ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А57-17857/2022 от 20.02.2024 АС Поволжского округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

420066, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Красносельская, д. 20, тел. (843) 291-04-15

http://faspo.arbitr.ru e-mail: info@faspo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

Ф06-12747/2023

г. Казань Дело № А57-17857/2022

21 февраля 2024 года

Резолютивная часть постановления объявлена 20 февраля 2024 года.

Полный текст постановления изготовлен 21 февраля 2024 года.

Арбитражный суд Поволжского округа в составе:

председательствующего судьи Савкиной М.А.,

судей Гильмановой Э.Г., Мельниковой Н.Ю.,

при участии представителя:

ответчика – ФИО1, директор, лично,

в отсутствие:

истца – извещен надлежащим образом,

рассмотрел в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства сельского хозяйства Саратовской области

на решение Арбитражного суда Саратовской области от 18.07.2023 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.11.2023

по делу № А57-17857/2022

по исковому заявлению Министерства сельского хозяйства Саратовской области, город Саратов (ИНН <***>, ОГРН <***>) к сельскохозяйственному потребительскому снабженческо-сбытовому кооперативу «Бурёнка», Саратовская область, Пугачевский район (ИНН <***>, ОГРН <***>)

о взыскании денежных средств в размере 497 035 руб., в бюджет Саратовской области, полученных им в виде гранта за нарушение условий и порядка по использованию средств грантов,

УСТАНОВИЛ:

в Арбитражный суд Саратовской области с исковым заявлением обратилось Министерство сельского хозяйства Саратовской области (далее – Министерство, истец) к сельскохозяйственному потребительскому снабженческо-сбытовому кооперативу «Бурёнка» (далее – СПСК «Буренка», ответчик) о взыскании денежных средств в размере 994 971 руб. в качестве штрафных санкций в бюджет Саратовской области, полученные им в виде гранта, за нарушение условий и порядка по использованию средств грантов в рамках соглашения от 05.10.2018 №5, предоставленных на финансовое обеспечение расходов, связанных с грантовой поддержкой сельскохозяйственных потребительских кооперативов для развития материально-технической базы.

Судом к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечен Ревизионный союз сельскохозяйственных кооперативов Саратовской области «Финаудит».

До рассмотрения спора по существу истец заявил ходатайство об уточнении исковых требований, согласно которого истец просит взыскать с ответчика денежные средства в размере 497 035 руб.

Судом удовлетворено ходатайство истца об уточнении исковых требований в порядке части 1 статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).

Решением Арбитражного суда Саратовской области от 18.07.2023 оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.11.2023, в удовлетворении исковых требований отказано. С Министерства в пользу СПСК «Бурёнка» взысканы расходы по оплате судебной экспертизы в размере 28 000 руб.

Не согласившись с принятыми судебными актами Министерство обратилось в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой. Считает обжалуемые судебные акты незаконными, необоснованными, принятыми с нарушением норм материального и процессуального права. Подробно доводы изложены в кассационной жалобе, по существу которой просит отменить решение и постановление полностью. Принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить требования Министерства, взыскать с СПСК «Буренка» в пользу Министерства денежные средства в размере 497 035 руб. в качестве штрафных санкций в бюджет Саратовской области, полученные им в виде гранта за нарушение условия и порядка по использованию средств грантов в рамках соглашения от 05.10.2018 №5, предоставленных на финансовое обеспечение расходов, связанных с грантовой поддержкой сельскохозяйственных потребительских кооперативов для развития материально-технической базы.

Отзывы представлены не были.

Судебная коллегия, проверив в порядке статей 286, 287 АПК РФ правильность применения при рассмотрении спора судом норм материального права, соблюдение норм процессуального права при принятии обжалуемого решения и постановления, а также соответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, исходя из доводов заявителя кассационной жалобы, не находит правовых оснований для отмены обжалованных судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы исходя из следующего.

В соответствии с Положением о министерстве сельского хозяйства Саратовской области, утвержденным постановлением Правительства Саратовской области от 17.11.2006 № 354-П «Вопросы министерства сельского хозяйства Саратовской области» министерство сельского хозяйства Саратовской области является органом исполнительной власти области, осуществляющим государственное управление в агропромышленном комплексе Саратовской области, включающее в себя функции по реализации системы мер в то числе, в области поддержки начинающих фермеров и развитию семейных животноводческих ферм в рамках реализации целевых программ.

Минсельхоз Саратовской области в соответствии с законом об областном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период является главным распорядителем средств областного бюджета, предусмотренных подразделом «Сельское хозяйство и рыболовство», предоставляемых в форме субсидий в целях возмещения затрат в рамках реализации подпрограммы «Развитие отраслей агропромышленного комплекса на 2017 - 2020 годы» государственной программы Саратовской области «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Саратовской области на 2014 - 2020 годы» на цели, обусловленные постановлением Правительства Саратовской области от 31.03.2016 № 137-П (в ред. от 24.04.2017), в том числе, на финансовое обеспечение расходов, связанных с грантовой поддержкой сельскохозяйственных потребительских кооперативов для развития материально-технической базы. Гранты на финансовое обеспечение расходов, связанных с грантовой поддержкой сельскохозяйственных потребительских кооперативов для развития материально-технической базы предоставляются участникам мероприятий по грантовой поддержке сельскохозяйственных потребительских кооперативов для развития материально-технической базы (далее - участники), отобранным в соответствии с Положением о порядке определения участников мероприятий по грантовой поддержке сельскохозяйственных потребительских кооперативов для развития материально-технической базы в рамках реализации государственной программы Саратовской области «Развитие сельского хозяйства».

Истец указывает на то, что Минсельхоз Саратовской области обязуется устанавливать показатели результативности в соответствии с приложением № 2 к соглашению от 05.10.2018 № 5 (пп. 4, 1.5.1 соглашения от 05.10.2018 № 5).

В свою очередь, получатель субсидии обязуется предоставлять отчет о достижении значения показателей результативности в соответствии с п. 4.1.6.1 настоящего соглашения не позднее 15 числа месяца, следующего за отчетным периодом (пп. 4.3.8.2 соглашения от 23.06.2020 № 5). Форма и порядок отчета о достижении значений показателей результативности использования средств субсидии определены приложением № 3 к соглашению от 05 октября 2018 года № 5.

В обоснование исковых требований истец ссылается на то, что по результатам проверочных мероприятий в результате плановой выездной проверки, проведенной Минсельхозом Саратовской области на основании приказа Минсельхоза Саратовской области от 29.10.2021 № 283-пр, выявлен ряд нарушений со стороны СПСК «Бурёнка» (Акт проверки от 10.12.2021 №4).

Истец утверждает, что в ходе проверочных мероприятий установлено, что на основании соглашения от 05.10.2018 № 5 получателю, предоставлен грант на развитие материально-технической базы сельскохозяйственного потребительского кооператива в размере не более 60 % от общей суммы затрат по программе развития - 4 970 355 руб.

В соответствии с планом расходов на реализацию проекта по развитию материально-технической базы СПСК «Бурёнка», предусмотрено всего средств 9 700 000 рублей, из которых 5 820 000 рублей (60%) средства гранта и 3 880 000 рублей (40 %) собственные средства получателя. План расходов в новой редакции в соответствии с утвержденной комиссией суммой гранта 4 970 355 рублей предоставлен.

На основании предоставленных к проверке документов, подтверждающих целевое использование гранта, осуществлен анализ фактических расходов гранта и собственных средств получателя СПСК «Бурёнка» по состоянию на 01.01.2019.

Направления использования гранта и собственных средств соответствуют плану расходов, предоставленному в министерство сельского хозяйства области получателем для перечисления средств гранта.

По состоянию на 01.01.2019 СПСК «Бурёнка» осуществлены расходы грата и собственных средств в общем объеме 9 570 000,00 рублей (4 970 355,00 рублей - грант и 4 600 000,00 рублей - собственные средства).

В соответствии с данными отчета о достижении значений показателей результативности, предоставленного в министерство сельского хозяйства области по состоянию на 01.01.2019, установлено, что в нарушение п. 4.3.7 соглашения № 5 не обеспечен прирост объема продукции, реализованной сельскохозяйственным потребительским кооперативом, по отношению к предыдущему (2017) году, при плановом значении 10 % наблюдается спад, выполнение 0 %, что подтверждается отчетом об отраслевых показателях деятельности организаций агропромышленного комплекса за 2018 год по форме № 6-АПК (согласно которому выручка от реализации сельскохозяйственной продукции составила за 2017 год - 64 175; за 2018 год - 51 427).

Кроме того, в нарушение п. 4.3.7 соглашения № 5 по итогам 2017 года не выполнен показатель результативности - прирост объема сельскохозяйственной продукции в денежном выражении, реализованной кооперативом (выручка от реализации сельскохозяйственной продукции за 2018 год составила 51 427 тысяч рублей, что ниже на 20 % выручки за 2017 год – 64 175 тысяч рублей).

В рамках соглашения от 05 октября 2018 года № 5 прирост объема сельскохозяйственной продукции, реализованной сельскохозяйственными потребительскими кооперативами, получившими средства государственной поддержки, в денежном выражении: 10 процентов - в 2018 году, 3 процента - в 2019 году, 3 процента - в 2020 году, 3 процента - в 2021 году, 3 процента - в 2022 году (графа 2 приложения № 2 к соглашению от 05.10.2018 № 5).

Таким образом, истец считает, что целевой показатель «Прирост объема сельскохозяйственной продукции, реализованной сельскохозяйственными потребительскими кооперативами, получившими средства государственной поддержки, в денежном выражении: 10 процентов - в 2018 году не выполнен.

В связи с чем, в соответствии с пп. 4.1.9 соглашения от 05.10.2018 № 5 к СПСК «Буренка» были применены штрафные санкции. Размер штрафных санкций СПСК «Бурёнка» за 2019 год составил 994 071 руб. На акт плановой выездной проверки были представлены возражения СПСК «Бурёнка» в лице председателя СПСК «Буренка» ФИО1 от 26.01.2022 № 10, которые были учтены Минсельхозом Саратовской области.

Как указывает истец, в связи с тем, что в соответствии с пп. 4.3.11 и пп. 4.1.9. соглашения от 05 октября 2018 года № 5, к данному кооперативу были применены штрафные санкции, получатель обязан возвратить данные средства гранта.

20.01.2022 в адрес ответчика было направлено требование о возврате средств субсидии от 14.01.2022 № 06-02-02-165.

В связи с тем, что до настоящего времени денежные средства ответчиком не возвращены, истец обратился в суд с настоящим иском.

Пунктом 12 Постановления Правительства Саратовской области от 31.03.2016 № 137- П «Об утверждении Положения о предоставлении субсидий из областного бюджета на поддержку начинающих фермеров, развитие семейных животноводческих ферм и грантовую поддержку сельскохозяйственных потребительских кооперативов для развития материально-технической базы и признании утратившими силу отдельных положений постановления Правительства Саратовской области от 06.03.2015 № 111-П» установлен порядок действий министерства сельского хозяйства Саратовской области для возврата предоставленного гранта с получателя грантовой поддержки: - министерство сельского хозяйства Саратовской области в течение 5 рабочих дней с момента выявления нарушения принимает решение в форме правового акта о приостановлении предоставления субсидии получателю и установлении суммы субсидии, подлежащей возврату в областной бюджет; - министерство сельского хозяйства Саратовской области в течение 10 рабочих со дня принятия данного правового акта направляет получателю субсидии письменное требование о возврате средств субсидии с приложением копии указанного правового акта и платежных реквизитов для осуществления возврата средств субсидии - получатель субсидии обязан в течение 90 календарных дней со дня получения требования возвратить средства субсидии в областной бюджет; - в случае, если в течение 90 дней получатель субсидии не возвратил средства субсидии в областной бюджет, министерство сельского хозяйства Саратовской области обращается в суд с заявлением о взыскании средств субсидии в соответствии с действующим законодательством.

Возражая против удовлетворения исковых требований, ответчик ссылается на то, что нарушений условия предоставления субсидии с его стороны допущено не было.

При этом ответчик согласился с требованиями Министерства относительно недостижения показателя 10% в 2018 году по сравнению в 2017 годом и оплатил сумму штрафных санкций в размере 497 035,50 руб., что подтверждается платежным поручением № 649 от 26.07.2022.

Относительно оставшейся суммы ответчик ссылается на то, что из акта проверки №4 от 10.12.2021 о соблюдении условий, целей и порядка использования субсидий в форме гранта на развитие материально-технической базы и субсидии на возмещение части затрат сельскохозяйственных потребительских кооперативов, предоставленных СПСК «Буренка» в рамках реализации государственной программы Саратовской области «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Саратовской области» (далее - Акт проверки № 4 от 10.12.2021) в редакции дополнения к акту от 29 декабря 2021 года, Министерство указывает на невыполнение целевого показателя прироста в размере 3% в 2020 году к уровню 2019 года, указывая, что прирост составил 0%.

Однако, как указывает ответчик, согласно отчету о финансовых результатах за 2020 года, представленных в налоговый орган, выручка СПСК «Буренка» за 2019 год составила 101 402 тыс. рублей, за 2020 год 110 469 тыс. рублей.

Таким образом, по мнению ответчика, прирост выручки в 2020 году составил 8,9%, что в свою очередь свидетельствует о том, что показатель 3 % в соответствии с соглашением был выполнен в полном объеме.

При этом ответчик ссылается на то, что из раздела 6-3. «Расшифровка показателей формы №2 «Отчет о финансовых результатах» формы 6-АПК (годовая) от 31.12.2020 года следует, что расшифровка строки 2110 «Выручка» складывается из следующих показателей: 63110 «от реализации сельскохозяйственной продукции собственного производства, а также продукции ее первичной и последующей переработки» - 80 545 тыс. за 2020 год, 80 716 тыс. за 2019 год; 63130 «товаров» - 29 924 тыс. за 2020 год, 20 686 тыс. за 2019 год.

Свои выводы ответчик основывает на методологических пояснениях по заполнению отраслевой формы отчетности 6-АПК (годовая) «Отчет об отраслевых показателях деятельности организаций агропромышленного комплекса)), одобренных Министерством сельского хозяйства России, согласно которым сельскохозяйственный потребительский кооператив выручку отражает следующим образом: - по коду 63110 от реализации сельскохозяйственной продукции собственного производства и закупленной у членов кооператива, а также продукции ее первичной и последующей (промышленной) переработки, в том числе из сырья собственного производства и собственного производства членов кооператива; - по коду 63120 - от реализации продукции промышленной переработки, изготовленного из сырья, приобретенного на стороне (не у членов кооператива); - по коду 63130 - от реализации товаров (сельхозпродукция, приобретенная не у своих членов, для кооператива является товаром); - по коду 63140 - от оказанных работ и услуг, в том числе для членов кооператива, включая вознаграждение по агентским договорам (договорам комиссии).

Ответчик считает, что выручка по коду 63110 и выручка по коду 63130 является выручкой от реализации сельхозпродукции, разница лишь в порядке закупки товара - у членов кооператива или не у членов кооператива, что для показателей результативности, отраженных в Соглашении № 5 от 05 октября 2018 года, значения не имеет.

Однако из Акта проверки №4 от 10.12.2021 в редакции дополнения к акту от 29.12.2021 Министерство в своих расчетах использует только строку отчетности 63110, в которой отражены суммы 80 716 тыс. за 2019 год и 80 545 тыс. за 2020 год и не берет во внимание строку 63130, в которой дополнительно отражены суммы от реализации сельхозпродукции, закупленной не у членов кооператива - 29 924 тыс. за 2020 год, 20 686 тыс. за 2019 год, что, по мнению ответчика, на основании вышеизложенного представляется неверным.

Возражая против доводов ответчика, истец ссылается на то, что пунктом 6.1 Порядка определения участников мероприятий по грантовой поддержке сельскохозяйственных потребительских кооперативов для развития материально-технической базы в рамках реализации государственной программы Саратовской области «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Саратовской области на 2014 - 2020 годы», утвержденного постановлением Правительства Саратовской области от 25.08.2015 № 427-П (ред. от 21.05.2018) установлены показатели результативности: - прирост объемов производства (оказания услуг) в натуральных показателях; - прирост выручки от реализации сельскохозяйственной продукции (оказания услуг) в денежном выражении. При этом два последних показателя взаимосвязаны между собой, где показатель прироста выручки от реализации сельскохозяйственной продукции (оказания услуг) пропорционально зависит от прироста объемов производства (оказания услуг). Конкретизация этих показателей определена в соглашении от 05.10.2018 № 5, в частности в его приложениях касательно отчетных документов, затрагивающих выполнение показателей результативности.

При этом истец указывает на то, что пунктом 6.1 установлен именно прирост выручки от реализации сельскохозяйственной продукции (оказания услуг). Выручка от реализации сельскохозяйственной продукции (оказания услуг) может подразумеваться как от реализации сельскохозяйственной продукции собственного производства, так и от реализации сельскохозяйственной продукции, приобретенной у третьих лиц. Понятия товар может использоваться применительно к понятию сельскохозяйственной продукции собственного производства, так и сельскохозяйственной продукции, приобретенной у третьих лиц.

При этом истец указывает на то, что по коду 63110 отражается выручка от реализации сельскохозяйственной продукции собственного производства, а также продукции ее первичной и последующей (промышленной) переработки. По коду 63130 отражается выручка от реализации покупных товаров. По коду 222300 «Доходы (выручка) кооперативов за отчетный период, всего» отражается доход от реализации товаров (работ, услуг) по сельскохозяйственной деятельности (код строки 222310), от реализации товаров (работ, услуг), по несельскохозяйственной деятельности (код строки 222320).

При этом, истец утверждает, что сумма дохода от реализации товаров (работ, услуг) по сельскохозяйственной и несельскохозяйственной деятельности должна соответствовать фактическому получению дохода, подтвержденных соответствующими платежными документами, и может быть не равно выручке, отраженной в отчете о финансовых результатах по коду строки 2110 «Выручка».

Истец считает, что согласно анализу отчетной документации, представленной ответчиком, для достижения значения показателя результативности «прирост объема сельскохозяйственной продукции» за 2020 год по коду 63110 раздела 6.3 наблюдается спад выручки, следовательно, и спад объема сельскохозяйственной продукции (80545 (за 2020 год) < 80716 (за 2019 год)). Согласно формы №1-спр. «Информация об оказании услуг сельскохозяйственными потребительскими кооперативами (кроме кредитных) за отчетный период 2020 года» в СПСК «Бурёнка» имеется прирост выручки, но не достигается 3%, при этом понятие товар используется в контексте товаров несельскохозяйственной деятельности.

С учетом данных обстоятельств, истец согласно уточненным исковым требованиям просит взыскать с ответчика денежные средства в размере 497 035,50 руб.

Для проверки доводов сторон судом первой инстанции по ходатайству ответчика была назначена судебная экспертиза, проведение которой было поручено обществу с ограниченной ответственностью «Независимая Оценка и Судебно-Технические Экспертизы», экспертам ФИО2, ФИО3.

На разрешение экспертов судом были поставлены следующие вопросы, подлежащие рассмотрению в рамках проведения данной экспертизы:

1. Каким образом должен определяться прирост объема сельскохозяйственной продукции, реализованной сельскохозяйственным потребительским кооперативом для целей отчетности, учитывая методологические пояснения по заполнению отраслевой формы отчетности 6-АПК (годовая) «Отчет об отраслевых показателях деятельности организаций непромышленного комплекса», одобренной Министерством сельского хозяйства России? Необходимо ли учитывать для целей отчетности по форме № 6-АПК (годовая) реализацию товаров (сельхозпродукция, приобретенная не у своих членов), по коду 63130 в сумме с показателем по коду 63110 для расчета объема сельскохозяйственной продукции, реализованной сельскохозяйственным потребительским кооперативом?

2. Сколько составил прирост объема сельскохозяйственной продукции, реализованной в 2020 году в процентах сельскохозяйственным потребительским кооперативом «Бурёнка»?

Согласно заключению эксперта № 43 от 12.04.2023 прирост объема сельскохозяйственной продукции, реализованной сельскохозяйственным потребительским кооперативом для целей отчетности, учитывая методологические пояснения по заполнению отраслевой формы отчетности 6-АПК (годовая) «Отчет об отраслевых показателях деятельности организаций непромышленного комплекса», одобренной Министерством сельского хозяйства России должен определяться на основании данных, отраженных в форме №2 «Отчет о финансовых результатах» за 2020 год. Для целей отчетности по форме 6-АПК (годовая) реализацию товаров (сельхозпродукция, приобретенная не у своих членов), по коду 63130 в сумме с показателем по коду 63110 для расчета объема сельскохозяйственной продукции, реализованной сельскохозяйственным потребительским кооперативом необходимо учитывать. Прирост объема сельскохозяйственной продукции, реализованной в 2020 году в процентах сельскохозяйственным потребительским кооперативом «Бурёнка» составил 8,9%.

Суды признали заключение эксперта № 43 от 12.04.2023 соответствующим требованиям статьи 86 АПК РФ.

С учетом вышеизложенного, суды первой и апелляционной инстанции пришли к правомерному выводу, что прирост объема сельскохозяйственной продукции, реализованной в 2020 году в процентах сельскохозяйственным потребительским кооперативом «Бурёнка» составил 8,9%, что в свою очередь свидетельствует о том, что показатель 3% в соответствии с соглашением №5 от 05.10.2018 был выполнен ответчиком в полном объеме.

Кроме того, в соответствии с пунктом 1 статьи 6 Федерального закона от 29.12.2006 № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства» для реализации государственной аграрной политики может применяться, в частности, такая мера, как предоставление бюджетных средств сельскохозяйственным товаропроизводителям в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно пункту 1 статьи 4 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее - Закон № 209-ФЗ) к субъектам малого и среднего предпринимательства относятся крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели.

В силу пункта 1 статьи 17 Закона № 209-ФЗ оказание финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства может осуществляться в соответствии с законодательством Российской Федерации за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов путем предоставления субсидий, бюджетных инвестиций, государственных и муниципальных гарантий.

В соответствии с пунктом 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ) субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг.

В соответствии с пунктом 3 статьи 78 БК РФ Нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять: 1) категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий; 2) цели, условия и порядок предоставления субсидий; 3) порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.

Следовательно, законодатель указал, что основанием для возврата субсидий является нарушение условий, установленных при их предоставлении.

Судебными инстанциями из материалов дела установлено, что 05.10.2018 между министерством сельского хозяйства Саратовской области и СПСК «Бурёнка» было заключено соглашение №5 о предоставлении из областного бюджета субсидии на финансовое обеспечение затрат, связанных с грантовой поддержкой сельскохозяйственных потребительских кооперативов для развития материально-технической базы, на стимулирование развития приоритетных подотраслей агропромышленного комплекса и развитие малых форм хозяйствования в рамках государственной программы Саратовской области «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Саратовской области на 2014 - 2020 годы», на основании которого в 2018 году Минсельхоз Саратовской области предоставило грант СПСК «Бурёнка» в размере 4 970 355 рублей.

Предметом настоящего соглашения являлось предоставление из областного бюджета в 2018 году субсидии в целях финансового обеспечения затрат получателя, связанных с реализацией проекта по развитию производственного объекта в рамках мероприятий по грантовой поддержке сельскохозяйственных кооперативов для развития материально-технической базы; в целях реализации получателем следующих проектов (мероприятий): приобретение специализированного транспорта-молоковоза, включающего седельный тягач и полуприцеп-цистерну к нему, для транспортировки молока. Размер субсидии в 2018 году составил 4 970 355 руб.

Перечисление денежных средств на основании соглашения от 05.10.2018 № 5 произведено платежным поручением о перечислении средств гранта № 536755 от 12.10.2018.

При этом в ходе проверочных мероприятий было установлено, что в соответствии с планом расходов на реализацию проекта по развитию материально-технической базы СПСК «Бурёнка», предусмотрено всего средств 9 700 000 рублей, из которых 5 820 000 рублей (60%) средства гранта и 3 880 000 рублей (40 %) собственные средства получателя. План расходов в новой редакции в соответствии с утвержденной комиссией суммой гранта 4 970 355 рублей предоставлен.

На основании предоставленных к проверке документов, подтверждающих целевое использование гранта, осуществлен анализ фактических расходов гранта и собственных средств получателя СПСК «Бурёнка» по состоянию на 01 января 2019 года.

Судебными инстанциями из материалов дела установлено, что направления использования гранта и собственных средств соответствуют плану расходов, предоставленному в Министерство сельского хозяйства Саратовской области получателем для перечисления средств гранта.

Так, по состоянию на 01.01.2019 СПСК «Бурёнка» осуществлены расходы гранта и собственных средств в общем объеме 9 570 000,00 рублей (4 970 355,00 рублей - грант и 4 600 000,00 рублей - собственные средства).

Средства кооперативом использованы на приобретение транспортных средств (седельный тягач, полуприцеп-цистерна), к проверке предоставлены документы, подтверждающие целевое использование в соответствии с пп. 3.1.1.1 Соглашения № 5. Приобретенные транспортные средства зарегистрированы на получателя гранта.

В ходе проверки осмотрен седельный тягач, приобретенный по договору купли-продажи № 1364/МБАЕ от 16 октября 2018 года, согласно ПТС в установленном порядке зарегистрирован 16 ноября 2018 года с регистрационным номером <***>, на получателя гранта, нарушений не установлено.

В ходе проверки в соответствии с договором поставки от 09.10.2018 № 189 полуприцеп-цистерна в наличии, согласно ПТС в установленном порядке зарегистрирован на получателя средств гранта 16.11.2018, регистрационный номер АУ 2464 64.

В ходе проверки предоставлен протокол от 16.10.2018 № 7 общего собрания членов кооператива о внесении основных средств, приобретенных за счет бюджетных средств в неделимый фонд кооператива. Акты о приеме-передаче основных средств (кроме зданий и сооружений) по унифицированной форме № ОС-1 в ходе проверки предоставлены и предоставлены ведомости учета основных средств, в которых отражены основные средства, приобретенные за счет бюджетных средств.

Свои исковые требования истец основывает на том, что по результатам плановой выездной проверки, проводимой Минсельхозом Саратовской области было установлено, что ответчиком не выполнен целевой показатель «Прирост объема сельскохозяйственной продукции, реализованной сельскохозяйственными потребительскими кооперативами, получившими средства государственной поддержки, в денежном выражении, установленный соглашением от 05.10.2018 №5 в 2020 году в размере 3%.

Однако, как правильно указано судебными инстанциями, исходя из смысла положений статей 78, 306.4 БК РФ субсидии предоставляются безвозвратно, без установления обязательства по возврату. Возврат субсидий возможен в случае нарушения условий их предоставления, которые установлены в нормативных правовых актах, муниципальных правовых актах, регулирующих предоставление субсидий. Нарушение условий предоставления субсидий образуется не при любом нарушении нормативного акта, регулирующего предоставление субсидий, а именно при нарушении тех его положений, которые устанавливают критерии (условия) предоставления уполномоченными органами субсидий.

Нарушение получателем субсидии условий ее использования, таких как недостижение планируемых результатов хозяйственной деятельности получателем субсидии, не является нарушением условий предоставления субсидии. Правовая природа договорного обязательства о гранте заключается в безвозмездной передаче грантодателем денежных средств грантополучателю для направления их на общеполезные социально значимые цели с последующим предоставлением грантодателю отчета об их использовании. Условие о возврате гранта в случае нарушения грантополучателем условий его предоставления по своему содержанию является ответственностью и обеспечивает исполнение обязательства и/или восстановления нарушенного права.

В связи с этим нормы, устанавливающие порядок предоставления и правила расходования гранта, подлежат истолкованию с учетом защищаемого этой нормой законного интереса.

Следовательно, ответственность в виде возврата гранта подлежит применению в случае, если нарушение, допущенное при получении гранта, фактически привело или может привести к неисполнению, ненадлежащему исполнению обязательства и/или к нарушению права.

В противном случае, при отсутствии действительно нарушенного права, при нарушениях формального характера грантополучатель будет поставлен в неравные условия с грантодателем, а уже достигнутый общественно полезный результат предоставления гранта будет нивелирован.

Существо гранта - безвозмездное безвозвратное предоставление средств с целью поощрения, развития значимого направления деятельности. Само по себе недостижение показателей результативности, в случае отсутствия нецелевого использования средств гранта, не может служить основанием для возврата выделенных денежных средств. О нецелевом использовании ответчиком средств гранта министерство не заявляло.

В силу подпункта 3 ч. 3 ст. 78 БК РФ в нормативном акте указывается порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении. Данное положение не может быть применено для произвольного установления уполномоченным органом условий возврата предоставленной субсидии по формальным основаниям.

По смыслу ст. 78 БК РФ, возврат субсидии возможен при выдаче субсидии лицу, не имеющему по субъективным либо объективным критериям права на ее получение (нарушение условий предоставления субсидии). Возврат субсидии также возможен при использовании средств нецелевым образом как меры бюджетного принуждения (ст. 306.4 БК РФ). Нарушение условий предоставления субсидий образуется не при любом нарушении нормативного акта, регулирующего предоставление субсидий, а именно при нарушении тех его положений, которые устанавливают критерии (условия) предоставления уполномоченными органами субсидий. Законодатель определяет два возможных случая возврата средств субсидий: нецелевое использование данных средств или нарушение условий предоставления субсидий.

Согласно ст. 431 ГК РФ при толковании условий договора судом принимается во внимание буквальное значение содержащихся в нем слов и выражений. Буквальное значение условия договора в случае его неясности устанавливается путем сопоставления с другими условиями и смыслом договора в целом. Если правила, содержащиеся в части первой настоящей статьи, не позволяют определить содержание договора, должна быть выяснена действительная общая воля сторон с учетом цели договора.

При этом принимаются во внимание все соответствующие обстоятельства, включая предшествующие договору переговоры и переписку, практику, установившуюся во взаимных отношениях сторон, обычаи делового оборота, последующее поведение сторон.

При анализе и толковании условий Соглашения по правилам ст. 431 ГК РФ, судами установлено, что единственным основанием для возврата средств гранта является нецелевое использование гранта.

Между тем, в настоящем деле истцом не заявлено о нецелевом использовании ответчиком средств гранта. Предъявляя требования в настоящем деле, истец ссылается на иные нарушения ответчиком условий Соглашения, не связанные с нецелевым использованием гранта.

Кроме того, в ходе проведенной проверки о соблюдении условий, целей и порядка использования субсидии в форме гранта на развитие материально-технической базы и субсидии на возмещение части затрат сельскохозяйственных потребительских кооперативов, предоставленных СПСК «Бурёнка» в рамках реализации государственной программы Саратовской области «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Саратовской области, судами было установлено, что прирост объема сельскохозяйственной продукции в денежном выражении, реализованной кооперативом в 2020 году к уровню 2019 года составил 8,9 %, что подтверждается годовой финансовой отчетностью, выручка от реализации сельскохозяйственной продукции за 2019 год -101 402 тысячи рублей, за 2020 год – 110 469 тысяч рублей), соответственно показатель результативности соглашения № 5 в 2020 году СПСК «Бурёнка» выполнен, что подтверждается актом проверки №4 от 10.12.2021. Аналогичные выводы были сделаны экспертами в ходе проведенной по делу судебной экспертизы №43 от 12.04.2023.

Так, экспертами было установлено, что прирост объема сельскохозяйственной продукции, реализованной в 2020 году, в процентах сельскохозяйственным потребительским кооперативом «Бурёнка» составил 8,9%, что в свою очередь свидетельствует о том, что показатель 3% в соответствии с соглашением №5 от 05.10.2018 был выполнен ответчиком в полном объеме.

Таким образом, материалами дела подтверждается факт выполнения ответчиком соглашения №5 от 05.10.2018 в части выполнения прироста объема сельскохозяйственной продукции, реализованной в 2020 году.

При этом расчет истцом прироста объема сельскохозяйственной продукции, реализованной сельскохозяйственным потребительским кооперативом, опровергается материалами дела, а также судебной экспертизой, которой установлено, что прирост объема сельскохозяйственной продукции, реализованной сельскохозяйственным потребительским кооперативом для целей отчетности, учитывая методологические пояснения по заполнению отраслевой формы отчетности 6-АПК (годовая) «Отчет об отраслевых показателях деятельности организаций непромышленного комплекса», одобренной Министерством сельского хозяйства России должен определяться на основании данных, отраженных в форме №2 «Отчет о финансовых результатах» за 2020 год. Для целей отчетности по форме 6-АПК (годовая) реализацию товаров (сельхозпродукция, приобретенная не у своих членов), по коду 63130 в сумме с показателем по коду 63110 для расчета объема сельскохозяйственной продукции, реализованной сельскохозяйственным потребительским кооперативом необходимо учитывать.

Следовательно, формальный подход министерства сельского хозяйства Саратовской области к не достижению СПСК «Бурёнка» плановых значений показателей без учета конкретных обстоятельств реализации мероприятий по развитию сельского хозяйства и регулированию рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, не отвечает общим целям программы финансирования сельского хозяйства, в том числе, повышению конкурентоспособности продукции сельского хозяйства, обеспечению продовольственной безопасности в Саратовском регионе; развитию сельских территорий, росту занятости и уровня жизни сельского населения.

Поскольку, соглашение от 05.10.2018 № 5 является действующим, в установленном законом порядке не расторгнуто и недействительным не признано, суды первой и апелляционной инстанции сделали правильный вывод, что требования истца о возврате средств гранта, перечисленных по действующим соглашениям, права и обязанности сторон по которым не прекратились, являются необоснованными.

При этом судебными инстанциями принято во внимание, что в рассматриваемом деле истцом и ответчиком условия предоставления субсидии выполнены в полном объёме, цель предоставления субсидии – грант на развитие материально-технической базы сельскохозяйственных потребительских кооперативов достигнута, денежные средства, предоставленные ответчику, реализованы в соответствии с целевым назначением.

Исследовав и оценив представленные в дело документы в порядке статьи 71 АПК РФ, с учетом результатов проведенной по делу судебной экспертизы, суды первой и апелляционной инстанции пришли к правомерному выводу об отсутствии правовых оснований для взыскания с ответчика денежных средств, полученных в виде гранта в размере 497 035 руб.

С учетом изложенного, принятые по делу судебные акты являются законными, правовых оснований для их отмены у суда кассационной инстанции не имеется.

Нарушений норм материального и процессуального права, повлиявших или могущих повлиять на законность судебных актов, не установлено судом кассационной инстанции.

Кассационная жалоба, рассмотренная в пределах заявленных в ней доводов, не подлежит удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Саратовской области от 18.07.2023 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.11.2023 по делу № А57-17857/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные статьями 291.1., 291.2. Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий судья М.А. Савкина

Судьи Э.Г. Гильманова

Н.Ю. Мельникова