АРБИТРАЖНЫЙ СУД
ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА
http://faspo.arbitr.ru e-mail: info@faspo.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции
Ф06-20441/2022
г. Казань Дело № А57-14973/2021
04 августа 2022 года
Резолютивная часть постановления объявлена 02 августа 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 04 августа 2022 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Карповой В.А.,
судей: Ананьева Р.В., Петрушкина В.А.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Сафроновой Т.В.,
при участии в судебном заседании с использованием системы видеоконференц-связи присутствующего в Арбитражном суде Саратовской области представителя истца –ФИО1 (доверенность),
в отсутствие:
ответчика – извещен надлежащим образом,
третьих лиц – извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации муниципального образования «Город Саратов»
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 31.01.2022 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.04.2022
по делу № А57-14973/2021
по исковому заявлению публичного акционерного общества «Т Плюс» (ОГРН <***>) к администрации Заводского района муниципального образования «Город Саратов» (ИНН <***>; ОГРН <***>), третьи лица: администрация муниципального образования «Город Саратов», общество с ограниченной ответственностью «УК Авиатор Заводской» (ИНН <***>; ОГРН <***>), об обязании освободить охранную зону тепловых сетей путем демонтажа объектов детской площадки,
УСТАНОВИЛ:
публичное акционерное общество «Т Плюс» (далее – ПАО «Т Плюс») обратилось в Арбитражный суд Саратовской области к администрации Заводского района муниципального образования «Город Саратов» с исковым заявлением об обязании освободить охранную зону тепловых сетей путем демонтажа объектов детской площадки, расположенной по адресу: <...> на земельном участке с кадастровым номером 64:48:020314:142 в охранной зоне тепловых сетей, либо вынос за пределы охранной зоны тепловых сетей, в течение месяца с момента вступления в законную силу решения суда; о взыскании с ответчика астрента в размере: – 100 (сто) рублей за каждый день неисполнения судебного акта с момента вступления решения суда в законную силу до истечения третьего месяца; – 200 (двести) рублей за каждый день неисполнения судебного акта, начиная с четвертого месяца вступления решения суда в законную силу до его фактического исполнения, а также расходов по оплате государственной пошлины.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 31.01.2022 (с учетом определения Арбитражного суда Саратовской области от 03.03.2022 об исправлении опечатки), оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.04.2022, исковые требования удовлетворены, суд обязал администрацию Заводского района муниципального образования «Город Саратов» освободить охранную зону тепловых сетей путем демонтажа объектов детской площадки, расположенных по адресу. <...> на земельном участке с кадастровым номером 64:48:020314:142 в охранной зоне тепловых сетей, либо вынести за пределы охранной зоны тепловых сетей, в течение месяца с момента вступления в законную силу решения суда; взыскать с ответчика астрент в размере: – 100 (сто) рублей за каждый день неисполнения судебного акта с момента истечения месяца после вступления решения суда в законную силу до истечения четвертого месяца с момента вступления в законную силу решения; – 200 (двести) рублей за каждый день неисполнения судебного акта начиная с пятого месяца вступления решения суда в законную силу до его фактического исполнения.
В кассационной жалобе администрации муниципального образования «Город Саратов» просит решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда отменить, в удовлетворении исковых требований отказать, по основаниям, изложенным в кассационной жалобе.
Информация о принятии кассационной жалобы к производству, движении дела, времени и месте судебного заседания размещена на официальном сайте Арбитражного суда Поволжского округа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по адресу: http://faspo.arbitr.ru/ в соответствии со статьей 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).
Законность обжалуемых судебных актов проверена в порядке, предусмотренном главой 35 АПК РФ по доводам, изложенным в кассационной жалобе.
Как следует из материалов дела, в собственности ПАО «Т Плюс» находится объект «Сооружение - тепломагистраль №1а от ТЭЦ-1, протяженностью 4251 м.», местонахождение объекта: г. Саратов, от ТЭЦ-1 по ул. им. Орджоникидзе ПК по ЦТП по ул. Пионерской, с кадастровым номером 64:40:000000:215883, что подтверждается записью регистрации вЕГРН от 01.10.2015 № 64-64-01/337/2005-303.
Сотрудниками территориального управления теплоснабжения г. Саратов ПАО «Т Плюс» в ходе осмотра 14.12.2020 и 31.03.2021 составлены акты о нарушении охранной зоны тепловых сетей, установлено наличие объекта «Детская площадка» принадлежащей администрации Заводского района МО «Город Саратов», по адресу: <...>.
ПАО «Т Плюс» 14.05.2021 в адрес ответчика направлена претензия с требованием демонтажа детской площадки или ее выноса за пределы охранной зоны в течение 60 календарных дней, которая оставлена последним без ответа и удовлетворения.
ПАО «Т Плюс», указывая, что в нарушение требований Типовых правил охраны коммунальных сетей, утвержденных приказом Министерства архитектуры, строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 17.08.1992 № 197 (далее – Правила № 197), в охранной зоне тепловых сетей возведена детская площадка, обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Оценив представленные в материалы дела доказательства, в том числе акты обследования по правилам статьи 71 АПК РФ, руководствуясь статьями 304, 305, 209 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), пунктами 4, 5 Правил № 197, пунктом 6.1.8 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных приказом Минэнерго России от 24.03.2003 № 115, пунктом 33 Организационно-методических рекомендаций по пользованию системами коммунального теплоснабжения в городах и других населенных пунктах Российской Федерации, утвержденных приказом Госстроя России от 21.04.2000 № 92, учитывая разъяснения, содержащиеся в пункте 45 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» (далее – постановление № 10/22), статьей 65 АПК РФ, суд удовлетворил иск, обязав администрацию освободить охранную зону тепловых сетей путем демонтажа детской площадки, расположенной в охранной зоне, либо вынести за пределы охранной зоны тепловых сетей,
Арбитражный суд кассационной инстанции, оставляя без изменения обжалованные судебные акты, исходит из установленных судом обстоятельств дела и следующих норм права.
Согласно статье 304 ГК РФ собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
В силу статьи 305 ГК РФ права, предусмотренные статьями 301 - 304 настоящего Кодекса, принадлежат также лицу, хотя и не являющемуся собственником, но владеющему имуществом на праве пожизненного наследуемого владения, хозяйственного ведения, оперативного управления либо по иному основанию, предусмотренному законом или договором. Это лицо имеет право на защиту его владения также против собственника.
В пункте 45 постановления № 10/22 разъяснено, что применяя статью 304 ГК РФ, в силу которой собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения, судам необходимо учитывать следующее. В силу статей 304, 305 ГК РФ иск об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, подлежит удовлетворению в случае, если истец докажет, что он является собственником или лицом, владеющим имуществом по основанию, предусмотренному законом или договором, и что действиями ответчика, не связанными с лишением владения, нарушается его право собственности или законное владение. Такой иск подлежит удовлетворению и в том случае, когда истец докажет, что имеется реальная угроза нарушения его права собственности или законного владения со стороны ответчика. Иск об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, подлежит удовлетворению независимо от того, на своем или чужом земельном участке либо ином объекте недвижимости ответчик совершает действия (бездействие), нарушающие право истца.
В соответствии с разъяснениями, изложенными в пункте 46 постановления № 10/22, при рассмотрении исков об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, путем возведения ответчиком здания, строения, сооружения суд устанавливает факт соблюдения градостроительных и строительных норм и правил при строительстве соответствующего объекта. Несоблюдение, в том числе незначительное, градостроительных и строительных норм и правил при строительстве может являться основанием для удовлетворения заявленного иска, если при этом нарушается право собственности или законное владение истца.
Пунктом 1 статьи 56 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) предусмотрено, что права на землю могут быть ограничены по основаниям, установленным настоящим Кодексом, федеральными законами.
Могут устанавливаться следующие ограничения прав на землю: ограничения использования земельных участков в зонах с особыми условиями использования территорий (подпункт 1 пункта 2 статьи 56 ЗК РФ).
Статьей 105 ЗК РФ предусмотрено, что могут быть установлены следующие виды зон с особыми условиями использования территорий: охранная зона тепловых сетей (пункт 28).
Согласно пункту 1 статьи 106 ЗК РФ Правительство Российской Федерации утверждает положение в отношении каждого вида зон с особыми условиями использования территорий, за исключением зон с особыми условиями использования территорий, которые возникают в силу федерального закона (водоохранные (рыбоохранные) зоны, прибрежные защитные полосы, защитные зоны объектов культурного наследия).
На данный момент Правительство Российской Федерации такое положение в отношении тепловых сетей не утвердило, в связи с чем действуют Правила № 197, которыми установлены ограничения использования земельных участков охранной зоны тепловых сетей.
Согласно пункту 4 Правил № 197 охранные зоны тепловых сетей устанавливаются вдоль трасс прокладки тепловых сетей в виде земельных участков шириной, определяемой углом естественного откоса грунта, но не менее 3 метров в каждую сторону, считая от края строительных конструкций тепловых сетей (или от наружной поверхности изолированного теплопровода при бесканальной прокладке).
В пределах охранных зон тепловых сетей не допускается производить действия, которые могут повлечь нарушения в нормальной работе тепловых сетей, их повреждение, несчастные случаи или препятствующие ремонту: устраивать спортивные и игровые площадки, неорганизованные рынки, остановочные пункты общественного транспорта, стоянки всех видов машин и механизмов, гаражи, огороды и т.п. (пункт 5 Правил № 197).
Пунктом 6 Правил № 197 предусмотрено, что в пределах территории охранных зон тепловых сетей без письменного согласия предприятий и организаций, в ведении которых находятся эти сети, запрещается: производить строительство, капитальный ремонт, реконструкцию или снос любых зданий и сооружений; производить земляные работы, планировку грунта, посадку деревьев и кустарников, устраивать монументальные клумбы; производить погрузочно-разгрузочные работы, а также работы, связанные с разбиванием грунта и дорожных покрытий; сооружать переезды и переходы через трубопроводы тепловых сетей.
Факт размещения детской площадки в границах охранной зоны тепловой сети подтвержден актами осмотра от 31.03.2021 и от 24.08.2021, данными выписки из ЕГРН, схемами расположения охранной зоны сетей и объекта ответчика, фотоматериалами.
Согласно акту осмотра детской площадки расположенной в охранной зоне ТМ № 1 от ТЭЦ-1 у жилого дома по адресу: <...> от 24.08.2021, комиссией установлено, что указанная детская площадка расположена непосредственно над участком подземной прокладки ТМ № 1 от ТЭЦ-1 от ТК-115/15 до ТК-115/17 ТМ № 1А от ТЭЦ-1 у жилого дома по адресу: <...>.
Сооружение – «Участок теплотрассы протяженностью 10 м., местонахождение объекта: <...>», является собственностью ПАО «Т Плюс».
Согласно письму Федеральной кадастровой палаты Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области от 01.08.2012 № 3769 в государственный кадастр недвижимости внесены сведения о зонах с особыми условиями использования территории: «Охранная зона теплотрассы от ТМ-1а № 1а от ТЭЦ-1, протяженностью 7258 м., г. Саратов, от ТК-115/15 до ТК-115/17 ТМ № 1А от ТЭЦ-1 по адресу: <...>, учетный номер 64.48.2.75 от 01.08.2012».
Акт осмотра от 24.08.2021 составлен и подписан комиссией, в состав которой были включены в том числе: ведущий специалист отдела коммунального хозяйства администрации Заводского района г. Саратова, консультант судебно-правового отдела Комитета правового обеспечения администрации МО «Город Саратов», начальник муниципального земельного контроля Управления муниципального контроля администрации МО «Город Саратов» (л.д. 71-72).
Кроме того, в акте осмотра от 24.08.2021 комиссия, составившая и подписавшая акт, в том числе и уполномоченные со стороны ответчика и заявителя жалобы лица, пришли к согласованию мероприятия по устранению нарушений требований правил охраны коммунальных тепловых сетей, согласно которым детская площадка, расположенная у дома по адресу: <...> будет перенесена за границы охранной зоны тепловой сети администрацией Заводского района МО «Город Саратов».
Вместе с тем, данные мероприятия по переносу спорной детской площадки за границы охранной зоны тепловой сети ответчиком так и не проведены.
Судом первой инстанции установлено, что сведения о правообладателях спорного земельного участка с кадастровым номером 64:48:020314:142, на котором расположена детская площадка, согласно выписке из ЕГРН отсутствуют (л.д. 78).
Как усматривается из письма от 21.01.2021 с исх. № 21-А, направленного ООО «УК Авиатор» в ответ на претензию ПАО «Т Плюс» о размещении детской площадки в охранной зоне, управляющая организация сообщила, что детская площадка, находящаяся в охранной зоне тепловой сети, на балансе многоквартирного жилого дома по ул. Орджоникидзе, д. 2г и ООО «УК Авиатор» не числится. Инициатором установки вышеуказанной детской площадки является администрация Заводского района МО «Город Саратов» (л.д. 20).
Таким образом, суд первой инстанции, установив факт размещения детской площадки в границах охранной зоны тепловых сетей истца, учитывая, что детская площадка расположена за границами земельных участков, сформированных для эксплуатации многоквартирных домов, на земельном участке, право государственной собственности на который не разграничена, распоряжение которым осуществляется администрацией, суд пришел к обоснованному выводу о возложении на администрацию обязанности по переносу спорной детской площадки за границы охранной зоны тепловой сети.
Довод кассационной жалобы о том, что истцом не представлен кадастровый план территории, карта объекта землеустроительства, документы подтверждающие установление охранной зоны тепловых сетей, не может быть принят судебной коллегией во внимание.
Федеральным законом от 03.08.2018 № 342-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» ЗК РФ дополнен главой XIX. Зоны с особыми условиями использования территорий.
На основании пункта 6 статьи 106 ЗК РФ, если иное не предусмотрено настоящей статьей, установление, изменение, прекращение существования зоны с особыми условиями использования территории осуществляются на основании решения уполномоченного органа государственной власти, органа местного самоуправления.
В случае, если зона с особыми условиями использования территории возникает в силу федерального закона, принятие решения об установлении или изменении зоны с особыми условиями использования территории не требуется. В этом случае уполномоченными в соответствии с федеральными законами органами государственной власти или органами местного самоуправления осуществляется подготовка предусмотренных пунктом 10 настоящей статьи сведений о границах такой зоны с особыми условиями использования территории (пункт 19 статьи 106 ЗК РФ).
В силу пункта 24 статьи 106 ЗК РФ зоны с особыми условиями использования территорий, в том числе возникающие в силу закона, ограничения использования земельных участков в таких зонах считаются установленными, измененными со дня внесения сведений о зоне с особыми условиями использования территории, соответствующих изменений в сведения о такой зоне в Единый государственный реестр недвижимости. Зоны с особыми условиями использования территорий считаются прекратившими существование, а ограничения использования земельных участков в таких зонах недействующими со дня исключения сведений о зоне с особыми условиями использования территории из Единого государственного реестра недвижимости, если иное не предусмотрено настоящей статьей, федеральным законом.
При этом необходимо учитывать, что статья 26 Федерального закона от 03.08.2018 № 342-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» определяет переходные положения, связанные с правовыми последствиями установления охранных зон и минимальных расстояний до магистральных или промышленных трубопроводов до утверждения Правительством Российской Федерации положения о них в соответствии со статьей 106 ЗК РФ.
Согласно части 8 статьи 26 Федерального закона от 03.08.2018 № 342-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» до 01.01.2028 зоны с особыми условиями использования территорий считаются установленными в случае отсутствия сведений о таких зонах в Едином государственном реестре недвижимости, если такие зоны установлены до 01.01.2025 одним из следующих способов: 1) решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, принятым в соответствии с законодательством, действовавшим на день принятия этого решения; 2) согласованием уполномоченным органом исполнительной власти границ зоны с особыми условиями использования территории в соответствии с законодательством, действовавшим на день данного согласования, в случае, если порядок установления зоны был предусмотрен указанным законодательством; 3) нормативным правовым актом, предусматривающим установление зон с особыми условиями использования территорий в границах, установленных указанным актом, без принятия решения исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления об установлении таких зон либо согласования уполномоченным органом исполнительной власти границ зоны с особыми условиями использования территории; 4) решением суда.
В случаях, если это предусмотрено законодательством, действовавшим на день установления зоны с особыми условиями использования территории, указанной в части 8 настоящей статьи, такая зона считается установленной при условии, что установлено или утверждено описание местоположения границ такой зоны в текстовой и (или) графической форме или границы такой зоны обозначены на местности (часть 9 статьи 26 Федерального закона от 03.08.2018 № 342-ФЗ).
В соответствии с частью 10 статьи 26 Федерального закона от03.08.2018 № 342-ФЗ зоны с особыми условиями использования территорий, которые установлены до 01.01.2025 нормативными правовыми актами или решениями об их установлении, при соблюдении условий, указанных в частях 8 и 9 настоящей статьи, считаются установленными вне зависимости от соответствия решений об их установлении требованиям, установленным в соответствии со статьей 106 ЗК РФ (в редакции настоящего Федерального закона). Внесение изменений в указанные решения или принятие новых решений об установлении таких зон и (или) их границ в соответствии с требованиями ЗК РФ (в редакции настоящего Федерального закона) не требуется, за исключением случая, предусмотренного частью 11 настоящей статьи.
Таким образом, переходными положениями статьи 26 Федерального закона от 03.08.2018 № 342-ФЗ урегулированы вопросы признания зон охраны, сведения о которых не внесены в Единый государственный реестр недвижимости (определения Верховного Суда Российской Федерации от31.07.2019 № 18-КА19-31, от 27.08.2020 № 306-ЭС20-6483).
Как указывалось выше, на данный момент Правительство Российской Федерации положение в отношении тепловых сетей в соответствии со статьей 106 ЗК РФ не утвердило, в связи с чем действуют Правила № 197, в соответствии с пунктом 4 которых охранные зоны тепловых сетей устанавливаются вдоль трасс прокладки тепловых сетей в виде земельных участков шириной, определяемой углом естественного откоса грунта, но не менее 3 метров в каждую сторону, считая от края строительных конструкций тепловых сетей (или от наружной поверхности изолированного теплопровода при бесканальной прокладке).
В материалы дела представлены акты осмотра от 31.03.2021 и от 24.08.2021, выписки из ЕГРН, схемы расположения охранной зоны сетей и объекта ответчика, фотоматериалами, подтверждающие факт размещения детской площадки в границах охранной зоны тепловой сети.
С учетом изложенного суды первой и апелляционной инстанций, пришли к правильному выводу о наличии оснований для обязания администрации как уполномоченного органа собственника земельного участка освободить охранную зону тепловых сетей путем демонтажа детской площадки, расположенной в охранной зоне.
Аналогичная правовая позиция изложена постановлениях Арбитражного суда Поволжского округа от 26.05.2022 по делу № А57-10208/2021, от 29.06.2022 по делу № А57-10402/2021.
Приведенные в кассационной жалобе доводы отклоняются судом кассационной инстанции как противоречащие материалам настоящего дела. Несогласие заявителя с установленными по делу фактическими обстоятельствами и оценкой судом доказательств не является основанием для отмены судебных актов и не свидетельствует о наличии нарушений норм материального права, повлиявших на исход судебного разбирательства.
У суда кассационной инстанции отсутствуют правовые основания для иной оценки указанных обстоятельств, поскольку в силу статьи 286 АПК РФ суду кассационной инстанции не предоставлены полномочия пересматривать фактические обстоятельства дела, установленные судами при их рассмотрении, давать иную оценку собранным по делу доказательствам, устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены в решении или постановлении либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции.
Материалы дела исследованы судом первой и апелляционной инстанций полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в судебных актах выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права.
Оснований для отмены решения суда первой инстанции и постановления апелляционного суда по приведенным в кассационной жалобе доводам не имеется.
Нарушения либо неправильного применения норм процессуального права, в том числе предусмотренных в части 4 статьи 288 АПК РФ, при рассмотрении дела не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Саратовской области от 31.01.2022 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.04.2022 по делу № А57-14973/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.
Приостановление исполнения решения Арбитражного суда Саратовской области от 31.01.2022 и постановления Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.04.2022 по делу № А57-14973/2021, принятое определением Арбитражного суда Поволжского округа от 10.06.2022, отменить.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные статьями 291.1, 291.2. Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья В.А. Карпова
Судьи Р.В. Ананьев
В.А. Петрушкин