01.12.2005 в Едином государственном реестре недвижимости сделана запись регистрации; тепломагистраль № 6 от К-118 до У604, И У-607 до ЦТП-2, кадастровый номер 64:50:021401:4744, расположенная по адресу: Саратовская область, г.Энгельс, ул.Строительная, о чем 01.12.2005 в Едином государственном реестре недвижимости сделана запись регистрации; сооружение надземной тепломагистрали протяженностью трубопроводов 1 780 м, кадастровый номер 64:50:021302:441, расположенная по адресу: Саратовская область, г.Энгельс, Функциональный проезд, о чем 21.09.2007 в Едином государственном реестре недвижимости сделана запись регистрации.

ПАО «Т Плюс» на основании статьи 3.6 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» обратилось в администрацию с ходатайствами об установлении публичного сервитута в отношении частей земельных участков для размещения вышеуказанных тепловых сетей, право собственности на которые возникло у общества до 01.09.2018.

Постановлениями администрации от 15.04.2021 №№ 1387, 1388, 1389, 1390, от 04.06.2021 № 2078, от 07.06.2021 №№ 2071, 2076, 2077 установлен публичный сервитут сроком на 49 лет в отношении частей земельных участков, находящихся в публичной собственности, в целях размещения тепловых сетей, принадлежащих ПАО «Т Плюс», с установлением размера платы за публичный сервитут.

ПАО «Т Плюс», полагая, что данные постановления в части установления платы за публичный сервитут противоречат действующему законодательству, нарушают его права и законные интересы, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Суды первой и апелляционной инстанций, установив, что ПАО «Т Плюс» является собственником тепловых сетей, для размещения которых в силу пункта 1 статьи 39.37 Земельного кодекса Российской Федерации может быть установлен публичный сервитут, пришли к выводу, что в соответствии с пунктом 1 статьи 39.40 Земельного кодекса Российской Федерации общество имеет право на обращение в орган местного самоуправления с ходатайством об установлении публичного сервитута в отношении земельных участков, необходимых для размещения принадлежащих ему тепловых сетей.

Принимая во внимание, что в силу пункта 6 статьи 39.46 Земельного кодекса Российской Федерации безвозмездный публичный сервитут не устанавливается в целях размещения тепловых сетей, суды пришли к выводу о том, что оспариваемые постановления в части установления размера платы за публичный сервитут соответствуют требованиям действующего законодательства, так как норма пункта 6 статьи 39.46 Земельного кодекса Российской Федерации является специальной, а положения пункта 4 статьи 3.6 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» не могут рассматриваться как дополнительное основание для установления безвозмездного публичного сервитута, поскольку противоречат императивным требованиям земельного законодательства, предусматривающим, что исключения обязанности вносить плату за публичный сервитут могут устанавливаться только Земельным кодексом Российской Федерации и связаны с целями установления публичного сервитута, в связи с чем отказали обществу в удовлетворении заявленных требований.

Между тем судами первой и апелляционной инстанций не принято во внимание следующее.

Федеральным законом от 03.08.2018 № 341-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части упрощения размещения линейных объектов», вступившим в силу с 01.09.2018,  Земельный кодекс Российской Федерации дополнен главой V.7 «Установление публичного сервитута в отдельных целях», а Федеральный закон от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» дополнен статьей 3.6.

В соответствии с пунктами 1-3 статьи 3.6 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» в редакции, действующей на момент принятия оспариваемых постановлений, юридические лица, имеющие на праве собственности, праве оперативного управления или праве хозяйственного ведения сооружения, которые в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации могут размещаться на земельном участке и (или) землях на основании публичного сервитута, имеют право переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, право аренды земельного участка на публичный сервитут в порядке, установленном пунктом 2 настоящей статьи, при условии, что право собственности, право оперативного управления или право хозяйственного ведения на указанные сооружения возникло до 01.09.2018.

В целях переоформления права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, права аренды земельного участка на публичный сервитут лица, указанные в пункте 1 настоящей статьи, вправе обратиться с ходатайством об установлении публичного сервитута в соответствии с правилами, установленными главой V.7 Земельного кодекса Российской Федерации. В этом случае право постоянного (бессрочного) пользования или договор аренды земельного участка прекращается на основании решения об установлении публичного сервитута.

Юридические лица, право собственности, право хозяйственного ведения или право оперативного управления которых на сооружения, которые в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации могут размещаться на земельном участке и (или) землях на основании публичного сервитута, возникло в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, до 01.09.2018 и у которых отсутствуют права на земельный участок, на котором находятся такие сооружения, вправе оформить публичный сервитут в порядке, установленном главой V.7 Земельного кодекса Российской Федерации, в целях размещения таких сооружений или приобрести соответствующий земельный участок в аренду до 01.01.2022.

Согласно статье 39.37 Земельного кодекса Российской Федерации в порядке, предусмотренном настоящей главой, публичный сервитут устанавливается для использования земельных участков и (или) земель в следующих целях: 1) размещение объектов электросетевого хозяйства, тепловых сетей, водопроводных сетей, сетей водоотведения, линий и сооружений связи, линейных объектов системы газоснабжения, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, их неотъемлемых технологических частей, если указанные объекты являются объектами федерального, регионального или местного значения, либо необходимы для организации электро-, газо-, тепло-, водоснабжения населения и водоотведения, подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения, либо переносятся в связи с изъятием земельных участков, на которых они ранее располагались, для государственных или муниципальных нужд (далее также - инженерные сооружения); 2) складирование строительных и иных материалов, размещение временных или вспомогательных сооружений (включая ограждения, бытовки, навесы) и (или) строительной техники, которые необходимы для обеспечения строительства, реконструкции, ремонта объектов транспортной инфраструктуры федерального, регионального или местного значения, на срок указанных строительства, реконструкции, ремонта; 3) устройство пересечений автомобильных дорог или железнодорожных путей с железнодорожными путями общего пользования на земельных участках, находящихся в государственной собственности, в границах полос отвода железных дорог, а также устройство пересечений автомобильных дорог или железнодорожных путей с автомобильными дорогами или примыканий автомобильных дорог к другим автомобильным дорогам на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в границах полосы отвода автомобильной дороги; 4) размещение автомобильных дорог и железнодорожных путей в туннелях; 5) проведение инженерных изысканий в целях подготовки документации по планировке территории, предусматривающей размещение линейных объектов федерального, регионального или местного значения, проведение инженерных изысканий для строительства, реконструкции указанных объектов, а также сооружений, предусмотренных подпунктом 1 настоящей статьи.

Пунктом 1 Требований к форме ходатайства об установлении публичного сервитута, содержанию обоснования необходимости установления публичного сервитута, утвержденных приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 10.10.2018 № 542, предусмотрено, что ходатайство об установлении публичного сервитута для использования земельных участков и (или) земель в целях, предусмотренных статьей 39.37 Земельного кодекса Российской Федерации, статьей 3.6 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», подается по форме согласно приложению к настоящим Требованиям.

Согласно приложению к данным Требованиям (пункт 4 формы) в ходатайстве в качестве цели установления публичного сервитута в отношении земель и (или) земельного участка могут служить как цели, предусмотренные статьей 39.37 Земельного кодекса Российской Федерации, так и статьей 3.6 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации».

Таким образом, юридические лица, право собственности, право хозяйственного ведения или право оперативного управления которых на сооружения, которые в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации могут размещаться на земельном участке и (или) землях на основании публичного сервитута, возникло в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, до 01.09.2018, имеют право обратиться в уполномоченный орган с ходатайством об установлении публичного сервитута на основании статьи 3.6 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации».

При этом в силу пункта 4 статьи 3.6 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» плата за публичный сервитут, устанавливаемый в случаях, предусмотренных пунктами 1-3 настоящей статьи, не устанавливается в том числе в случае установления публичного сервитута в отношении земельных участков, находящихся в частной собственности.

Пунктом 1 статьи 39.46 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что обладатель публичного сервитута обязан вносить плату за публичный сервитут, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

Согласно пункту 6 статьи 39.46 Земельного кодекса Российской Федерации безвозмездным является публичный сервитут, установленный: 1) в целях, предусмотренных подпунктом 3 статьи 39.37 настоящего Кодекса; 2) в целях, предусмотренных подпунктом 4 статьи 39.37 настоящего Кодекса, в случае установления публичного сервитута в отношении земельных участков и (или) земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не обремененных правами третьих лиц; 3) в отношении земельного участка, правообладатель которого является стороной договора о подключении (технологическом присоединении) к сетям инженерно-технического обеспечения, в целях исполнения которого установлен публичный сервитут.

Положения пункта 4 статьи 3.6 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», предусматривающие безвозмездное установление публичного сервитута по основаниям, предусмотренным пунктами 1-3 данной нормы, являются специальными по отношению к положениям статьи 39.46 Земельного кодекса Российской Федерации.

Иное толкования указанных норм приведет к исключению применения положений пункта 4 статьи 3.6 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», устанавливающих преференции для юридических лица, право собственности, право хозяйственного ведения или право оперативного управления которых на сооружения, которые в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации могут размещаться на земельном участке и (или) землях на основании публичного сервитута, возникло в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, до 01.09.2018, в случае установления публичного сервитута по основаниям, предусмотренным пунктами 1-3 данной нормы, но не для целей, указанных в пункте 6 статьи 39.46 Земельного кодекса Российской Федерации.

ПАО «Т Плюс» на праве собственности принадлежат тепловые сети, право собственности на которые возникло у общества до 01.09.2018.

ПАО «Т Плюс» на основании пункта 3 статьи 3.6 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» обратилось в администрацию с ходатайствами об установлении публичного сервитута в отношении частей земельных участков для размещения вышеуказанных тепловых сетей.

Из преамбулы оспариваемых постановлений следует, что публичный сервитут был установлен на основании статьи 3.6 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации».

 Как установлено судами и не оспаривается лицами, участвующими в деле, процедура установления публичного сервитута для размещения тепловых сетей, принадлежащих на праве собственности заявителю, предусмотренная главой V.7 Земельного кодекса Российской Федерации, была соблюдена.

Поскольку публичный сервитут в отношении частей земельных участков был установлен для размещения тепловых сетей, право собственности на которые у ПАО «Т Плюс» возникло до 01.09.2018, на основании пункта 3 статьи 3.6 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», плата за такой публичный сервитут в соответствии с пунктом 4 статьи 3.6 данного Закона не устанавливается.

Аналогичная позиция изложена в постановлении Арбитражного суда Уральского округа от 05.04.2022 по делу № А60-33057/2021.

Таким образом, постановления администрации от 15.04.2021 №№ 1387, 1388, 1389, 1390, от 04.06.2021 № 2078, от 07.06.2021 №№ 2071, 2076, 2077 об установлении публичных сервитутов в отношении частей земельных участков и земель, государственная собственность на которые не разграничена, в целях размещения объектов тепловых сетей, принадлежащих ПАО «Т Плюс», в части установления платы за публичный сервитут противоречат пункту 4 статьи 3.6 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации».

При таких обстоятельствах судебная коллегия считает необходимым решение Арбитражного суда Саратовской области от 14.12.2021 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.03.2022 по делу № А57-14870/2021 отменить.

Поскольку судами фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, однако неправильно применены нормы права, судебная коллегия считает необходимым, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 287, статьями 286, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Саратовской области от 14.12.2021 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.03.2022 по делу № А57-14870/2021 отменить.

Признать недействительными постановления администрации Энгельсского муниципального района Саратовской области от 15.04.2021, №№ 1387, 1388, 1389, 1390, от 04.06.2021 № 2078, от 07.06.2021 №№ 2071, 2076, 2077 об установлении публичных сервитутов в отношении частей земельных участков и земель, государственная собственности на которые на разграничена, в целях размещения объектов тепловых сетей, принадлежащих публичному акционерному обществу «Т Плюс» (ИНН 6315376946, ОГРН 1056315070350), в части установления платы за публичный сервитут.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки установленные законом.

Председательствующий судья                                           Р.В. Ананьев

Судьи                                                                                  С.Ю. Муравьев

                                                                                             Ф.В. Хайруллина