ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД
ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА
420066, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Правосудия, д. 2, тел. (843) 235-21-61
http://faspo.arbitr.ru e-mail: info@faspo.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции
г. Казань | Дело № А57-17608/2011 |
29 мая 2012 года |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 мая 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен мая 2012 года .
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Желаевой М.З.,
судей Ананьева Р.В., Карповой В.А.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Комитета по управлению имуществом Саратовской области, г. Саратов,
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 21.12.2011 (судья Комлева Л.П.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.03.2012 (председательствующий судья Луговской Н.В., судьи Дубровина О.А., Цуцкова М.Г.)
по делу № А57-17608/2011
по исковому заявлению Комитета по управлению имуществом Саратовской области, г. Саратов, к индивидуальному предпринимателю ФИО1, пос. Тепличный Саратовского района Саратовской области, о взыскании задолженности по арендной плате и пени, при участии третьих лиц: администрации муниципального образования «Город Саратов», г. Саратов, Комитета по землепользованию и градостроительству администрации муниципального образования «Город Саратов», г. Саратов,
УСТАНОВИЛ:
решением Арбитражного суда Саратовской области от 21.12.2011 отказано в удовлетворении иска Комитета по управлению имуществом Саратовской области (далее – КУИ Саратовской области) к индивидуальному предпринимателю ФИО1 (далее – ИП ФИО1, предприниматель) о взыскании в пользу КУИ Саратовской области задолженности по уплате арендной платы по договору аренды находящегося в государственной собственности земельного участка от 03.08.2006 № 490 в сумме 181 941 руб. 90 коп. за период с третьего квартала 2008 г. по третий квартал 2009 г., пени за просрочку платежа в размере 170 229 руб. 12 коп.
Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.03.2012 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе КУИ Саратовской области просит отменить названные судебные акты как принятые с нарушением норм материального и процессуального права, принять новый судебный акт об удовлетворении исковых требований.
Кассационная коллегия, проверив законность обжалованных судебных актов, правовых оснований для их отмены либо изменения не находит.
Как следует из материалов дела, согласно пункту 1.1. договора арендодатель предоставляет, а арендатор принимает в аренду земельный участок из земель поселений с кадастровым номером 64:48:02 03 25:0025, местоположение которого установлено относительно ориентира, адрес ориентира: Саратовская область, г. Саратов, пересечение ул. Пензенская и 4-го Московского пр., расположенного в границах участка, для строительства офисно-складских помещений в границах, указанных в кадастровом плане участка от 27.06.2006 № 48/06-6229, прилагаемом к договору и являющимся его неотъемлемой частью, площадью 3922 кв. м.
Данный земельный участок является земельным участком, государственная собственность на который не разграничена.
Пунктом 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137- ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» установлено, что распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в поселениях, являющихся административными центрами (столицами) субъектов Российской Федерации, осуществляется органами местного самоуправления указанных поселений, если законами соответствующих субъектов Российской Федерации не установлено, что распоряжение такими земельными участками осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
В соответствии со статьей 4 Закона Саратовской области от 21.05.2004 № 23-ЗСО «О земле» (в редакции от 26.06.2006 № 70-ЗСО) распоряжение земельными участками, расположенными на территории административного центра Саратовской области – города Саратова, государственная собственность на которые не разграничена, а также предварительное согласование мест размещения на них объектов осуществляется органом исполнительной власти области, специально уполномоченным на то правительством области.
Таким органом на момент заключения договора от 03.08.2006 № 490 в соответствии с постановлением правительства Саратовской области от 05.10.2004 № 216-П «Об утверждении Правил предоставления гражданам и юридическим лицам прав на находящиеся в государственной собственности земельные участки» (в редакции от 01.09.2005) являлся КУИ Саратовской области.
В соответствии с пунктом 2 статьи 1 Закона Саратовской области от 07.10.2009 № 144-ЗСО статья 4 Закона Саратовской области от 21.05.2004 № 23-ЗСО «О земле» признана утратившей силу.
С 19.10.2009 после вступления в законную силу пункта 2 статьи 1 Закона Саратовской области от 07.10.2009 № 144-ЗСО полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в муниципальном образовании «Город Саратов» осуществляет орган местного самоуправления.
Согласно пункту 1 статьи 22 Устава города Саратова, принятого решением Саратовской городской Думы от 18.12.2005 № 67-649, администрация муниципального образования «Город Саратов» (далее – администрация МО «Город Саратов») входит в структуру органов местного самоуправления города и является исполнительно-распорядительным органом.
Пунктом 1 решения Саратовской городской Думы от 18.02.2010 № 47-562 «О наделении полномочиями по распоряжению земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена» предусмотрено, что администрация МО «Город Саратов» осуществляет полномочия по распоряжению земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена (далее – земельные участки), если иное не установлено законодательством Российской Федерации и законодательством Саратовской области.
В связи с изданием Закона Саратовской области от 07.10.2009 №144‑ЗСО, признавшего статью 4 Закона Саратовской области от 21.05.2004 № 23-ЗСО «О земле» утратившей силу, к администрации МО «Город Саратов» перешли права уполномоченного органа по договору от 03.08.2006 № 490 независимо от его переоформления в силу пункта 10 статьи 3 Закона № 137-ФЗ.
Данные выводы соответствуют правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.05.2010 № 301/10.
Правопреемство в материальном праве произошло в связи с принятием Закона Саратовской области от 07.10.2009 № 144-ЗСО, поскольку изменился распорядитель земель, государственная собственность на которые не разграничена. В силу закона КУИ Саратовской области выбыл из правоотношений; права уполномоченного органа по договору от 03.08.2006г. № 490 перешли к администрации МО «Город Саратов».
Гражданские права на спорный земельный участок не были переданы, поскольку были переданы представительские полномочия, имеющиеся у истца, органу местного самоуправления.
Суд пришли к верному выводу, что с передачей распорядительных функций к администрации МО «Город Саратов», к ней перешло и право требования о взыскании задолженности за любые периоды, включая задолженность, возникшую до 20.10.2009.
Согласно положению о Комитете по землепользованию и градостроительству администрации МО «Город Саратов», утвержденному решением Саратовской городской Думы от 10.07.2009 № 42-492 (с изменениями от 07.07.2010), Комитет является отраслевым (функциональным) структурнымподразделением администрации МО «Город Саратов», осуществляющим от имени администрации МО «Город Саратов» решение вопросов местного значения в сфере использования земельных ресурсов и градостроительной деятельности.
В соответствии с вышеуказанным положением и Бюджетным кодексом Российской Федерации Комитет по землепользованию и градостроительству администрации МО «Город Саратов» осуществляет бюджетные полномочия главного администратора доходов, в том числе начисление, учет и контроль за правильностью исчислений, полнотой и своевременностью осуществления платежей, пеней и штрафов по ним, взыскание задолженности, принятие решений о возврате излишне уплаченных (взысканных) платежей, пеней, штрафов, принятие решений о зачете (уточнении) платежей.
Зачисление и учет доходов в бюджет, в том числе от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности осуществляется в соответствии с положениями статьи 40 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в частности вышеназванные доходы, в соответствии с пунктом 1 статьи 40 зачисляются на счета органов Федерального казначейства для их распределения этими органами в соответствии с нормативами, установленными настоящим Кодексом, законом (решением) о бюджете и иными законами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами, принятыми в соответствии с положениями настоящего Кодекса, между федеральным бюджетом, бюджетами субъектов Российской Федерации, местными бюджетами, а также бюджетами государственных внебюджетных фондов в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
На территории Саратовской области формирование бюджета осуществляет Управление Федерального казначейства по Саратовской области, которое в установленном законом порядке осуществляет распределение денежных средств в соответствии с бюджетной классификацией, а именно: 80 процентов доходов, получаемых от арендной платы, зачисляется в бюджеты городских округов по нормативам; 20 процентов доходов, получаемых от арендной платы, зачисляется бюджеты субъектов Российской Федерации.
Административным регламентом Федерального казначейства по исполнению государственной функции по формированию бюджетной отчетности предусмотрено, что непосредственно исполняющим государственную функцию по формированию бюджетной отчетности, является Федеральное казначейство, Управления Федерального казначейства по субъектам Российской Федерации (далее – УФК). Федеральное казначейство и его территориальные органы взаимодействуют с главными распорядителями, распорядителями средств федерального бюджета, финансовыми органами субъектов Российской Федерации, органами управления государственными внебюджетными фондами.
Законом Саратовской области «Об областном бюджете на 2009 год» от 26.11.2008 в статье 3 утвержден перечень главных администраторов доходов областного бюджета и главные администраторы источников внутреннего финансирования дефицита областного бюджета на 2009 год, где согласно приложению № 2 Комитет по имуществу Саратовской области администрировал бюджетный код, указанный в строке № 3‑1 1105010 04 0000 120 «Доходы, получаемые в виде арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена и которые расположены в границах городских округов, а также средства от продажи права на заключение договоров аренды указанных земельных участков».
Законом Саратовской области от 26.11.2009 № 181-ЗСО указанная выше строка исключена.
Законом Саратовской области «Об областном бюджете на 2010 год», принятым Саратовской областной Думой 25.11.2009, и Законом Саратовской области от 26.11.2010 № 201 -ЗСО «Об областном бюджете на 2011 год», принятым Саратовской областной Думой 24.11.2010, код бюджетной классификации Комитета по управлению имуществом Саратовской области по статье «доходы, получаемые в виде арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена и которые расположены в границах городских округов, а также средства от продажи права на заключение договоров аренды указанных земельных участков», не предусмотрен.
Решением Саратовской городской Думы от 14.12.2009 № 46-560 «О бюджете муниципального образования «Город Саратов»утвержден перечень главных администраторов доходов бюджета муниципального образования «Город Саратов» на 2010 год (Приложение 2) к настоящему решению, согласно которому на Комитет по земельным ресурсам муниципального образования «Город Саратов» и решением Саратовской городской Думы от 16.12.2010 № 58-706 «О бюджете муниципального образования «Город Саратов» утвержден перечень главных администраторов доходов бюджета муниципального образования «Город Саратов» на 2011 год (Приложение 2) к настоящему решению, согласно которому на Комитет по земельным ресурсам МО «Город Саратов» возложены полномочия главного администратора.
Следовательно, Комитет по землепользованию и градостроительству администрации МО «Город Саратова» является главным администратором доходов по плате за спорный земельный участок.
Исследовав и оценив представленные доказательства в их совокупности в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды сделали верный вывод об отказе в удовлетворении заявленных исковых требований.
Доводов, влияющих на законность обжалуемых судебных актов и являющихся основанием в соответствии со статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для их отмены либо изменения, из кассационной жалобы не усматривается.
Выводы судов о применении норм права соответствуют фактическим обстоятельствам дела, представленным сторонами доказательствам. Оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Саратовской области от 21.12.2011 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.03.2012 по делу № А57-17608/2011 оставить без изменений, кассационную жалобу – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья М.З. Желаева
Судьи Р.В. Ананьев
В.А. Карпова