АРБИТРАЖНЫЙ СУД
ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА
420066, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Правосудия, д. 2, тел. (843) 235-21-61
http://faspo.arbitr.rue-mail: info@faspo.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции
Ф06-26189/2015
г. Казань Дело № А57-18067/2014
13 августа 2015 года
Резолютивная часть постановления объявлена 06 августа 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен августа 2015 года .
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Глазова Ю.В.,
судей Петрушкина В.А., Коноплевой М.В.,
при участии:
от закрытого акционерного общества «Тандер» – ФИО1 – представителя по доверенности от 27.12.2014 № 2-4/624,
в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации муниципального образования «Город Саратов»
на постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.04.2015 (председательствующий судья Смирников А.В., судьи Каплин С.Ю., Цуцкова М.Г.)
по делу № А57-18067/2014
по заявлению закрытого акционерного общества «Тандер» (ОГРН <***>, ИНН <***>), г. Краснодар, о признании незаконным постановления администрации муниципального образования «Город Саратов» от 24.06.2014 № 1791 «Об отказе ЗАО «Тандер» в предоставлении в собственность земельного участка в Заводском районе, занимаемого нежилым зданием», об обязании принять постановление о предоставлении в собственность земельного участка, оформить договор купли-продажи земельного участка,
заинтересованные лица: администрация муниципального образования «Город Саратов» (ОГРН <***>, ИНН <***>), комитет по управлению имуществом города Саратова (ОГРН <***>, ИНН <***>), комитет по градостроительной политике, архитектуре и капитальному строительству администрации муниципального образования «Город Саратов» (ОГРН <***>, ИНН <***>),
УСТАНОВИЛ:
закрытое акционерное общество «Тандер» (далее – заявитель, ЗАО «Тандер», общество) обратилось в Арбитражный суд Саратовской области с заявлением о признании незаконным постановления администрации муниципального образования «Город Саратов» (далее – администрация, орган местного самоуправления) от 24.06.2014 № 1791 «Об отказе ЗАО «Тандер» в предоставлении в собственность земельного участка в Заводском районе, занимаемого нежилым зданием» (далее – постановление администрации № 1791), об обязании администрации издать постановление о предоставлении в собственность ЗАО «Тандер» земельного участка площадью 2 050 кв.м. с кадастровым номером 64:48:020409:32, категория земель – «земли населенных пунктов», разрешенное использование – «для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания», расположенного по адресу: <...> б/н, оформить договор купли-продажи земельного участка.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 01.12.2014 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.04.2015 решение суда первой инстанции отменено. По делу принят новый судебный акт, которым постановление администрации № 1791 признано недействительным, орган местного самоуправления обязан принять постановление о предоставлении в собственность ЗАО «Тандер» испрашиваемого земельного участка.
Не согласившись с принятым судом апелляционной инстанции судебным актом, администрация обратилась с кассационной жалобой, в которой просит оспариваемый судебный акт отменить, оставить в силе решение суда первой инстанции от 01.12.2014.
Лица, участвующие в деле, до начала судебного заседания письменных отзывов на кассационную жалобу органа местного самоуправления не представили.
Заинтересованные лица о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом извещены, явку представителей в судебное заседание не обеспечили, что в силу статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) не является препятствием к рассмотрению кассационной жалобы.
Представитель общества в судебном заседании поддержал кассационную жалобу.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в соответствии со статьей 286 АПК РФ правильность применения судом апелляционной инстанции норм материального и процессуального права, не находит оснований для отмены принятого по делу постановления.
Как следует из материалов дела и установлено судом апелляционной инстанции ЗАО «Тандер» на праве собственности принадлежит нежилое одноэтажное здание магазина площадью 1 050,8 кв.м., расположенное по адресу: <...> а, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 28.12.2009 серия 64-АВ № 638145, выпиской из единого государственного реестра прав на недвижимое имуществом и сделок с ним от 20.05.2014 № 01/005/2014-37000.
На основании договора аренды от 06.09.2007 № 595, договора замены стороны в обязательстве от 12.10.2007 № СрФ-1/742/07 ЗАО «Тандер» является арендатором земельного участка площадью 2 050 кв.м. с кадастровым номером 64:48:020409:32, категория земель – «земли населенных пунктов», расположенного по адресу: <...>.
22.05.2014 общество обратилось в орган местного самоуправления с заявлением о предоставлении в порядке статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) в собственность указанного земельного участка.
Постановлением администрации № 1791 ЗАО «Тандер» отказано в предоставлении в собственность испрашиваемого земельного участка.
Полагая, что постановление администрации № 1791 является незаконным, нарушает права и законные интересы заявителя, ЗАО «Тандер» обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Отменяя решение Арбитражного суда Саратовской области от 01.12.2014 и удовлетворяя заявленные ЗАО «Тандер» требования, Двенадцатый арбитражный апелляционный суд правомерно исходил из следующего.
В силу статьи 36 ЗК РФ юридическое лицо, являющееся собственником зданий, строений, сооружений, имеет исключительное право на приобретение в собственность или в аренду земельного участка, на котором расположены данные объекты недвижимости. Для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 ЗК РФ, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта. Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений (пункт 5 статьи 36 ЗК РФ). В силу пункта 6 статьи 36 ЗК РФ исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 ЗК РФ, в месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 ЗК РФ, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 ЗК РФ, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора. Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 13.09.2011 № 475 утвержден Перечень документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок. Исчерпывающий перечень документов, необходимых для предоставления муниципальной услуги, также указан в пункте 2.6.1. Административного регламента предоставления муниципальной услуги «Предоставление земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и на которых расположены здания, строения, сооружения», утвержденного постановлением администрации от 29.02.2012 № 241.
Отказывая ЗАО «Тандер» в предоставлении в собственность испрашиваемого земельного участка, администрация указала на несоразмерность площади объекта недвижимости площади испрашиваемого земельного участка. Согласно пункту 2 статьи 35 ЗК РФ площадь части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, определяется в соответствии с пунктом 3 статьи 33 ЗК РФ.
Согласно пункту 13 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 11 «О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства», исходя из положений пункта 2 статьи 35 ЗК РФ во взаимосвязи с пунктом 3 статьи 33 Кодекса площадь части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, определяется в соответствии с утвержденными в установленном порядке нормами отвода земель для конкретных видов деятельности или в соответствии с правилами землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документацией. При этом, предоставление земельного участка, занятого объектом недвижимости, должно осуществляться таким образом, чтобы собственник этого объекта имел возможность осуществлять его обслуживание и эксплуатацию, то есть в границы передаваемого земельного участка должны входить как часть, которая занята недвижимостью, так и часть, необходимая для ее использования. В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 11.9 ЗК РФ предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, в отношении которых в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности устанавливаются градостроительные регламенты, определяются такими градостроительными регламентами, предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или в отношении которых градостроительные регламенты не устанавливаются, определяются в соответствии с ЗК РФ, другими федеральными законами.
Действующие на территории муниципального образования «Город Саратов» Правила землепользования и застройки, утвержденные решением Саратовской городской Думы от 29.04.2008 № 27-280, не содержат в себе указания на предельные размеры земельных участков, предоставляемых под размещение объектов недвижимости. Нормы отвода земель для конкретных видов деятельности или в соответствии с правилами землепользования и застройки уполномоченным органом местного самоуправления в установленном порядке не утверждены.
Заявителем в материалы дела представлено заключение специалиста общества с ограниченной ответственностью «Лаборатория судебных экспертиз «Лидер-Эксперт» ФИО2 от 06.04.2015 № 79, из которого следует, что площадь земельного участка, необходимого для нормальной эксплуатации объекта торговли – нежилого одноэтажного здания площадью 1 050,8 кв.м., расположенного по адресу: <...> а, с учетом частичного использования разгрузочных площадок для размещения автопоездов, составит 2 015,8 кв.м.
Суд апелляционной инстанции, оценив заключение специалиста, сделал вывод о его допустимости и достоверности.
Таким образом, довод администрации о несоразмерности площади испрашиваемого земельного участка площади объекта недвижимости является необоснованным.
В силу части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания несоответствия площади земельного участка, испрашиваемого заявителем, положениям пункта 3 статьи 33 ЗК РФ, как основания для отказа в предоставлении земельного участка в собственность, возложена на орган местного самоуправления. Однако администрацией бесспорных доказательств несоразмерности площади земельного участка и площади здания, распложенного на нем, а также фактического неиспользования обществом какой-либо части участка, суду не представлено.
Кроме того, администрацией не определено, какой площади и конфигурации земельный участок может быть предоставлен заявителю.
Довод кассационной жалобы о непредставлении заявителем документов, подтверждающих право общества на объект недвижимости площадью 1 223 кв.м., расположенный на испрашиваемом земельном участке согласно кадастровому паспорту земельного участка от 15.05.2014 № 64/201/2014-248340 получил надлежащую оценку суда апелляционной инстанции.
Что касается довода о неправомерном, по мнению администрации, применении судом апелляционной инстанции ЗК РФ в редакции, действовавшей до вступления 01.03.2015 в силу Федерального закона от 23.06.2014 № 171-ФЗ «О внесении изменений в ЗК РФ и отдельные законодательные акты Российской Федерации», то он основывается на неправильном толковании норм права.
Доводы кассационной жалобы органа местного самоуправления направлены на переоценку фактических обстоятельств дела, которая в силу статей 286 и 287 АПК РФ не входит в компетенцию арбитражного суда кассационной инстанции.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 АПК РФ, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.04.2015 по делу № А57-18067/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в двухмесячный срок.
Председательствующий судья Ю.В. Глазов
Судьи В.А. Петрушкин
М.В. Коноплева