АРБИТРАЖНЫЙ СУД
ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА
420066, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Красносельская, д. 20, тел. (843) 291-04-15
http://faspo.arbitr.ru e-mail: info@faspo.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции
Ф06-8311/2023
г. Казань Дело № А57-17367/2022
04 октября 2023 года
Резолютивная часть постановления объявлена 03 октября 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 04 октября 2023 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Сабирова М.М.,
судей Гильмановой Э.Г., Желаевой М.З.,
при ведении протокола судебного заседания с использованием системы видеоконференц-связи помощником судьи Мутовкиной Е.Л.,
при участии в Арбитражном суде Саратовской области представителей:
индивидуального предпринимателя - Главы крестьянского фермерского хозяйства Пак Е.П. – ФИО1 (по доверенности от 10.06.2023),
Министерства финансов Саратовской области – ФИО2 (доверенность от 27.12.2022),
в отсутствии иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу индивидуального предпринимателя - Главы крестьянского фермерского хозяйства ФИО3, Саратовская область, г. Маркс (ОГРНИП <***>, ИНН <***>),
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 03.03.2023 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.06.2023
по делу № А57-17367/2022
по исковому заявлению индивидуального предпринимателя - Главы крестьянского фермерского хозяйства ФИО3 к Министерству сельского хозяйства Саратовской области, г. Самара (ОГРН <***>, ИНН <***>), о признании недействительным соглашения в части, установлении размера субсидии и взыскании субсидии,
с участием в деле в качестве третьих лиц Прокуратуры Саратовской области, г. Саратов, Министерства финансов Саратовской области, г. Саратов, Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Саратовской области, г. Саратов,
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель - Глава крестьянского фермерского хозяйства ФИО3 (далее – Предприниматель) обратилась в Арбитражный суд Саратовской области с исковым заявлением к Министерству сельского хозяйства Саратовской области (далее - Минсельхоз)
о признании недействительным пункта 2.1 соглашения о предоставлении субсидии из областного бюджета на возмещение части затрат (без учёта налога на добавленную стоимость) на стимулирование развития приоритетных подотраслей агропромышленного комплекса в области растениеводства в рамках государственной программы Саратовской области «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Саратовской области» от 16.02.2022 № 10-2022-000956 в части установления размера субсидии в 2022 году в размере 3457095 руб. 30 коп.;
установлении размера субсидии, подлежащей предоставлению Предпринимателю согласно пункту 2.1 соглашения в размере 9218920 руб. 80 коп.;
взыскании с Минсельхоза недополученной субсидии в размере 5761825 руб. 50 коп.
В качестве третьего лица по делу Предпринимателем указана Прокуратура Саратовской области.
Исковое заявление мотивировано нарушением Минсельхозом порядка предоставлении субсидии, нарушен принцип равенства субъектов предпринимательской деятельности, установлены разные процентные соотношения компенсации затрат, применён нормативно-правовой акт не имеющий обратной силы, наличием оснований для установления размера субсидии в соответствии с поданной Предпринимателем заявкой, нарушения Минсельхоза подтверждены проверкой Прокуратуры Саратовской области.
Минсельхоз в отзыве на исковое заявление просил отказать в его удовлетворении, поскольку порядок рассмотрения заявок на предоставление субсидий не нарушен, субсидии предоставлены в порядке очерёдности поданных заявок, размер ставок определяется Минсельхозом, субсидии предоставляются в пределах средств бюджета.
Определением от 24.10.2022 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечено Министерство финансов Саратовской области (далее – Минфин).
Минфин в отзыве на исковое заявление просил отказать в его удовлетворении, поскольку Минсельхозом правомерно предоставлена Предпринимателю субсидия в установленном в соглашении размере, субсидия предоставлена в соответствии с лимитами бюджетных обязательств, Минсельхозом правомерно определён размер затрат, подлежащих компенсации за счёт субсидии, соответствие претендента условиям предоставления субсидии не влечёт обязательного предоставления субсидии.
Определением от 09.01.2023 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечён Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Саратовской области.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 03.03.2023 в удовлетворении исковых требований отказано.
Решение суда первой инстанции мотивировано следующими обстоятельствами: субсидии предоставляются в соответствии с нормами бюджетного законодательства в порядке очерёдности и являются компенсацией части затрат, ставки предоставления субсидии снижены для всех участников отбора, до заключения соглашения у получателя субсидии отсутствует субъективное право требования предоставлении субсидии, соглашение заключено в период действия приказа, установившего уменьшенную ставку предоставления субсидии, заключив соглашение, Предприниматель согласилась с его содержанием, нарушения при отборе не влияют на действительность соглашения.
Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.06.2023 решение суда первой инстанции от 03.03.2023 оставлено без изменения.
В обоснование принятого по делу судебного акта апелляционный суд указал на правомерность выводов суда первой инстанции.
Не согласившись с выводами судебных инстанций, Предприниматель обратилась в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить принятые по делу судебные акты и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
В обоснование кассационной жалобы Предприниматель ссылается на незаконность и необоснованность судебных актов.
Судебными инстанциями, по мнению заявителя кассационной жалобы, не учтено следующее: судами не исследован вопрос наличия в бюджете на 2022 год денежных средств для выплаты субсидии Предпринимателю, у публично правового образования имеется обязанность по выплате субсидии, доказательства отсутствия денежных средств для выплаты субсидии в размере 80% понесённых затрат в материалах дела отсутствуют, Минсельхоз имел право на обращение за увеличением лимитов бюджетных средств, у Минсельхоза отсутствует право на немотивированное изменение условий предоставления субсидии, судами неправомерно отказано в вынесении частного определения в отношении Минсельхоза, Минсельхозом допущено нарушение сроков рассмотрения заявки Предпринимателя.
Минсельхоз в отзыве на кассационную жалобу просил отказать в её удовлетворении, поскольку субсидии предоставлялись в порядке очерёдности, уменьшение Минсельхозом ставки предоставления субсидии незаконным не признано, средства субсидии распределены между участниками отбора в равной мере, соглашение о предоставлении субсидии Предпринимателю заключено в период действия приказа об уменьшении ставки, основанием для выплаты субсидии является соглашение, доводы Предпринимателя не направлены на оспаривание соглашения.
Минфин в отзыве на кассационную жалобу просил отказать в её удовлетворении, поскольку соответствие критериям предоставления субсидии не свидетельствует об обязанности в её выплаты, судами дана надлежащая оценка всем доводам Предпринимателя, условия финансирования в 2022 году исследованы судами, соглашение заключено после уменьшения Минсельхозом в пределах полномочий ставки предоставления субсидии, доводы кассационной жалобы выражают несогласие с выводами судебных инстанций.
В соответствии с положениями статей 156, 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба рассмотрена судебной коллегией в отсутствии представителей Минсельхоза, Прокуратуры Саратовской области и Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Саратовской области, извещённых надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.
В судебном заседании представитель Предпринимателя поддержала доводы, изложенные в кассационной жалобе. Указала, что судами не дана оценка всем доводам Предпринимателя, не исследован надлежащим образом вопрос наличия финансирования на 2022 год, не учтено, что субсидия в полном объёме не получена в связи с нарушением Минсельхозом порядка рассмотрения заявок, нарушение порядка подтверждено материалами дела, установление размера субсидии в пункте 2.1 соглашении противоречит основам правопорядка.
Представитель Минфина в судебном заседании просила оставить судебные акты без изменения по мотивам, изложенным в отзыве на кассационную жалобу. Пояснила, что судами законно отказано в удовлетворении иска, судебными инстанциями дана оценка и бюджетному финансированию на 2022 год.
Проверив законность принятых по делу судебных актов, правильность применения судами норм материального и процессуального права в пределах, установленных статьёй 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обсудив доводы кассационной жалобы Предпринимателя, отзывов Минсельхоза и Минфина на кассационную жалобу, заслушав представителей Предпринимателя и Минфина, судебная коллегия суда округа не находит правовых оснований для удовлетворения поданной по делу кассационной жалобы.
Из представленных в материалы дела доказательств усматривается следующее.
В целях реализации государственной программы Саратовской области «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Саратовской области», утвержденной постановлением Правительства Саратовской области от 29.12.2018 №750-П, в рамках возложенных полномочий, Минсельхоз как главный распорядитель бюджетных средств, осуществляет предоставление субсидий в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных на соответствующий финансовый год и плановый период законом Саратовской области «О бюджете Саратовской области».
Условия и порядок предоставления субсидий из областного бюджета на стимулирование развития приоритетных подотраслей агропромышленного комплекса в области растениеводства, в том числе на возмещение части затрат на закладку и уход за многолетними насаждениями, включая питомники утверждены Постановлением Правительства Саратовской области от 11.03.2016 № 99-П «Об утверждении Положения о предоставлении субсидии из областного бюджета на стимулирование развития приоритетных подотраслей афопромышленного комплекса в области растениеводства и признании утратившими силу отдельных положений постановления Правительства Саратовской области от 06.03.2015 №111-П» (далее - Положение).
Приказом Минсельхоза от 21.06.2021 № 161-пр «О реализации Постановления Правительства Саратовской области от 11.03.2016 № 99-П «Об утверждении Положения о предоставлении субсидии из областного бюджета на стимулирование развития приоритетных подотраслей агропромышленного комплекса в области-растениеводства и признании утратившими силу отдельных положений постановления Правительства Саратовской области от 06.03.2015 № 111-П» утверждён порядок приёма и регистрации документов, предоставляемых для получения субсидий из областного бюджета на стимулирование развития приоритетных подотраслей агропромышленного комплекса в области растениеводства (далее - Порядок).
Пунктом 1 Порядка установлено, что приём документов на государственную поддержку сельского хозяйства осуществляется при наличии лимитов бюджетных обязательств. Субсидии предоставляют по результатам отбора. Способ отбора - запрос предложений.
Приложением № 12 к приказу Минсельхоза от 21.06.2021 № 161-пр (в редакции, действовавшей на дату подачи заявки Предпринимателем) определены ставки предоставления средств из областного бюджета сельскохозяйственным товаропроизводителям на стимулирование развития приоритетных подотраслей агропромышленного комплекса в области растениеводства, которые в части возмещения затрат на закладку сада интенсивного типа, с размещением от 800 растений на 1 га, предоставляются в размере 80% затрат, но не более 250000 руб. на 1 гектар.
Предприниматель, осуществляя сельскохозяйственную деятельность на территории Марксовского района Саратовской области, произвела в 2021 годах закладку сада интенсивного типа, с размещением от 800 растений на 1 га, на территории общей площадью 37 га, в связи с чем, у Предпринимателя появилось право претендовать на получения предусмотренной Положением субсидии.
На Едином портале и на официальном сайте Минсельхоза в разделе «Субсидии на развитие сельского хозяйства» было размещено объявление о проведении отбора получателей субсидий на стимулирование развития приоритетных подотраслей агропромышленного комплекса в области растениеводства с указанием даты начала приёма заявок и документов: 22.11.2021, даты окончания приёма заявок и документов: 22.12.2021.
23.11.2021 Предприниматель обратилась в Минсельхоз с заявкой на получение субсидии с приложением пакета документов.
13.12.2021 Предприниматель узнала об отмене отбора получателей субсидий.
На официальном сайте Министерства опубликовано объявление об отмене отбора получателей субсидий на стимулирование развития приоритетных подотраслей агропромышленного комплекса в области растениеводства с датой приёма заявок 22.11.2021 по причине несоответствия описанного в отменяемом объявлении порядка подачи заявок порядку, утверждённому Приказом Минсельхоза от 21.06.2021 № 161-пр.
Также Минсельхозом указано, что по состоянию на 10.12.2021 поступили 34 заявки. В целях исключения возможного нарушения права претендентов на возможность получения мер государственной поддержки объявление о проведении отбора получателей субсидий с датой начала приёма заявок и документов 22.11.2021 отменено.
15.12.2021 на официальном сайте Минсельхоза опубликовано объявление о проведении отбора получателей субсидий с указанием даты приёма заявок и документов: 15.12.2021, датой окончания приёма заявок и документов – 14.01.2022.
15.12.2021 Предприниматель прибыла в Минсельхоз с целью подачи документов. С учётом очередности подачи документов Предприниматель записалась девятой. Заявка и документы сданы Предпринимателем 15.12.2021 в 09 часов 30-40 минут. Приложением к заявке на получение субсидии Предпринимателем представлена справка-расчёт на предоставление в 2021 году субсидии, согласно которой Предприниматель осуществила закладку сада на территории площадью 37 га, сумма фактических затрат составила 11523651 руб., сумма субсидии, рассчитанная согласно Приложения №12 к приказу Минсельхоза от 21.06.2021 № 161-пр определена в размере 9218920 руб. 80 коп., что соответствует субсидии в размере 80 % затрат.
10.01.2022 Предприниматель повторно сдала заявку и документы в Минсельхоз в связи с актуализацией документов по состоянию на 2022 год, и также приложила справку-расчёт на предоставление субсидии в размере 9218920 руб. 80 коп.
14.01.2022 на электронную почту Предпринимателя поступило письмо Минсельхоза от 30.12.2021 № 04-01-31-7795 в ответ на заявку от 15.12.2021, согласно которому Минсельхоз сообщил об использовании по состоянию на 28.12.2021 в полном объёме лимитов бюджетных обязательств по направлению поддержки на возмещение части затрат на закладку и уход за многолетними насаждениями, включая питомники, утверждённых Законом Саратовской области об областном бюджете на 2021 год.
Аналогичная информация опубликована на официальном сайте Минсельхоза с указанием информации о предоставлении субсидии в 2021 году ООО «НПГ «Сады Придонья» в размере 37000000 руб., ИП ФИО4 КФХ ФИО5 в размере 2620389 руб. 42 коп., ИП ФИО4 КФХ ФИО6 в размере 4620000 руб., что соответствует ставке в размере 80%, определённой Приложением № 12 к приказу Минсельхоза от 21.06.2021 № 161-пр.
При объявленном отборе с 15.12.2021 по 14.01.2022 лимит денежных средств в 2021 году исчерпан 28.12.2021.
В ответ на обращение потенциальных участников отбора уполномоченный представитель Минсельхоза пояснил, что субсидии будут выданы в феврале 2022 года в размере 30% от понесённых затрат, вместо 80%, определённых Приложением №12 к приказу Минсельхоза от 21.06.2021 № 161-пр, при этом каких-либо документов нормативного характера, подтверждающих данные сведения, не имелось.
По истечении 15 рабочих дней с даты подачи заявки от 10.01.2022, в связи с неполучением ответа об итогах рассмотрения заявки, Предприниматель 31.01.2022 обратилась с письмом в Минсельхоз, ответ на которое не был получен.
Минсельхозом на официальном сайте опубликован реестр участников отбора (проведённого с 15.12.2021 по 14.01.2022) на получение субсидий, согласно которому Предпринимателю утверждена выплата субсидии в размере 3457095 руб. 30 коп., что составляет 30% понесённых затрат вместо ранее утверждённой ставки в размере 80%.
При этом, к заявке Предпринимателя от 15.12.2021 была приложена справка-расчёт, которая содержала сумму возмещения в размере 9218920 руб. 80 коп.
08.02.2022 на электронную почту Предпринимателя поступило письмо от Минсельхоза от 07.02.2022 № 04-01-31-684, согласно которому в ответ на заявку Предпринимателя от 10.01.2022 Минсельхоз указал, что приказом Минсельхоза от 04.02.2022 №27-пр «О внесении изменений в приказ Министерства сельского хозяйства Саратовской области от 21.06.2021 № 161-пр» внесены изменения в приложение к приказу № 12 «Ставки предоставления средств из областного бюджета сельскохозяйственным товаропроизводителям (за исключением граждан, ведущих личное подсобное хозяйство) на стимулирование развития приоритетных подотраслей агропромышленного комплекса в области растениеводства». Для заключения соглашения о предоставлении субсидии между Минсельхозом и Предпринимателем необходимо до 10.02.2022 представить в Минсельхоз справку-расчёт на предоставление в 2022 году субсидий из областного бюджета с внесёнными изменениями в Приказ.
Соответственно, для получения субсидии Предпринимателю предложено изменить редакцию справки-расчёта с перерасчётом суммы субсидии с 80% понесённых затрат на 30%.
После представления Предпринимателем уточнённой справки-расчёта, 16.02.2022 между Предпринимателем и Министерством было подписано соглашения о предоставлении субсидии № 10-2022-000956, в пункте 2.1 которого определена подлежащая выплате в 2022 году субсидия в размере 3457095 руб. 30 коп.
По мнению Предпринимателя, пункт 2.1 соглашения в части установления размера субсидии в 2022 году в размене 3457095 руб. 30 коп. является недействительным.
В обоснование недействительности указанного пункта соглашения Предприниматель ссылается на рассмотрение заявки Минсельхозом с нарушением установленного порядка предоставления субсидии. Минсельхозом нарушен конституционный принцип равенства субъектов предпринимательской деятельности, поскольку в рамках одного объявленного Минсельхозом отбора с датой приёма заявок и документов с 15.12.2021 по 14.01.2022 одним участникам предоставлена субсидия в размере 80% понесённых затрат, а другим - в размере 30%. Приказ Минсельхоза, которым была изменена ставка предоставления субсидии, вступает в законную силу со дня его подписания, не имеет обратной силы и, соответственно, заявка Предпринимателя от 10.01.2022 подлежала удовлетворению исходя из компенсации 80% пронесённых затрат.
По мнению Предпринимателя, субсидия подлежала предоставлению исходя из условий расчёта субсидии, установленных Приложением № 12 к приказу Минсельхоза от 21.06.2021 №161-пр. в действовавшей на дату подачи заявки редакции, что составляет 9218920 руб. 80 коп.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения Предпринимателя в суд с требованиями по настоящему делу.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, судебные инстанции исходили из следующего.
Правоотношения по предоставлению субсидий регулируются нормами бюджетного законодательства.
В соответствии с частью 1 статьи 1 Бюджетного кодекса Российской Федерации отношения, возникающие в процессе осуществления бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, относятся к бюджетным правоотношениям, регулируемым Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Порядок и условия предоставления субсидий за счёт бюджетных средств регламентирован статьёй 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, согласно части 1 которой субсидии индивидуальным предпринимателям предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Субсидии индивидуальным предпринимателям - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации; из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов; из местного бюджета (часть 2 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
На основании части 3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий, должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, и определять, в частности, порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении. Такие расходные обязательства субъекта Российской Федерации, как субсидии, устанавливаются органами государственной власти этого субъекта самостоятельно, регулируются нормами бюджетного законодательства, исполняются за счёт собственных доходов и представляются на безвозмездной и безвозвратной основе.
Следовательно, субсидии не являются результатом какой-либо экономической деятельности Предпринимателя, а являются компенсацией части затрат.
Предпринимателем предъявлены требования о признании недействительным соглашения в части.
В соответствии с частью 1 статьи 166 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка недействительна по основаниям, установленным Кодексом, в силу признания её таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).
Оспоримая сделка может быть признана недействительной, если она нарушает права или охраняемые законом интересы лица, оспаривающего сделку, в том числе повлекла неблагоприятные для него последствия (часть 2 статьи 166 Гражданского кодекса Российской Федерации).
За исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи или иным законом, сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта, является оспоримой, если из закона не следует, что должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки (часть 1 статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 2 части 2 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
Согласно пункту 15 постановления Правительства Саратовской области от 11.03.2016 №99-П субсидии предоставляются в порядке очерёдности исходя из времени поступления в министерство полного комплекта необходимых документов. Размер субсидии для получателя субсидии рассчитывается индивидуально исходя из ставки субсидии на 1 гектар посевной площади исходя из порядка очерёдности для лимитирования к выплате с учётом лимитов бюджетных обязательств, выделенных в рамках определённого направления субсидирования.
По результатам рассмотрения заявок министерство принимает решение о признании участников отбора, соответствующих требованиям, установленным пунктами 4, 7 настоящего Положения, представивших документы, предусмотренные пунктами 8, 9 настоящего Положения, получателями субсидии и ранжирует получателей субсидии в соответствии с датой и временем представления заявки и документов. Размер ставок определяется министерством самостоятельно.
На основании материалов дела судебными инстанциями установлено, что Предприниматель под номером 5 была утверждена реестром № 1 в качестве получателя субсидии по направлению субсидирования на возмещение части затрат на закладку и уход за многолетними насаждениями, включая питомники, с суммой субсидии к выплате 3457095 руб. 30 коп. за 37,00 Га.
Предусмотренные в Саратовской области бюджетные средства на покрытие мероприятий по субсидированию распределены в равной мере среди участников отбора в соответствии с действующими лимитами обязательств с учётом возможности освоения ими средств субсидии в полном объёме по установленной ставке предоставления на текущий момент, что подтверждается представленными в материалы дела платёжными поручениями.
Заявляя о недействительности пункта соглашения о предоставлении субсидии в части определения размера субсидии, Предприниматель не учитывает правовую природу субсидии.
Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 23.06.2022 № 1479-О разъяснил, что природа стимулирующих субсидий как финансовой поддержки, предоставляемой в силу усмотрения публичной власти, а не её обязанностей, означает, что участники хозяйственного оборота, по общему правилу, не вправе требовать от публично-правового образования (его уполномоченных органов) принятия решения о предоставлении субсидий, равно как не вправе требовать выплаты стимулирующих субсидий при фактическом отсутствии в бюджете денежных средств на эти бюджетные ассигнования либо при исчерпании выделенных средств. В соответствии с пунктом 3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации публичный субъект, предусматривая предоставление подобного рода субсидий, обязан принять нормативный правовой акт, определяющий критерии, которым должен соответствовать получатель субсидии. Однако этот нормативный правовой акт в силу бюджетного законодательства сам по себе не служит достаточным основанием возникновения права на получение субсидий, он является актом общего предписания, предполагающим необходимость последующей оценки соблюдения подателем заявки предусмотренных им критериев, принятия уполномоченным органом решения о предоставлении субсидии в определённом размере и заключения соответствующего договора (соглашения) о предоставлении субсидии.
Судебные инстанции, с учётом вышеизложенных разъяснений Конституционного Суда Российской Федерации обоснованно указали, что при предоставлении субсидии в качестве меры поддержки деятельности индивидуальных предпринимателей право на получение субсидии возникает не из нормативного правового акта, определяющего условия её получения, а из индивидуальных актов (соглашение или договор) о предоставлении субсидии.
До принятия соответствующих актов какой-либо обязанности публичного субъекта, кроме как принять заявку и её рассмотреть, не возникает.
Если право на получение субсидии возникает в момент принятия индивидуального акта, порядок и условия её предоставления должны определяться на основании правовых актов, действующих на момент принятия индивидуального акта, а не на момент выполнения заявителем условий, позволяющих в дальнейшем претендовать на получение субсидии.
До принятия решения органом государственной власти о предоставлении субсидии и изъявления воли получателя на принятие на себя дополнительных обязательств не возникает субъективного права на получение субсидии даже у лица, объективно отвечающего требованиям нормативного правового акта, установившего возможность получения субсидии на определённых условиях.
Предоставление субсидии оформляется путём заключения между главным распорядителем (получателем) бюджетных средств и лицом, претендующим на получение субсидии.
Как следует из материалов дела, между Минсельхозом и Предпринимателем 16.02.2022 заключено соглашение о предоставлении субсидии, которое является действующим, не расторгнутым, недействительным не признанным.
По соглашению Предпринимателем в качестве субсидий получены денежные средства.
Предприниматель, заключив 16.02.2022 соглашение, согласилась с условиями его содержания, которые не оспаривались.
Судебные инстанции правомерно указали, что нарушения, допущенные Министерством при отборе заявок и установленные в представлении Прокуратуры Саратовской области, не влияют автоматически на действительность соглашения.
При этом, из требований Предпринимателя не усматривается, какому непосредственно закону противоречит пункт 2.1 соглашения, определивший размер субсидии, подписанного Предпринимателем.
Судебными инстанциями правомерно отказано в удовлетворении требований Предпринимателя о признании недействительным пункта 2.1 заключённого между сторонами по делу соглашения от 16.02.2022 и, соответственно, в удовлетворении требований об установлении субсидии в указанном Предпринимателем размере и взыскании, подлежащей по мнению Предпринимателя суммы субсидии.
Судебными инстанциями дана правомерная оценка доводам Предпринимателя о возникновении у публично–правового образования обязанности по выплате субсидии с момента получения заявки.
В силу норм действующего бюджетного законодательства, субсидии предоставляются при условии заключения соглашения по утвержденной форме. Принятый Минсельхозом нормативный правовой акт, определяющий критерии, которым должен соответствовать получатель субсидии, сам по себе не служит основанием возникновения права на получение субсидии, поскольку является актом общего предписания.
Правомерно отклонены судебными инстанциями доводы Предпринимателя о необходимости при определении размера подлежащей выплате субсидии применять положения приказа Минсельхоза от 21.06.2021 № 161-пр, предусматривающего субсидию в размере 80% от понесённых затрат.
Суды обоснованно указали, что, поскольку соглашение о предоставлении субсидии заключено 16.02.2022, к подлежащей выплате Предпринимателю субсидии подлежала применению ставка возмещения в размере 30 % понесённых расходов, установленная приказом Минсельхоза от 04.02.2022 № 27-пр, действовавшая на момент заключения соглашения.
При этом, согласно материалам дела, Предприниматель согласилась с применением указанной ставки, предоставив в Минсельхоз соответствующий расчёт подлежащей выплате субсидии.
Не противоречащими закону являются и выводы судебных инстанций о том, что нарушение сроков рассмотрения заявок не влияет на действительность заключенного между сторонами по делу соглашения.
Не могут служить основанием к отмене обжалованных по делу судебных актов, с учётом предмета заявленных требований, и доводы Предпринимателя об отсутствии оценки судами наличия в бюджете области на 2022 год денежных средств, предусмотренных на выплату субсидий, как не имеющие правового значения.
Фактически доводы кассационной жалобы основаны на не верном толковании Предпринимателем положений бюджетного и гражданского законодательства, направлены на переоценку выводов судебных инстанций.
В силу положений статьи 286, части 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции не вправе пересматривать фактические обстоятельства дела, установленные судами при их рассмотрении, давать иную оценку собранным по делу доказательствам, устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены в решении или постановлении либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции.
При изложенных выше обстоятельствах судебной коллегией суда округа правовые основания для удовлетворения кассационной жалобы и отмены судебных актов не установлены.
Учитывая отсутствие правовых оснований для удовлетворения кассационной жалобы, расходы по государственной пошлине за её рассмотрение судебная коллегия суда округа в силу положений статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относит на заявителя кассационной жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 110, 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Саратовской области от 03.03.2023 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.06.2023 по делу № А57-17367/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные статьями 291.1, 291.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья М.М. Сабиров
Судьи Э.Г. Гильманова
М.З. Желаева